Тренировочная кордовая модель самолета

Тренировочная кордовая модель самолета

В то время, когда «неорганизованному» авиамоделисту-кордовику приходится выбирать конструкцию тренировочной модели, то главными параметрами для него, в большинстве случаев, становятся простота ее изготовления, летучесть и «надёжность». Как раз таким требованиям отвечает тренировочная модель, прототипом которой послужил красивый легкомоторный самолет «Фольксплан» американского любителя авиации Эванса.

Данный самолет 70-х годов, сертифицированный в Соединенных Штатах, был сделан по классической модельной разработке, так что доведение его до модельных размеров — дело не столь уж сложное. Итак, несложная, надежная и «летучая» тренировочная модель. Ее аэродинамическая компоновка — хороший низкоплан.

Разрабатывалась она под двигатель КМД-2,5 с рабочим количеством 2,5 см3, но возможно применять и второй с такой же кубатурой.

Изготовление модели направляться затевать с прорисовки плаза, для чего на странице ватмана изображаются боковая и плановая проекции модели в натуральную величину с правильным размещением шпангоутов, стрингеров и других конструктивных элементов. Сперва нужно заготовить все подробности фюзеляжа: из липовой пластины толщиной около 3 мм вырезать шпангоуты, из буковых реек толщиной 6 мм — мотораму, из сосновых реек сечением 3×3 и 4×4 мм — лонжероны.

Сборка фюзеляжа начинается с подготовки боковин. К выкроенным из 2-мм липового шпона к боковым панелям приклеиваются бруски моторамы, склеенные с лонжеронами, и пластины-усилители, а в заднюю часть фюзеляжа вклеивается бобышка крепления киля и горизонтального оперения. После этого стыкуются панели и шпангоуты.

Операцию эту эргономичнее всего создавать на ровном древесном бруске, закрепляя на нем в перевернутом положении фюзеляж резиновым бинтом и осуществляя контроль наряду с этим перпендикулярность боковых панелей к плоскости бруска-стапеля. К взятому узлу приклеиваются ложемент и нижние панели под крыло из 2-мм липового шпона, а в средней части фюзеляжа монтируется фанерное основание с закрепленной на нем качалкой управления.

Сама же качалка — из листового дюралюминия толщиной 2 мм. И в последнюю очередь устанавливается верхняя панель фюзеляжа из липового шпона толщиной 2—3 мм. Декоративный гаргрот на верхней панели фюзеляжа — из пенопласта марки ПХВ, что не растворяется горючим.

Крыло модели — упрощенной конструкции. Оно складывается из плоской пластины-основания, вырезанной из 1-мм фанеры, сосновой рейки-лонжерона сечением 15×5 мм, и липовых задней кромок и передней.

Профиль же крыла образуется пенопластовым заполнением. Для этого из упаковочного пенопласта вырезаются две рейки-заготовки и наклеиваются на основание крыла (не забудьте лишь вклеить во «внешний» финиш крыла железный груз массой 15—20 г), по окончании чего на торцах крыла закрепляются дюралюминиевые шаблоны, повторяющие профиль крыла.

«Лишний» пенопласт срезается с заготовок посредством накаляемой электрическим током нихромовой струны, натянутой на изогнутую рейку-лучок. Наряду с этим проволока обязана скользить сходу по двум дюралюминиевым шаблонам. При оптимальном нагреве нихромовой нити поверхность пенопласта остекловывается (на ней образуется узкая корка), что разрешает по окончании легкой шлифовки оклеить ее лавсановой пленкой или широкой самоклеющейся лентой-скотчем.

Необходимо подметить, что собирать крыло рекомендуется на ровной доске, в другом случае может появиться трудноустранимая крутка либо продольный его изгиб. Крыло крепится к фюзеляжу резиновыми кольцами, фиксируемыми на буковых штырях диаметром 5 мм, закрепленных на фюзеляже. На модели (как и на самолете-прототипе) употребляется цельноповоротное горизонтальное оперение, которое является легкий липовый каркас с пенопластовым заполнением.

Конструкция его ясна из приведенных чертежей.

Шарнир стабилизатора складывается из пары латунных полуосей, засунутых в отрезок пластиковой трубки (от стержня гелевой шариковой ручки), которая вклеена в хвостовую часть фюзеляжа. Между полуосями находится пружина, разрешающая при установке горизонтального оперения вводить полуоси в предназначенные для них отверстия.

Кстати, последние кроме этого усилены отрезками стержня от гелевой ручки. Кабанчик руля управления выгибается из металлической проволоки диаметром 1,5 мм — шарнир кабанчика образуется двумя-тремя витками проволоки. Тяга руля высоты возможно сделана из велосипедной спицы или из проволоки ОВС диаметром 1,5 мм.

Фиксация ее на кабанчике горизонтального оперения и на качалке управления — посредством жестяных шайб, припаянных к тяге.

Киль модели по конструкции подобен горизонтальному оперению — это кроме этого каркас из липовых реек, заполненный упаковочным пенопластом и оклеенный лавсановой пленкой либо скотчем. Шасси модели — рессорного типа, оно выгибается из дюралюминиевой полосы толщиной 2 мм. Колеса диаметром 50 мм изготавливаются из плотного пенопласта или подбираются от какой-либо детской игрушки.

Топливный бак сделан из белой жести толщиной 0,3 мм, заправочная и дренажная трубки, и штуцер подачи горючего — из бронзовых трубок с внешним диаметром 3 мм. На штуцер подачи горючего рекомендуется напаять проволочное колечко — это улучшит фиксацию на нем пластикового топливопровода.

Кстати, последний лучше сделать из силиконовой резины, в крайнем случае— из трубок от медицинской капельницы. Капот двигателя оптимальнее выклеить из стеклоткани по восковой либо парафиновой модели, но в полной мере вероятно выколотить его из листового АМг либо АМц толщиной 0,5 мм.

По окончании окончательной шлифовки древесные внешние поверхности модели оклеиваются широкой цветной лентой-скотчем или окрашиваются двумя-тремя слоями нитроэмали. Декоративный гаргрот в верхней части фюзеляжа шпаклюется двухкомпонентной автошпаклевкой, шлифуется и окрашивается нитроэмалью.

Первые полеты модели рекомендуется создавать в безветренную погоду. Освоив полет по кругу, попытайтесь проверить поведение модели на горках, осуществляя контроль наряду с этим натяжение корд. Если оно окажется удовлетворительным, попытайтесь освоить и другие фигуры пилотажа, к примеру, петлю.

(Создатель: И.ЖУКОВ, инженер)

Запуск кордовой модели с компрессионным мотором КМД 2,5. г. Горловка март 2016 года.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: