Тактический бпла-разведчик ту-143 «рейс».

      Комментарии к записи Тактический бпла-разведчик ту-143 «рейс». отключены

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1970 г.Тактический бпла-разведчик ту-143 «рейс».

30 августа 1968 года вышло распоряжение Совета Министров СССР № 670-241 на разработку нового беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» (ВР-3) и входящего в него беспилотного самолета-разведчика «143» (Ту-143). Срок предъявления комплекса на опробования в Распоряжении оговаривался: для варианта с оборудованием фоторазведки — 1970 годом, для варианта с оборудованием для телевизионной разведки и для варианта с оборудованием для радиационной разведки — 1972 годом.

В техническом задании на комплексы нового поколения в дополнение к автономности, мобильности и вторым тактико-техническим требованиям был добавлен последовательность пунктов, исполнение которых вынудило разработчиков без шуток пересмотреть вопросы проектирования, испытаний и производства беспилотных входящих и комплексов в него элементов. В частности, летательный аппарат должен был быть многократного применения, делать полеты как на малых, так и на громадных высотах в диапазоне 50-5000 м, и над горными районами.

Очень ставился вопрос о достижении минимальных значений ЭПР для самолета-разведчика. Высокие требования предъявлялись к пилотажно-навигационному комплексу, что должен был снабжать достаточно правильный выход самолета-разведчика в район разведки и на площадку посадки размером 500-500 м, куда производилась посадка по окончании исполнения задания. Малое время, отводившееся по заданию, на старт и подготовку самолета-разведчика настойчиво попросил разработки нового комплекса бортовой аппаратуры на базе современной элементной базы, и создание двигателя с высокой степенью надежности.

Как и при работ по комплексу «Стриж» (Ту-141), при создании нового комплекса беспилотной тактической разведки употреблялся тот огромный опыт, что накопился к этому времени в ОКБ и в организациях и смежных предприятиях, полученный в ходе практически десятилетних работ по беспилотной разведывательной тематике. Всеми работами по комплексам «Рейс» и «Рейс-Д» в ОКБ руководил Основной конструктор Г.М.Гофбауэр, а по окончании его смерти Основной конструктор Л.Т.Куликов.

Комплекс тактической разведки «Рейс» был создан и испытан в малейшие сроки. В декабре 1970 года состоялся первый успешный полет БПЛА Ту-143. В первой половине 70-ых годов двадцатого века начались совместные национальные опробования, каковые закончились с успешными результатами во второй половине 70-ых годов двадцатого века, по окончании чего комплекс «Рейс» был принят на вооружение Советской Армии. Серийное производство комплекса началось еще на протяжении национальных опробований.

В первой половине 70-ых годов XX века на Машиностроительном заводе в г. Кумертау (Башкирии) была запущена в серийное производство умелая партия в 10 штук БПЛА Ту-143, а скоро началось полномасштабное производство комплекса. Всего до окончания серии, во второй половине 80-ых годов XX века, было выпущено 950 разведывательных БПЛА Ту-143.

Новый комплекс был скоро освоен в армиях и взял высокую оценку как надежное, высокоэффективное средство тактической разведки. Спроектированный и выстроенный по заказу ВВС, комплекс взял распространение в сухопутных армиях, и использовался в других родах армии.

При проведении учений соединений разных родов армий комплекс «Рейс» убедительно продемонстрировал значительные преимущества в сравнении с пилотируемыми средствами тактической разведки, оснащенными подобной аппаратурой. Серьёзным преимуществом разведывательного БПЛА Ту-143, как носителя разведывательного оборудования, было наличие НПК, снабжавшего более надежный выход на участок разведки в сравнении с пилотируемыми тактическим самолетами-разведчиками ВВС того периода (МиГ-21Р, Як-28Р).

А ведь как раз этим во многом определялось уровень качества воздушной разведки и в конечном счете исполнение задания. Особенно это быловажно при ответе задач по нескольким участкам разведки за один полет и при близком размещении их друг от друга по различным направлениям.

Строгая стабилизация разведывательного БПЛА Ту-143 на участках разведки, нужный температурный режим в приборном отсеке в условиях полета снабжали оптимальные условия работы разведывательной аппаратуры и получение высококачественной информации . Аэрофотоаппаратура, устанавливавшаяся на разведчике, разрешала с высоты 500 м и при скорости 950 км/ч распознавать предметы на земле в габаритах от 20 см и выше.

Комплекс прекрасно себя зарекомендовал в условиях применения в горной местности при посадках и стартах на площадках на высотах до 2000 м над уровнем моря и при облетах горных массивов высотой до 5000 м. При применении в горных районах комплекс «Рейс» становился фактически неуязвимым для средств ПВО соперника, что делало его красивым средством ведения боевых операций в условиях горных районов кавказского и азиатского театра боевых действий, и над горными районами Европы (Альпы, Карпаты, Пиренеи и т.д.). Комплекс «Рейс» поставлялся на экспорт в Чехословакию, Сирию и Румынию, где участвовал в военных действиях на протяжении Ливанского конфликта в начале 80-х годов.

В Чехословакию комплексы «Рейс» поступили в первой половине 80-ых годов XX века, в том месте было организовано две эскадрильи. По окончании раздела Чехословакии одна из них пребывать в Чехии, вторая — в Словакии.

Разведывательный БПЛА Ту-143 серийно выпускался в двух вариантах комплектации носовой сменной части: в варианте фоторазведчика с регистрацией информации на борту, в варианте телевизионной разведки с передачей информации по радиоканалу на наземные командные пункты. Помимо этого самолет-разведчик имел возможность оборудоваться средствами радиационной разведки с передачей материалов о радиационной обстановке по маршруту полета на землю по радиоканалу. БПЛА Ту-143 представлен на выставке образцов авиационной техники на Центральном аэропорте в Москве и в Музее в Монино (в том месте же возможно заметить и БПЛА Ту-141).

В 1985 году был выпущен БПЛА в варианте беспилотной мишени М-143 либо ВР-3ВМ. Мишень удачно прошла национальные опробования, на которых продемонстрировала хорошие возможности имитации летательных аппаратов по разным видам сигнатур.

В конце 70-х — начале 80-х годов в ОКБ разрабатывалась модификация БПЛА Ту-143 под пропагандистский контейнер. В этом варианте носовой отсек с разведывательным оборудованием заменялся на отсек, в котором вместо разведсредств размещались 11 пачек пропагандистских материалов неспециализированной массой 19 кг со средствами их сброса. Сброс агитматериалов производился из трех колодцев контейнера в один момент либо последовательно.

Команда на сброс приходила от АБСУ в соответствии с введенной на земле командой перед стартом.

Организационно части оснащенные комплексом «Рейс» воображали из себя эскадрильи, на вооружение каждой из которых было 12 разведывательных БПЛА Ту-143, четыре пусковых установки, и имелись средства подготовки, обеспечения старта, эвакуации и посадки разведчиков, командный пункт, узлы связи, пункт дешифрирования и обработки развединформации, ТЭЧ, где хранились самолеты-разведчики последующих стартов. Главные средства комплекса были мобильны и перебрасывались посредством штатных транспортных средств эскадрильи.

Комплекс «Рейс» предназначался для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе на глубине 60-70 км методом телевизионной разведки и фотографирования площадных отдельных маршрутов и целей, и наблюдением за радиационной обстановкой по маршруту полета. Комплексприспособлен для разведки районов сосредоточения армий и боевой техники, для разведки инженерно-технических сооружений. Комплекс снабжал ведение разведки на малых высотах полета в условиях низкой облачности, скрытность пуска и подготовки разведывательных БПЛА Ту-143 с неподготовленных в инженерном отношении позиций, автономность боевого применения, мобильность, перебазирование и быструю смену своим ходом, возможность получения разведывательной информации при применении радиолинии в масштабе времени, близком к настоящему. Комплекс в ходе эксплуатации делает следующие функции:
— подготовку к пуску и пуск разведывательных БПЛА Ту-143 с самоходной пусковой установки при скорости ветра до 15 м/с;
— автоматическое управление полетом БПЛА Ту-143 на заданных высотах;
— программирование моментов включения и траектории полёта и выключения бортовой разведывательной аппаратуры;
— фотографирование, сбор информации и телевизионную разведку о радиационной обстановке;
— доставку разведывательной информации в заданную точку, и передачу части информации с борта по радиолинии на наземные пункты.

Комплекс имеет следующие характеристики, определяющие его возможности и техническое совершенство:
— дальность полета разведчика — 170-180 км;
— глубина разведки — 70-80 км;
— скорость полета разведчика — 875-950 км/ч;
— высоты старта разведчика — 0-2000 м;
— высота полета ведения фоторазведки -200-1000 м;
— высота полета ведения телевизионной разведки — 300-1000 м;
— полоса фотографирования (в долях высоты полета) ширина -10 Н; протяженность -220 Н;
— ширина полосы телевизионной разведки — 2,2 Н;
— ширина полосы радиационной разведки — 2 Н;
— количество разворотов по траектории полета — 2;
— дальность перебазирования комплекса с подготовленным к пуску разведчиком — до 500 км;
— скорость передвижения наземных средств по дорогам , днем -45 км/ч, ночью — 30 км/ч;
— время подготовки к пуску БПЛА из стартового положения — 15 мин;
— время подготовки к повторному пуску — 4 часа;
— возможность повторного применения разведывательного БПЛа- до 5 раз.

В состав комплекса «Рейс» входили:
— разведывательного БПЛА Ту-143 с бортовой совокупностью программно-командного управления и сменным разведывательным оборудованием;
— комплекс средств наземного обеспечения подготовки к пуску, пуска, обслуживания и транспортировки БПЛА Ту-143;
— подвижные наземные средства приема, обработки, передачи и дешифрирования разведывательной информации.

Разведывательный БПЛА Ту-143 спроектирован по схеме «бесхвостка». Является цельнометаллический моноплан с низкорасположенным треугольным крылом малого удлинения. В передней части фюзеляжа самолета установлен неподвижный дестабилизатор треугольной формы в плане, снабжавший нужный запас устойчивости на маршевых режимах полета.Треугольное крыло имело стреловидность по передней кромке 58° и маленькую обратную стреловидность по задней кромке.

Фюзеляж круглого сечения с переходом в круглое в зоне установки маршевого ТРД . Воздухозаборник размешался над фюзеляжем, и в его хвостовой части, в зоне установки вертикального оперения, переходил в хвостовой парашютный контейнер. По всему размаху задней кромки крыла размешались элевоны, являвшиеся органами управления как по крену, так и по тангажу. Вертикальное оперение, со стреловидностью по передней кромке 40°, складывалась из киля с маленьким форкилем и руля направления.

Главными материалами, из которых выполнялся БПЛА, был алюминиевый сплав Д-16 и его модификации, магниевый сплав АМГ-6 и композиционные материалы (стеклоткани с сотовыми наполнителями). Малые размеры БПЛА Ту-143, размещение воздухозаборника сверху фюзеляжа и использование соответствующих материалов содействовали понижению ЭПР.

Конструктивно-технологически фюзеляж разведывательного БПЛА Ту-143 был разбит на четыре отсека: Ф-1, Ф-2, Ф-3 и Ф-4.

Носовой отсек Ф-1, воображавший из себя съемную конструкцию, был полностью сменяемым (контейнер с фотоаппаратурой либо контейнер с телевизионным оборудованием), и предусматривал замену отдельных блоков. Отсек выполнялся из стеклопластика и имел фотолюк для объективов соответствующей аппаратуры. Разведывательная аппаратура в отсеке размещалась на стержневой раме.

Отсек Ф-1 крепился болтами по контуру к шпангоуту 3 фюзеляжа, а его передняя часть опиралась на передний финиш стержневой рамы отсека. Носовой отсек Ф-1 имел возможность отстыковываться от фюзеляжа и храниться раздельно.

Отсек Ф-2 служил для размещения бортовой системы электроснабжения и аппаратуры управления.

Отсек фюзеляжа Ф-3 и служил для размещения топливного бака, в которого проходил канал воздухопровода от воздухозаборника к двигателю, топливного насоса, топливного аккумулятора, гидронасоса и противоперегрузочного устройства. В отсека устанавливался маршевый двигатель типа ТРЗ-117 с коробкой агрегатов. Двигатель соединялся с воздухозаборником посредством приставки, конструктивно выполнявшейся заодно с маслобаком.

К стартергенератору, установленному на двигателе, доходил патрубок с охлаждающим забортным воздухом.

Отсек фюзеляжа Ф-4 являлся гондолой двигателя, в верхней части переходящей в вертикальное оперение и парашютный контейнер. В парашютном контейнере был посадочный парашют, а в его сбрасываемом коке -тормозной парашют. Под парашютным контейнером в особом обтекателе, сбрасываемом вместе с коком, размешались пирозамки узлов отцепки перецепки и тормозного парашюта посадочного парашюта.

Под фюзеляжем был стартовый твердотопливный ускоритель типа СПРД-251.

Посадочное устройство складывалось из трехопорного шасси пяточного типа, производимого при посадке. Передняя опора убиралась в отсек Ф-2, две главные опоры — вовнутрь консолей крыла. Поступательная горизонтальная скорость гасилась посредством тормозного парашюта, вертикальная посадочная — посредством посадочного парашюта и тормозного твердотопливного двигателя, срабатывавшего по касанию крыльевых щупов тормозной совокупности.

Разведывательное оборудование в варианте фоторазведчика складывалось из панорамного аэрофотоаппарата типа ПА-1 с запасом фотопленки 120 м. Промежутки фотографирования устанавливались машинально в зависимости от высоты полета, приобретаемой от АБСУ.

Телевизионная разведка производилась посредством аппаратуры типа И-429Б «Чибис-Б», с передачей телевизионного изображения на землю по радиоканалу, связывавшего наземные пункты и борт. В один момент на землю передавались метки привязки по дальности маршрута, приобретаемые от АБСУ.

Радиационная разведка осуществлялась посредством аппаратуры «Сигма-Р», с возможностью передачи информации по радиоканалу.

Автоматическая бортовая совокупность управления АБСУ-143 предназначалась для стабилизации БПЛА относительно центра весов, выдерживания заданных параметров полета в автоматическом запрограммированном режиме, выдачи команд и текущей информации в разведывательную аппаратуру, и нужных команд в совокупность посадки. АБСУ-143 включала в себя:
— автопилот АП-143;
— доплеровский измеритель угла и скорости сноса ДИСС-7;
— вычислитель В-143;
— радиовысотомер малых высот А-032;
— блок ввода высоты БВВ-1.

По сигналам от АБСУ посредством гидравлической совокупности осуществлялось управление органами управления самолета. Давление в совокупности создавалось электрогидравлическим насосом типа 465П, яркое управление от трех рулевых автомобилей типа РМ-100.

Боевое использование разведывательного БПЛА Ту-143 обеспечивалось средствами начальной позиции, в состав которой входили:
— самоходная пусковая установка СПУ-143;
— транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143.

Обе на базе тягачей БАЗ-135МБ. Посредством СПУ-143 производились пуск и прицеливание самолета-разведчика, посредством ТЗМ-143 производились операции транспортировки, эвакуации с подготовки и места посадки.

Операции по своевременному, периодическому техобслуживанию БПЛА Ту-143 производились на технической позиции. В ее состав входили контрольно-проверочные станции КИПС-1, КИПС-2 и источник питания АПА-50М,входившие в контрольно-проверочный комплекс КПК-143, комплект мобильных средств заправки самолета источниками энергии (горючее, во

Разведывательный беспилотный летательный аппарат ТУ-143 «Рейс» запустили на Донбасс | Ukraine News

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Тактический бпла-разведчик ту-243 «рейс-д».

    Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1987 г. В конце 70-х годов, по окончании поступления в армии комплекса «Рейс», встал вопрос о его…

  • Туполев вр-3 рейс

    Комплекс воздушной тактической разведки ВР-3 «Рейс» с БЛА Ту-143 многоразового применения проектировался в 60-х годах и был завершён в 168 году…

  • Тактическая противорадиолокационная ракета x-27 («изделие 72», х-27пс).

    Разработчик: ОКБ «Звезда» Страна: СССР Начало разработки: 1972 г. Опробования: 1975-1976 гг. Принятие на вооружение: 1980 г. 15 августа 1972 года вышло…

  • Туполев вр-3д рейс-д

    В конце 70-х годов, в то время, когда в армии поступили комплексы «Рейс», начали обсуждать вероятные модернизации, каковые повлияли б на увеличение…

  • Тактический ударный бпла «луч».

    Разработчик: ЗАО «Концерн «Вега» Страна: Российская Федерация Первый полет: 2011 г. На юбилейном десятом Интернациональном авиационно-космическом салоне…

  • Тактический бпла «грант».

    Разработчик: Новик-XXI век Страна: Российская Федерация Первый полет: 2001 г. Комплекс ДПЛА разведки и воздушного наблюдения «ГрАНТ» рекомендован для…