Тактический бпла «грант».

Разработчик: Новик-XXI век
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 2001 г.Тактический бпла «грант».

Комплекс ДПЛА разведки и воздушного наблюдения «ГрАНТ» рекомендован для телевизионного наблюдения в настоящем времени местности и объектов на ней на удалениях до 70 км, при применении в качестве фоторазведчика боевой радиус образовывает 150 км. Собственное назначение комплекс реализует путём запуска в район наблюдения до четырёх ДПЛА «ГрАНТ», оснащённых передатчиками и телевизионной аппаратурой ТВ сигнала. Один из запущенных ДПЛА ведёт ТВ наблюдение, остальные ДПЛА или находятся на маршрутах подлёта/отлёта, или совершают манёвры повторного захода.

В комплексе ДПЛА «ГрАНТ» делается ставка на низкую визуальную и звуковую заметность ДПЛА при ярком пролёте над целью на относительно маленькой (много метров) высоте3). Выбор в пользу пролёта малозаметного ДПЛА над целью на маленькой высоте растолковывает и малые размеры ГрАНТа, и его необычайную дешевизну, и его эксплуатационную технологичность, и по большому счету его военно-экономическую целесообразность.

Изначально комплекс ДПЛА «ГрАНТ» создавался как телевизионный наблюдатель настоящего времени. Предполагалось, что целевой нагрузкой ДПЛА будут помогать телевизионные (ТВ) либо инфракрасные (ИК) камеры. На практике ИК камеры ни при каких обстоятельствах не устанавливались на ДПЛА из-за их дороговизны. Для упрощения целевой нагрузки отказались от типовой для наблюдателей поля боя купольной подвески телекамер и вариофокальной оптики.

Для повышения подробности ТВ изображения был применён уникальный способ «ТРАЛ Чистякова», основанный на самом перемещении ДПЛА. Сущность способа содержится в последовательном просмотре странного на наличие цели места подстилающей поверхности тремя ТВ камерами широкоугольной, второй широкоугольной (среднеугольной) и узкоугольной. Мысль способа была навеяна практикой применения и испытаний на войсковых учениях комплекса «Строй-П».

«ГрАНТ» — это сокращение слов «Гражданский аэродинамический наблюдатель телевизионный». Комплекс ДПЛА «ГрАНТ» был создан в инициативном порядке в течение одного года, с августа 2000 года по август 2001 года. Инициаторами создания комплекса выступили:
— Межвидовой Центр беспилотной авиации, начальник Центра Г.И.Бебешко.
— Кыштымский радиозавод, директор завода В.А.Маркин.
— Научно-производственный центр «Новик», Основной конструктор Н.В.Чистяков.

Комплекс был задуман как альтернатива комплексу «Строй-П» с ДПЛА «Пчела». Вторых комплексов наблюдения поля боя тогда в Российской Федерации не было. Главным конструктором принятого на вооружение комплекса «Строй-П» с ДПЛА «Пчела», и снова разрабатываемого комплекса «ГрАНТ» выступал одинаковый человек, Н.В.Чистяков.

Это событие разрешило учесть все недочёты прошлого поколения комплексов ДПЛА и сделать так, дабы новый комплекс превосходил предшественника непременно, другими словами по всем значимым показателям качества.

Публичная воздух тех лет в Российской Федерации потребовала применения оборонных разработок в гражданском хозяйстве. Дистанционно пилотируемые летательные аппараты казались прямо-таки предназначенными для этого. Но инженерно-экономический анализ продемонстрировал, что это не верно. Через чур дорого в применении.

Причём главным слагаемым цены эксплуатации была амортизация самого летательного аппарата — дорогой, а летает мало. «Пчела» летала до полного износа десять раз (по Техническому заданию), а на практике (по итогам национальных опробований) — всего пять раз в среднем. При тогдашней стоимости летательного аппарата в много тысяч долларов нужные амортизационные отчисления были полностью неприемлемыми. Пилотируемая авиация била беспилотную по цене лётного часа многократно.

Комплекс ДПЛА «ГрАНТ» изначально создавался как комплекс с низкой ценой эксплуатации и производства. Учитывался как хороший, так и участия и отрицательный опыт испытаний в учениях комплекса «Строй-П» с ДПЛА «Пчела». Ключом к удешевлению комплекса и решительному упрощению «ГрАНТ» был выбран небольшой вес ДПЛА, и широкое применение серийных комплектующих современных технологий и изделий, освоенных в авиамоделизме.

Кратность применения ДПЛА была радикально повышена за счёт отказа от парашютной посадки, которая не гарантирует сохранности летательного аппарата. Посадка ДПЛА «ГрАНТ» проводится по-самолётному. И само собой разумеется, было сделано всё для всемерного удешевления ДПЛА и комплекса в целом.

В частности, в качестве транспортной базы комплекса были выбраны самые недорогие в мире джипы — «УАЗики».

Комплекс ДПЛА ГрАНТ содержит в собственном составе:
— базисную автоматизированную станцию (БАРС) на автомобиле УАЗ-3741 либо подобном;
— транспортно-пусковую установку (ТПУ) на автомобиле УАЗ-3303 либо подобном;
— ДПЛА «ГрАНТ» (в транспортные контейнеры ТПУ смогут быть уложены два ДПЛА).

В начале проектирования комплекса ДПЛА «ГрАНТ» было учтено, что одному оператору не под силу оценивать воображаемую телевизионную картину в настоящем масштабе времени. Исходя из этого на базисной автоматизированной рабочей станции (БАРС) были установлены два рабочих места операторов на базе персональных ЭВМ. Ответ заимствовано из комплекса «Строй-П», где подтвердило собственную рациональность.

Старший оператор даёт неспециализированную оценку принимаемого ТВ изображения, руководит переключением ТВ камер ТРАЛа Чистякова и по локальной вычислительной сети (ЛВС) передаёт самые интересные изображения на второе рабочее место второму оператору для измерения координат и детального изучения цели. В один момент с изображением по ЛВС передаются и нужные телеметрические эти.

Транспортно-пусковая установка комплекса ДПЛА «ГрАНТ» снабжает транспортировку двух ДПЛА, предполётную, запуск и предстартовую подготовку ДПЛА в полёт. Энергия для запуска ДПЛА обеспечивается грузом из разрезных гирь неспециализированной массой 230 кг. Такое ответ избавило комплекс от применения пороха, совсем неуместного в гражданской судьбе.

ДПЛА «ГрАНТ» является летательный аппарат обычной самолётной схемы с высокорасположенным крылом, Т-образным хвостовым оперением и с передним размещением силовой установки с тянущим воздушным винтом. Силовая установка строится на базе поршневого двухтактного двухцилиндрового оппозитного двигателя 3W, ZDZ либо подобном (количеством — 80 куб.см). Горючее — смесь бензина (А-92 либо АИ-95) и синтетического моторного масла.

Наименование ДПЛА сходится с наименованием комплекса — ГрАНТ.
В составДПЛА входят:
— планер;
— силовая установка;
— топливная совокупность;
— бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО).

Планер ДПЛА выполнен разборным на 5 составных частей:
— фюзеляж;
— левая консоль крыла;
— правая консоль крыла;
— левая консоль стабилизатора;
— правая консоль стабилизатора.
Крупногабаритные панели составных частей планера ДПЛА полностью изготавливают в пресс-формах по вакуумной разработке из композитных материалов, причём окраска панелей производится конкретно в пресс-форме в ходе формовки.

Обширный опыт применения комплекса ДПЛА «ГрАНТ» в интересах как военных, так и гражданских потребителей убедительно продемонстрировал, что традиционно выдвигаемое требование представления разведывательной информации в настоящем масштабе времени не обоснованно фактически. Единственный потребитель, в действительности заинтересованный в настоящем масштабе времени — это артиллеристы. Для них принципиально важно, что замечаемая на экране цель как раз на данный момент находится именно там, куда наблюдает ТВ камера ДПЛА.

Все другие потребители с радостью применяют записанную данные, причём отдают предпочтение фотографиям перед записью.

Это событие предопределило главное использование на практике комплекса ДПЛА «ГрАНТ» — аэрофотосъёмка. Для аэрофотосъёмки ДПЛА «ГрАНТ» оборудуется цифровым фотоаппаратом. Вероятна одновременная установка на ДПЛА цифрового фотоаппарата и обзорной ТВ камеры с ТВ передатчиком.

Бортовое радиоэлектронное оборудование ДПЛА «ГрАНТ» делится на бортовое оборудование и целевую нагрузку управления. Целевая нагрузка зависит от конкретного назначения ДПЛА и исходя из этого имеется громадной комплект вариантов её выполнения.

Оборудование управления универсально и содержит в собственном составе:
— совокупность автоматического управления (САУ);
— гировертикаль — прибор для тангажа углов и определения крена ДПЛА;
— магнитный компас (устанавливается опционально);
— барометрический радиовысотомер;
— ЭВМ управления поршневым двигателем;
— бортовой приёмопередатчик командно-телеметрического канала (КТК) с антенной.

САУ является две сопряжённых микроЭВМ на базе процессоров архитектуры mcs51. Одна из ЭВМ решает задачи траекторного управления ДПЛА и содержит в собственном составе приёмник GPS с подключаемой антенной. Эта же ЭВМ ведёт радиообмен с БАРСом через бортовой приёмоответчик (радиомодем).

Вторая ЭВМ решает задачи угловой стабилизации ДПЛА и сопряжена с гировертикалью.

На ДПЛА «ГрАНТ» используется механическая гировертикаль типа МГВ-4 либо МГВ-6. Возможно применена кроме этого и твёрдотельная электронная гировертикаль на микромеханических датчиках угловой скорости.

ДПЛА «ГрАНТ» имеет следующие органы управления:
— сектор газа;
— руль высоты;
— элероны (левый и правый).

Руль направления отсутствует, не смотря на то, что на некоторых ранних примерах ДПЛА «ГрАНТ» испытывался.

Любой орган управления приводится в перемещение собственной рулевой машинкой. Помимо этого, одна рулевая машинка входит в состав ТРАЛа Чистякова для его стабилизации по крену. Опционально смогут быть установлены ещё две рулевые машинки для управления капотированием двигателя.

Рулевые машинки — стандартные авиамодельные. Сигналы управления рулевыми машинками производит САУ.

В комплексе ДПЛА ГрАНТ употребляются следующие режимы управления:
— автоматическое управление по маршруту (до 99 промежуточных пункта маршрута);
— автоматическое наведение на заданную точку (цель);
— ручное управление от авиамодельного пульта (употребляется при посадке ДПЛА).

ЛТХ:

Модификация: ГрАНТ
Размах крыльев, мм: 3000
Протяженность, мм: 2330
Площадь крыла, м2: 1,00
Масса, кг
-безлюдного: 14
-большая взлетная: 16-20
-нужной нагрузки: 3
Двигатель: 1 х ПД 3W, ZDZ
Большая скорость, км/ч: 160
Крейсерская скорость, км/ч: 120
Боевой радиус, км: 150 — с фотоаппаратом, 70 — с передачей развединформации в настоящем времени
Длительность полета, ч: 3
Практический потолок, м: 3000
Время развёртывания (от остановки машин до пуска ДПЛА), мин: 30
Время свёртывания (от посадки ДПЛА до начала марша), мин: 15

БПЛА «ГрАНТ».

БПЛА «ГрАНТ».

БПЛА «ГрАНТ» на МАКС-2001.

БПЛА «ГрАНТ» на ТПУ.

БПЛА «ГрАНТ» на ТПУ.

Запуск БПЛА «ГрАНТ».

Запуск БПЛА «ГрАНТ».

БПЛА «ГрАНТ» по окончании взлета.

БПЛА «ГрАНТ» в полете.

БПЛА «ГрАНТ» в полете.

БПЛА «ГрАНТ» в полете.

Комплекс ДПЛА «ГрАНТ» в походном положении.

Развертывание комплекса ДПЛА «ГрАНТ».

Комплекс ДПЛА «ГрАНТ» по окончании развёртывания.

Комплекс ДПЛА «ГрАНТ» по окончании развёртывания.

Выгрузка ДПЛА «ГрАНТ» из ТПУ.

БПЛА «ГрАНТ» в разобранном виде при транспортировке в кунге БАРС.

Рабочие штурмана и места командира в кунге БАРС до модернизации.

Рабочие штурмана и места командира в кунге БАРС до модернизации.

Рабочие штурмана и места командира в кунге БАРС по окончании модернизации.

Рабочие штурмана и места командира в кунге БАРС по окончании модернизации.

Вид с камер наблюдения БПЛА «ГрАНТ».

Вид с камер наблюдения БПЛА «ГрАНТ».

.

.

Перечень источников:
ДПЛА.ру. В.А.Маркин, Н.В.Чистяков. Новый комплекс ДПЛА.
ДПЛА.ру. Н.В.Чистяков. Психология новых ДПЛА.
ДПЛА.ру. Н.В.Чистяков. Американский комплекс ДПЛА «Silver Fox» либо русский след «Серебряной лисицы» (сопоставление с отечественным комплексом ДПЛА «ГрАНТ»).
ДПЛА.ру. Э.П.Лукашева, Н.В.Чистяков. «Новые» либо миниДПЛА.
ДПЛА.ру. ГрАНТ — Гражданский аэродинамический наблюдатель телевизионный.
ДПЛА.ру. ДПЛА и Новик и «комплексы-XXI век». Краткие сведения.
Доклад А.А.Силкина. Системная база современных комплексов тактических ДПЛА в свете организации их производства.
Сайт «АЗБУКА». Машины УАЗ и БПЛА (Беспилотники, Дроны).

ту-300 сверхмощный ударный беспилотник!!! Ударная Мощь!!!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Новик-xxi век грант тактический бпла

    ГрАНТ (Гражданский аэродинамический наблюдатель телевизионный) – комплекс ДПЛА, разработка которого осуществлялась в 2000-2001 гг. Инициаторами создания…

  • Тактический ударный бпла «луч».

    Разработчик: ЗАО «Концерн «Вега» Страна: Российская Федерация Первый полет: 2011 г. На юбилейном десятом Интернациональном авиационно-космическом салоне…

  • Вега луч тактический ударный бпла

    В первый раз пример БЛА «Луч», созданный ЗАО «Концерн Вега», был представлен на авиакосмическом салоне МАКС-2011. Разработка выполнялась сомостоятельно с…

  • Тактический бпла-разведчик ту-143 «рейс».

    Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1970 г. 30 августа 1968 года вышло распоряжение Совета Министров СССР № 670-241 на разработку нового…

  • Многоцелевой бпла zala 421-06.

    Разработчик: Zala Aero Страна: Российская Федерация Первый полет: 2007 г. Комплекс Zala 421-06 рекомендован для наблюдения подстилающей поверхности…

  • Многоцелевой бпла zala 421-04m (421-12).

    Разработчик: Zala Aero Страна: Российская Федерация Первый полет: 2007 г. 2007 год компания Zala Aero завершила революционной моделью БПЛА Zala 421-04M….