Тактическая противорадиолокационная ракета x-27 («изделие 72», х-27пс).

      Комментарии к записи Тактическая противорадиолокационная ракета x-27 («изделие 72», х-27пс). отключены

Разработчик: ОКБ «Звезда»
Страна: СССР
Начало разработки: 1972 г.
Опробования: 1975-1976 гг.
Принятие на вооружение: 1980 г.

15 августа 1972 года вышло Ответ № 221 Рабочей группы Президиума СМ СССР военно-промышленным вопросам, ставившее перед ОКБ КМЗ задание — создать легкую противорадиолокационную ракету для оружия самолетов фронтовой авиации МиГ-21бис, МиГ-23Б, Су-7Б и Су-17М, предназначенную для поражения трудящихся РЛС ЗРК «Хок» и «Найк Геркулес», зенитно-артиллерийских комплексов, что должно было обеспечиваться сменными пассивными радиолокационными ГСН.

В ЦНИИРТ (Москва) под управлением Н.А.Викторова и в ЦКБ «Автоматика» (г. Омск) под управлением А.С.Киричука были созданы ПРГС, талантливые пеленговать РЛС-цели разного типа. Для повышения дальности полета если сравнивать с ракетами Х-23 и Х-25 был создан двухрежимный двигатель ПРД-276 на смесевом горючем с суммарным импульсом в полтора раза выше, чем у ПРД-228 при тех же массогабаритных чертях.

На 3-м МПЗ по техническому заданию ОКБ «Звезда» был создан автопилот СУР-73, котоый разрешил в будущем создать целое семейство управляемых ракет.

За базисную схему для новой ракеты, взявшей обозначение Х-27ПС, забрали схему ракеты Х-25. На ней установили пассивную радиолокационную совокупность наведения, новый автопилот, разрешавший ракете делать маневр «горка» для увеличения ЛТХ и эффективности новой, фугасной боевой части, силовую установку из двух твердотопливных ракетных двигателей: главного двухрежимного ПРД-276 с суммарным импульсом 15500 кг/с и временем работы 6-10 с и дополнительного ПРД-277 с суммарным импульсом 5000 кг/с и временем работы 8-12 сек., размещавшегося в хвостовом отсеке на месте дополнительной части ракеты Х-25.

В отличие от ПРД-228 на ПРД-276 и ПРД-277 применили новое смесевое горючее, имевшее более большой удельный импульс. Предполагалось, что Х-27ПС при стартовой массе 350 кг будет иметь дальность до 55 км. Но в ходе ОКР было решено отказаться от дополнительного двигателя, что упростило конструкцию ракеты, а выросшую у нее из-за более тяжелой ГСН продольную устойчивость удалось снизить за счет установки дестабилизаторов.

Заводские летные опробования, на протяжении которых было выполнено 4 пуска программного варианта ракеты, оборудованного габаритно-массовым макетом ГСН, двигателем и доработанным до отметки Х-27ПС автопилотом ракеты Х-25, были совершены на самолете МиГ-23Б с 29 января по 18 февраля 1975 года. Они преследовали цель оценить работу контура стабилизации ракеты, выяснить ее аэродинамические, баллистические и динамические характеристики, воздействие на нее стартовых возмущений.

В июле были совершены опробования двигателя ПРД-276. С 8 августа начались национальные совместные летные опробования (этап «А») ракеты Х-27ПС (изделие 721) с ГСН ПРГС-1ВП в составе оружия доработанного самолета МиГ-27, оборудованного подвесным контейнером с аппаратурой управления ГСН «Метель-23/72», каковые завершились 12 октября 1976 года.

Входе них было выполнено 28 пусков ракеты Х-27ПС в разных вариантах комплектации для определения совместимости систем и работоспособности ракеты с оборудованием самолета. С 26 января по 8 июля 1977 года на самолете МиГ-27, оснащенном подвесным контейнером с аппаратурой управления ГСН «Метель», совершён этап «Б» национальных совместных опробований (14 пусков), на протяжении которых круговое возможное отклонение составило 3,2 м. Возможность поражения одной ракетой Х-27ПС (не учитывая надежности) трудящейся типовой зачетной цели — кабины РЛС П-20 (П-35) — характеризуется частотностью попадания в зону точного поражения 0,87.

По итогам национальных опробований ракета Х-27ПС с ГСН ПРГС-1ВП была рекомендована в серийное производство. 19 июня 1977 года на самолетах МиГ-23БК, проходившем в то время Миг и лётные испытания-27 начался этап «А» национальных совместных летных опробований ракеты Х-27ПС (изделие 727) с ГСН ПРГС-2ВП, что планировалось завершить 30 декабря 1977 года. Но по окончании исполнения 8 пусков, в которых круговое возможное отклонение составляло 1,8, причем в трех были зафиксированы прямые попадания, по предложению комплексной испытательной бригады 13 октября было принято общее рещение МАП, МРП и ВВС по завершению ГСЛИ умелой ракеты Х-27ПС с ГСН ПРГС-2ВП без этапа «Б» опробований.

По итогам национальных совместных летных опробований было решено отказаться на серийных ракетах от неконтактного радиовзрывателя в ГСП ПРГС-1ВП из-за его надёжности и низкой точности срабатывания.

Распоряжением ЦК КПСС и СМ СССР от 2 сентября 1980 года № 758-248 ракета Х-27ПС была принята на вооружение ВВС СССР. Ракета серийно выпускалась в 1977-1983 гг. Калининградским производственным объединением «Стрела».

Ракета Х-27ПС выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным размещением консолей крыла и рулей и включает следующие функциональные совокупности:

— планер. Выполнен преимущественно из алюминиевых сплавов и складывается из корпуса, четырех консолей крыла, на каждой из которых установлен элерон, и четырех рулей. Перед рулями для увеличения управляемости ракеты дестабилизаторы.

Корпус технологически делится на пять отсеков. Все подробности конструкции имеют антикоррозийное покрытие;

— двигатель ПРД-276 (изделие 502-0), являющийся твердотопливным, однокамерным ракетным двигателем. Заряд смесевого горючего снабжает двухрежимную работу двигателя с повышенным уровнем тяги в течение первых двух секунд и не требует при собственном производстве механической обработки и бронирования. Для воспламенения горючего употребляется воспламенитель В-287, унифицированный для восьми двигателей разного назначения и требующий герметичных условий.

Благодаря применению в конструкции корпуса двигателя высокопрочных сталей КВК-26 и КВК-32, снова созданного материала ПДМ-2К, в один момент делающего функции теплозащитного покрытия и защитно-крепящего слоя, заливной конструкции заряда, двигатель ПРД-276 если сравнивать с двигателем ПРД-228 ракет Х-66, Х-23, Х-25 имеет при фактически равной массе практически в полтора раза больший суммарный импульс. Двигатель ПРД-276 имел суммарный импульс 17 200 кг/с, тягу за время 0,15-2,0 сек. более 2000 кг, время работы 5-11,5 сек., массу горючего 81 кг, массу снаряженную 122 кг;

— пассивную радиолокационную ГСН (ПРГСН). Ракета оснащается одной из двух ГСН: ПРГС-1ВП (Л077) либо ПРГС-2ВП (Л015), аналогичных между собой по конструктивно-технологическим, электрическим и информационным связям. В обеих ГСН употребляются фазовый способ пеленгации и подвижная стабилизированная антенна.

Тактическая противорадиолокационная ракета x-27 («изделие 72», х-27пс).

Проекции Х-27ПС. Схема.

Компоновка ракеты предусматривает сборку, стыковку, и технологическую взамозаменяемость ее отсеков и агрегатов, что достигается размещением аппаратуры в виде отдельных блоков:
1-й отсек — ГСН. На ее корпусе в плоскости рулей установлены дестабилизаторы;
2-й отсек — отсек управления, где размещены блоки БУ-42-01 и БФКУ-79, два пневмопривода рулей ПГ-11 и совокупность контактных датчиков СКД-24. Снаружи отсека установлены две пары чека и рулей предохранительного механизма ПМ-68;
3-й отсек — боевая часть. В передней части отсека расположен аккуратно-предохранительный механизм И-255;
4-й отсек — двигатель. На корпусе двигателя находятся узлы подвески под дополнительные узлы и носитель крепления крыла;
5-й отсек — отсек энергообеспечения, где размещаются пневмоблок, ампульная химическая батарея, блок питания БП-72, элементы электроавтоматики, пневмопривод ПГ-10. Снаружи отсека расположены главные узлы крепления консолей крыла, а в верхней части находится разъем для электросвязи с носителем. В задней части отсека находится разъем безопасности.

Внизу снаружи под отсеками ракеты имеется гаргрот, в котором проложены воздушная трубка и электрожгут из 5-го отсека во 2-й.

Х-27ПС. Компоновочная схема.

Ракета Х-27ПС предназначена для поражения РЛС и входит в совокупность управляемого ракетного оружия, которая включает:
— одну-две ракеты Х-27ПС;
— авиационные пусковые устройства АПУ-68УМЗ;
— подвесной съемный контейнер с аппаратурой «Метель» (либо «Метель-17») для управления работой ГСП ракет;
— управления и средства индикации в кабине летчика;
— наземное контрольно-проверочное оборудование.

Аппаратура «Метель» разработки ПО «Автоматика» (г. Омск) предназначена для управления работой головок самонаведения ракет на подвеске, подготовки к пуску ракет по трудящимся РЛС, выдачи в автопилот сигналов и ракеты команд для создания траектории полета, определения дальности до нахождения и цели самолета в зоне разрешенного пуска. Она снабжает:
— одновременную подготовку к пуску двух ракет одного типа с ГСН одного литера;
— управление антенной совокупностью ГСН по курсу;
— установку антенной совокупности ГСН на расчетный угол в зависимости от тангажа самолёта и высоты полёта;
— определение по сигналам ГСН и датчика тангажа самолета текущего значения угла визирования захваченной РЛС-цели;
— определение при высоте полета более пяти километров угла визирования, соответствующего минимальной и большой дальностям пуска;
— определение при высоте полета менее пяти километров территории вероятных пусков интегрированием воздушной скорости от намеченного ориентира при известных координатах РЛС-цели;
— выдачу целеуказания ГСН одной ракеты на угловые координаты РЛС-цели, захваченной ГСН второй ракеты;
— выдачу в автопилот ракеты тангажа самолета с учетом несоосности строительных самолёта и осей ракеты;
— выдачу в СУВ информации для индикации летчику;
— совместную диагностику работоспособности ГСН аппаратуры и ракеты «Метель». Совокупность управляемого ракетного оружия Х-27 употребляется истребителями-бомбардировщиками МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, Су-17Су4 и М-17М3П.

Ракета Х-27ПС под крылом Су-17М3П.

Ракета Х-27ПС.

 Ракета Х-27ПС.

Тактика действий самолетов-носителей Х-27ПС сводится к нулю нахождения в зоне поражения ЗУР комплексов «Хок» и «Найк Геркулес». Подготовка ракеты к боевому применению осуществляется на позиции подготовки ППП-3У, укомплектованной аппаратурой контроля АКПА7-3УК. Использование ракеты вероятно днем и ночью в произвольных метеоусловиях.

Пуск одной либо двух ракет по одной (либо различным РЛС-целям), найденной и захваченной ГСН ракеты, вероятен с пикирования, кабрирования (до 20°) и горизонтального полета, по окончании чего летчик разворачивает машину с большой перегрузкой и уходит из территории поражения ЗУР атакуемого комплекса.

Возможности ракеты Х-27ПС всегда проверялись при разных опробованиях, на протяжении которых она демонстрировала собственную высокую боевую эффективность. Так, на войсковых опробованиях, совершённых в сентябре 1981 года, было выполнено 8 пусков ракет Х-27ПС — 3 ракеты поразили цели прямым попаданием, а у 5 промах не превышал 6 м. По итогам всех опробований в 37% пусков был зафиксированы прямые попадания.

Значительными недочётами ракеты Х-27ПС являются не хватает высокие дальность пуска и среднетраекторная скорость полета, низкая помехозащищенность при прерывистой работе РЛС и наличии вблизи РЛС фальшивых источников излучения.

Модификации:
Х-27ПС («изделие 721») — с головкой ПРГС-1ВП (Л-077). Головка ПРГС-1ВП (Л-077) предназначена для наведения на цели с постоянным узлучением диапазона частот А (РЛС ЗРК «ХОУК» и ЗРК «ХОУК» УС), разрешая пеленговать станции не только по главному лучу, но и по его боковым лепесткам диаграммы направленности. Снабжает наведение и обнаружение на одну из трёх РЛС на одной позиции, отличающихся по рабочим частотам; переключение наведения в полёте при выключении РЛС целеуказания на другую станцию на той же позиции; повторный захват при пропадании сигнала либо смене несущей частоты; приоритетный захват РЛС подсвета как самая опасной; возможность перенацеливания и пуска по второй РЛС.

Х-27на следующий день («изделие 727») — с головкой ПРГС-2ВП (Л-015). Головка ПРГС-2ВП (Л-015) помогает для атаки целей с импульсным излучением диапазона частот А’ (в первую очередь РЛС ЗРК «Найк-Геркулес») и разрешает кроме этого селектировать сигналы РЛС по частоте повторения, выделяя их среди помех, и краткосрочно запоминать положение РЛС при её выключении, следя в данной территории.

ТТХ ракеты Х-27ПС (изделие 721/727):
Макс. дальность пуска, км:
-при большой высоте пуска: 40
-при минимальной высоте пуска: До 25
Мин. дальность пуска, км:
-при макс. высоте пуска: 18
-при мин. высоте пуска: 10
Диапазон высот пуска, км: 0,05…12
Диапазон скоростей пуска, км/ч: 700-1250
Скорость полета, м/с:
-большая: 880
-средняя (на дальности 25 км): 300-450
Время управляемого полета, с: 90
Располагаемая перегрузка, g: до 10
Точность (Екво), м: 7,5;
Размеры, мм:
-длина ракеты: 4194/4294
-диаметр ракеты: 275
-размах крыла: 755
Стартовая масса ракеты, кг: 310/311
Масса боевой части, кг: 88,5
Тип боевой части: Ф
Тип двигателя: РДТТ
Тип совокупности наведения: ПРГС
Условия применения: СМУ
Самолеты-носители: МиГ-27К, МиГ-27М, МиГ-27Д, Су-17М3П, Су-17М4.

.

.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
В.Ю.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-почва».
Е.А.Федосов. Авиация ВВС России и научно технический прогресс. системы и Боевые комплексы день назад, сейчас на следующий день.

35. Су-25Т: Применение противорадиолокационных ракет

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: