Sud caravelle: первый французский реактивный лайнер

      Комментарии к записи Sud caravelle: первый французский реактивный лайнер отключены

Sud caravelle: первый французский реактивный лайнер

Первым очень успешным европейским ближнемагистральным реактивным лайнером был Sud Caravelle, что более 15 лет служил как в гражданской, так и в военной авиации ВВС. По окончании же окончания Второй мировой вся авиационная индустрия Франции весьма скоро возродилась и шагнула на большом растоянии вперёд.

Французское правительство содействовало этому, спонсируя множество разных проектов. В первой половине 50-ых годов двадцатого века главный секретариат гражданской и коммерческой авиации (SGACC) создал техническое задание на новый пассажирский самолёт. Существовала потребность в самолёте вместимостью 55-65 пассажиров.

В соответствии с заданию он должен был иметь турбореактивные двигатели с целью достижения средней коммерческой скорости 600 км/ч.
В ответ на это концерн SNCASE (Юго-восточное объединение авиазаводов) внес предложение семейство самолётов Model 200, в частности Х-210 – самолёт с тремя двигателями SNECMA Atar, установленными в задней части фюзеляжа. В то время двигатель Atar тягой 27 кН был на ранней стадии разработки. По окончании выбора Х-210 достаточно не так долго осталось ждать стало ясно, что для него значительно лучше подходят британские двигатели Rolls-Royce Avon с силой тяги 41 кН. Это стало причиной пересмотру проекта Х-210.

Благодаря большей мощности стало возмможно ограничиться всего двумя двигателями.
В июле 1952 года SGACC одобрил проект, а 3 января 1953 года был подписан договор на серийное производство самолёта (индекс SE 210) с романтичным заглавием Caravelle. Он имел крыло и оперение с маленькой стреловидностью, стабилизаторы размешались на трети высоты киля. Основной отличительной чертой самолёта была установка двигателей не на крыле, как это было принято в те годы, а по бокам хвостовой части фюзеляжа. Позднее такая компоновка стала стандартной для многих гражданских автомобилей.

Она существенно снижала вибрации и шум в салоне, содействовала лучшей пожаробезопасности и облегчала техобслуживание.
Передняя часть фюзеляжа Caravelle с кабиной экипажа была совершенно верно такой же, как на британском самолёте Comet. Дело в том, что SNCASE для ускорения сборки прототипов закупил эти фрагменты конструкции у разработчика Comet – компании «de Havilland» — и просто пристыковал их к фюзеляжам, собранным в Тулузе.

Первые прототипы

Было выстроено четыре умелых примера SE 210. Два употреблялись для лётных опробований, один – для опробований усталости металла и ещё один – для статических опробований на прочность. Первый летающий прототип (F-WHHH) покинул завод в Тулузе в середине апреля 1955 года и 27 мая в первый раз поднялся в воздух под управлением Пьера Нужно, старшего лётчика-испытателя SNCASE.

В знак уважения к национальным авиаперевозчикам (и возможно первому клиенту) самолёт нёс окраску компании «Аер Франс». Первый заказ на 12 самолётов был сделан «Аер Франс» 3 февраля 1956 года. Это обеспечило производителя средствами для постройки сборочной линии.

Caravelle – первый серийный реактивный лайнер возрождённой авиапромышленности Франции – достиг больших удач. Компания «Air Inter» применяла Super Caravelle с салоном на 128 мест на местных маршрутах.

К моменту получения французского сертификата лётной годности 2 апреля 1956 года самолёт налетал более чем 400 часов. В апреле 1958 года самолёт был сертифицирован для полётов в Соединенных Штатах. Второй прототип (F-WNNI), опробования которого начались 6 мая 1956 года, был оснащён усовершенствованными двигателями Avon RA-26 тягой по 45 кН.
С этими двумя экземплярами SNCASE начала серию рекламных туров. В конце 1956 года F-WNNI посетил Амстердам, Рим, Стокгольм, Брюссель, Лиссабон и Хельсинки для показа потенциальным клиентам. Позже он совершил продолжительный круиз по Южной Америке и США.

Компании «TWA» и «United Airlines» проявляли интерес к машине, но первым зарубежным клиентом стала «Scandinavian Airlines System» (SAS), приобретшая в последних числах Июня 1957 года шесть самолётов и опцион ещё на 19 автомобилей.
Первые четыре серийных Caravelle (два для «Аер Франс» и два для SAS) поступили в эксплуатацию в марте-апреле 1959 года. SAS применяла F-WNNI для обучения экипажей и первого коммерческого полёта из Копенгагена в Бейрут, совершённого 26 апреля. Первые Caravelle имели обозначение Series I и были во многом схожи с прототипами, но оснащались двигателями Avon RA.29/1 Mk 522, имели удлинённый на 1.5 метра фюзеляж и увеличенный киль, где размещались радиоантенны.

Предпродажные туры над США привлекли внимание к Caravelle и принесли собственные плоды, в то время, когда компания «United American» стала первым американским клиентом самолёта.

В конечном счёте «Аер Франс» взяла десять самолётов Caravelle I, SAS – шесть, ещё два купила компания «Air Algerie». Среди первых клиентов Caravelle I была бразильская авиамагистраль «VARIG», взявшая два экземпляра в сентябре 1959 года.

Новые модели

Установка двигателя Avon Mk 522 стала причиной появлению самолёта Caravelle IА, 12 экземпляров которого были реализованы компаниям «Аер Франс», «SAS», «Finnair», «Air Algerie» и «Royal Air Maroc». Первые большие трансформации были внесены в конструкцию с установкой двигателя Avon RA.29/3 Mk 527. Он владел тягой в 51 кН, благодаря чему лётные характеристики Caravelle существенно улучшились.

Компания «Sud-Aviation» (SNCASE слилась с компанией «Sud-Ouest» в марте 1957 года) применяла часть обозначения двигателя для идентификации новой модели самолёта, исходя из этого он стал известен как Caravelle III. Прототип совершил первый полёт в декабре 1959 года, по окончании чего стали поступать заказы от новых клиентов. Это побудило производителей Caravelle I и IA модернизировать их до стандартов Caravelle III, установив новые двигатели и увеличив мотогондолы.

Тем временем, «Аер Франс» произвела дозакупку одну партию Caravelle, доведя их количество в собственном авиапарке до 43. Последний самолёт летал на европейских маршрутах до 1981 года. Пользователями Caravelle III были кроме этого компании «Alitalia», «Royal Air Maroc» и SAS.

По стандарту Series III было выстроено 79 автомобилей.

Ту 104 самый первый советский реактивный пассажирский самолет .История создания и применения .

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: