Начало эры реактивных боевых самолетов. первый полет прототипа me 262 v-3

      Комментарии к записи Начало эры реактивных боевых самолетов. первый полет прототипа me 262 v-3 отключены

Cтатья Вольфганга Мюльбауэра (WOLFGANG MUHLBAUER) «Von 60 Jahren: Enstflug der Me 262 V-3. немного Start ins Jet-Zeitalter» из издания «Flugzeug Classic» 2002-07/08 была переведена глубокоуважаемым сотрудником NF и мало доработана мной. Перевод был выполнен в мае 2017 года.

Статья выкладывается в продолжение темы, поднятой в статье «Ласточка-касаточка».

Предисловие редакции: Первый полет третьего прототипа Me 262 V-3 состоялся ровно 60 лет тому назад – 18 июля 1942 года – и стал одной из наиболее значимых вех в истории авиации. Данный самолет, несмотря не все сложности его доводки, должен был стать первым в мире реактивным истребителем, что был принят на вооружение и смог учавствовать в боевых операциях. Успешное использование Ме 262 в последней фазе войны продемонстрировало, что будущее в собственности реактивным двигателям.

Вилли Мессершмитт желал как возможно стремительнее поднять в атмосферу Me 262, и потому решил пойти на компромисс с позиций типа силовой установки. Он внес предложение установить в носу первого прототипа Ме 262 V-1 двигатель Jumo 210 G мощностью 700 л.с. (515 кВт) и сперва испытать данный самолет в воздухе лишь с поршневым авиамотором.

Установка на прототип реактивных двигателей предполагалась лишь тогда, в то время, когда их возможно будет без неприятностей установить на самолет и применять в дополнение к поршневому двигателю. С одной стороны это разрешало – кроме того с учетом последовательности ограничений – начать диагностику главных летных качеств, а иначе при выхода из строя реактивных двигателей самолет имел возможность бы продолжать полет посредством поршневого двигателя, т.е. возрастала возможность сохранения прототипа.

При тогдашнем уровне развития реактивных силовых установок следовало без шуток принимать в расчет выход из строя обоих реактивных двигателей!

Первоначально существовали замыслы оснастить первый прототип Me 262 V-1 одним поршневым двигателем и двумя ракетными двигателями Вальтера с тягой по 7,35 кН (750 кгс) любой. С данным вариантом силовой установки расчетная скорость горизонтального полета должна была составить 690 км/ч. Но ракетные двигатели имели возможность трудиться лишь в течение семи мин., и от этих замыслов опять отказались.

Между февралем и мартом 1941 года на расположенном в Аугсбурге авиастроительном заводе компании Messerschmitt был выстроен первый прототип Ме 262. 30 марта соперник Ме 262 – умелый реактивный истребитель Heinkel He 280 – совершил собственный полет с чисто реактивной силовой установкой, а в Англии в скором будущем ожидался первый полет реактивного самолета Gloster E.28/39 с реактивным двигателем конструкции Фрэнка Уиттла. Возможно себе представить каково было нетерпение команды из Аугсбурга!

Вечером 18 апреля 1941 года в 19:35 умелый истребитель Messerschmitt Me 262 V-1с поршневым двигателем Jumo 210 G совершил собственный первый полет с заводского аэропорта Аугсбург-Хаунштеттен (Augsburg-Haunstetten). В кабине самолета был летчик-испытатель Фриц Вендель (Fritz Wendel), что был одним из самых умелых заводских пилотов. Полет прошел без неполадок и без чего-либо примечательного.

Начало эры реактивных боевых самолетов. первый полет прототипа me 262 v-3
одна из неизвестных фотографий первого прототипа Me 262 V-1 (армейский номер PC+UA) в его начальной форме. Снимок сделан на аэропорте Аугсбург-Хаунштеттен перед строением исследовательского центра

На протяжении последующих испытательных полетов первого прототипа Me 262 V-1 проявились неудовлетворительные летные эти, потому, что скорость горизонтального полета не превышала 425 км/ч. В некоторых полетах было выполнено пикирование, на протяжении которого была развита скорость 525 км/ч; по другим сведеньям была кроме того достигнута скорость 800 км/ч. Громаднейшей критике были подвергнуты низкие эффективность рулей и лётные характеристики.

Однако, в техническом управлении уже убедили себя в том, что Ме 262 оправдал ожидания, и 25 июля 1941 года был выдал первый заказ на изготовление 20 предсерийных автомобилей.

В осеннюю пору 1941 года компания BMW послала компании Messerschmitt два первых турбореактивных двигателя P3302. Оба этих двигателя были чисто экспериментальными примерами, развивавшими тягу 4,4 кН (450 кгс). Установка этих реактивных двигателей на прототип Me 262 V-1 была закончена в декабре 1941 года.

этот снимок первого прототипа Me 262 V-1 (PC+UA), по видимому, есть единственным известным изображением Me 262 с двигателями установками BMW P3302. Снимок сделан летом 1942 года. Машина установлена на козлы и обстоятельством этому, быть может, послужило повреждение шасси на протяжении первых испытательных полетов

К счастью, в целях обеспечения безопасности полетов поршневой двигатель был сохранен. 25 марта 1942 года Фриц Вендель снова занял место в кабине пилота и с заводского аэропорта Аугсбург-Хаунштеттен совершил первый взлет на Me 262 V-1, оснащенном реактивными двигателями; для автомобили это был уже 48 полет. Практически сразу после комплекта высоты всего 50 метров друг за другом остановились оба реактивных двигателя!

Благодаря поршневому двигателю Фриц Вендель смог выполнить твёрдую посадку, на протяжении которой только мало повреждены главные стойки шасси самолета.

30 марта 1942 года Фриц Вендель опять совершил полет на Me 262 V-1, и опять оба двигателя компании BMW создали неприятности, среди которых были, само собой очевидно, недоведенность совокупности регулировки мощности моторов. Протяженность разбега был большой, посадочная скорость – высокой, а управляемость самолета при подходе к взлетно-посадочной полосе была тяжелой. Доклад по результатам летных опробований (Nr.692/12 от 30.3.1942 года) заканчивался словами:

«Неспециализированное чувство было неудовлетворительным. на данный момент уже возможно заявить, что пилоты средней квалификации не смогут руководить подобным самолетом с таковой громадной удельной нагрузкой на крыло».

В RLM не покинули результаты летных опробований без внимания, и 29 мая 1942 года ранее выданный заказ на постройку 20 прототипов был отозван; было разрешено распоряжение построить лишь 5 самолетов предсерийной партии. В компании Messerschmitt решили установить на третий прототип Me 262 V-3 и на последующие за ним прототипы V-4 и V-5 более многообещающие реактивные двигатели Jumo 004, а на второй прототип V-2 установить шесть несложных прямоточных воздушно-реактивных двигателей Schmidt-Argus. Первые два умелых турбореактивных двигателя компании Junkers motoren поступили на предприятие в Аугсбурге 1 июня 1942 года, и скоро они были установлены на прототип Me 262 V-3.

на данном снимке прекрасно заметно катапультируемое сиденье компании Heinkel, устанавливавшееся на первых умелых примерах Me 262. На более поздних умелых примерах и на серийных самолетах данного типа от установки для того чтобы сиденья отказались без какой-либо замены

Обе турбины развивали тягу в 8,23 кН (840 кгс), что было намного больше, чем развивали ранее поставленные компании Messerschmitt двигатели компании BMW. Подготовленный к полетам самолет доставили в Лейпхейме (Leipheim) для тайного проведения опробований. Имевшаяся в Лейпхейме более долгая, чем в Аугсбург-Хаунштеттене взлетная полоса, существенно лучше доходила для Ме 262.

подготовка Me 262 V-3 (армейский номер PC+UC) к взлету

60 лет назад – 18 июля 1942 года – наконец то был дан зеленый свет первому полету Ме 262 только с турбореактивной силовой установкой. Сперва Фриц Вендель, которому снова была оказана часть совершить первый полет, выполнил последовательность прогонов самолета по взлетно-посадочной полосе. Но ему не удалось оторвать от полосы хвостовую стойку шасси.

Обстоятельством этого явления было недостаточное количество потока воздуха, что при пробеге должен был обтекать горизонтальное оперение и оказывать влияние на работу рулей высоты. В следствии какая бы нагрузка не влияла на рули высоты, машину при пробежках так и не получалось держать параллельно горизонтальной плоскости. У первого прототипа Me 262 V-1 подобный поток воздуха создавал воздушный винт, приводимый в перемещение поршневым двигателем, что у оснащенного реактивными двигателями Me 262 V-3 очевидно отсутствовал и как следствие рули высоты полностью затенялись крылом!

Оказать помощь в разрешении данной неприятности имел возможность лишь трюк. На протяжении очередной пробежки по взлетной полосе Фриц Вендель должен был легко притормозить машину. В следствии хвостовая часть самолета мало приподнялась бы над поверхностью полосы, и поток воздуха с нужным давлением попал на рули горизонтального оперения.

Для помощи наряду с этим необыкновенном маневре на соответствующих местах на поверхности взлетно-посадочной полосы краской были нанесены полосы.

18 июля 1942 года в 8:40; аэропорт Лейпхейм. Прототип Messerschmitt Me 262 V-3 (PC+UC) разбегается перед собственным первым историческим взлетом!

В 8:40 Фриц Вендель посредством отметок на взлетной полосе поднял самолет в атмосферу. Исторический полет продолжался 12 мин. и прошел без каких-либо происшествий. При посадке необыкновенный поток воздуха, вызванный работой силовой установки на холостых оборотах, не смотря на то, что и привёл к некоторому беспокойству, но не избавил от безграничного восторга этим самолетом.

«Мои реактивные двигатели трудились как часы Полет на таковой машине был чистым наслаждением. В моей практике было весьма редко, в то время, когда первый полет на новом самолете приводил к такому восхищению, как это было с Me 262».

третий прототип Me 262 V-3. Снимок сделан 18 июля 1942 года сразу после отрыва от автомобили от взлетной полосы

так Фриц Вендель обрисовал собственный заслуживающий внимания первый полет на реактивном самолете. Скоро Вендель снова поднял Me 262 V-3 в атмосферу и в горизонтальном полете разогнал самолет до 550 км/ч. С новыми турбореактивными двигателями компании Jumo летные характеристики Me 262 V-3 были страно хорошими.

По окончании двух первых испытательных полетов была увеличена протяженность хорды внутренних секций консолей крыла. За счет данных «вставок» стреловидность распространилась на всю длину крыла, в следствии чего удалось добиться предотвращения преждевременного срыва потока воздуха.

Опробования длились, и в жаркий летний сутки 11 августа 1942 года Me 262 V-3 совершил седьмой полет под управлением Генрих Бове (Heinrich Beauvais). Бове был выдающимся летчиком-испытателем, проходившим службу в расположенном в Рехлине испытательном центре ВВС Германии. Генрих Бове был подробнейшим образом проинструктирован Фрицем Венделем и в первую очередь довольно особенной техники взлета третьего прототипа Me 262 V-3.

Из-за большой температуры воздуха силовая установка самолета развивала меньшую тягу, чем указывалось предприятием-изготовителем; этот эффект в те годы был еще малоизвестен, не говоря уже о его изучении!

По окончании трех попыток взлететь Me 262 V-3 Генриха Бове выкатился на задел и поле правой консолью крыла копну сена. Правая главная стойка шасси подломилась, и реактивный двигатель вместе с моторной гондолой был оторван из крыла. Лишь 20 марта 1943 года прототип Me 262 V-3 был снова готов к полетам.

Его летные опробования длились до сентября 1944 года, в то время, когда данный самолет стал жертвой воздушного налета союзников.

на данном снимке представлен прототип Me 262 V-3 (PC+UC), всецело восстановленный по окончании аварии 11 августа 1942 года. Предположительно снимок сделан весной 1943 года

Только спустя два года по окончании первого исторического полета Me 262 V-3 коллективу, возглавляемому Вилли Мессершмиттом, удалось довести самолет данного типа до отметки, что разрешал его применять на фронте летчиками средней квалификации, и сделать Me 262 первым в мире серийным реактивным истребителем.

Обстоятельств этого было пара. Пожалуй, никакой второй самолет не пребывал в подобном положении. Me 262 был жертвой политической близорукости, рвения армейских не смотреть правде в глаза, тщеславия последовательности личностей и непростого экономического положения; ни о какой втором самолете не ходило столько противоречивых историй, легенд и спекуляций.

И сейчас спустя 60 лет по окончании первого полета этого самолета легенды распространяются !

два легендарных самолета люфтваффе Messerschmitt Me 109 и Me 262 в небе берлина

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: