Кировская весна. броненосец береговой обороны полтава

      Комментарии к записи Кировская весна. броненосец береговой обороны полтава отключены

Не обращая внимания на включение востанотельных работ и модернизации этого линейного корабля в принятую во второй половине 20-ых годов XX века шестилетнюю «Программу строительства Морских сил РККА» и наличие распоряжения РВСС от 5 августа 1927 года, в соответствии с которому ремонт и модернизацию линейных кораблей следовало начать как раз с поврежденного пожаром «Фрунзе», эти работы из-за недостатка средств развертывались очень медлительно. Линейный корабль предполагалось вернуть с модернизацией по типу планировавшейся для «Октябрьской революции». На это по смете 1928 года требовалось 25 млн. руб., но на 1928/29 операционный год был выделен всего 1 млн. руб., а 17 декабря 1928 г. при очередной корректировке шестилетней программы СТО исключил из нее работы по «Фрунзе», перенацелив высвободившиеся средства на новое кораблестроение.

В это же время по окончании перевода «Парижской коммуны» на постановки Марата и Чёрное «море» на модернизацию управление ВМС РККА опять подняло вопрос о «Фрунзе». В октябре 1930 года по указанию главы ВМС Р.А.Муклевича НТКМ проработал три варианта восстановления этого корабля:

  • – в виде плавучей батареи с 16 ветхими котлами, снабжающими скорость 14 уз (цена — 14 млн. руб.);
  • – восстановление в два этапа — сперва лишь с двумя башнями главного калибра и с половиной машинно-котельной установки (цена 11,7 млн. руб.) к маю 1932 года, а после этого — полное по типу «Марата» (цена 7,4 млн. руб.);
  • – превращение в линейный крейсер, имеющий скорость 27 уз, за счет установки котлов с новых «и» недостроенного Измаила импортных турбин (цена 24 млн. руб.).

Для реализации по предложению руководства МСБМ рекомендовался второй вариант, но в декабре 1930 года поступила информация, что благодаря сокращения ассигнований на флот работы по «Фрунзе» в первой половине 30-ых годов двадцатого века не смогут быть кроме того начаты, в связи с чем глава ВМС Р.А.Муклевич в январе 1931 года обратился к наркомвоенмору К.Е.Ворошилову прося дать добро применение оборудования этого линейного корабля для других судов (что практически уже делалось), а корпус сдать на слом, но получил отказ. На вторичный запрос о судьбе «Фрунзе» в марте нарком опять ответил:

«…пускай до тех пор пока постоит».

В это же время на корабле уже шел демонтаж двух средних башен для потребностей береговой обороны на Дальнем Востоке.

В апреле 1931 года показалось предложение Ленинградской рабочей группе по наблюдению за постройкой судов о перестройке «Фрунзе» в трехбашенный линейный крейсер водоизмещением 26 000 т с четырехвальной основной энергетической установкой суммарной мощностью 88 000 л.с., складывавшейся из агрегатов, созданных для фаворитов проекта 1 (типа «Ленинград»).

Об этом предложении Р.А. Муклевич в июне доложил К.Е. Ворошилову, следствием чего стало включение востанотельных работ и модернизации «Фрунзе» в «Программу строительства Морских сил РККА на 1932—1935 гг.». Совет народных комиссаров СССР, утверждая 11 ноября 1931 года эту программу, постановил:

«…достройку линейного корабля Фрунзе … отложить до 1933—1934гг.»

В это же время НТКМ создал четыре варианта превращения линейного корабля в линейный крейсер, различающихся по большей части мощностью и типом основной энергетической установки. На данной базе в первых числах Августа 1932 года помощник главы ВМС И.М.Лудри представил эскизный проект переоборудования «Фрунзе» в линейный крейсер водоизмещением 26 400 т со скоростью 30 уз на рассмотрение РВСС, принявшему по нему хорошее ответ. 29 сентября рабочая группа осмотрела линейный корабль у стены Балтийского завода и отыскала его состояние в полной мере удовлетворительным.

В октябре 1932 года Управление кораблестроения выдало КБ Балтийского завода заказ на разработку «детального эскизного проекта» перестройки «Фрунзе» в линейный крейсер, но уже по проработанному НИВК варианту со скоростью 27 уз (достижение скорости 30 уз НИВК вычислял нереальным). По окончании рассмотрения вместе с НИВК нескольких экзотических вариантов корабля (с удлинением корпуса за счет вставки; с котлотурбинной механической установкой, дополненной дизель-электрической; и с многоагрегатной дизельной) сочли, что самый предпочтительным явилось бы применение импортных турбин громадной мощности.

К марту 1933 года КБ Балтийского завода создало эскизный проект линейного крейсера водоизмещением 27 000 т с тремя башнями главного калибра (третья — с погибшей в Севастополе «Императрицы Марии»), 16 130-мм орудиями в среднем двухъярусном каземате под 37,5-мм броней в двух вариантах (А и Б), различающихся составом зенитного оружия и механическими установками.

По окончании рассмотрения проекта рядом рабочих групп В.М.Орлов подписал ответ о разработке нового варианта корабля, отличающегося от прошлых наличием двух двухорудийных 100-мм зенитных установок (по всей видимости, итальянских), трех двухорудийных 45-мм автоматов, усиленным горизонтальным бронированием (крыши башен — 152 мм, средняя палуба — 75 мм), с двухвальной энергетической установкой суммарной мощностью 120 000 л.с. (по типу итальянского крейсера «Raimondo Montecuccoli»). Цена корабля оценивалась в 55 млн. руб.

В июне проект был рассмотрен и одобрен В.М.Орловым с некоторыми замечаниями, а Управление кораблестроения выдало Балтийскому заводу задание на разработку неспециализированного проекта, которым предусматривалось: доведение угла возвышения орудий главного калибра до 40°, размещение лишь 12 130-мм, но не в казематах, а в двухорудийных башнях, перераспределение толщин брони, установка 533-мм траверзных неповоротных торпедных аппаратов, применение основных механизмов суммарной мощностью 110 000 л.с. от итальянского крейсера «Eugenio di Savoia» (другими словами подобных закупленным для крейсера проекта 26 «Киров»).

11 июля 1933 года вышло распоряжение СТО «О программе военно-морского строительства на 1933—1938 гг.», которым, например, предусматривалась модернизация линейных кораблей «Фрунзе» и «Парижская коммуна». Казалось, дело поднялось на настоящую землю. Но время было уже потеряно.

В соответствии с новой программой на Балтийском заводе намечалось строительство легких крейсеров, эсминцев, подводных лодок, исходя из этого появились опасения, что работы по «Фрунзе» смогут им помешать. В первых числах Августа 1934 года В.М.Орлов представил наркому обороны доклад, в котором испрашивал согласия на «исключение из программы судостроения… линейного корабля-крейсера Фрунзе», но К.Е.Ворошилов наложил на документ резолюцию:

«До тех пор пока покинуть и еще раз обсудить со экспертами».

В конце 1934 года участь «Фрунзе» как линейного крейсера была решена, и в январе следующего года все работы по нему закончились. 30 сентября 1935 года В.М.Орлов препровождает наркому докладную, в которой предлагает поставить корпус «Фрунзе» в Кронштадте для применения в качестве брони и мобилизационного запаса механизмов (чем он и был практически уже 17 лет), но К.Е.Ворошилов был осмотрителен и нежданно для В.М.Орлова приказал вернуть «Фрунзе» в качестве плавбатареи. В соответствии с в тот же час созданным и утвержденным В.М.Орловым заданием на восстановление линейный корабль снова предполагалось ввести в строй со всеми четырьмя башнями главного калибра, модернизировав по типу «Парижской коммуны», но только с шестью переведенными на нефтяное отопление котлами, что снабжало скорость 12-15 уз, и одной дымовой трубой.

Потом все пошло опять по уже пройденному кругу. 29 декабря 1935 года В.М.Орлов доложил наркому: реализация задания вероятна с окончанием работ на корабле в осеннюю пору 1938 года при затратах около 60 млн. руб. КБ Балтийского завода проработало улучшенные если сравнивать с заданием варианты со 100-мм средней палубой, 100-мм зенитной артиллерией и с булями для обеспечения остойчивости, причем во втором варианте — со скоростью 22-23 уз за счет применения 10 котлов с недостроенных крейсеров типа «Светлана».

Цена работ в обоих вариантах составляла 72 млн. руб.

Последовало ответ К.Е.Ворошилова:

«Представить в правительство доклад по последнему варианту, работу начать в 1936 г. 2.02.36.».

Но уже началась гонка с проектированием новых линейных кораблей, в которой ведущую роль игралось КБ Балтийского завода, и скоро индустрии и флоту стало не до «Фрунзе». Проектные работы по нему закончились, а восстановительные кроме того не начинались.

Формально от восстановления линкора «Фрунзе» совсем отказались только 9 июля 1939 года, в то время, когда Основной армейский совет ВМФ признал его нецелесообразным.

К началу осени 1939 года на «Фрунзе» демонтировали боевую рубку, сняли башенные механизмы и приступили к разборке самих башен. Потом их орудийные станки употреблялись при монтаже батареи береговой обороны. В первой половине 40-ых годов двадцатого века корпус корабля был сдан в Отдел фондового имущества для разделки на металл, и к началу войны его носовая оконечность была разобрана приблизительно до 15 шп.

При буксировке Морским каналом в осеннюю пору 1941 года корпус, подвергнувшись артобстрелу, взял пара пробоин и затонул вблизи бровки канала. Оставшаяся над водой носовая часть верхней палубы употреблялась в годы блокады для прикрытия дозорных катеров. Затонувший корпус «Фрунзе» подняли к концу мая 1944 года и во второй половине 40-ых годов двадцатого века разобрали.

А.М. Васильев «Линкоры типа «Марат»

Кировская весна. броненосец береговой обороны полтава

24 июня 1940 году в Балтийском Флоте СССР была совершена командно-штабная игра Защита центральной минной позиции недалеко от Моозундского архипеллага 1.05.1941

По результатам игры 1.07.1940 начато проектирование, и с 1.09.1940 достройка линейного корабля Фрунзе в качестве самоходной плавбатареи для защиты возобновляемой центральной минно-артиллерийской позиции недалеко от Моонзундского архипеллага.

Техническим заданием предписывалось закончить работы до 1 марта 1941 года, с минимальными затратами денежных, материальных ресурсов и людских

Корабль принят государственной комиссией 3 мая 1941 года и сходу вышел к месту несения работы у острова Эзель.

Водоизмещение стандартное – 23 000 т; протяженность 184,5 м, ширина 32,5 м, осадка 9,65 м. Мощность механизмов 16 800 л.с. (четыре дизеля по 4200 л.с.). Скорость хода большая – 12 узлов. Дальность плавания 2700 миль при 8 узлах. Бронирование: основной пояс: 225 мм цитадель, 100—125 мм оконечности, верхний пояс: 75—125 мм, верхняя палуба: 37,5 мм, средняя палуба: 19—25 мм, нижняя палуба: 12—50 мм

Оружие составило:

  • шесть 305-мм орудий в двух трехорудийных башнях,
  • шестнадцать 120-мм пушек в барбетах,
  • восемь спаренных 100-мм универсальных орудий Минизини,
  • восемь спаренных 40-мм автомата Бофорс.

Вместо паровых турбин энергетическая установка плавбатареи представляла собой четыре дизеля мощностью по 4200 л.с. от подлодки типа К.

Броненосец Император Александр III

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: