Броненосцы береговой обороны типа «эран» (hswms aran). швеция

      Комментарии к записи Броненосцы береговой обороны типа «эран» (hswms aran). швеция отключены

Принцип централизованной обороны, что стал доминантой в стратегическом мышлении Швеции по окончании отторжения Финляндии, не имел возможности не оказать заметного влияния на выбор и развитие флота классов его составлявших. Предпочтение отдавалось судам с малой осадкой, приспособленным к военным действиям в шхерах либо больших озерах, а не «морским» судам.

Но к середине XIX века на смену данной теории пришла новая: во главу угла был поставлен принцип «защиты границ», что предполагал встречу нападающего неприятеля в море. Изменение стратегического мышления стало толчком к формированию современного мореходного флота. Ввод в строй броненосцев береговой обороны типа «Свеа» во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века сделал устаревшими все большие суда шведского прибрежного флота: мониторы типов «Джон Эриксон» (1864) и «Хилдур» (1870-1871) и канонерские лодки типа «Бленда» (1873).

Броненосцы береговой обороны типа «эран» (hswms aran). швеция

«Свеа» и его «систершипы» были спроектированы известным шведским кораблестроителем Йёте Вильгельмом Свенсоном, ранее создавшим проект канонерских лодок типа «Бленда». «Свеа» и «Бленду» роднило размещения артиллерии – оба типа имели орудия главного калибра, размещенные в носу, вспомогательный калибр размешался в казематах надстройки около дымовых труб.

Следующим поколением броненосцев береговой обороны стал тип «Оден».

Спроектированный в первой половине 90-ых годов XIX века, он являлся усовершенствованным вариантом ранних типов и имел основной калибр, размещенный в двух башнях в оконечностях. 5 ноября 1897 г. были одобрены чертежи для следующего типа – «Дристигхетен». Он стал первым кораблем собственного класса, на котором 254-мм орудия старого типа заменили на новые «скорострельные» 210-мм орудия. Начиная с «Дристигхетена», вместо цилиндрических котлов на шведских судах стали использовать водотрубные котлы Ярроу.

Так, от проекта к проекту совершенствовался класс шведских броненосцев береговой обороны.

Политическая ситуация

История появления судов типа «Эран» не меньше захватывающая, чем история со сбором средств на броненосцы типа «Сверье», строительство которых в 1912 году было частично финансировано за счет денег национальной кампании по сбору средств на постройку броненосцев береговой обороны. Во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века правительство попросило средства на ставшую в то время нужной реконструкцию и модернизацию судов типа «Свеа», настаивая на том, что деньги не отправятся на постройку новых броненосцев.

Военно-морское министерство предложило часть этих денег освоить на постройку новых судов, дабы иметь достаточное количество единиц для защиты протяженной береговой линии Швеции. Но морской министр был против и просил деньги лишь на окончание строительства одного корабля – «Дристигхетена».

В парламенте обе палаты выступили за упрочнение флота, что было выяснено прежде всего ухудшающимися отношениями с Норвегией (тогда еще входившей в унию со Швецией), и все возрастающим влиянием России в Финляндии. Парламентарии отдали собственные голоса за предложение военно-морского министерства, признав нужной постройку новых броненосцев: был одобрен закон о выделении средств для постройки судов «Эран», «Тапперхетен» и «Васа».

Это стало волеизъявлением граждан Швеции, совершенно верно так же как сбор средств для судов типа «Сверье» тринадцать лет спустя. Позвал все это один человек.

Военно-морским министром в то время был Герхард Дюрссен, один из трех братьев, занимавших в то время главные посты на флоте и в морском министерстве. Его предшественник, Ярл Христерссон, выделил отчисления на развитие создаваемой береговой артиллерии и замену существующих орудий новыми, причем прежде всего предусматривались работы в крепости Кунгсхольм при входе в военно-морскую базу Карлскрона.

Герхард Дюрссен счел более нужным применять эти отчисления на модернизацию ветхих броненосцев береговой обороны типа «Свеа» с оснащением их современной скорострельной артиллерией. Для береговой артиллерии он внес предложение применять ветхие 254-мм орудия броненосцев. Предприятие выяснилось провальным: 2 миллиона шведских крон ушло на перевооружение береговой артиллерии фактически ненужным оружием, флот же приобрел новую артиллерию на устаревшие суда с маленьким сроком работы, каковые скоро были переклассифицированы в блокшивы.

В сложившейся обстановке парламент во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века одобрил финансирование на начало строительства трех новых судов в этом году и закладку четвертого через два года. Таким прекрасным образом число шведских броненосцев береговой обороны увеличилось в полтора раза.

Строительство

Во второй половине 90-ых годов XIX века Йёте Вильгельм Свенссон ушел из собственной должности генерал-директора Корпуса корабельных инженеров. Его последователем стал Ялмар Хуго Лиллихёэк, одной из его первых задач стало окончание проектирования «Дристигхетена». Одобренные к постройке три корабля типа «Эран» были повторением этого успешного проекта, изменилось лишь размещение артиллерии запасного калибра – она должна была размещаться в защищенных вращающихся башнях, а не в казематах.

Это не только улучшало защиту для прислуги, но и значительно улучшало сектора стрельбы.

Договор на постройку судов был подписан 12 октября 1899 г. с тремя частными верфями. «Эран» должен был строить завод «Мотала Веркстад» на верфи «Линдхолмен» в Гетеборге, «Васу» – «Бергсунд Меканиска Веркстад» на верфи «Финнбода» в Стокгольме, «Тапперхетен» – «Кокумс» в Мальме, 22 ноября 1901 г. «Кокумс» кроме этого взял договор на четвертый броненосец – «Манлигхетен». В тендере на постройку принимали участие и зарубежные верфи (пять английских, одна французская и одна германская), но их предложения были намного более дорогими, чем подобные от шведских верфей. Контрактными обязательствами было предусмотрено выстроить «Эран» и «Васу» за 26 месяцев, «Тапперхетен» – за 24. «Эран» должен был быть оборудован, как флагманский корабль Прибрежного флота (неизменно отмобилизованная часть флота) с помещениями для его штаба и адмирала.

Сроки постройки «Эрана» были превышены на три месяца, что частично было вызвано дополнительными работами по перестройке броненосца во флагман. Но верфь не была оштрафована, поскольку ей удалось, в качестве компенсации, завершить достройку «Дристигхетена» на три месяца ранее установленных сроков.

Корпус

Стандартное водоизмещение броненосцев составляло 3650 т, полное – 3735 т. Корпус имел длину по ватерлинии 87,5 м (полная – 89,7 м), ширину 15,02 м, большая осадка составляла 5,3 м. Броненосцы имели таранный форштевень и крейсерскую корму, для успокоения качки были смонтированы скуловые кили длиной 35 м и шириной 0,7 м. Штевни имели золотые украшения «одобренного типа», каковые должны были стать стандартными как для всех будущих броненосцев, так и для ветхих судов, на каковые их устанавливали бы на протяжении модернизаций.

Бронирование

Ватерлиния была защищена 175-мм поясом длиной 50,43 м и высотой 1,78 м из цементированной крупповской брони на 100-мм тиковой прокладке. Крупповская цементированная броня (КС) употреблялась в первый раз, ее характеристики разрешили уменьшить толщину боевой рубки и пояса на 25 мм если сравнивать с «Дристигхетеном». Барбеты башен главного калибра имели толщину 190 мм брони КС, сами башни имели 180-мм лобовые плиты и 140-мм защиту со всех остальных сторон.

Защита артиллерии запасного калибра складывалась из 100-мм барбета из никелевой стали, башни имели 125-мм лоб, другое бронирование имело толщину 60 мм. Боевая рубка была защищена 175-миллиметровой броней КС. Фактически вся броня была поставлена компанией «Фридрих Крупп» из Эссена, на долю шведской «Бофорс-Гуллсронг» достались лишь барбеты башен запасного калибра и дверь боевой рубки.

Силовая установка

В первый раз водотрубные котлы Ярроу были установлены и испытаны на миноносце «Агда», результаты были хорошими и данный тип котлов стал стандартным для всех шведских кораблей ВМФ того периода. В один момент тестировались и другие типы водотрубных котлов, но котлы Ярроу имели одно неоспоримое преимущество: их водогрейные трубки были прямыми, что существенно облегчало их производство и эксплуатацию.

К тому же эти котлы были существенно легче цилиндрических и потребовали меньшего времени на поднятие пара; иначе, они потребовали более твёрдого контроля за уровнем воды. Первым большим боевым кораблем с водотрубными котлами совокупности Ярроу стал «Дристигхетен».

Результаты работы котлов в повседневной работе были обнадеживающими, исходя из этого было решено применять их на броненосцах типа «Эран».

Восемь котлов размещались в трех котельных отделениях и питали паром две вертикальные паровые машины тройного расширения. Автомобили размешались параллельно друг другу в двух машинных отделениях поделённых влагонепроницаемой переборкой. Все шесть автомобилей для трех судов изготовил завод «Мотала Меканиска Векстадс АБ» в Мотале.

Машина развивала мощность 5500 и.л.с. при давлении пара 14,7 кг/см2. Проектная скорость судов составляла 16,5 узла и была превышена на опробованиях всеми тремя броненосцами. Самым стремительным был «Тапперхетен», развивший 17,7 уз.

Вместимость угольных ям составляла 370 тысячь киллограм, что снабжало дальность плавания 3000 миль на 12-узловой скорости.

Артиллерия

Ранее, до типа «Ньорд» включительно, шведские броненосцы вооружались 254-мм орудиями компании «Бофорс», но для будущих судов была принята новая концепция оружия: сейчас более серьёзным вычисляли достигнуть более высокой скорострельности, а следовательно – большего числа попаданий, нежели иметь большее действие от единичных попаданий больших снарядов. Вследствие этого было решено уменьшить основной калибр артиллерии до 210 мм – первым новые орудия взял «Дристигхетен», они же употреблялись на типе «Эран».

Кроме этого было создано новое скорострельное 152-мм орудие, причем скорострельность осталась на уровне прошлых образцов калибра 120 мм не обращая внимания на то, что для более тяжелых снарядов и зарядов кроме этого употреблялись ручные операции: механизмы орудия более не являлись причиной, ограничивающим скорострельность – сейчас она зависела в основном от тренированности и физической подготовки артиллерийской прислуги.

Так, основной и вспомогательный калибр новых броненосцев складывался из двух 210-мм орудий М/98 и шести 152-мм орудий М/98 производства компании «Бофорс». Противоминное оружие складывалось из десяти 57-мм орудий М/89В. Пара 37-мм пушек М/98В уславливалась на паровых катерах.

Уже по окончании постройки на суда были установлены два 450-мм подводных минных аппарата М/99 производства компании «Армстронг Уитворт К°» (Ньюкасл). Они размешались ниже броневой палубы в носовой части под углом 90° к диаметральной плоскости. Суда несли четыре прожектора М/1900 типа «Шукерт» G90 – по одному устанавливались на крыше ходовой рубки и кормовом мостике, еще два находились на прожекторной площадке между трубами.

В 1906 г. на фор-марсе «Манлигхетена» был установлен дальномер с базой 2 м, позднее подобным образом были оборудованы остальные три корабля.

Начало работы

«Эран» («Честь») был заложен во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века на верфи «Линдхолменс» в Гетеборге – предприятии, связанном с главным подрядчиком «Мотала Веркстад». Эта верфь доказала собственную свойство строить большие боевые суда, завершив постройкой во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века броненосец береговой обороны «Ньорд» и досрочной сдачей «Дристигхетена» два года спустя. «Эран» был построен 14 августа 1901 г. и сдан флоту 7 сентября 1902 г. На протяжении трехчасовых опробований на полный движение броненосец развил среднюю скорость 16,87 узла при мощности автомобилей в 5913 и.л.с.

Перед сдачей флоту броненосец прошел 14 дней интенсивных опробований, закончившихся в Карлскроне. В отчете об опробованиях было отмечено следующее:

1) цикл работы элеваторов башен главного калибра при работе от электропривода составлял 12 секунд, при работе элеватора вручную – 17 с;

2) скорость вращения башен ГК от электропривода имела возможность изменяться в пределах от 1 до 7,5 град/с, при вращении башни вручную полный поворот с борта на борт занимал 2 60 секунд 22 секунды;

3) башни запасного калибра имели весьма легкое вращение: на ручном приводе башня «обходила» целый сектор обстрела за 18 секунд, работа элеваторов кроме этого не позвала нареканий;

4) элеваторы питания 57-мм орудий снабжали подачу 12 коробок (12 патронов в коробке) в 60 секунд, что в два раза превышало контрактные требования;

5) перекладка руля из положения «право на борт» в положение «лево на борт» занимала 17 с;

6) выбор якорной цепи электрическим шпилем осуществлялся со скоростью 8,3 м/мин.

«Васа» (именование королевской семействе Васа, правившей Швецией в 1560-1814 гг.) был заложен в 1899 г. на верфи «Финнбода» в Стокгольме, строителем выступал «Бергсунд Меканиска Веркстад АБ». Корабль был спущен 7 ноября 1901 г. На опробованиях «Васа» продемонстрировал 16,77 узла при мощности автомобилей 5100 и.л.с. Принят флотом 6 декабря 1902 г.

«Тапперхетен» («Доблестный») был заложен в 1899 г. на верфи «Кокумс АБ» в Мальме (эта личная верфь позднее прославилась постройкой высококлассных подводных супертанкеров и лодок), построен 7 ноября 1901 г. Он был самым стремительным из четверки – на опробованиях броненосец развил 17,7 узла при мощности автомобилей 5888 и.л.с. Принят флотом 24 января 1903 г.

Четвертый корабль – «Манлигхетен» («Мужественный») – был заказан на два года позднее систершипов и кроме этого строился на верфи «КокумсАБ». Он был заложен в Мальме в 1901 году. Конструктивно он повторял первые три корабля, но имел кое-какие отличия, обусловленные опытом эксплуатации и строительства первых трех единиц серии.

Броненосец взял более полные обводы носовой части, большее внимание было уделено улучшению условий обитания экипажа: на корабле была смонтирована совокупность обогрева типа «Пункалор», переделана вентиляция, установлены личные рундуки для команды. Броненосец был построен 1 декабря 1903 г. и был сдан флоту 3 декабря 1904 г.

По окончании сдачи флоту «эраны» организовали 1-ю дивизию Прибрежного флота. 2-ю дивизию составляли броненосцы береговой обороны типа «Оден» и «Дристигхетен». Основная база флота размещалась в Стокгольме, но в связи с кризисом в отношениях с союзной Норвегией флот был выдвинут к западному побережью Швеции в район архипелага Гётеборга. Прибрежный флот был под руководством адмирала Вильгельма Дюрссена, младшего брата бывшего морского министра.

В дополнение к восьми броненосцам флот взял два новых истребителя «Моде» и «Магне», большое число и минные крейсеры миноносцев. Базой флота стал Кальвсунд к северу от Гетеборга. В то время, когда переговоры со стремящейся к отделению Норвегией были прерваны, флот выдвинулся на север в район шведско-норвежской границы к Рисё-Рафтё.

Основная задача шведского флота была в том, чтобы стереть с лица земли норвежский флот в море либо заблокировать в базах. Норвегия имела в тот период четыре выстроенных англичанами броненосца с чертями сходными со шведским «одноклассниками», соединением норвежского флота руководил адмирал Якоб Бёрресен.

Кризис достиг апогея летом 1905 г., но разрешился мирно: в октябре переговоры завершились – уния Норвегии и Швеции была расторгнута. Но флот не израсходовал время впустую: маневры, совершённые адмиралом Дюрссеном, разрешили существенно улучшить навыки команд броненосцев и офицерского состава.

В 1906-1910 гг. «эраны» были выведены из состава стали и действующего флота на модернизацию. Несложная фок-мачта (однодревка) была заменена треногой, на вершине которой разместился боевой марс с 2-метровым дальномером. Прожекторный мостик между трубами был демонтирован, а сами прожекторы перенесены на площадки, смонтированные конкретно на грот- и фок-мачтах.

28 января 1914 г. «Тапперхетен» потерпел важную навигационную аварию – сел на мель Столбодан неподалеку от Сандхамна в Стокгольмском архипелаге и принял большое количество воды. Сходу снять его не удалось, и броненосец простоял на мели около полугода. Позднее его спасением занялась компания «Рёда Болает», узнаваемая спасательная и буксирная компания (известность к ней пришла по окончании спасательных работ на английском броненосце «Хоу», севшем на мель у Эль-Ферроля в первой половине 90-ых годов XIX века). Работы завершились к июлю.

По окончании снятия с мели «Тапперхетен» был отбуксирован на военно-морскую верфь в Стокгольме, где прошел ремонт. В состав флота корабль возвратился 26 октября 1914 г.

Шестнадцатью годами спустя и «Манлигхетен» потерпел подобную аварию фактически в том же месте: непростые условия навигации в шхерах Стокгольмского архипелага очень этому содействовали. 24 августа 1930 г. на пути из Стокгольма в Хорсфйерден броненосец в густом тумане налетел на мель у подводной гора Пилтолм неподалеку от Даларё. Все попытки сняться сомостоятельно были бесплодными.

По окончании обследования корпуса водолазами (он был неповрежденным) начались работы по разгрузке корабля. Затем крейсер-минзаг «Клас Флеминг», шедший в Даларё, постарался отбуксировать «Манлигхетен» с мели, но бесполезно. На следующий сутки на помощь пришел броненосец «Дроттнинг Виктория», кроме этого постаравшийся стянуть «Манлигхетен» с мели, но также бесполезно (пара раз рвалась двухдюймовая якорь-цепь).

Два дня спустя прибыл эсминец «Вахтмейстер», и для снятия корабля с мели был применен достаточно необыкновенный метод: тогда как остальные суда медлительно стягивали с мели «Манлигхетена», эсминец, трудясь автомобилями на полный движение, размывал грунт под броненосцем. Метод был действенным – скоро броненосец был на плаву.

Первая мировая

По окончании вступления в строй в 1907 году броненосца «Оскар II» «Эран» был «разжалован» из флагманов Прибрежного Флота. «Манлигхетен» был временно переклассифицирован в учебный корабль и передан Военно-морскому колледжу. С началом Первой Мировой «эраны» снова возвратились к боевой работе.

Предписания для отмобилизованного Прибрежного флота предусматривали, что одна из дивизий броненосцев должна в любой момент находиться в готовности №1, базируясь в основном на Стокгольм, а позднее, в зимний период, на Карлскрону. Прибрежный флот все еще был под руководством влиятельного и популярного адмирала Вильгельма Дюрссена.

Адмирал Дюрссен по морской профессии был артиллеристом и, будучи командующим, уделял громадное внимание постоянной артиллерийской подготовке. Модернизация совокупности управления огнем разрешила расширить дальность стрельбы главного калибра до 6500 м, но стрельбы, проводимые в течение 1914 года, дали неутешительные результаты: к примеру, рассеивание при стрельбе «Эрана» и «Манлигхетен» выяснилось весьма значительным, не смотря на то, что, быть может, это было вызвано неточностями в работе совокупности управления огнем.

В следующем году широкая практика дала результаты – на стрельбах за Королевский кубок (скорость цели 4-5 узлов; скорость броненосцев 13 узлов) «Эран» и «Манлигхетен» продемонстрировали отличные результаты: на дистанции до 6000 м «Эран» добился 28 % попаданий, «Манлигхетен» – 33 %.

В 1916 г. адмирал Дюрссен был заменен адмиралом Карлом Августом Эренсвэрдом, что продолжил артиллерийские учения, что разрешило и в будущем поддерживать артиллерийскую часть судов талантливой соперничать с более современными артиллерийскими совокупностями. Условия базирования остались прежними: зимний период основной базой оставалась Карлскруна, другое время года броненосцы базировались на Стокгольм.

В сложившейся на Балтике обстановке броненосцы себя не показали: рутинные обязанности по сохранению нейтралитета выполнялись малыми судами флота. Для конвоирования торговых судов на протяжении долгой береговой линии, боевого траления и разведки были выделены восемь эсминцев и много миноносцев.

Межвоенные годы

Не обращая внимания на то, что «эраны» в годы войны не несли таковой активной работы, как их меньшие собратья, к окончанию военных действий в Европе они были в плачевном состоянии . С введением в строй броненосцев береговой обороны типа «Сверье», общей «усталости от политики» и войны разоружения ветхие броненосцы были выведены из состава Прибрежного флота, переклассифицированы во вспомогательные суда и приданы местным подразделениям береговой обороны. «Эран» был придан Стокгольмскому подразделению, но уже в 1933 г. был выведен в резерв. «Васа» был в столь нехорошем состоянии, что был выведен в резерв уже в 1924 г. «Тапперхетен» отправился в резерв в 1927 г., а до этого, вместе с «Манлигхетеном», состоял учебным кораблем при Военно-морском колледже.

Еще в 1912 году «Манлигхетен» был временно придан Военно-морскому колледжу и употреблялся в качестве учебного корабля: на нем были оборудованы помещения для 24 кадетов. Он совершал походы в зарубежные порты совместно с крейсером «Фюльгия», канонерской лодкой «Скульд» и миноносцами «Мира» и «Орион». Отряд был под руководством капитана 1-го ранга Аларика Вахтмейстера и посетил Антверпен, Бордо, Ферроль, Дартмут.

По окончании окончания Первой мировой «Манлигхетен» был в лучшем состоянии, чем систершипы. В первой половине 20-ых годов XX века два из его 57-мм орудий заменили на несколько 57-мм зениток Lvk М7/89В (тот же «Бофорс» М/89В, но приспособленный для стрельбы по самолетам). Примерно в 1925 году два из котлов броненосца были переведены с угольного на нефтяное отопление, причем на опробованиях, давших приемлемые результаты, употреблялась низкосортная нефть с собственных месторождений в Киннекулле.

В 1920-е годы «Манлигхетен», как и «Тапперхетен», был выведен из состава флота и передан Военно-морскому Колледжу, и в основном употреблялся в качестве учебного корабля для «экспедиций» кадетов в зарубежные государства. В 1920 г. «Манлигхетен» посетил Амстердам; в 1926 г. 2-я дивизия броненосцев в составе «Манлигхетена» и «Тапперхетена» побывала в Амстердаме, Портсмуте, Гернси и Влаардинене; в будущем году она посетила Плимут, Сан-Роттердам и Себастьян.

В 1937 г. «Манлигхетен» с кадетами на борту совершил походы в Амстердам, Ньюкасл, Руан, Кардифф, Обан, Тронхейм и Клайпеду. В 1940 и 1941 гг. «Тапперхетен» выводился из резерва и снова передавался Военно-морскому колледжу, но привлекался к учебным походам лишь в «домашних» водах.

Вторая мировая война

в течении фактически всех тридцатых годов все четыре броненосца типа «Эран» пребывали в резерве с минимальным обслуживанием. В то время, когда же напряженность в Европе усилилась, мобилизация шведских армии стала неизбежной.

«Эран» и «Тапперхетен» должны были быть приданы местным морским силам в прибрежной территории между Свартклуббеном и Ландсортом, известным как Аландская эскадра, позднее – как Стокгольмский особенный дивизион. Соединение складывалось из ветхих угольных эсминцев «Хугин» и «Мунин» и еще более ветхих сторожевых судов, переоборудованных из миноносцев; в их задачи входили наблюдение и эскортные функции за обстановкой. Ветхие броненосцы должны были функционировать в качестве мобильной группы помощи.

«Эран» пребывал в резерве с 1933 г., но при осмотре стало известно, что и палубы и корпус были в хорошем состоянии. Хуже было с артиллерией. Зенитные орудия устарели физически и морально, основной и вспомогательный калибры были ограниченно боеспособны – их дальность стрельбы ограничивалась 9000 м. Автомобили все еще разрешали развить 16 узлов, но с риском для машинных команд: паровые магистрали, пребывавшие под давлением, разрывались при мельчайших сотрясениях.

30 октября 1939 г. прошли испытательные стрельбы главного калибра (как раз на протяжении них были отмечены неприятности с силовой установкой). На этих опробованиях корабль умудрился утратить якорь из-за обрыва обветшалой якорь-цепи. Зенитную артиллерию модернизировали, установив современные орудия: четыре 57-мм зенитки Lvk М/38 (на особой площадке сзади труб), два 40-мм М/36 и два 25-мм М/32 автомата «Бофорс», все ветхие 57-мм пушки М/89В были демонтированы.

«Эран» был придан силам Охраны водного района Стокгольма, но к концу войны корабль был в весьма нехорошем состоянии. Было решено перебазировать броненосец в Мальме, где он должен был функционировать как плавучая зенитная батарея, а при необходимости – быть затопленным на входе в гавань. В январе 1945 г. «Эран» отбуксировали из Стокгольма в Мальме, где он дослуживал собственные последние месяцы в качестве несамоходной плавучей батареи.

«Тапперхетен» пребывал в резерве с 1927 г. и по состоянию приблизительно соответствовал «Эрану». На нем кроме этого было нужно проводить модернизацию зенитной артиллерии. Его 57-мм орудия имели размещение, хорошее от зениток «Эрана»: их разместили на палубе надстройки около, а не сзади дымовых труб.

Два 40-мм автомата расположили как на «Эране» – на крышах орудийных башен главного калибра. «Тапперхетен», так же как и «Эран», был придан силам ОВРа Стокгольма, не считая краткого периода работы в качестве учебного корабля Военно-морского колледжа.

«Васа» с 1924 г. был на отстое в Карлскроне. С началом войны было решено оборудовать его как несамоходную плавучую батарею (таким плохим было его состояние) в составе обороны Мальме, пришвартовав корабль к молу и посадив на дно гавани. Но кроме того применение броненосца в режиме плавучей батареи потребовало обширной реконструкции и дорогостоящей модернизации. «Васа» был совсем выведен из состава флота 15 марта 1940 г., позднее его поставили на якорь в Хорсфйердене и закамуфлировали под броненосец «Дроттнинг Виктория».

«Манлигхетен», как писалось выше, был частично модернизирован в 1920-е годы. В соответствии с «оборонному акту» парламента, во второй половине 30-ых годов двадцатого века его передали соединению береговой охраны Гетеборга в качестве флагманского корабля еще молодой местной эскадры. 12 декабря 1939 г. «Манлигхетен» первым из шведов столкнулся с «кошмаром войны»: у его борта взорвался затраленный минный защитник, погибло шесть моряков.

Повреждения заставили совершить широкую реконструкцию с широкой модернизацией, работы были выполнены на верфи «Готаверкен». Результатом стал корабль с новым прекрасным «итальянским» силуэтом – форштевень взял сильный наклон вперед, на трубах показались козырьки. На броненосце поменяли котлы, установив восемь новых – шесть угольных и два нефтяных.

Были поменяны стволы орудий главного и вспомогательного калибров, что в следствии разрешило расширить дальность стрельбы. Корабль взял новый командно-дальномерный пост и новую совокупность управления огнем, подобные подобному оборудованию броненосца «Дроттнинг Виктория», и современные снаряды. Состав зенитной артиллерии стал подобным артиллерии «Эрана» – новые 57-мм, 40-мм и 25-мм орудия «Бофорс».

На верхней палубе в корме проложили минные рельсы. «Манлигхетен» стал практически новым кораблем с иными размерениями – его протяженность по ватерлинии увеличилась до 90,2 м, а водоизмещение выросло до 3685 тысячь киллограм.

В годы войны «Манлигхетен» привлекался к обороне западной части береговой полосы Швеции, делая дальние патрулирования и ведя наблюдение за морем. Именно он сыграл ключевую роль в обнаружении 5 мая 1943 г. подлодки «Ульвен», которая подорвалась на мине тремя семь дней ранее.

Окончание работы

Участие «Васы» в войне ограничилось «работой» кораблем-макетом. Его 152-мм орудия уже в начале 1940 года демонтировали и передали береговой артиллерии. Два из них установили на батареях в Холмогадда, два в Корее и по одному в Телге на Готланде и в южной части прибрежной полосы около Теллеборга. По окончании войны «Васу» передали военно-морскому училищу в г. Берга, где применяли в качестве натурного макета для обучения корабельных аварийных партий.

На слом броненосец отправился в Карлскроне в 1961 г. При модернизации «Манлигхетена» прошлые 210-мм орудия были поменяны подобными орудиями «Бофорс», но новой выделки. Его ветхие пушки установили в фортах береговых крепостей в Хамнскоре и Хултунге. Броненосец был списан в 1947 г. и частично разобран в Карльскроне в 1952 г. Корпус срезали до нижней палубы, и он продолжительное время употреблялся в качестве плавучего причала в военно-морской базе Скредсвик в Гюлльмарсфьорде.

«Эран» до 1943 года был флагманом Аландской эскадры, а после этого был передан силам военно-морского района южной части береговой полосы. В первой половине пятидесятых годов три 152-мм орудия броненосца были демонтированы и размещены на береговых батареях в Лулео. «Эран» был частично разобран в Карлскроне в 1952 г.: его корпус срезали, как у «Манлигхетена», и применяли в качестве понтона. Он затонул при буксировке у Фалькенберга в западной части береговой полосы Швеции в 1968 г.

«Тапперхетен» был реализован на слом в 1952 г., работы по разборке проводились в Окселозунде. Не обращая внимания на трудности – корабль затонул у причала – при разборке с него сняли около 2000 тысячь киллограм металла.

Броненосцы типа «Эран» покинули значительный след среди больших судов шведского флота. Будучи на начало века самым большими судами из класса броненосцев береговой обороны, вместе с родным по типу «Дристигхетеном», они всего за два года удвоили число броненосцев шведского флота. Эти суда организовали ядро боевого соединения отправленного к южному побережья Норвегии на протяжении Униатского кризиса, они стали базой для повышения боеготовности флота в разгар Первой Мировой. «Эраны» были прекрасными и замечательными судами и первыми шведскими броненосцами, каковые предоставляли своим командам самые современные и комфортные условия обитания на борту.

Литература:

Bojerud S., Rosander Р-О., Wikberg J. Malmo marina bevakningsomrade 1928-1992. -Karlskrona, 1992.

Borgenstam C. The development of the Swedish coastal battleships (неизданная рукопись).

Giron A. (ed). Kungl. Sjokrigsskolan 1867-1942. — «J.O. Oberg Son», 1942.

Harris D.G. The Swedish armoured coastal defence ships // «Warship», 1996.

Holmquist A.: Flottans beredskap 1938-1940. — «Allmanna Forlaget», 1972.

Insulander P., Olsson C.S. Pansarskepp. Fran John Ericsson till Gustaf V. — «СВ Marinlitteratur», 2001.

Kockums marina fartyg // «Varvshistoriska foreningen», 2008.

Lagvall B. Flottans neutralitetsvakt 1939-1945 // «Marinlitteraturforeningen», №17, 1991.

Lindholmens Varv 1845-1945. Minnesskrift. — Goteborg, 1947.

Pansarbaten Aran // «Tidskrift i Sjovasendet», №65, 1902.

Sandstrom A.: Pansarfartyg at Sveriges flotta // «Sjohistoriska Museet», rapport 19, 1984.

Von Hofsten G., Rosenius F. (eds). Kustflottan. De svenska sjostridskrafterna under 1900-talet. -«Kungl. Orlogsmannasallskapet», 2009.

Wedin F. Amiralitetskollegiets historia. Bd.IV: 1878-1920. — «Liber», 1980.

Westerlund K-E. Svenska orlogsfartyg 1855-1905. — Karlskrona: «Marinlitteraturforeningen», 1992.

Ahlund B. Historia kring flottans kanoner// «Marinlitteraturforeningen», №84, 1998.

* * *

Эта работа посвящается памяти г-на Курта С. Олссона, сравнительно не так давно погибшего в возрасте 86 лет. Господин Олссон был самым большим авторитетом по шведским броненосцам и соавтором книги «Броненосцы» («Pansarskepp», изд-во «СВ Marinlitteratur»). Я в долгу перед г-ном Олссоном за доступ к имевшейся у него информации и поддержку и бескорыстную помощь в течение 25 лет отечественной близкой дружбы.

Перевод с английского М.Б. Князева

Источник – издание Морская Кампания №1 от 2011 года

'Вяйнямёйнен' заговорённый броненосец

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: