Броненосцы береговой обороны типа адмирал лазарев — конец истории класса (орлы отечества)

      Комментарии к записи Броненосцы береговой обороны типа адмирал лазарев — конец истории класса (орлы отечества) отключены

Хорошего времени дней, коллеги. Сейчас я вам воображаю развитие темы русских броненосцев береговой обороны и их окончательный финал – броненосцы-мониторы времен Первой Мировой, созданные для помощи минно-артиллерийских позиций. Эта мысль известна многим сотрудникам, многие ее наподобие как (если судить по архивам сайта) кроме того поддерживают, но максимум, что я видел на эту тему – это русифицированные Эребусы.

Добавлю к ним собственную поделку на эту тему.

Вступление

Суда, о которых отправится обращение в данной статье, весьма и весьма спорные. С одной стороны – они не необходимы, потому что вместо них лучше иметь один хороший боевой линейный корабль, чем семь таких вот плавающих корыт, раскиданных по трем ТВД.

С другой же стороны – для защиты МАПов линейные корабли уж больно дороги, им найдется и второе использование, а четыре монитора-ББО смогут в один момент делать семь задач в семи различных местах, чего один линейный корабль (два либо кроме того три, в случае если брать совокупную цена всей серии ББОшек) сделать не сможет. Меньше, в свете задач, ИМХО, мониторы будут адекватным ответом с удовлетворительной эффективностью при сниженной цене. Так что таким ББО – быть!

Я не просто так потерял серию ББО типа Адмирал Ушаков. Они также будут – но отличий намечается минимум, и отдельную статью под них создавать я считаю дурной тон, но в статье о балтийских броненосцах (которая, вероятнее, будет сводная, потому что для Балтики суда будут другие, да не весьма) они будут себя ощущать весьма кроме того хорошо.

И да, заблаговременно прошу прощения у сотрудников за то, что светит в недалеком будущем. А светит им каша с их типами и названиями кораблей, отличимая от действительности. К примеру, у меня Полтавы как броненосцы были чуть более ранними и поменяли заглавия на Сисоя Великого, а фактически три полтавовских заглавия судов присвоены трем судам для Тихоокеанского флота, каковые по большому счету неизвестно что.

Наименование Двенадцать Апостолов у меня принадлежит к типу Три Святителя, но снаружи вы сможете отыскать данный броненосец под видом раскормленного броненосца Победа. Пересвет и Ослябя станут однотипными с Громобоем броненосными крейсерами. Называющиеся Евстафий, вероятнее, будет крыться Ретвизан, потому что Потемкин будет не черноморским, а тихоокеанским громадным мореходным броненосцем, а Царевич и Ретвизан будут его систершипами…

Меньше, запутаться легко. Я сам день назад скоро запутался. Но – благодаря этим перестановкам у меня получаются четкие, наследственные линейки развития судов для Балтики (ограниченная дальность плавания, упор на бронезащиту, постепенный переход на башенную артиллерию СК), Черного моря (умеренные броненосцы со дальностью плавания и скромной мореходностью, но защитой и достаточным вооружением) и Тихого океана (замечательные мореходные броненосцы со строго казематным размещением артиллерии СК), а не метания туда-сюда, характерные настоящему флоту. И я считаю, что возможные сложности восприятия – адекватная цена за развития русских и логичный путь становления броненосцев.

Последние из рода броненосцев береговой обороны

Броненосцы береговой обороны типа адмирал лазарев - конец истории класса (орлы отечества)

Монитор Эребус — ближайший аналог Адмирала Лазарева

По окончании окончания проектирования 14-дюймовых [1] сверхдредноутов на основных верфях России для Тихоокеанского флота в 1911 году командующий Балтийским флотом адмирал Николай Оттович Эссен поднял вопрос о постройке аналогичных судов для Балтики. Его расчет был несложен – рост калибров дредноутов непременно должен был дойти и до Германии, а имеющиеся в наличии 12-дюймовые линейные корабли [2], при боя на минно-артиллерийской позиции, не имели возможность противостоять германскому кораблю, и более того – не имели возможность действенно вести стрельбу по тральщикам, потому что гипотетический германский дредноут по дальнобойности доставал бы до русского корабля с недоступных для последнего расстояний. Для Балтфлота, действия которого опирались именно на минные и минно-артиллерийские позиции, подобный поворот событий был бы очень нежелателен.

Осознавали это и в морском министерстве. В следствии в конце 1911 года произошло заседание МГШ, на котором решилась будущее будущих судов. Денег на хотя бы два 14-дюймовых дредноута для Балтики не хватало – все съели текущие кораблестроительные программы, да и многие, среди них и сам Эссен, не видели смысла в постройке для задач по защите МАП дорогих и огромных сверхдредноутов, которым было бы очевидно тесно на Балтике.

Заседание повторялось еще два раза, пока наконец не была выработана теория – для защиты МАП на Балтике достаточно иметь броненосцы береговой обороны с 356-мм артиллерией.

Один из начальных проектов броненосца береговой обороны. В качестве ЭУ планировалось применять два дизеля мощностью по 2 тысячи л.с., но наряду с этим скорость угрожала упасть до неудовлетворительных размеров.

Был заявлен конкурс, в котором принимали участие 7 частных самостоятельных проектов 11 и компаний разных инженеров, включая зарубежных. Среди них были и очень уникальные проекты, и просто увеличенные Адмиралы Ушаковы, а также проект казематного (!!!) броненосца. Не обращая внимания на четкие и понятные пункты ТТЗ, подобные суда были диковинкой для судостроителей того времени, и чувствовался откровенный кризис идей.

В следствии рабочая группа в составе участников МТК и МГШ приняла проект Балтийского завода, имевший массу преимуществ. Во-первых, он максимально применял уже существующие наработки – дымовые трубы, боевая рубка и по большому счету основная надстройка, башенная трехорудийная установка заимствовались у уже строящихся судов.

Во-вторых, в качестве силовой установки употреблялись паровые машины умеренной мощности, испытанные временем на разных судах, и паровые котлы Шухова на всецело нефтяном отоплении помещения, что уменьшало экипаж маленького корабля. В третьих, очень остроумной и уникальной была схема бронезащиты броненосца – главная броня сосредотачивалась в пределах цитадели, и складывалась из надежно защищенных рубки и башни, умеренно толстого бронепояса и толстой для того времени бронепалубы; оконечности же оставались вовсе не защищенными.

Инженеры Балтийского завода применили таковой подход к защите корабля по причине того, что при боя на МАП расстояния стрельбы приближались бы к предельным, в то время, когда боеприпасы падают уже под все более и более крутыми углами и приобретают больше шансов поразить и пробить палубу, чем пояс. Суда для корректировки ведения огня имели 3 дальномера – линкорный 6-м на вершине надстройки, 8-м в башне и 1,5-метровый в наблюдательном посту на топе мачты (что, но, на большой дальности стрельбы не употреблялся).

Не забыли балтийцы и про противоминную защиту – не смотря на то, что вопреки устоявшейся в практике и русском она представляла собой экраны малого толщины, не талантливые дать гарантию защиты от попаданий современных мин и торпед. Но, важная ПТЗ от корабля и не требовалась по техзаданию, так что данный недочет не сочли серьёзным. Артиллерия ГК размещалась в башнях, в целом похожих на линкорные, но с переделкой под больший угол вертикальной наводки (35 вместо 25).

Кроме трех 14-дюймовых пушек, имелись кроме этого 8 стандартных 130/55-мм орудий в казематах, предназначенных для стрельбы по малым целям на родных расстояниях.

Постройка четырех балтийских броненосцев береговой обороны началась в мае 1912 года. Наряду с этим на заводе-авторе проекта заложили только один корабль, не смотря на то, что планировали два – сказалась важная загрузка Балтийского завода вторыми заказами. Двойной заказ перепал Путиловской верфи, которая кроме этого была очень загружена, хоть и не в таковой степени, как балтийцы.

Спустя месяц затем в Архангельске, на Соломбальской верфи заложили пятый корабль – ответ о его постройке для потребностей защиты молодого развивающегося порта Мурманска было принято в малейшие сроки по окончании знакомства командующего Северным флотом [3] В.В. Петровского с проектом корабля.

К августу месяцу в Николаеве были заказаны еще два корабля – мысль применения аналогичных судов в качестве защиты баз и в наступлении, в особенности в возможной Константинопольской операции, понравилась командующему Черноморским флотом А.А. Эбергарду. Замечательное оружие и довольно дешевизна броненосцев разрешали выкроить хватает денег на их сооружение из морского бюджета, поделённого на потребности четырех флотов и разных второстепенных флотилий [4].

Осознавая важность стремительной постройки этих судов, морское министерство всячески стимулировало ускорение проведения работ, кроме того в ущерб строящимся дредноутам. Из семи заказанных судов к началу войны и в течении ее первого, 1914-го, года в строй вступили 2 балтийские единицы – Адмирал Лазарев и Адмирал Грейг. Путиловские верфи ввели в строй собственную несколько броненосцев в начале следующего года – сказалась задержка с поставками орудийных установок.

В этом же году вступил в строй черноморский Граф Орлов-Чесменский. Самыми главными долгостроями были Адмирал Бутаков и Адмирал Кроун – в условиях ведущейся всемирный войны появились затруднения с поставками оружия, да и острая необходимость в этих двух судах (североморском и втором черноморском) уже не чувствовалась.

За время постройки всей данной серии броненосцев береговой обороны в их конструкцию были внесены единственные трансформации – в 1915 были добавлены по три противоаэростатные (зенитные) 87/30-мм пушки. В остальном же суда прошли войну без каких-то важных трансформаций.

Адмирал Лазарев в конце 1915 года

«Адмирал Лазарев» (БФ), Балтийский завод, Петроград – 13.05.1912/14.10.1913/09.08.1914

«Адмирал Грейг» (БФ), Адмиралтейский завод, Петроград – 13.05.1912/11.08.1913/10.09.1914

«Адмирал Чичагов» (БФ), Путиловская верфь, Петроград – 13.05.1912/19.09.1913/13.05.1915

«Адмирал Спиридов» (БФ), Путиловская верфь, Петроград – 13.05.1912/09.11.1914/23.07.1915

«Адмирал Кроун» (СФ), Соломбальская верфь, Архангельск – 20.06.1912/10.08.1914/09.07.1916

«Граф Орлов-Чесменский» (ЧФ), Николаевское адмиралтейство, Николаев – 30.08.1912/12.03.1914/14.07.1915

«Адмирал Бутаков» (ЧФ), Черноморский завод, Николаев – 30.08.1912/14.05.1914/03.04.1916

Водоизмещение: полное 11 700 тысячь киллограм

Размерения: 112,9?25,7?5,6м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 6 котлов Шухова, 13 000 л.с. = 15 узлов

Запас горючего: 500 тысячь киллограм нефти

Дальность: 2100 миль

Броня: траверзы и пояс 229-279 мм, барбет 305 мм, башня 203-330 мм, крыша башни 127 мм, казематы 102мм, рубка 406 мм, палуба 102 мм, ПТП 38 мм

Оружие: 3 356/52-мм, 8 130/55-мм орудий, 3 87/30-мм зенитные пушки, 2 12,7-мм пулемета

Экипаж: 397 человек

В 1924 87/30-мм зенитные пушки заменены на 107/35-мм, кормовая зенитка установлена на особую возвышенную площадку, вместо 12,7-мм пулеметов установлены 4 25/60-мм автомата.

Броненосцы эры дредноутов

Адмирал Кроун по окончании модернизации в 1925 году.

Броненосцы береговой обороны типа Адмирал Лазарев планировались как суда больше защиты, чем нападения, и потому до середины 1915 года практически ничем не отличались. Но затягивающаяся Первая мировая открыла еще пара возможностей Адмиралов, каковые были кроме того более востребованными. В первую очередь, их замечательная артиллерия как запрещено кстати понадобилась для помощи приморского фланга русской армии в Курляндии, и особенно на протяжении обороны Риги.

Наряду с этим их малая осадка разрешала легко проводить их по фарватеру из Финского залива в Рижский, что делало эти ББО более удачными для помощи берега, чем ветхие броненосцы. В следствии балтийские суда разбились на две пары – Лазарев и Грейг фактически не покидали Рижский залив, а Чичагов и Спиридов закрывали ЦМАП в Финском заливе. К концу войны эти суда были одними из самых активных на Балтике, не единожды вступали в бой с германскими судами и заслужили в армии репутации лучших друзей русской пехоты за собственные опустошительные артналеты по упрочнениям соперника.

Будущее черноморских Орлова и Бутакова складывалась пара в противном случае – привлеченные к защите Севастополя и Николаева, им довелось пара раз перестреливаться с турецкими дредноутами [5]. Позднее их начали применять и в десантных операциях, где 356-мм артиллерия весьма понадобилась – действительно, оказывая скорее моральный урон турецким армиям.

Пиком их военной карьеры в Первой мировой стала Босфорская десантная операция летом 1917 года, на протяжении которой Орлов взял повреждения от огня германской артиллерии, а Бутаков подорвался на мине – к счастью, без фатальных последствий для корабля. Затем боевая активность черноморских броненосцев береговой обороны снизилась – возможностей применить их случалось меньше и меньше, поскольку боевые действия переносились в глубину Малой Азии и Балканского полуострова.

По окончании войны про эти броненосцы береговой обороны все практически что забыли. Вашингтонский соглашение обошел эти суда стороной – как, но, и зарубежные аналоги. Балтийская четверка вместо активной помощи минно-артиллерийских позиций начала заниматься простой рутиной, не покидая вод Балтики, причем боевая подготовка, до войны традиционно напряженная, сошла на нет.

Та же будущее постигла и североморского Адмирала Кроуна. В противном случае сложилась будущее черноморских Графа Орлова-Чесменского и Адмирала Бутакова. В начавшейся греко-турецкой войне 1919-1922 годов Российская Федерация оказала решительную помощь союзной Греции, и передала грекам для пользования в прибрежной территории оба корабля.

Они достаточно широко применялись на приморском фланге греческой армии, и по окончании окончания войны были переданы обратно России. Наряду с этим Греция, провозглашенная империей по окончании присоединения побережья Малой Азии, выказала интерес в приобретении одного либо двух аналогичных судов, но в следствии греки заказали на русских верфях два облегченных корабля с 305-мм артиллерией, а более тяжелые и дорогие 356-мм броненосцы береговой обороны остались в составе Российского Императорского флота.

Дальнейшее их будущее какое-то время была спокойной и размеренной. В первой половине 20-ых годов XX века на них совершили маленькую модернизацию – расширили внутренние помещения, заменили 12,7-мм морские пулеметы на новые 25/60-мм автоматические пушки [6], а 87/30-мм зенитки – на новые 107/35-мм орудия. Всего этого было достаточно для 20-х годов, а также в начале 30-х возможно было сказать об удовлетворительном уровне защиты броненосцев, но по окончании стремительного развития авиации в 30-х годах и создания новых образцов оружий назрела необходимость коренной модернизации.

Модернизация

Адмирал Грейг по окончании модернизации в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

Броненосцы береговой обороны модернизировались по остаточному принципу, по окончании волны модернизации линейных кораблей, и потому руки морского министерства добрались до них только во второй половине 30-ых годов XX века. Имелись разные замыслы модернизации, впредь до создания вариантов броненосцев, заточенных любой под собственный ТВД, но от них отказались в пользу унификации. По окончании тщательного анализа был разработан замысел модернизации:

– укрепление и расширение надстройки;

— повышение углов возвышения орудий до 40 градусов;

– замена всей СУО;

– ликвидация 130-мм казематной артиллерии;

– размещение новых спаренных 3 107/60-мм универсальных орудийных установок, 37/60-мм автоматов числом 12 стволов и 25/80-мм автоматов числом 8 стволов, обеспечение их достаточно действенной СУО зенитного огня;

– установка булей;

– замена устаревшей паромашинной силовой установки на паротурбинную большей мощности, чтобы сохранить скорость корабля на том же уровне;

– усиление бронезащиты палубы против бомб и снарядов вражеской артиллерии.

Кроме этого прорабатывался вариант с заменой паромашинной силовой установки на дизельную, но по невыясненым обстоятельствам от него отказались, не обращая внимания на наличие двигателей нужной мощности.

Все это потребовало достаточно больших затрат средств, времени (завершилась модернизация в 1939-1940 годах), но главным неприятелем проекта стали малые малые и размеры кораблей количества внутренних помещений. В следствии в суда кое-как удалось впихнуть все вооружение и оборудование, но наряду с этим компоновка их оценивалась как очень тесная и неудобная.

Однако, основная цель модернизации – подтягивание черт броненосцев под современные требования – была достигнута. Спорная и дорогостоящая, она всецело окупилась на протяжении Второй мировой.

Водоизмещение: стандартное 12 295 тысячь киллограм, полное 12 900 тысячь киллограм

Размерения: 112,9?28,7?5,6м

Механизмы: 2 вала, 2 ТЗА, 4 адмиралтейских котла, 15 000 л.с. = 15 узлов

Запас горючего: 500 тысячь киллограм нефти

Дальность: 2500 миль

Броня: траверзы и пояс 229-279 мм, барбет 305 мм, башня 203-330 мм, крыша башни 178 мм, рубка 406 мм, палуба 152 мм, ПТП 38 мм

Оружие: 3 356/52-мм, 6 107/60-мм орудий, 12 37/60-мм и 8 25/80-мм зенитных автоматов, 2 12,7-мм пулемета

Экипаж: 385 человек

Третья Отечественная и финиш истории

Граф Орлов-Чесменский в первой половине 40-ых годов XX века. На корабль установлены поисковые и артиллерийские РЛС.

Целый боевой путь броненосцев береговой обороны России в Третьей Отечественной войне был столь насыщенным, что не представляется вероятным обрисовать его всецело. Потому будет дана только краткая черта боевого пути каждого из судов:

Адмирал Лазарев встретил и совершил всю войну на Балтике, пара раз вступал в перестрелки с германскими судами, довольно часто обстреливал берег. Деятельно действовал за ЦМАП в Финском заливе, почему довольно часто подвергался опасностям. Потоплен 20 октября 1943 года на протяжении налета германской авиации управляемыми авиабомбами типа Фриц-Х.

Адмирал Грейг всю войну действовал в паре с Адмиралом Лазаревым. Как и собственный систершип, расстрелял собственные орудия к концу 1942; на протяжении налета 20 октября 1943 года был не легко поврежден (попадание бомбы Фриц-Х всецело разворотило носовую оконечность) и сел на мель. Восстановлен и снова введен в строй 18 августа 1844 года, но уже 4 сентября был торпедирован германской подлодкой и затонул по окончании 3 попаданий.

Адмирал Чичагов и Адмирал Спиридов употреблялись для защиты ЦМАП в Финском заливе и иногда привлекались для обстрелов берега, но довольно часто становились целью германской авиации. Дожили до конца войны.

Адмирал Кроун привлекался для помощи армии в Норвегии, потоплен 21 сентября 1942 года на протяжении боя с германским линкором Тирпиц недалеко от Печенгской губы. Из-за смерти на мели ушел под воду только по уровень верхней палубы.

Граф Орлов-Чесменский в течении всей войны употреблялся для помощи приморского фланга армии, многократно подвергался атакам артиллерии и германской авиации. С освобождением Греции перешел в Средиземное море и поддерживал греческие и сербские части на протяжении их наступления в Далмации. Дожил до конца войны.

Адмирал Бутаков привлекался к обстрелам побережья сначала войны, потоплен 13 октября 1941 года при переходе из Севастополя в Одессу на протяжении атаки германской авиации, взяв около 12 торпед и бомбовых 5 попаданий.

По окончании войны оставшиеся суда этого типа еще прослужили во флоте какое-то время, но их время уже заканчивалось. Все проекты модернизации судов, талантливых перемолоть соперника у берега собственными замечательными пушками, так и не были реализованы. России все еще были необходимы подобные броненосные суда прибрежной территории – но намного меньших размеров.

Речные мониторы водоизмещением в несколько раз меньше, чем у Адмиралов, имели значительно меньшую стоимость и большую функциональность, хоть и не несли столь ужасных пушек. В следствии неспешно последние броненосцы береговой обороны начали выводить из состава флота. Последним стал Граф Орлов-Чесменский, каким-то образом продержавшийся во флоте до 1959 года.

На нем и закончилась история русских ББО как класса – в первой половине 60-ых годов двадцатого века особым указом морского министра целый класс был упразднен как не имеющий возможностей развития и не представленный ни одним кораблем в составе флота. Однако, память о них какое-то время еще жила — полупогруженные останки Адмирала Кроуна покоились на месте его смерти впредь до 1972 года, пока наконец не были разделаны на металл.

Примечания

1) Подразумеваются альт-Измаилы. Будут они определенно не такими, как в действительности – с линейной схемой размещения башен я уже наигрался, и буду пилить линейно-возвышенные дредноуты. По крайней мере, начиная с Измаила совершенно верно.

2) Вероятнее, это будут совсем не Севастополи.

3) Северный флот планируется к созданию где-то как раз сейчас – в 1911-1912 годах, до того будет существовать особенная Северная флотилия, составленная преимущественно из небольшого числа и крейсеров судов береговой обороны.

4) Флоты – Балтийский, Черноморский, Тихоокеанский, Северный. Флотилии – разные речные и второстепенные, наподобие Каспийской, Корейской (реки Ялу) и Амурской.

5) Которых будет поболее одного Гебена, а будут еще и достроенные до ПМВ английские заказы.

6) Фактические доведенные до дюймового калибра пулеметы Максим.

'Вяйнямёйнен' заговорённый броненосец

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: