Предтечи быстроходных линкоров. итальянские сверхдредноуты типа «франческо караччоло»

      Комментарии к записи Предтечи быстроходных линкоров. итальянские сверхдредноуты типа «франческо караччоло» отключены

Военно-морская политика Италии незадолго до Первой Мировой определялась двумя противоречивыми факторами. С одной стороны, Королевство Италия с 1882 года пребывало в альянсе с Германией и Австро-Венгрией (так называемый Тройственный альянс либо Центральный блок), а главным ее потенциальным соперником на Средиземноморье считалась Франция, флот которой имели возможность усилить суда Англии.

Исходя из этого итальянские суда создавались в расчете на противостояние, в первую очередь, французским, а общее колличество флота поддерживалась на уровне не меньше 60% от французского. Иначе, спор за территорию в отношении Триеста, умноженный на печаль поражения в бою при Лиссе в далеком 1866 году, накладывал отпечаток на взаимоотношения между ближайшим союзником и Италией с другого берега Адриатики. Не смотря на то, что официально Австро-Венгерская империя не рассматривалась в качестве соперника, итальянское Морское министерство вычисляло нужным иметь флот, как минимум, на треть более сильный, чем австрийский.

Предтечи быстроходных линкоров. итальянские сверхдредноуты типа «франческо караччоло»

27 июля 1909 г. Италия приняла громадную кораблестроительную программу, известную как Морской Закон 1909 года. В числе других кораблей ВМФ, она предусматривала строительство четырех линейных кораблей дредноутного типа. Киль головного итальянского дредноута – «Данте Алигьери» – к тому времени уже стоял на стапеле. В следующем году началось строительство еще трех линейных кораблей, взявших наименования «Конте ди Кавур», «Джулио Чезаре» и «Леонардо да Винчи».

В начале 1911 года в итальянском Главном морском штабе стало известно о замыслах Франции приступить к постройке второй серии дредноутов в дополнение к четырем судам типа «Курбэ», уже пребывающим на стапелях. Австро-Венгерской империи начала постройку пары дредноутов типа «Вирибус Унитис», а в скором будущем в том месте ожидалась закладка еще двух линкоров.

Эти тревожные новости вынудили управление итальянского флота принимать меры, и в конечном счете оно добилось выделения ассигнований на еще два дредноута в дополнение к четырем строящимся. Эти суда, взявшие наименования «Кайо Дуилио» и «Андреа Дориа», были заложены в начале 1912 г. Все итальянские, австрийские и французские линейные корабли первого поколения несли стандартные 12-дюймовые (305-мм) орудия главного калибра. Но к тому времени на верфях «Владычицы морей» уже вовсю шло строительство сверхдредноутов – линкоров, вооруженных 13,5-дюймовой (343-мм) артиллерией, а программой 1912 года предусматривалась закладка первых линейных кораблей с 15-дюймовым (381-мм) главным калибром.

В 1912 г. итальянский Основной морской штаб получив новость о заказе австро-венгерским флотом четырех сверхдредноутов с оружием из двенадцати 356-мм орудий и 22-узловой скоростью [1], каковые должны были войти в строй в 1916-1917 гг. Их появление ставило бы под сомнение превосходство итальянского флота на Адриатике.

В начале 1913 г. генералу Корпуса корабельных инженеров Эдгардо Феррати поручили разработку проекта линейного корабля водоизмещением 27-29 млн кг, вооруженного десятью-двенадцатью 356-мм орудиями и развивающего скорость 23-25 узлов. Наряду с этим адмирал Паоло Таон де Ревель выступал против линейных кораблей водоизмещением более чем 26000 т и ценой более 80 млн. лир (ввиду опасности, исходящей со стороны носителей торпедного оружия) и продвигал созданный известным конструктором Витторио Куниберти более скромный проект водоизмещением 25000 т со скоростью 25 узлов.

Но, потому, что строительство сверхдредноутов разворачивалось в нескольких государствах, глава Главного морского штаба адмирал Джованни Беттоле и Морской министр адмирал Паскуале Леонарди Каттолика прописали конкурс на проектирование более замечательного сверхдредноута. Адмиралы справедливо полагали, что до тех пор пока он будет строиться, более развитые государства не будут находиться на месте, и, дабы не устареть еще на стапеле, проектируемый корабль обязан владеть значительным превосходством над существующими и строящимися линейными кораблями зарубежных флотов.

Исходя из этого заложенные в задание чёрта впечатляли: водоизмещение 35 млн кг, скорость 28 узлов, оружие из двенадцати 381-мм и двадцати 152-мм орудий. Согласно точки зрения итальянских историков, тем самым имела место первая попытка объединения огневой мощи сверхдредноута с высокой скоростью хода, характерной линейным крейсерам.

В конкурсе участвовали верфи «Ансальдо» (конструктор Наборре Солиани) и «Орландо» (конструктор Фрателли Орландо), и флотские конструкторы – генерал-майоры Корпуса корабельных инженеров Эдгардо Феррати и Агостино Карли, полковники Корпуса корабельных инженеров Джузеппе Рота и Джоаккино Руссо.

В один момент проводились разные опыты. Форма подводной части корпуса отрабатывалась на моделях в бассейне Фруда, а также в море – на намерено оборудованном паровом катере. В Арсенале Специи на масштабных моделях корпуса изучалось влияние подводных взрывов для определения оптимальной конструкции противоторпедной защиты.

На артиллерийской полигоне в Виареджо велись опробования снарядов. Арсенал Венеции занимался изучением действия бомб большого калибра (кроме того еще не существовавших в действительности!) на горизонтальную защиту. Умело-метрическая лаборатория Специи взяла на себя изучение черт паровых котлов с нефтяным отоплением и проектирование труб и дымоходов.

Рабочие проекты представлялись на утверждение рабочей группы, в которую входили известный итальянские конструкторы – Солиани, Орландо и Скрибанти. По окончании рассмотрения предварительных эскизов, лучшим был признан вариант Феррати, имевший полное водоизмещение 35000 т; скорость 28 уз; оружие из двенадцати 381-мм орудий в четырех трехорудийных башнях, двадцати 152-мм противоминных орудий и нескольких 76-мм пушек; цена оценивалась в 120 млн. лир за корабль.

Генералу Феррати и поручили предстоящую проработку проекта, обязав наряду с этим учесть самые удачные ответы из вторых вариантов. Уже на этапе предварительного проектирования стало очевидным, что заложенные в техзадании характеристики являются чрезмерными. Ввиду ограниченности выделенного военно-морскому ведомству бюджета суммой в 400 млн. лир, проект стали неспешно «ужимать», уменьшая число орудий противоминного и главного калибров, оставляя наряду с этим неизменными бронирование и скорость.

Для начала число 152-мм орудий сократили до шестнадцати [2]. После этого от трехорудийных башен перешли к двухорудийным, что уравнивало итальянский сверхдредноут по мощи артиллерии главного калибра с английскими типов «Куин Элизабет» и «Ройал Соверен» и германскими типа «Байерн».

Альбом утвержденных чертежей, датированный декабрем 1913 г., демонстрирует линкор со следующими чертями: обычное водоизмещение 30900 т; скорость 28 уз; вертикальная защита толщиной 300-220 мм, горизонтальная – 35+16 мм, противоторпедные переборки – 24+10 мм; оружие – 8 381-мм, 18 152-мм и 24 76-мм орудия, 8 450-мм неподвижных торпедных аппаратов. Цена корабля снизилась до приемлемой – около 100 млн. лир.

Но, еще до начала постройки в проект внесли значительное изменение: борт в носовой оконечности – от форштевня до башни №1 – взял 150-мм бронирование высотой в два межпалубных расстояния (как у главного пояса). Водоизмещение наряду с этим возросло до 31400 т, для компенсации веса было нужно снять шесть 152-мм орудий, а 76-мм пушки решили заменить громадным числом легких зенитных автоматов.

Заказ на четыре корабля был выдан четырем разным верфям в апреле 1914 г. со сроком готовности в 1918 г. Королевским декретом №450 от 3 мая 1914 г. они включались в перечни итальянского флота под наименованиями «Франческо Караччоло», «Кристофоро Коломбо», «Маркантонио Колонна» и «Франческо Моросини» [3]. Собственные заглавия линейные корабли взяли в честь известных итальянских адмиралов, исходя из этого в итальянских публикациях время от времени видится неофициальное наименование серии – «Гранд-адмиралы» (Grand ammiragli).

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Итальянских кораблестроителей нельзя упрекнуть в склонности к шаблонным ответам. Еще со времен «Италии» и «Лепанто» они демонстрировали нестандартный подход к проектированию больших надводных судов. Так было и в этом случае: архитектура сверхдредноутов типа «Караччоло» была во многом новаторской, кардинально отличалась от современных им зарубежных проектов.

надстройки и Корпус

Суда имели гладкопалубный корпус с заметной седловатостью, большим развалом носовых шпангоутов и без какого-либо подобия тарана – красивый скругленный форштевень медлено переходил в киль (подобную форму применили японцы на собственных линкорах типов «Нагато», «Тоса», «Амаги» и «Кии»), Корма – крейсерская. В средней части шпангоуты имели маленькой завал вовнутрь. Поперечными влагонепроницаемыми переборками корпус делился на 23 отсека.

Характерной изюминкой проекта было необыкновенное размещение артиллерии главного калибра. Башни размешались по линейно-возвышенной схеме, парами в корме и носу, но, вместе с погребами, были на большом растоянии разнесены друг от друга.

По плану главного конструктора, это преследовало двойную цель: с одной стороны, так башням обеспечивалась максимально широкая диаграмма стрельбы и уменьшалось действие пороховых газов на надстройки, с другой – фактически исключалась возможность одновременного вывода из строя половины артиллерии одним успешным попаданием. Помимо этого, нагрузка на корпусные конструкции при таком размещении распределялась более равномерно, не смотря на то, что и вынуждала усиливать комплект в оконечностях.

Конструкция корпуса кроме этого была достаточно необыкновенной. На всей протяженности проходило двойное дно. Его комплект планировал по бракетной совокупности.

В средней части с каждой стороны от киля имелось по девять неразрезных продольных стрингеров, в районе носовой возвышенной башни их оставалось по восемь, недалеко от концевых башен – по семь. Наряду с этим на верхний стрингер опирался основной броневой пояс, к нему же примыкал скос броневой палубы.

В районе погребов главного калибра имелось тройное дно, переходящее в низкую продольную переборку из 10-мм броневой стали, а после этого – в скос нижней палубы. В средней части, где размешались машинно-котельные отделения, тройного дна не было, а продольная переборка начиналась от настила второго дна. Эта конструкция делала роль внешнего защитного контура.

В нее имелась еще одна 24-мм вертикальная противоторпедная переборка, простиравшаяся по высоте от основной палубы до настила второго дна. В районе концевых башен она опиралась на третий стрингер, в районе носовой возвышенной – на четвертый, а под кормовой возвышенной завершалась бронированным полом на уровне настила третьего дна. Тем самым образовывался собственного рода внутренний защитный контур, в которого размешались погреба, турбинные отделения внутренних часть и валов котельных отделений.

Как и все прошлые итальянские дредноуты, суда типа «Караччоло» оснащались двумя рулями полубалансирного типа, размещавшимися в диаметральной плоскости, но, в отличие от предшественников, первый руль сейчас имел площадь громадную, чем второй.

Всю среднюю часть корабля занимала надстройка с казематом противоминной артиллерии. Линейные корабли имели две высокие дымовые трубы, круглые в плане, причем носовая была выше кормовой. В соответствии с варианту проекта, утвержденному в декабре 1913 г., трубы должны были оснащаться козырьками уникальной конструкции с раздвижной крышкой и боковыми рассекателями, наряду с этим кормовая труба была заметно шире носовой.

В варианте 1914 г. необыкновенные козырьки провалились сквозь землю, и дымовые трубы получили приблизительно однообразную ширину. Но, вариант 1919 г. (к нему мы еще обратимся ниже) опять демонстрирует трубы разной ширины с уникальными козырьками, исходя из этого с уверенностью сообщить, как смотрелись бы суда, будь они выстроены, не представляется вероятным.

Линейные корабли должны были нести две высокие треногие мачты, размешавшиеся перед трубами. Первоначально обе мачты планировалось оснастить стеньгами, но в варианте 1914 г. от стеньги на фок-мачте отказались. Вместо этого на фор-марсе установили пост управления огнем, в один момент увеличив высоту поддерживающих опор обеих мачт. Прожектора должны были устанавливаться на главной стойке фок-мачты, и на особых площадках с задней стороны кормовой трубы.

Перед грот-мачтой были предусмотрены опоры шлюпочных кранов, сами шлюпки размещались между дымовыми трубами.

Бронирование

В защите линейных кораблей типа «Караччоло» сохранялся принцип дифференцированного бронирования. Основной броневой пояс толщиной 300 мм (с утончением до 150 мм к нижней кромке) простирался от носовой до кормовой башни главного калибра. Верхняя кромка пояса пребывала на уровне основной палубы, а высота его составляла два межпалубных расстояния.

Пояс замыкался угловыми траверзами, примыкавшими ко внешним сторонам барбетов концевых башен. Оконечности защищал более узкий 150-мм пояс, причем в носу он равнялся по высоте главному и доходил до форштевня, а в корме был существенно уже (начинался палубой ниже) и закрывал лишь отсек румпель-ного отделения первого руля, замыкаясь плоским траверзом.

Выше главного размешался более маленький 220-мм верхний пояс, простиравшийся чуть дальше барбетов возвышенных башен.

Основная броневая палуба, размешавшаяся на уровне основной палубы, имела толщину 30 мм в плоской части и 35 мм на скосах, примыкавших к нижней кромке броневого пояса. В оконечностях бронепалуба выполнялась наклонной, начинаясь от уровня нижней палубы и заканчиваясь на уровне верхней платформы. Наряду с этим в носу она примыкала к форштевню, а в корме завершалась поперечной броневой переборкой, закрывавшей румпельное отделение второго руля.

Уровнем ниже размешалась 16-мм «противоосколочная» палуба со скосами, переходящими во внешнюю противоторпедную переборку.

Расположенный в надстройке каземат противоминной артиллерии защищался с боков 150-мм стенками, а сверху – 16-мм крышей, причем в центре палуба надстройки оставалась небронированной. Кроме этого 16-мм бронирование имела верхняя палуба на участке между стенкой каземата и наружной обшивкой. Помимо этого, дымоходы в нижней части прикрывались 150-мм броней.

Отлично защищались башни главного калибра, имевшие 400-мм лобовые плиты и 150-мм крыши; толщина брони барбетов достигала 300-мм, боевых рубок – 340 (носовая) и 300 (кормовая) мм.

В целом, на броню приходилось 6250 т либо менее 20% от обычного водоизмещения, что в процентном отношении уступало не только полностью всем современным зарубежным линкорам, но кроме того итальянским дредноутам прошлого поколения. Иными словами, защита судов в очередной раз приносилась итальянскими конструкторами в жертву огневой скорости и мощи. Но, эти цифры забраны из справочника Зигфрида Брейера и не смогут принимать во внимание стопроцентно точными.

Оружие

Базой огневой мощью итальянских сверхдредноутов должно было стать 381-мм (15-дюймовое) орудие примера 1914 г. В некоторых публикациях говорится, что оно воображало собой лицензионную копию известного английского 15-дюймового орудия Mk.I, но в действительности это не верно: итальянская пушка, спроектированная экспертами английской компании «Армстронг», отличалась по всем главным чертям, включая длину ствола, вес, начальную скорость боеприпаса.

Фактически в один момент с выдачей заказов на постройку судов, с тремя различными компаниями были оформлены договора на производство артиллерии главного калибра для них:

  • • с итальянским отделением компании «Армстронг» (завод в Поццуоли) – для головного «Франческо Караччоло»;
  • • с компанией «Виккерс-Терни» (завод в Мелара, Специя) -для «Маркантонио Колонна»;
  • • с компанией «Шнейдер-Ансальдо» – для «Кристофоро Коломбо».

Орудия для «Франческо Моросини» заказали только в феврале 1914 г. компании «Армстронг». Любой договор предусматривал изготовление десяти орудий.

Любопытно, что модель «Армстронга» обозначалась «Elswick Pattern “А”», модель «Виккерс-Терни» – «Vickers Mark “А”», а продукция компании «Шнейдер-Ансальдо» не взяла особенного обозначения, не смотря на то, что имела принципиальное отличие от вторых. Дело в том, что «Виккерс» и «Армстронг» изготавливали стволы по принятому в Англии способу наматывания проволоки, в то время как «Ансальдо» использовала более прогрессивный способ крепления, благодаря чему ее орудия были практически в полтора раза легче – 62,6 т (в т.ч. 1,9 т – затвор) против 83,825 т (2,495 т) у «Виккерс» и 84.9 т (1,3 т) у «Армстронг».

Протяженность 381-мм орудия с затвором составляла 15755 мм для моделей «Виккерс» и «Армстронг» и 15750 мм для модели «Ансальдо»; протяженность ствола была равной – 15240 мм, либо 40,9 калибра. Как и у английского аналога, в итальянском орудии реализовывалась концепция «тяжелый боеприпас -маленькая начальная скорость». Вес бронебойного боеприпаса составлял 884 кг, заряда – 148 кг, начальная скорость – 700 м/с. При угле возвышения ствола 20°, обеспечивавшимся башенными установками, дальность стрельбы достигала 19800 м.

О конструкции двухорудийной башенной установки данных мало. Как мы знаем, что она весила порядка 550 т, вертикальное наведение допускалось в диапазоне от –5 до +20°, а горизонтальное – в пределах 162° от диаметральной плоскости. Скорострельность должна была составить 1,5-2 выстрела в 60 секунд.

Противоминная артиллерия была представлена двенадцатью 152-мм орудиями совокупности «Шнайдер-Ансальдо» примера 1911 г. – подобными установленным на линкорах «Дуилио» и «Дориа». Фугасный боеприпас таковой пушки весил 47,03 кг и содержал 3,42 кг взрывчатки; при большом угле возвышения 14° дальность стрельбы достигала 14 000 м. Действительно, тяжелые (7 т) установки были лишены какой-либо механизации, исходя из этого скорострельность была небольшой – около 3 выстрелов в 60 секунд.

За счет отказа от второго противоминного калибра, проектом предусматривалось очень бессчётное для собственного времени зенитное оружие из двенадцати 40-мм автоматов «Виккерс-Терни» примера 1915 г. (лицензионный вариант английского «двухфунтового пом-пома»), каковые должны были устанавливаться на крышах башен главного калибра.

Торпедное оружие должно было включать восемь траверсных подводных аппаратов калибра 450 мм.

Механизмы

В силовой установке линейных кораблей типа «Караччоло» в первый раз в итальянской практике употреблялись паровые турбины с зубчатой передачей. Четыре турбозубчатых агрегата совокупности Парсонса, с приводом любой на собственный вал, должны были иметь продолжительную мощность 70 000 л.с. с возможностью краткосрочной форсировки до 105 000 л.с., что соответствовало бы узлов 25 и 28 скорости. Любой из агрегатов включал турбины большого и низкого давления (последние – со встроенной ступенью заднего хода).

Пар для турбин производили 20 водотрубных котлов совокупности Ярроу с всецело нефтяным отоплением. Площадь их нагревательной поверхности составляла 12000 м?.

Размещая компоненты силовой установки в корпусе корабля, итальянские конструкторы снова показали оригинальность. Любой котел либо турбина размешались в отдельном влагонепроницаемом отсеке. Наряду с этим ТЗА, трудившиеся на внутренние валы, пребывали фактически на миделе.

Спереди от них стояло по одному, а позади – по два котла. Эта часть силовой установки пребывала в внутреннего защитного контура, прикрытая двумя противоторпедными переборками. Остальные турбины и котлы размещались на протяжении бортов (ТЗА внешних валов – по бокам от погребов кормовой возвышенной башни) и защищались только узкой 10-мм переборкой.

Обычный запас горючего 1800 т должен был обеспечить линкорам непривычно высокую для итальянских судов дальность плавания 8000 миль 10-узловым ходом, причем всецело загрузив отсеки двойного дна, они имели возможность принять до 3500 т нефти!

СТРОИТЕЛЬСТВО

Первым 12 октября 1914 г. на казенной верфи в Кастел-ламаре-ди-Стабия, на которой строился первый итальянский дредноут, был заложен головной «Караччоло». Тем самым Италия стала третьей (по окончании Германии и Великобритании) страной, начавшей строительство линейных кораблей с артиллерией более чем 14 дюймов. В марте следующего года на верфях «Ансальдо» и «Одеро» были заложены «Коломбо» и «Колонна».

В декабре 1914 г. новый глава Главного морского штаба адмирал Таон де Ревель внес предложение строить последний корабль серии «Франческо Моросини» по урезанному проекту: с ослабленным бронированием и уменьшенной скоростью, при сохранении восьми орудий главного калибра. Это разрешало снизить цена до 80 млн. лир, а на сэкономленные дредства выстроить четыре эсминца (по 680 т) и восемь подводных лодок (по 250 т). Но, морской министр отклонил предложение, и корабль был заложен на верфи «Орландо» в Ливорно 25 июня 1915 г. – другими словами уже по окончании вступления Италии в войну – по утвержденному проекту.

Со вступлением Италии в Первую мировую (23 мая 1915г.) темп строительства первых итальянских сверхдредноутов быстро упал. Это было связано как с недостатком квалифицированных рабочих и материалов рук, так и с трансформацией приоритетов военно-морского строительства. Реалии войны весьма скоро продемонстрировали, что флот больше испытывает недостаток не в линкорах, а в эсминцах, грузовых судах и патрульных кораблях.

Нельзя не учитывать и тот факт, что еще в конце 1914 г. итальянской разведке стало известно об отмене строительства австро-венгерских линейных кораблей типа «Эрзац Монарх».

Постройка линейных кораблей далеко не продвинулась, поскольку еще до конца 1915 г. было издано постановление о приостановке работ на трех последних судах. К тому времени готовность «Кристофоро Коломбо» по корпусу составила 12,5%, а «Маркантонио Колонна» и «Франческо Моросини», работы на которых только-только начинались, – 5,5%. В марте 1916 г. заказы на них были отменены. Недостроенные корпуса всех трех линейных кораблей были разобраны на стапелях в 1918 г.

Работы на головном «Франческо Караччоло» длились до марта 1916 г., в то время, когда их кроме этого приостановили. К тому времени на стапель было установлено около 9000 т корпусных конструкций, готовность по корпусу достигла 85%, неспециализированная – приблизительно 30%. Спустя год строительство линейного корабля возобновилось, но, велось «черепашьими» темпами и спустя пара месяцев опять было прекращено.

Раздельно стоит сообщить про 381-мм орудия. Всего их итальянским флотом было получено 25 штук: десять от «Ансальдо» (включая один прототип, изготовленный во Франции), двенадцать от «Армстронга» (причем последний был поставлен в 1922 г.) и только три от «Виккерса». По окончании отмены строительства линейных кораблей их решено было применять в совокупности береговой обороны. Два орудия компании «Виккерс» в стандартной башенной установке в сентябре 1915 г. были установлены на береговой батарее «Амальфи» недалеко от Венеции.

В июне 1918 г. они оказывали огневую помощь армии на протяжении боев на реке Пьяве. Еще две двухорудийные башни употреблялись в совокупности береговой обороны Бриндизи – батареи «Фрателли Бандиера» (введена в строй в 1917 г.) и «Бенедетто Брин» (1923 г.). Семь стволов были установлены на ЖД лафетах.

Десять 381-мм орудий все же попали на суда. Два ствола «Ансальдо» были установлены на мониторе «Фаа ди Бруно», два «армстронговских» – на мониторе «Альфредо Каппеллини», по одному – на плавбатареях (понтонах) «Монте Саботино», «Монте Санто», «Монте Граппа», «Монте Ченньо», «Монтелло» и «Монте Новеньо».

не меньше десяти 381-мм/40 орудий оставались на вооружении до конца Второй мировой.

Трансформации ПРОЕКТА

Первые значительные трансформации в проект стали вноситься еще во время, в то время, когда Италия сохраняла нейтралитет. Массовое появление торпед калибра 500 и 533 мм с значительно возросшим весом заряда вынудило итальянцев задуматься об усилении конструктивной подводной защиты, не рассчитанной на противостояние взрывам зарядов весом более 250 кг. В это же время, они имели возможность причинить важные разрушения турбинным отделениям и котельным, расположенным снаружи от внутренней противоторпедной переборки.

Основной морской штаб кроме того совершил опрос среди корабельных инженеров, считают ли они уместным выделение одной трети водоизмещения на бронирование и всего 1/40 – на подводную защиту.

16 февраля 1915 г. компания «Ансальдо» представила предложение собственного ведущего конструктора Наборре Солиани. Он считал, что направляться отказаться от внутренней 24-мм переборки в пользу двух толщиной 25 и 30 мм, установленных конкретно за внешней обшивкой (от нижней кромки броневого пояса до скулового киля) на расстоянии 40 см друг от друга. Пространство между этими переборками предлагалось заполнить смесью гудрона и дёгтя для поглощения ударной волны, сохранявшаяся же 10-мм переборка должна была играть роль фильтрационной, предотвращающей распространение воды вовнутрь корпуса.

Для частичной компенсации веса данной конструкция (2170 т) требовалось не только отказаться от внутренней бронированной вертикальной переборки, но и уменьшить толщину «противоосколочной» палубы с 16 до 10 мм, а основной бронепалубы – с 30/35 до 24 мм. Помимо этого, из проекта исключались торпедные аппараты, чья бесполезность на линейных судах стала очевидной, часть прожекторов, наконец, 152-мм/50 противоминные орудия предлагалось заменить таким же числом 152-мм/45 орудий ветхой модели, что разрешило бы сэкономить пара тысячь киллограм веса, поскольку в последних употреблялись не гильзы, а шелковые картузы [4]. Не обращая внимания на эти меры, рост водоизмещения составил бы не меньше 740 т.

Современные итальянские историки характеризуют данное предложение как очень нелепое для инженера аналогичного уровня. С позиций сегодняшнего дня данный эпизод свидетельствует, что представления кораблестроителей начала XX века о защите от подводных взрывов пребывали в зачаточном состоянии.

В ноябре 1915 г. управление «Ансальдо» обратилось к командующему флотом герцогу Абруццкому с новым предложением об усовершенствовании противоторпедной защиты строившихся линейных кораблей, но, ввиду скорой остановки строительства оно не было рассмотрено. Подробностей данного проекта не сохранилось, но, наверное, компания предлагала установку булей.

Изучение опыта Ютландского сражения со всей очевидностью продемонстрировало страшную слабость горизонтальной защиты итальянских сверхдредноутов. Во время приостановки работ на «Франческо Караччоло» (1916-1919 гг.) технические работы итальянского флота осуществили доработку исходного проекта, направленную, в первую очередь, на исправление данного недочёта.

Потому, что работы по корпусу продвинулись достаточно на большом растоянии, дабы не переделывать большую часть корпусных конструкций, было предложено уложить прямо на верхнюю палубу между концевыми башнями главного калибра дополнительные бронеплиты толщиной от 90 (над автомобилями) до 110 (над погребами) мм. Наряду с этим новую бронепалубу предлагалось сделать покатой – у итальянцев такая форма стала называться «поясницы осла» (schiena d asino). Толщину брони барбетов следовало довести до 400 мм.

Что же касается конструктивной подводной защиты, то тут трансформации не носили принципиального характера. Но, и без того вес дополнительного бронирования составил около 2500 т – так, водоизмещение корабля с полным запасом горючего (4000 м³), по всей видимости, превысило бы 34 000 т, а осадка -10 м, что привело бы к погружению главного пояса, как минимум, на две трети высоты. Помимо этого, расчеты продемонстрировали, что с целью достижения заявленной 28-узловой скорости мощность силовой установки направляться поднять со 105 до 120 тыс. л.с.

Число противоминного калибра и орудий главного оставалось без трансформаций. В дополнение к восьми 40-мм автоматам, расположенным на крышах башен, предусматривалось размещение на надстроечной палубе в районе дымовых труб восьми 102-мм/35 зенитных пушек и, по возможности, еще нескольких «пом-помов». Из проекта провалились сквозь землю находившиеся в прошлых вариантах торпедные аппараты.

Сравнение черт усовершенствованного проекта «Караччоло» с современными линейными крейсерами и зарубежными линкорами (такими, как английские «Куин Элизабет» и «Тайгер», германские «Байерн» и «Гинденбург», американский «Пенсильвания», японский «Фусо», французский «Нормандия») показывало, что итальянский корабль по весу бортового залпа уступал только американским и японским линкорам с двенадцатью 356-мм орудиями, значительно превосходя их по скорости хода, в то время, как более быстроходные английские и японские линейные крейсера заметно уступали ему в огневой мощи. Иными словами, «Караччоло» был стремительнее любого лучше вооруженного корабля и посильнее любого, талантливого его догнать.

Но, эти выкладки не убедили управление Главного морского штаба, потому, что на стапелях уже находились суда (к примеру, английский линейный крейсер «Худ»), значительно превосходящие итальянский «долгострой» по всем параметрам. В итоге было принято решение отказаться от его достройки в качестве линейного корабля.

ЗАМЫСЛЫ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ «ФРАНЧЕСКО КАРАЧЧОЛО»

Достройка «Караччоло» возобновилась в августе (по другим сведеньям – в октябре) 1919 г. с целью высвободить стапель. 12 мая 1920 г. корпус корабля был построен. В тот же сутки линейный корабль «Дуилио» с буксирами «Эгади» и «Мариттимо» начали его буксировку в Специю, куда прибыли спустя два дня.

В том месте «Караччоло» оставался в ожидании решения его судьбы.

В брошюре, выпущенной к церемонии спуска на воду, сообщалось, что генералу Феррати была поручена разработка проекта переоборудования корабля в быстроходный трансатлантический лайнер (с сохранением полного состава силовой установки), или вместительный пароход для перевозки эмигрантов, или же в сухогрузный пароход с 14 грузовыми трюмами. Другие варианты предусматривали его достройку в качестве носителя самолетов т гидроавианосца либо авианосца.

В частности, компания «Ансальдо» создала эскизный проект перестройки «Караччоло» в авианосец со целой полетной палубой. Он должен был взять большой (три уровня) протяженный полубак с двухъярусным ангаром, над которым монтировалась широкая полетная палуба. Дымоходы котлов выводились в шесть труб, проходивших под полетной палубой, а в корме опускавшихся вниз и в стороны.

Управление кораблем должно было осуществляться из рубки, размешавшейся в диаметральной плоскости и опускавшейся под полетную палубу на протяжении производства взлетно-посадочных операций. Авианосец не должен был нести никакого тяжелого оружия – лишь восемь спаренных 102-мм зенитных орудий. Самолетоподъемник предусматривался лишь один, что стало, пожалуй, самый существенным недочётом проекта, если не считать унаследованную от линейного корабля слабость конструктивной подводной защиты.

В условиях разразившегося по окончании окончания Первой Мировой финансового кризиса управление итальянского флота не рискнуло начать дорогостоящее переоборудование корабля. Тем самым Италия потеряла шанс войти в число авианосных держав.

25 октября 1920 г. корпус несостоявшегося сверхдредноута был реализован за 6 млн. лир судоходной компании «Societa di Navigazione Generale Italiana» («NGI»), а в ноябре – отбуксирован в маленький порт Байя недалеко от Неаполя. Генералом Феррати вправду был создан проект переоборудования в грузопассажирский лайнер. Он должен был иметь дедвейт 17600 т, вместимость 25300 брт, полное водоизмещение 31000 т и оснащаться двумя турбозубчатыми агрегатами, информировавшими ему скорость 16,5 узлов.

Но, по окончании всесторонней экономической объема отдачи и оценки работ, управление «NGI» решило отказаться от переоборудования. В конечном счете, в первой половине 20-ых годов двадцатого века недостроенный «Франческо Караччоло» был реализован на слом.

Финалом стало подписание 2 января 1921 г. Королевского декрета, отменявшего указ №450 о включении четырех линкоров в перечни флота. С внесением этого декрета в статью 15 Издания распоряжений по Морскому министерству №10 от 13 января 1921 г. закончилась печальная история итальянских сверхдредноутов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тяжело давать оценку судам, каковые не только не принимали участия в военных действиях, но кроме того не были выстроены. К тому же, по линкорам типа «Караччоло» мы владеем очень поверхностными данными. Но, кроме того их достаточно, дабы утверждать, что в данном проекте конструкторы и итальянские моряки продолжили направляться национальной традиции, заложенной еще на броненосцах типов «Италия» и «Ре Умберто», и объединили черты линкора и броненосного/линейного крейсера.

Итальянский проект сочетал в себе огневую мощь с высокой скоростью при пара ослабленном бронировании, в особенности горизонтальном. И не смотря на то, что этим судам не суждено было войти в строй, эти качества взяли предстоящее развитие в 1930-е годы при проектировании быстроходных линейных кораблей.

ЛИТЕРАТУРА

  • Breyer S. Schlachtschiffe und Schlachtkreuzer 1905-1970. – Munchen: Lehmanns Verlag, 1970.
  • Conway s all the World s Battleships 1906 to the Present. – London: Conway Maritime Press, 1996.
  • Campbell J. Naval Weapons of World War I. – Annapolis: Naval Institute Press, 2011.
  • Fraccaroli A. Italian Warships of World War I. – London: Ian Allan ЛТД., 1970.
  • Giorgerini G., Nani A. Le navi di linea italiani 1861-1969. – Roma: Ufficio Storico della Marina Militare, 1969.
  • MascoloA. La navi da battaglia classe «Caracciolo» // «Storia Militare», 1994, N.10.
  • «Warship International», 1973, No.4.
  • Материалы сети Internet.

Создатель высказывает признательность Арсению Малову (Москва) и Ярославу Малиновскому (J. Malinowski, Польша) за предоставленные помощь и материалы в работе.

  1. В конечном итоге, в соответствии с окончательному проекту, суда типа «Эрзац Монарх» при водоизмещении 24500 т должны были нести всего десять 350-мм орудий – но, итальянцам об этом не было известно.
  2. Соответствующая данному варианту проекта модель на данный момент экспонируется в Морском музее Венеции.
  3. В ряде изданий утверждается, что первые три корабля первоначально взяли заглавия «Dandolo», «Goffredo Mameli» и «Giuseppe Mazini», но были переименованы зимний период 1914/15 г. Итальянский историк Антонио Масколо информирует, что в первый раз эта информация показалась в изданном 1917 г. английском справочнике и итальянскими документами не подтверждается, не смотря на то, что нельзя исключать, что эти заглавия рассматривались на предварительном этапе выбора.
  4. Этот момент не весьма понятен, т.к. в проектах линейных кораблей 1913 и 1914 гг. фигурировали как раз 152-ММ/45 орудия обр. 1909 г., в то время как 152-мм/50 орудие было принято на вооружение лишь в 1913 году.

источник: Сергей ПАТЯНИН «ПРЕДТЕЧИ БЫСТРОХОДНЫХ Линейных кораблей. Итальянские сверхдредноуты типа «Франческо Караччоло»» «Арсенал-Коллекция» №12’2014

Главный калибр линкора

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: