Как уже рассказывалось ранее (см. «Самолеты Дмитрия Григоровича Часть 14») , одним из первых самолетов Григоровича, строившихся серийно в 1922—1923 гг., стала летающая лодка М-24. Проблему оснащения морской авиации она решила достаточно условно и не надолго, исходя из этого необходимость наличия более совершенного гидросамолета так же, как и прежде оставалась актуальной. В начале 1924 г. последовало предложение морского ведомства о создании нового аппарата, определяемого как морской разведчик.
Заказ на проектирование МРЛ-1 (Морской Разведчик с двигателем «Либерти» — первый) был выдан Авиаотделом снабжения ВВС 13 июня 1924 г. Как мы знаем, что вследствие этого ответом, с программы был снят железный истребитель, и 10 тысяч высвободившихся рублей передали на МРЛ. Добавим, что работы по данной лодке начались еще в Москве, а испытания и окончание постройки относятся к ленинградскому периоду деятельности Григоровича.
расчёты и Чертежи летающей лодки с согласия Григоровича выполнили Петр Дмитриевич Кирилл и Самсонов Александрович Виганд. Это был период, в то время, когда Дмитрий Павлович уже ушел с завода №1, исходя из этого большой количество конструкторских работ выполнили в его квартире на Садово-Кудринской улице.
К проектированию приступили в июне, а 18 сентября 1924 г. по окончании рассмотрения всей определения и документации тактико-технических требований проект утвердили на заседании Научного комитета Воздушного флота. Потом последовала передача заказа на изготовление самолета ленинградскому заводу ГАЗ №3 «Красный летчик».
МРЛ-1 воображал собой трехместную летающую лодку, оснащенную двигателем «Либерти» мощностью 400 л.с. Двигатель с толкающим лобовым радиатором и воздушным винтом охлаждения был установлен на подкосах в центре бипланной коробки крыльев. в первых рядах пребывала двухместная кабина пилотов, размещенных рядом между собой, перед ними — место воздушного стрелка.
Второй стрелок для обороны задней полусферы размещался за двигателем.
Согласно точки зрения В.Б. Шаврова, конструкция лодочного фюзеляжа была чрезмерно трудоемкой и дорогой:
«Фанерный корпус был обшит узкими досками (4×80 мм) на бронзовых заклепках впотай, с алюминиевыми шайбами. По палубе и верхней части бортов эти доски были сосновые, ниже — ясеневые, еще ниже — ореховые, а от ватерлинии и по дну — красного дерева, причем на днище — в два слоя. Между дощатой обшивкой и фанерой был проложен слой полотна, пропитанного подмазочным (несохнущим) лаком.
Внешний вид лодки был весьма красив, но и пара десятков килограммов лишнего веса были налицо».
Постройку МРЛ-1 на ГАЗ №3 закончили в мае 1925 г., а 6 июня самолет доставили на гидроаэродром, где произвели его сборку, пробные спуски и регулировку на воду. Уже на начальной стадии опробований стало известно, что лобовой радиатор охлаждения мелок, а потому двигатель греется, воздушный винт дает на земле 1700 об/мин, при том, что снимать полную мощность с двигателя требовалась при частоте вращения 1550 об/мин.
Первый полет новой лодки состоялся 22 июня 1925 г. По окончании исполнения еще нескольких полетов был сделан вывод, что при рулении по воде МРЛ-1 владеет недостаточной продольной устойчивостью и продолжительно разбегается при совершении взлета. Но, в воздухе самолет вел себя в полной мере нормально и демонстрировал удовлетворительную управляемость. Большая скорость в горизонтальном полете на высоте 1000 м составляла 180—185 км/ч.
На последней фазе опробований на протяжении полета на большой потолок лопнул масляный бак, и самолет произвел вынужденную посадку с остановленным двигателем. Обстоятельством поломки стало отсутствие суфлирующего отверстия в маслобаке, при пониженном давлении и нагревании масла на высоте он лопнул по месту пайки страниц.
На протяжении опробований произвели 9 полетов, каковые разрешили оценить качество и конструкцию изготовления МРЛ-1 как удовлетворяющие заявленным требованиям. Но плохой отрыв и затяжной разбег от воды считались недопустимыми, что разъяснялось неудачными обводами лодки. Помимо этого, не удовлетворяли малая скороподъемность и достигнутый потолок 3050 м. Не смотря на то, что в отношении МРЛ-1 уже были приняты решения по изготовлению серии, от него в итоге отказались.
Единственный выстроенный экземпляр передали для эксплуатации на Белое море, где он употреблялся в Соловецком лагере особенного назначения (СЛОН) как самолет связи с материком.
источник: Михаил МАСЛОВ «САМОЛЕТЫ ДМИТРИЯ ГРИГОРОВИЧА» «Космонавтика и Авиация» май 2013 r.
Big Russian Boss Show | Выпуск #18 | Ларин. Часть 1
Увлекательные записи:
- Трехкрылый нелетун
- Вкратце. в поисках мстителя
- Рекордный самолет kawanishi k-12 sakura (?? k-12 ?). япония
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Самолеты дмитрия григоровича часть 7
В соответствии с данных В.Б. Шаврова эта летающая лодка с двигателем «Гном-Моносупап» 100 л.с. строилась на ПРТВ С.С. Щетинина по проекту инженера А.Н….
-
Самолеты дмитрия григоровича часть 22
Для начала укажем, что в отношении этого летательного аппарата употреблялось три заглавия: неспециализированное определение — РОМ, внутреннее обозначение…
-
Самолеты дмитрия григоровича часть 4
Опыт постройки первой летающей лодки М-1 не пропал бесплатно. Дмитрий Павлович учел его при проектировании следующей собственной конструкции, взявшей…
-
Самолеты дмитрия григоровича часть 6
Данный самый бессчётный гидросамолет русской постройки был одновременно и самоё известным творением Григоровича, принесшим ему заслуженное признание как…
-
Самолеты дмитрия григоровича часть 19
6 августа 1925 г. на ленинградском авиазаводе ГАЗ №3 под управлением одного из начальников правления Авиатреста И. К. Гамбурга было совершено заседание,…
-
Самолеты дмитрия григоровича часть 29
Кроме проведения эффектных стрельб над Плещеевым волнами и озером Черного моря, отдельной страницей истории И-Z стало его участие в опытах инженера B.C….