Невероятно-очевидная история развития танков бт. альттанк бт-9.

      Комментарии к записи Невероятно-очевидная история развития танков бт. альттанк бт-9. отключены

Кроваво-красное солнце уже давно встало над бескрайней монгольской степью и сейчас, не обращая внимания на узкий слой облачности на небе, обжигало собственными лучами группу офицеров-танкистов, пристально слушающих начальника 11-ой ТБр комбрига Яковлева. Далеко, в утренних лучах, серо-металлическим цветом поблёскивали воды тихо текущей реки Халхин-Гол. Было десять утра 3-его дня июля 1939 года.

Комбриг сказал кратко, показывая пределы на карте. Главная задача первого батальона – прорвать оборону соперника и, выйдя к переправе, стереть с лица земли её огнём танковых орудий, так отрезав переправившегося на западный берег реки соперника от снабжения.

На вопросы комбата о рубежах и силах обороны соперника, о собственной артиллерии и пехоте, Яковлев с некоей злобой отвечал, что на разведку нет времени, потому что приказ о наступлении уже нужно делать и что всё выяснится в сражении – и пределы, каковые занимают японцы, и их силы, а о артиллерии и пехоте ничего не известно, должны уже быть на месте, но куда-то пропали, и для чего вашему батальону артиллерия, на танках же 3-ые пушки, исходя из этого возможно выделить с каждой роты по два танка для артиллерийского обеспечения атаки. И с уверенностью сказал, что два вторых батальона также атакуют японцев с вторых направлений.

Невероятно-очевидная история развития танков бт. альттанк бт-9.

Раздалась команда комбата: По автомобилям! и офицеры батальона скоро побежали к своим новеньким бэтешкам, лишь три месяца назад взятым с завода.

Скоро, развернувшись для атаки, все 44 танка БТ-9 первого батальона на большой скорости пошли на неприятеля. Через некое время японцы открыли огонь по наступающим, бэтешки, подмечая цели, – останавливались, ведя огонь в ответ с маленьких остановок. Через полчаса батальон, наскоро проутюжив позиции соперника, атаковал вторую линию обороны.

Ещё через двадцать мин., утратив два танка сгоревшими и дюжина подбитыми, советские танки вышли к месту понтонной переправы, наведённой японцами. Разгромив гусеницами и огнём двигающиеся обозы, танки стали расстреливать из трёхдюймовок понтонный мост. Часть понтонов затонула, вторая медлительно уплыла по течению. В это же время соперник с фланга открыл артогонь по скоплению танков, пользуясь тем, что 3-ий батальон бригады запаздывал с атакой.

Танки начали маневрировать и отходить в том направлении, откуда пришли, тем более что бензин и боеприпасы были на исходе.

Комбат, по возможности собрав оставшиеся танки и загрузив раненых и оставшихся в живых танкистов с подбитых танков на и в сохранившиеся автомобили, дал приказ на обратный прорыв. Утратив ещё пара автомобилей и зацепив на буксир ранее повреждённые танки, остатки батальона вышли к месту сбора, где их уже ожидали бензозаправщики, полевые кухни и медики.

Танкисты, отдохнув и пообедав, уже было расположились на отдых в тени автомобилей, как нежданно в размещение батальона прибыл комбриг Яковлев с новым приказом начальника 57-ого корпуса Жукова: Нападать ещё раз соперника, совместно с (наконец-то нашедшимся) 24-ым МСП и снова прорвавшись к месту переправы, закрепиться в этом районе, создав для соперника полуокружение и ликвидировать возможность повторного наведения понтонного моста японцами. Атака назначалась на 13:30.

Мало позднее назначенного времени, 28 оставшихся в строю танков, совместно с пехотой, при помощи артиллерии начали новую атаку. Не обращая внимания на утраты (1 танк сгорел, 8 подбито), задачу 1ТераБайт и 24 МСП всецело выполнили. В следствии, японцы были зажаты недалеко от высоты Баин-Цаган, не имея провианта и подвоза боеприпасов.

Ещё два дня продолжались бои не на жизнь а насмерть, из-за которых практически все японские армии (три пехотных полка), наступавшие в тыл частям РККА, были стёрты с лица земли.

В следствии трёхдневных битв, 1ТераБайт утратил безвозвратно 10 танков БТ-9, остальные подбитые (около 20 шт.) подлежали ремонту.

В РИ, 1-ый батальон лишь в первой атаке утратил 20 танков сгоревшими. А из 133 танков бригады, пребывавших на западном берегу реки, за сутки было утрачено 77 шт (из них 54 сгорело). Из 59 бронемашин утрачено 37 (20 сгорело), ещё 8 БА утратили части МНРА.

Задачу по окружению переправившегося соперника части РККА и МНРА не выполнили, и соперник отошёл на восточный берег, нанеся большие утраты мотомехчастям РККА – до 58% в танках и до 63% в средних бронемашинах.

В последних числах Марта 1934 года было подписано лицензионное соглашение с французской компанией Испано-Сюиза о производстве в СССР авиамотора 12Ybrs мощностью 860 л/с. После этого, в июне того же года, последовало соглашение об оказании помощи при организации производства указанного выше авиамотора. С 1935 года началось освоение производства советской копии французского авиамотора на моторном заводе №26 в Рыбинске, называющиеся М-100.

В том месте же сейчас выпускался серийно мотор М-17.

Одвременно с этим (май-ноябрь 1934) на ХПЗ было произведено два первых примера танка БТ-7 с двигателем М-17Т. С 1935 года намечалось их серийное производство (в конечном итоге началось в четвёртом квартале года).

Развилка: УММ, осознавая, что перспективным есть авиамотор М-100, дает задание ХПЗ в начале 1935 г. спроектировать и изготовить опытный образец танка БТ с упомянутым выше двигателем. Авиамотор М-100 при переделке в танковый получается прилично меньше и ниже М-17Т, имеет меньший литраж (36 л против 48,8 л) и вес, владеет большей экономичностью.

Глава танкового КБ ХПЗ (направляться2К) А.О. Фирсов очертя голову берётся за проект, поскольку он в далеком прошлом грезил устранить все недочёты танков БТ. И выдает во многом революционный проект, благо этому содействует второй двигатель. Внутренний несущий корпус заменяется на внешний, более широкий (на 110 мм), с толщиной стенок 30 мм, вертикальные свечи подвески ставятся в шахты, третий балансир направляется назад, что разрешает по-второму разместить бензобаки и радиаторы.

Размещение главных бензобаков внизу кормы разрешает быстро уменьшить их поражаемость средствами ПТО и, значит, существенно снизить пожароопасность танка, с одновременным увеличением выживаемости экипажа в сражении. Второй двигатель, меньшего количества, разрешает практически на треть повысить запас хода если сравнивать с БТ-5/7 (расход по местности около 300 л на 100 км). Для сборки бронекорпуса максимально используются сварные соединения. Вес танка около 14,3 т.

В башню нового БТ ставится не окурок КТ, а в полной мере полноценная 3-я пушка со стволом от зенитки Лендера. Противооткатные устройства расположены по бокам ствола, в варианте пушки Сячинтова ПС-19 (А-19), установленной на танке Гротте, ещё в первой половине 30-ых годов двадцатого века. Толщина брони стенок башни 30 мм, наклон от вертикали – 30 гр. (в корме – 20 гр.).

В башне находятся три человека: слева – наводчик, справа – начальник, замечающий поле боя через ПТК, в задней половине башни – заряжающий. Глубоких неприятностей орудие вызывать не должно, т.к. полуавтоматика затвора отработана ещё со времён первой мировой и зенитки с этим затвором и стволом в серии по 1934 год.

В итоге, к концу лета 1935 года планирует первый экземпляр умелого танка. Потом – опробования и….. танк отправляется под забор, т.к. в серии уже БТ-7 с М-17Т, а 30-миллиметровая броня во второй половине 30-ых годов двадцатого века на лёгком танке ещё никому не нужна. В осеннюю пору 1936 года глава Т2К А.О.

Фирсов отстранён от управления КБ за оснащение РККА ненадёжной техникой. А в марте 1937 г. Фирсова арестовывают и по окончании суда отправляют в лагерь.

Весной 1937 г. возвратившийся из Испании Д.Г. Павлов делается зам. начальника АБТУ, а в декабре того же года уже управляет ведомство. Сидящий в лагере А.О.

Фирсов осознаёт, что выжить, надежд практически нет, и с весны 1937 года иногда, неправдами и правдами отправляет в АБТУ письма, где признаёт собственную ответственность за ненадёжную КПП БТ-7, но требует обратить внимание на его, стоящий под забором танк с мотором М-100, не требуя для себя никаких поблажек по части условий и срока содержания. И наконец, то ли второе письмо, то ли третье, в январе 1938 года попадается на глаза Д.Г. Павлову.

В письме, Фирсов предлагает развитие танка БТ-М-100 (БТ-9) в виде удаления колесного хода, усиления бронирования и упрощения корпуса. Эти идеи близки новому главе АБТУ по окончании битв в Испании, и он получает возобновления работ по умелому танку и по возвращению Фирсова из лагеря, без сокращения срока и снятия судимости, т.е. арестант будет трудиться над танком под оком НКВД (т.е. будет расконвоирован), – но чуть что – назад в лагеря. Год идёт пушки и доводка машины, и подготовка их производства, помимо этого в 1939 г. мотор М-17 снят с производства.

С 1939 года предполагается запустить в серию БТ-М-100 на трёх фабриках (№183, №174 и Кировском), причём на заводе №183 будет выпускаться танк с колёсно-бронёй и гусеничным ходом 30 мм (до 41 г.) под индексом БТ-9, а на ленинградских фабриках – чисто гусеничный танк с бронёй 40 мм без люка мехвода на ВЛД, с добавлением в экипаж стрелка-пулемётчика, под индексом Т-9. Боевой вес последнего танка достигает 16,5 тысячь киллограм.

Фирсов А.О. назначается помощником основных инженеров обоих ленинградских фабрик по выпуску танков БТ-М-100 (Т-9). К началу 1941 года должно быть выпущено около 6500 танков БТ-М-100 (в вариантах БТ-9 и Т-9) на трёх фабриках. Единственным не сильный местом танков остаётся маленькой большой расход и запас хода авиабензина.

Башня танков оборудуется двумя механизмами горизонтальной наводки, у командира и наводчика, т.о. реализуется подобие морской центральной наводки (начальник, найдя цель, в один момент с приказом наводчику по ТПУ, начинает сам поворачивать башню в нужном направлении), помимо этого, облегчается вращение башни при кренах. Один финиш крепления сиденья наводчика находится под кожухом орудия, тем самым наводчик постоянно находится в одном положении относительно окуляра прицела (ломающихся прицелов в СССР тогда не было).

Оба танка хорошо показывают себя в Зимней войне с финнами. Имея замечательный двигатель, хорошо двигаются по глубокому снегу, громадная протяженность танков разрешает лучше, чем Т-26, преодолевать препятствия, трёхдюймовка с нескольких выстрелов заклёпывает амбразуры дотов и разрушает дзоты. Помимо этого, ещё со времён Халхин-Гола на танки за кормовым страницей устанавливается т.н. десантная скамья, на которой размещается три-четыре пехотинца, с оружием 1-2 ручных винтовок и 1-3 пулемёта АВС-36.

Броня (особенно танка Т-9) разрешает не опасаются огня финских средств ПТО, а удовлетворительная обзорность из танка разрешает видеть цели на поле боя.

С 1940 года танки БТ-9 и Т-9 приобретают вращающуюся заодно с башней боеукладку на 15 снарядов в задней части башни. Положение заряжающего – сидя, при заряжании привстаёт, берёт боеприпас, – заряжает, садится и т.д. Ещё 32 боеприпаса расположены по бортам БО, а 22 штуки запасных под перфорированным фальшполом.

Кошкинские А-20 и А-20Г не приняты на вооружение, т.к. сложны, дороги и неудобны для ведения боя экипажем. КВ кроме этого не принят на вооружение из-за недоведённости и большой стоимости. ЛКЗ разрабатывает супертанки с 90-120-мм бронёй.

В середине 1940-ого года Фирсов предлагает укороченный вариант танка с трансмиссией в носовой части корпуса и увеличенной толщиной брони, но проект отклонён из-за трудностей в замене и обслуживании трансмиссии.

Одновременно с этим, дизельный двигатель В-2 разрешает существенно расширить запас хода и перейти с авиабензина Б-70 (КБ-70) на более недорогое горючее. Но его использование на БТ-9 (Т-9) увеличивает габариты и вес танка. В конце 1939 года принимается ответ создать на базе В-2 восьмицилиндровый дизель, близкий по габаритам к мотору М-100.

Новый дизель получается намного проще, дешевле, легче, меньше и экономичнее двенадцатицилиндрового В-2. К концу 1940 года массовое серийное производство восьмицилиндрового дизеля под индексом В-8 осваивается на заводе №75 в Харькове. Проектная мощность завода – до 14 000 дизелей в год (в РИ до 10 000 штук В-2). В начале войны, из-за авианалётов, производство дизелей падает и тогда танковые фабрики снабжаются лишними дизелями, с избытком выпущенными в конце 1940 г. и первой половине 1941 г.

В первую очередь 1941 года производство танков с дизелем на базе Т-9 (индекс Т-10) и 76,2-мм пушкой с длиной ствола в 42,1 калибра развернуто на четырёх фабриках: Кировском и №174 в Ленинграде, №183 в Харькове и СТЗ. За первые пять месяцев 1941 г. выпуск улучшенных танков образовывает около 1700 шт. Боевой вес танка с дизелем около 18,5 тысячь киллограм, запас хода по просёлку – 340 км на внутренних баках.

Подвеска – торсионная. КПП – с постоянным зацеплением шестерён. Танк приобретает ВЛД с наклоном в 61гр. от вертикали (из брони средней твердости) и лобовую плиту башни из 75-мм цементированной брони.

Другая вертикальная броня толщиной 40 мм (высокой твёрдости), горизонтальная – 15 мм (дно кормы 10 мм). Гусеницы уширены до 440 мм (уд. давление на грунт – 0,55 кг/см.кв.). По окончании изучения приобретённого в 1940 г. германского танка Рz.-IIIG, признано, что комбашенка дает лучший обзор, чем ПТК, исходя из этого башня перекомпоновывается (к тому же признана не очень сильно эргономичной в работе вращающаяся б/у на 15 выстрелов).

командир и Наводчик помещаются слева, заряжающий справа. Перед заряжающим устанавливается новая – вращающаяся, бронированная 8-мм страницей, боеукладка на 35 выстрелов. Остальные выстрелы расположены у перегородки МТО и под фальшполом.

В первую очередь 1943 года в башню танка устанавливается 3 пушка с длиной ствола 55 калибров (на той же гильзе) и в боекомплекте появляется новый бронебойный боеприпас – болванка, скопированный с германского боеприпаса 7,5 cm Pzgr 40(W), разрешающий пробивать 82 мм цементированной брони приблизительно с 1000 м. Броня башни по всему периметру 75 мм. В таком варианте танк называющиеся Т-10М и заканчивает войну весной 1944 года. Боевой вес танка мало превышает 21 тонну с экранами.

Б/к – 79 снарядов. Уд. давление на грунт – 0,61 кг/см. кв.

ЧТЗ В первую очередь 1941 г. осваивает производство САУ на базе Т-10 (из привозных подробностей, с постепенной локализацией их изготовления) с 85-мм пушкой Ф-30. До начала войны выпущены первые 50 САУ. Выпуск прекращён в конце 1941 г., возобновлён в начале 1943 года.

Практически все танки БТ-9, Т-9, Т-10 и САУ на базе последнего (более 8000 шт.) и встречают войну, пребывав в западных военных округах, вместо картонных БТэшек и Т-26. И вместо неосвоенных экипажами и ненадёжных Т-34 и КВ.

Дизельные Т-10 сведены в четыре ударных механизированного корпуса – по 450 танков в каждом, танки БТ-9 и Т-9 находятся в бригадах при армиях и корпусах (по 150 танков в каждой). Ещё около 4000 самые боеспособных устаревших танков (БТ-5/7, Т-26, 28) находятся в механизированных противотанковых бригадах (по 150 шт.), в задачу последних входит бой из засад с прорвавшимися мотомеханизированными частями соперника.

Р.S. Пост написан по предложениям форумчан об установке на танки авиадвигателей М-100, их ники уже, к сожалению не помню. Мотор М-100 при установке в танк лишается нагнетателя и редуктора (ПЦН), т.о. протяженность мотора уменьшается. Мало значительно уменьшается степень сжатия, что разрешает использовать авиабензин второго сорта Б-70 (КБ-70). ДВС дросселируется по оборотам до 1650 об/мин, с уменьшением мощности до 400 л/с на указанных выше оборотах.

Ресурс ДВС обязан составлять в 1939 г. до 250 моточасов в танке. КПП и ГФ берётся с танка с мотором М-17Т, т.е. они вычислены на больший крутящий момент и при работе с мотором М-100 их надёжность возрастает, что разрешает приблизится по ресурсу к двигателю. Одновременно с этим, мощности и крутящего момента с избытком хватит для танка массой 15-18 тысячь киллограм.

Загляни в реальный танк БТ-7. Часть 1. В командирской рубке

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: