Средний бомбардировщик fokker t.v. нидерланды

      Комментарии к записи Средний бомбардировщик fokker t.v. нидерланды отключены

Средний бомбардировщик Fokker T.V первенствовал многомоторным самолетом, что ВВС Нидерландов заказали во второй половине 30-ых годов XX века и единственным довольно современным типом бомбардировщика, состоявшим на вооружении в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Автомобили данного типа мужественно сражались с германским агрессорами и практически все погибли в неравной борьбе.
* * *

Как мы знаем, прославивший британское авиастроение скоростной бомбардировщик de Havilland Mosquito, в отличие от подавляющего большинства собственных цельнометаллических ровесников был выполнен из древесины. Это сочетание архаичного материала и выдающихся летных данных было такими необычным, что британцы дали машине прозвище «древесное чудо». Но мало кто знает, что во Второй мировой учавствовал еще один двухмоторный боевой самолет, кроме этого сделанный преимущественно из дерева.

Это было детище всемирно известной голландской компании Fokker, взявшее обозначение T.V. Но в отличие от многих вторых самолетов Fokker, оно не блистало высокими показателями и не сыграло заметной роли в развитии авиации. Однако, эта машина заслуживает того, дабы о ней поведали.

Воздушный крейсер

В 20-30-е годы прошлого века умы армейских теоретиков многих государств будоражила так называемая «теория Дуэ», названная по фамилии собственного автора – итальянского военного теоретика генерала Джулио Дуэ. Она предусматривавшая достижение победы методом массированного применения бомбардировочной авиации и отводила наземным армиям только вспомогательное значение.

Для реализации данной теории на практике потребовалось создание новых классов боевых автомобилей, одним из которых должен был стать необычный «воздушный крейсер» – двухмоторный многоместный аэроплан, сочетавший в себе качества самолета для завоевания превосходства в воздухе, разведчика и истребителя сопровождения.

В соответствии с данной концепцией новый самолет, призванный стать базой голландской военной авиации, должен был обеспечить господство в воздухе над собственной территорией. Громадная длительность полета требовалась для осуществления перехвата и длительного патрулирования вражеских бомбардировщиков на дальних подступах [1]. К тому же, большой боевой радиус делал вероятным использование самолета для обороны широких владений в Голландской Ост-Индии.

Стрелковое оружие предусматривалось весьма замечательным по тем временам – две 20-мм пушки и пара пулеметов.

В начале 1933 г. предложение спроектировать воздушный крейсер направили ведущему нидерландскому производителю самолетов – компании Fokker. Конструкторскую группу возглавил инженер Ф. Хентцен, а курировал разработку М. Беелинг. Но первый вариант эскизного проекта не привёл к у клиента.

Исходя из этого в марте 1934 г. Хентцена поменял узнаваемый конструктор Эрих Шацки.

Но скоро приоритеты армейских поменялись – вместо двухмоторного крейсера им пригодился более несложный и недорогой одномоторный истребитель. В ноябре 1934 г. работы по созданию воздушного крейсера прекратили, а Шацки занялся проектированием истребителя Fokker D.XXI. Только выпустив в марте 1935-го прототип «двадцать первого» на летные опробования, команда Шацки смогла возвратиться к прошлой тематике.

Определяющую роль в этом сыграла позиция тогдашнего командующего LVA (авиационной дивизии [Luchtvaartafdeling] Королевской армии Нидерландов [Koninklijke Landmacht]) полковника П. В. Беста. В собственном меморандуме, направленном главу МинОбороны, он отмечал недостаточные летные характеристики D.XXI. Но наряду с этим вина возлагалась не на конструкторов компании Fokker, а на отсутствие достаточно замечательных двигателей.

В соответствии с точке зрения Беста единственным выходом из ситуации было создание двухмоторного самолета, талантливого противодействовать скоростным бомбардировщикам возможного соперника.

Получив помощь армейских, компания Fokker уже в декабре 1935 г. представила на рассмотрение управления LVA эскизные проекты двух вариантов воздушного крейсера. Оба варианта предусматривали создание двухмоторных свободнонесущих среднепланов с крылом громадного удлинения, двухкилевым оперением и трехопорным шасси с хвостовым колесом. На выбор предлагался целый спектр двигателей мощностью 700-900 л.с., не смотря на то, что конструкторы отдавали предпочтение изделиям компании Bristol – 800-сильному Mercury VII или Pegasus X мощностью 870 л.с.

Главным отличием двух вариантов были размеры. У варианта T.V размах крыла составлял 21 метр, а протяженность фюзеляжа – 15 метров, у T.VA – соответственно 25,5 и 16 метров. Помимо этого, первый вариант имел фюзеляж круглого сечения, а второй – с плоскими бортами.

Экипаж и в том и другом случае складывался из четырех человек: пилота, навигатора и двух стрелков.

Оружие предусматривалось в составе двух 20-мм пушек Solothurn и одного 7,92-мм пулемета FN Browning. Одна из пушек устанавливалась в носовой остекленной башне с углами обстрела по 80º вправо и влево и приблизительно такими же вверх и вниз, вторая – в выдвижной верхней турели (углы обстрела – 100º в горизонтальной плоскости и 90º – в вертикальной). Пулемет пребывал в хвостовой установке и имел поле обстрела назад-вниз.

Кроме этого, самолет имел возможность нести бомбы – до 1000 кг для T.V и 1800 кг (шесть по 300-кг) – для T.VA. Два топливных бака размещались в крыле между фюзеляжем и мотогондолами. Емкость каждого из них на T.V составляла 700 литров, а на T.VA была практически в два раза большей – 1300 литров.

Большая скорость первого варианта с двигателями Mercury VII и полной бомбовой нагрузкой оценивалась в 335 км/ч, практический потолок при тех же условиях – 4750 метров.

По окончании дискуссии проектов с армейскими выбрали вариант T.V, внеся в него кое-какие трансформации. В частности, фюзеляж укоротили до 14,8 метров. Пересмотрели размещение и состав стрелкового оружия. Вместо 20-мм пушки в верхней установке разместили 7,92-мм пулемет, а саму установку сместили ближе к пилотской кабине. Рабочее место ее стрелка оборудовали резервным набором органов управления, дабы тот имел возможность при необходимости заменить пилота.

Поменяна была и конструкция хвостовой части – показалась стрелковая установка по типу спроектированной для Fokker G.I: застекленный конусообразный колпак в хвостовой оконечности, снабжавший хорошие углы обстрела в вертикальной плоскости, но в горизонтальной – всего лишь 5º в каждую сторону.

В таком виде в мае 1936 г. модель T.V представили на авиационной выставке в Стокгольме. В рекламных материалах компания-разработчик позиционировала T.V как «тяжелый самолет поля боя», бомбардировщик дальнего действия и транспортный самолет для перевозки 16 парашютистов.

В качестве силовой установки, не считая исходных моторов Mercury VII, предлагались на выбор французские Hispano-Suiza HS-12Ydrs (860 л.с.) либо Gnome-Rhone GR-14Kjrs (900 л.с). В соответствии с расчетам, большая скорость T.V с английскими двигателями должна была составить 397 км/ч, а крейсерская при 2/3 мощности моторов – 332 км/ч. Дальность полета оценивалась в 1650 км без бомб и 1200 км – с тонной бомбовой нагрузки.

При установке в бомбоотсеке топливного бака емкостью 2000 литров перегоночная дальность полета возрастала до 2850 км.

Бомбардировщик

Не обращая внимания на успешную презентацию в Стокгольме, будущее T.V оставалась неясной. Руководство LVA сочло, что машина не отвечает предъявленным требованиям, и более разумным будет сконцентрировать упрочнения на перспективном двухбалочном самолете Fokker G.I.

Но, в итоге, дирекция компании смогла «уломать» военное управление и 7 декабря 1936 года было решено выстроить прототип бомбардировщика, а 14 января 1937 года глава МинОбороны Нидерландов X. Колийн заказал серию из шестнадцати T.V для LVA.

Не смотря на то, что самолет так же, как и прежде значился воздушным крейсером, на деле он рассматривался в качестве среднего бомбардировщика. Компания пробовала реализовать его влияниям Голландской Ост-Индии, искавшей потенциальную замену для американских бомбардировщиков Martin 139WH. Обращение шла о партии до 130 единиц, но замыслы остались нереализованными.

Постройка серии осуществлялась на предприятии компании в Папавервеге – северном пригороде Амстердама. Прототип был выстроен достаточно скоро: сборка первого T.V началась 19 февраля 1937 года, а в сентябре самолет перевезли на аэропорт Схипхол, где была произведена окончательная сборка. 27 сентября 1937 года в Схипхоле T.V был осмотрен военной рабочей группой под руководством генерала М. Раеймакерса (lieutenant-general M. Raaymakers).

Первый полет прототипа состоялся 16 октября 1937 года под управлением летчиков-испытателей компании Fokker Эмиля Майнеке (Emil Meinecke) и двух голландцев — Яна Ван Тиена и Яна Поста, а 30 октября 1937 года T.V под управлением Майнеке участвовал в громадных учениях ПВО Амстердама.

направляться заявить, что в то время самолет был все еще окрашен в серебристо-серый цвет, но в то время, когда 14 февраля 1938 года первый T.V (бортовой номер 850) был доставлен в Сустерберг (Soesterberg) он взял новый камуфляж голландских боевых самолетов. Бомбардировщики T.V стали первым типом самолетов Нидерландов, взявшим новый камуфляж.

Вместо предполагавшихся сначала моторов Mercury эту и все последующие автомобили оборудовали двигателями Pegasus XXVI взлетной мощностью 830 л.с. Усилили и стрелковое оружие, добавив два 7,92-мм пулемета в нижней люковой и бортовой установках. Это заставило расширить экипаж до пяти человек.

Сначала предполагалось кроме этого заменить пулемет в верхней установке автоматической пушкой, но из-за отсутствия турелей с гидроприводом это сочли не рациональным.

По итогам опробований, продолжавшихся около года, самолет признали годным к эксплуатации в строевых частях. Кое-какие проектные параметры были кроме того перекрыты: по большой скорости – на 10 км/ч, по потолку – на 600 м. Одновременно с этим отмечался и большой недочёт – полет на одном двигателе был очень тяжёл, а для летчиков средней квалификации – фактически неосуществим.

14 февраля 1938 г. на авиабазе Сустерберг состоялась официальная церемония передачи первого бомбардировщика Fokker T.V армейским. В течение года LVA взяло еще десять таких автомобилей (бортовые армейские номера 851-860, заводские номера 5446-5455). Поступление новых самолетов разрешило организовать бомбардировочную авиагруппу BomVa (Bombardement Vliegafdeeling) либо 2-1-1 LvR (2-е звено, 1-й группы 1-го авиаполка).

Руководил подразделением капитан Й. С. Сиссин (J.C. Sissingh).

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века компания Fokker изготовила последние пять T.V, но эта партия, хоть и эксплуатировалась в BomVa, официально не была принята клиентом – договор с компанией Fokker был расторгнут под предлогом низкой технической надежности ее бомбардировщиков. Помимо этого, эксплуатация продемонстрировала значительно более высокое, чем предполагалось, потребление масла двигателями Pegasus аккумуляторная. Компания была вынуждена совершить доработки на уже поставленных автомобилях, установив маслобаки увеличенной емкости.

Неизменно появлялись неприятности с винтами Hamilton-Standart. В таких условиях голландское правительство, разочаровавшись в «фоккерах», начало переговоры с Германией о закупке 24 бомбардировщиков Dornier Do 215. Очевидно, подобное развитие событий не устраивало компанию Fokker, и ее конструкторы предприняли попытку радикально улучшить летные и эксплуатационные характеристики T.V, оснастив его более замечательными моторами Gnome-Rhone GR-14N.

Подобным образом переоборудовали одну из серийных автомобилей с номером 857. Опробования продемонстрировали повышение большой скорости до 444 км/ч и потолка – до 8800 м. Крейсерская скорость увеличилась до 373 км/ч, а дальность полета – до 1630 км. Но модернизацию остальных самолетов не совершили, сочтя более разумным сосредоточить упрочнения на перспективном бомбардировщике Fokker Т.IX.

Момент истины

10 мая 1940 года лишь девять из шестнадцать T.V смогли учавствовать в военных действиях; это были автомобили с бортовыми номерами 850, 853 – 856, 858, 859, 862 и 865. Из этих пребывавших на аэропорте Схипхол автомобилей только одна была снабжена штатными бомбодержателями, разрешавшими всецело применять грузоподъемность в 1000 кг. Бомбовая нагрузка остальных автомобилей не превышала 400 кг.

Три самолета – бортовые номера 857, 860 и 863 – были зачислены в резервное звено, и вдобавок две были небоеспособны: у 857 не было двигателей [2], а у 863 оружия. Что же касается вторых автомобилей, то 852 и 864 были за заводе компании Fokker, а 861 в авиационном училище, расквартированном на аэропорте Де-Фляйт (De Vlijt), остров Тексель (Texel). Fokker T.V с бортовым номером 861 погиб в первоначальный сутки войны на протяжении налета германских бомбардировщиков.

851-й был на аэропорте Схипхол и употреблялся в качестве донора [3]: детали этого самолета был использован для ремонта вторых самолетов данного типа.

В ночь на 10 мая 1940 года по окончании получения из ставки главнокомандования приказа большинство бомбардировщиков T.V была поднята в атмосферу. В то время, когда в 3:50 первые германские самолеты ударили аэродром Схипхол, то они смогли стереть с лица земли взлетавший истребитель D.XXI и повредить три бомбардировщика T.V: подготовившийся к взлету 859 и пребывавшие в ремонте 860 и 863.

На протяжении состоявшегося над аэропортом воздушного боя голландцами были сбиты как минимум четыре германских самолета: в основном успех был достигнут за счет применения пушек Solothurn в качестве наступательного оружия – реликта закинутой концепции воздушного крейсера. Но в следствии бой стал причиной рассеянию группы T.V: только 855-й смог приземлиться на аэропорт Схипхол и позднее к нему присоединился самолет с бортовым номером 850, что до этого приземлился в Бергене, провинция Северная Голландия.

865-й приземлился на аэропорте Де Кой (De Kooy), став последней жертвой воздушного нападения Luftwaffe на Схипхол. T.V (бортовой номер 858) выработав горючее совершил посадку в Флиссингене (Flessingue), остров Валхерен. Остальные самолеты совершили посадку в Руйгенхоеке (Ruigenhoek), Харлеме и Лейдене (Haarlem).

T.V (бортовой номер 853) взял важные повреждения двигателей и не мог быть отремонтированы до окончания военных действий.

855-й, пребывавший в Схипхоле, и приземлившиеся в Руйгенхоеке T.V с бортовыми номерами 854, 856 и 862 получили приказ бомбить германских десантников, каковые захватили расположенную севернее Гааги авиабазу Окенбург (Ockenburg). Это задание было удачно выполнено и пара германских Junkers Ju-52/3m было стёрто с лица земли. Но T.V (бортовой номер 855) был со своей стороны атакован пятью истребителями Messerschmitt Bf 109 и упал в Северное море.

Три из пяти членов экипажа успели выпрыгнуть с парашютами, но до берега сумел доплыть только начальник самолета 2-й лейтенант Б. Свагерман (B. Swagerman). Другие самолеты возвратились в Руйгенхоек и после этого оттуда перелетели в Схипхол. Приземлившийся в Флиссингене T.V (бортовой номер 858) получил приказ на исполнение того же самого задания, но с бомбовой нагрузкой не смог встать в атмосферу из-за через чур маленькой взлетно-посадочной полосы.

В итоге невооруженный 858-й отправился на авиабазу Схипхол. На протяжении перелета по T.V был открыт пламя голландскими зенитчиками, принявшими самолет за вражеский, и машина была вынуждена приземлиться в Хамстеде (Haamstede), остров Схаувен-Дёйвеланд (Schouwen-Duivelan). На следующий сутки самолет был стёрт с лица земли германскими самолетами, но экипаж, снявший с машину пушку Solothurn, в качестве артиллеристов принял в следующие дни самое активное участие в обороне острова Схаувен-Дёйвеланд.

Днем 10 мая германские десантники в окрестностях Роттердама захватили аэропорт Валхафен (Waalhaven), и ставка главного руководства приказала всем оставшимся T.V атаковать вражеские позиции. Из Схипхола вылетели три бомбардировщика (854, 856 и 862) с эскортом из шести Fokker D.XXI из состава 2-й истребительной авиагруппы (2e JaVA). На протяжении бомбежки T.V были атакованы как минимум шестью истребителями Messerschmitt Bf 109.

Потому, что истребители сопровождения были связаны боем, то бомбардировщики были вынуждены защищаться самостоятельно. Итогом боевого вылета стала утрата двух автомобилей (854 и 862), из которых удалось спастись только тяжелораненому сержанту-радисту. К концу первого дня войны в составе BomVA остались только два боеготовых самолета – автомобили с бортовыми номерами 850 и 856.

11 мая оставшимся самолетам была поставлена новая задача: нападать захваченные немцами недалеко от Роттердама мосты через Маас и тем самым остановить их продвижение. В сопровождении трех истребителей D.XXI бомбардировщики достигли Роттердама и скинули собственные бомбы на мосты, каковые, к сожалению, повреждений не взяли – ни одна из них не попала в цель. Возвратившись без утрат, самолеты совершили новый боевой вылет, но уже с другими экипажами.

На протяжении второго вылета T.V постарались бомбить с пикирования с высоты около 1200 метров. Пара T.V скинула шестнадцать 50-кг бомб – и опять нулевой итог. На протяжении бомбометания автомобили были атакованы дюжиной тяжелых истребителей Messerschmitt Bf-110, и 850-й стал жертвой германского превосходства в воздухе.

Два члена экипажа T.V (850) были убиты, а остальные выпрыгнули с парашютами [4]. Начальник экипажа в докладе, составленном по окончании прекрасного спасения, написал, что

«при существующем превосходстве немцев в воздухе исполнение данных задач нереально».

Это заявление руководство не имело возможности не принять объективным, но, однако, с неприятелем необходимо было бороться, и задачи перед очень сильно поредевшей BomVA ставились .

До последнего

На следующий сутки единственный оставшийся T.V (856) в сопровождении одного истребителя D-XXI вылетел на бомбежку немцев в провинции Фрисландия, атаковавших защитников плотины между провинциями Голландия и Фрисландия. Поставленная руководством задача не была выполена, поскольку истребитель и бомбардировщик сопровождения, столкнувшись с пятнадцатью германскими истребителями, были вынуждены обратиться в бегство. Укрывшись в облачности, они смогли возвратиться на базу.

В понедельник 13 мая 1940 года немцы подошли к мосту в районе Моердийка (Moerdijk), соединявшему провинцию Брабант с сердцем Нидерландов. Они захватили мост с плацдармом на втором берегу и дорога для предстоящего продвижения фашистов к Роттердаму была открыта. Для уничтожения стратегической цели на T.V подвесили самые тяжёлые из имевшихся в наличии снарядов – две 300-кг бомбы со взрывателями замедленного действия.

В этом вылете начальником самолета был 2-й лейтенант Б. Свагерман – единственный оставшийся в живых из экипажа 855-го, – тогда как остальные члены экипажа T.V были из состава 853-го. Холостой Свагерман заменил собственного женатого сотрудника, не смотря на то, что была не его очередь лететь, – как и 11 мая, в то время, когда была поставлена задача бомбить мосты через Маас. В то время, когда 2-й лейтенант Свагерман захотел занял место собственного женатого коллеги, тот, конечно, отказывался, но начальник части отрезал:

«Свагерман, принимайте удачи и самолёт вам!…»

Спустя маленькое время T.V должен был взлететь и сопровождать его должны были два истребителя Fokker G.1A, пилоты которых – лейтенанты Й. Б. Сандбергом (Jhr.B. Sandberg) и П. С. Схоуте (P.C. Schoute) – были приятелями Свагермана.

В 5:19 бомбардировщик взлетел и в сопровождении двух G.1A забрал курс на Моердийк. Для повышения возможности попадания Свагерман и его пилот 1-й лейтенант Ансу (Anceaux) решили бомбить в пикировании. На протяжении первого захода бомба упала в воду в 50 метрах от моста, а во втором заходе бомба не смотря на то, что и попала в опору моста, но не взорвалась. На малой высоте самолет забрал курс на Схипхол, но у Дордрехта (Dordrecht) его поджидала несколько германских истребителей. Это означало финиш BomVA.

Неподалеку от Риддеркерка (Ridderkerk) 856-й ударился о почву и целый экипаж погиб. Кроме этого с боевого задания не возвратился и истребитель Схоуте. За собственные подвиги в течение первых четырех дней войны Свагерман стал одним из двух голландских летчиков, награжденных Армейским орденом Вильгельма (Militaire Willems-Orde) – самым высоким армейским орденом Нидерландов.

Так закончилась история BomVA, и бомбардировщиков Fokker T.V. Пара оставшихся с Схипхоле самолетов (859, 860 и 863) не были стёрты с лица земли на протяжении германской бомбардировки 10 мая 1940 года и сохранились. Эти автомобили, и пребывавшие на заводе два T.V, были захвачены немцами.

Один из них (предположительно 859-й) был отремонтирован и испытан представителями Люфтваффе, но никакого интереса не позвал. В итоге, все сохранившиеся T.V пошли на слом [5].

Самолет Fokker T.V показался на свет на протяжении, в то время, когда формировались новые взоры на боевое использование авиации, а в один момент шла бурная техническая и технологическая эволюция в самолетостроении. В случае если тактические новшества были приняты во внимание при его создании, то успехи в технологии и области аэродинамики не были учтены. В итоге оказалось причудливое сочетание современной концепции воздушного крейсера с архаичной полудеревянной конструкцией, созданной Антони Фоккером еще в годы Первой Мировой.

Не обращая внимания на многие недочёты, среди которых были не сильный оружие, отсутствие защиты топливных баков и через чур низкая скорость, бомбардировщики Fokker T.V делали поставленных задачи благодаря героизму экипажей, сделавших все возможное в условиях огромного количественного и качественного превосходства Luftwaffe над авиацией Нидерландов. Против германского превосходства в воздухе T.V сражались до последнего самолета как в роли бомбардировщика, так и в начальной роли воздушного крейсера.

Средний бомбардировщик fokker t.v. нидерланды
схемы начального варианта воздушного крейсера Fokker T.V

схемы окончательного варианта воздушного крейсера Fokker T.V

схемы и компоновка среднего бомбардировщика Fokker T.V

в полете и на земле прототип Fokker T.V. В то время машина не имела оружия. На снимке летящего T.V через полотняную обшивку четко проступают металлические трубы силового комплекта задней части фюзеляжа

в верхней части фотографии: эскадрилья T.V – единственных бомбардировщиков Нидерландов в первой половине 40-ых годов двадцатого века – выстроена в линейку на аэропорте Схипхол.
в нижней части фотографии: бомбардировщик Fokker T.V (бортовой номер 852) с установленной в носу пушкой Solothurn. 10 мая 1940 года посредством этого оружия T.V собьют четыре германских бомбардировщика, превосходно сделав роль воздушного крейсера, к которой они первоначально предназначались

06 – бомбардировщик T.V (бортовой номер 852) не смог принять участия в военных действиях и был захвачен немцами. На центральном (вид спереди) и нижнем (вид сбоку) снимках самолет оснащен оружием

в полете самые современные – и на 1940 году уже устаревшие – самолеты LVA: бомбардировщик F.V и истребители D.XXI
средний бомбардировщик Fokker T.V (бортовой номер 864), снимок сделан по окончании сентября 1939 года. Оранжевый треугольник с тёмной окантовкой заменил бело-светло синий-красные кокарды, столь бывшие похожим опознавательные символы ВВС Чехословакии

средний бомбардировщик Fokker T.V (бортовой номер 852) в Схипхоле по окончании захвата немцами

средний бомбардировщик Fokker T.V (бортовой номер 859) в Схипхоле по окончании захвата немцами и нанесения германских опознавательных знаков

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Средний бомбардировщик Fokker T.V воображал собой свободнонесущий двухмоторный среднеплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси.

Крыло самолета было неразъемным и имело двухлонжеронную цельнодеревянную конструкцию с фанерной обшивкой. Центроплан в плане прямоугольный, внешние части крыла – трепециевидные с закругленными законцовками. Профиль центроплана NACA 23017, консолей – NACA 23009.

Угол установки крыла 8,5º. Элероны железные с силовым комплектом из металлических хромомолибденовых труб и полотняной обшивкой. Закрылки имели силовой комплект из дюралюминия, обшивку из полотна.

Фюзеляж T.V складывался из трех различавшихся конструктивно частей:

  • • передней – представляла собой дюралюминиевый монокок;
  • • средней – изготавливалась из дерева и представляла собой единое целое с крылом;
  • • задней – ферменная конструкция из металлических хромомолибденовых труб и полотняная обшивка.

Хвостовое оперение – смешанной конструкции с полотняной обшивкой. Горизонтальное оперение подкреплено подкосами.

Силовая установка складывалась из двух девятицилиндровых звездообразных двигателей Bristol Pegasus XXVI, оптимизированных для средних высот. Взлетная мощность каждого – 830 л.с, мощность на высоте 2900 м – 925 л.с. Винты трехлопастные Hamilton-Standart диаметром 3,05 м. Топливная совокупность складывалась из два баков в центроплане емкостью по 750 литров любой.

Шасси складывалось из двух главных и хвостовой стоек. Главные стойки шасси убирались в задние части гондол двигателей.

Оружие T.V складывалось из одной уже упоминавшейся 20-мм пушки Solothurn (боепитание из 10-снарядных магазинов; боекомплект – 120 выстрелов) и четырех 7,92-мм пулеметов FN Browning с боезапасом по 600 патронов на ствол. Один пулемет размещался в хвостовом конусе, по одному в верхней и нижней оборонительных позициях и еще один переставлялся и мог вести пламя из бортовых окон фюзеляжа.

Бомбы размещались в фюзеляжном отсеке, две створки которого раскрывались гидравликой. В первой половине 40-ых годов двадцатого века был испытан новый вариант фюзеляжного бомбоотсека, но только два самолета были им оборудованы. В отсеке самолет имел возможность нести следующие варианты бомбовой нагрузки:

  • • четыре 300-кг бомбы;
  • • четыре 200-кг бомбы;
  • • шестнадцать 50-кг бомб.

Экипаж T.V складывался из пяти человек:

  • • навигатор-бомбардир – размещался в носовой части самолета и кроме этого делал функции начальника экипажа и стрелка из пушки Solothurn;
  • • пилот, размещавшийся на левом месте в кабине;
  • • второй (резервный) пилот – размещался сзади первого и кроме этого делал функции стрелка из верхнего пулемета;
  • • радист, кроме этого делавший функции стрелка из бортового и нижнего люкового пулеметов (первоначально планировалась установка двух нижних пулеметов, но после этого была замерена на один);
  • • стрелок, ведший пламя из хвостового пулемета.

направляться признать, что оборонительное оружие T.V было через чур легким, поскольку 20-мм пушка во-первых, имела маленькие углы отклонения (по вертикали отклонение составляло 80º, а по горизонтали еще меньше), а во-вторых, пушка пребывала в носу бомбардировщика и имела возможность вести пламя в передней полусфере, т.е. соответствовала задачам воздушного крейсера, а не самолета-бомбардировщика.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века T.светло синий уже был признан устаревшим, поскольку самолет развивал большую скорость всего 418 км/ч и владел достаточно тяжелым и сложным управлением. Помимо этого, полет на одном двигателе создавал значительные неприятности. Рассматривался вариант повышения летных характеристики за счет оснащения самолетов 980-сильными двигателями Gnome-Rhone 14N1, но реализован он не был.

Недочёты самолета дополнялись недочётами вооружения и оборудования. Детонаторы, устанавливаемые на бомбы, и тип бомбардировочного прицела вынуждали экипажи T.V при исполнении атаки понижаться на минимальную высоту 300 метров, что делало автомобили весьма легкой добычей зенитной артиллерии и истребителей соперника. Однако, не обращая внимания на все указанные выше недочёты экипажи T.V выполнили все поставленные перед ними задачи, понеся, действительно, весьма важные утраты.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Fokker T.V

Назначение: средний бомбардировщик

Экипаж: 5 человек

Силовая установка: два девятицилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Bristol Pegasus XXVI, развивавших на взлете мощность 830 л.с, на высоте 2900 м – 925 л.с. и вращавших трехлопастные винты Hamilton-Standart диаметром 3,05 метра

Размеры:

размах крыла 21,00 м
протяженность 16,00 м
высота 4,20 м
площадь крыла 66,20 м?

Вес:

безлюдного 4650 кг
нужной нагрузки 2600 кг
обычный взлетный 7250 кг
большой взлетный 7650 кг

Летные характеристики:

большая скорость на высоте 4000 метров 418 км/ч
крейсерская скорость на высоте 4000 метров 330 км/ч
время комплекта высоты 5000 метров 16 мин
практический потолок 8700 м
дальность полета 1600 км

  1. потому, что Нидерланды являются маленькой страной, то в руководстве LVA сомневались, что истребители смогут взлететь и собрать достаточную высоту по окончании первых предупреждений о нарушении нейтралитета. Планировалось, что воздушный крейсер уже будет пребывать в воздухе и сможет атаковать самолеты агрессора
  2. по окончании опробований с него сняли двигатели Gnome-Rhone, а моторы Pegasus на место так и не вернули
  3. дословно «новогодней елки» («arbre de Noel»)
  4. фрагменты их самолета вместе с обломками сбитого в том же бою истребителя D.XXI (бортовой номер 229) были отысканы группой голландских энтузиастов в первой половине 90-ых годов двадцатого века
  5. в некоторых источниках высказано предположение, что Fokker T.V (бортовой номер 852) был вывезен в Германию и в первой половине 40-ых годов XX века послан на слом

источники:

  • http://www.airwar.ru/enc/bww2/fokt5.html
  • Harm J. Hazewinkel «UN «CROISEUR AERIEN» DEVENU BOMBARDIER FOKKER T.V» «Le Fana de l’Aviation» 1972-09 (036)

Как Нидерланды развили свою велоинфраструктуру

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: