Пятнадцать лет карьеры нидерландского гидросамолета-бомбардировщика fokker t.iv

      Комментарии к записи Пятнадцать лет карьеры нидерландского гидросамолета-бомбардировщика fokker t.iv отключены

В 1920 годах компания N. V. Nederlandsche Vliegtuigenfabriek Fokker (Fokker) была широко известна собственными тяжелыми транспортными самолетами-монопланами, и исходя из этого, в то время, когда во второй половине 20-ых годов XX века ВМФ Нидерландов поручил ей создать двухмоторный поплавковый самолет, она конечно применяла эту прекрасно привычную компоновку. Спецификация флота Нидерландов потребовала четырехместный дальний самолет-разведчик, что имел возможность функционировать в качестве торпедоносца и бомбардировщика.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

7 июня 1927 года летчик-испытатель компании Эмиль Майнеке (Emil Meinecke) в первый раз оторвал от воды прототип нового самолета, взявшего обозначение Fokker T.IV. Первый тяжелый гидросамолет национальной разработки имел характерное высокорасположенное свободнонесущее крыло. Но в отличие от простых для тех лет монопланов компании Fokker, у которых крыло крепилось к фюзеляжу четырьмя болтов, крыло T.IV соединялось с его фюзеляжем не напрямую.

Оно кроме этого фиксировалось четырьмя внешними болтами, каковые соединялись с боковыми опорами, присоединенными к фюзеляжу при помощи сварки. Как и на вторых автомобилях компании Fokker свободнонесущее крыло T.IV имело цельнодеревянную конструкцию, складывавшуюся из двух лонжеронов, проходивших по всему его размаху, и нервюр, встроенных в них. Обшивка крыла была изготовлена из фанеры и в разных точках были установлены откидные панели, разрешавшие протянуть к элеронам тросы управления.

Долгие и узкие цельнодеревянные элероны не имели никакой компенсации. Размещенные в крыле топливные баки имели емкость 1500 литров. Маслобаки кроме этого были размещены в крыле.

Конструкция фюзеляжа была стандартной для автомобилей компании Fokker: сваренная из металлических труб ферма, дополнительно укрепленная в задней части расчалками из рояльной проволоки, а в передней – металлическими трубами. От передней до задней части пространство фюзеляжа было распределено следующим образом: позиция наблюдателя-стрелка, кабина пилотов с двойным управлением, бомбоотсек, позиция радиста-стрелка. Все отсеки фюзеляжа самолета имели возможность сообщаться между собой.

Навигационное оборудование размещалось в кабине пилотов и в полете могло быть отрегулировано и настроено. Радиаторы были полувыдвижными; отклоняющиеся поверхности хвостового оперения были компенсированы. Радист-стрелок вел оборонительный пламя из верхней пулеметной позиции и кроме этого трудился с фотокамерой.

Нижняя пулеметная позиция была выдвижной; она устанавливалась в особой углублении в задней нижней части фюзеляжа и для защиты от брызг на протяжении посадок и взлётов пребывала во втянутом положении. Поплавки, выстроенные полностью из дюралюминия, имели количество 6,15 м³ любой и переборками были поделены на шесть отсеков. Фюзеляж, стабилизатор и киль были изготовлены из металлических труб и покрыты полотном.

На Fokker T.IV могли быть установлены каждые двигатели из талантливых развить мощность 450 л.с.. Морская авиационная работа (MLD – Marine Luchtvaart Dienst), стремясь максимально стандартизировать типы устанавливаемых на самолеты двигателей, сделала выбор в пользу двигателей Lorraine-Dietrich 12 Ed, талантливых при 1700 об/мин развивать 450 л.с.. Это был двенадцатицилиндровый W-образный рядный двигатель, что через понижающий редуктор вращал двухлопастный древесный винт фиксированного шага Astra.

Любой из моторов Lorraine устанавливался на две опоры, крепившиеся к лонжеронам крыла; капоты двигателей изготавливались из страниц стали и оканчивались веретенообразно с утолщениями в средних частях.

T.IV был оснащен стандартным для тех лет оружием, складывавшимся из трех 7,9-мм пулеметов, но в верхней позициях и передней могли быть установлены спаренные пулеметы. Размешавшаяся в бомбоотсеке нагрузка имела возможность достигать 900 кг и складывалась из четырех 200-кг бомб либо восемнадцати 50-кг бомб. При необходимости под фюзеляжем размещалась торпеда, подвешивавшаяся на намерено предназначавшихся для этого держателях.

Fokker T.IV был предложен на экспорт в вариантах, оснащавшихся двигателями BMW VI (500 л.с.), Hispano-Suiza 51 (500 л.с.), Napier Lion (450 л.с.), Jupiter VI, Isotta-Fraschini Asso и т.д., но больше клиентов не нашлось и автомобили этого типа состояли на вооружении лишь флота Нидерландов. Компания Fokker создала на базе бомбардировщика коммерческую версию автомобили: были внесены кое-какие трансформации в базисную конструкцию самолета, в ходовую кабины часть и интерьер пилотов – поплавки могли быть легко заменены на колесное шасси. Но с ней случилось то же самое, что и с экспортными автомобилями.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ Опробования ПРОТОТИПА

По окончании взлета, выполнявшегося при силе ветра 4 м/с и продолжавшегося 19 секунд, была достигнута большая скорость 210 км/ч. На протяжении опробований T.IV достиг потолка 4200 метров и набирал высоту 1000 метров за 5 мин. 7 секунд, 2000 метров за 12 мин. 6 секунд и 3000 метров за 23 60 секунд 4 секунды. Эти опробования продемонстрировали манёвренности машины и хорошие качества управляемости, которая кроме этого вела себя отлично при сильном беспокойстве на море.

Не обращая внимания на собственный массивный внешний вид T.IV с его свободнонесущим единственным крылом и прекрасно закапотированными моторами воображал собой большой ход вперед в области аэродинамики по сравнению со собственными современниками – автомобилями той же категории, – такими как Farman F.168, Douglas T2D-1 либо Heinkel He 7A.

ИСТОРИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Удовлетворившись чертями T.IV, MLD купила прототип и заказала постройку одиннадцати экземпляров. Эти двенадцать самолетов взяли армейские номера с T-1 по T-12, каковые тёмной краской были нанесены перед кокардами.

Летом 1928 года первый экземпляр, всецело окрашенный в светло-серый цвет, прибыл на базу военно-морской авиации Сурабая-Морокрембанган (Sourabaya-Morokrembangan), Ява, и 28 сентября и участвовал в празднике голландского флота, сделав совместный полет с двумя Dornier Wal, двумя Fairey III и тремя Van Berkel W-A. Другие T.IV Lorraine прибыли на Яву в конце 1928 – начале 1929 года.

Карьера автомобилей протекала мирно; самолеты только иногда привлекались для совместного участия с кораблями ВМФ в противопиратских действиях. Главными задачами самолетов были исполнение разведывательных полетов в прибрежной территории и топографические съемки внутренних районов. Кроме этого гидросамолеты использовались в качестве транспортных, делая перевозку раненых, больных, продовольствия, лекарств и т.д..

Однако, в карьере автомобилей были и броские моменты: в феврале 1933 года на броненосце береговой обороны «Семь провинций» (De Zeven Provicien) и в воздействие была брошена морская авиация: три Fokker T.IV и шесть Dornier Wal. На захваченный мятежниками корабль Dornier Wal с бортовым номером D-11 скинул 50-кг бомбы, вынудив их сдаться.

Прототип T-1 разбился 16 октября 1937 года вблизи островов Банда (Banda), унеся собой жизни пяти членов экипажа гидросамолета. Пара вторых T.IV были списаны по разным обстоятельствам и в то время, когда 24 августа 1939 года в Нидерландах были начаты мобилизационные изготовление, в составе MLD числились семь гидросамолетов данного типа: T-2, T-4, T-5, T-6, T-7, T-10 и T-12.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: FOKKER T.IVa

В первой половине 30-ых годов XX века руководство авиационной работы нидерландского флота решило расширить в Голландской Ост-Индии (Индонезии) количество гидросамолетов-торпедоносцев. Не смотря на то, что T.IV были уже устаревшими, руководство MLD предложило компании Fokker создать улучшенную версию этого гидросамолета.

Очертания передней части фюзеляжа были поменяны: позиция наблюдателя была оснащена остеклением, а пламя имел возможность вестись из всецело остекленной пулеметной турели, кабина пилотов кроме этого взяла остекление, а вместо верхней открытой пулеметной позиции была установлена застекленная пулеметная турель, защищавшая стрелка-радиста от ветра. Конструкция самолета осталась прошлой, но размах крыла был увеличен до 26,40 метров, а площадь крыла, соответственно, на 1,80 м?.

Модифицированное крыло разрешило разместить новое топливные баки, емкость которых была увеличена до 2250 литров. Кроме этого была поменяна силовая установка: вместо рядных двигателей водяного охлаждения Lorraine были установлены 768-сильные девятицилиндровые радиальные двигатели воздушного охлаждения Wright Cyclone SR-1820-F2.

Флот Нидерландов заказал двенадцать автомобилей, взявших обозначение T.IVa, и в осеннюю пору 1935 года первый прототип поднялся в воздух. Первоначально он был оснащен древесными двухлопастными винтами фиксированного шага Heinkel, но позднее были установлены железные двухлопастные винты переменного шага. Также самое было и с вторым гидросамолетом, что был изготовлен практически сразу после первого прототипа.

И, наконец, позднее автомобили были оснащены трехлопастными винтами переменного шага.

T.IVa сохранил мореходные качества собственного предшественника и позднее купил прочную репутацию самолета, пользовавшегося заслуженным уважением. Опробования гидросамолета прошли удовлетворительно, но не обращая внимания на улучшенные чертей новая версия не несла в себе ничего революционного.

Однако, в 1935-36 годах данный гидросамолет компании Fokker был в полной мере на уровне и хорошо смотрелся на фоне пребывавших в эксплуатации собственных современников, таких как французский LeO 257 bis либо германский Heinkel He 59B-2. Но была ли жизнеспособной концепция многомоторного поплавкового боевого самолета? Две великие военно-морские державы – США и Япония – в течение некоего времени отказались от самолетов данного типа.

Их гидросамолеты были законсервированы, а задачи по нанесению ударов по морским (по большей части торпедами) и наземным целям были возложены на палубные одномоторные автомобили. Но в нидерланском флоте поплавковые гидросамолеты «прижились», и компанией Fokker во второй половине 30-ых годов XX века было начато серийное производство торпедоносцев T.VIII W, каковые кроме всего другого в первой половине 40-ых годов двадцатого века должны были заменить древние T.IV. Вместе с Heinkel He115 и CANT Z.506 B он был в числе последних поплавковых гидросамолетов, принятых на вооружение и в случае если в первые дни войны итальянские гидросамолеты достигли определенного успеха, то это прежде всего было связано с отсутствием у англичан современных истребителей.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века первые T.IVa, взявшие бортовые номера с T-13 по T-18, были доставлены в Голландскую Ост-Индию. Остальные шесть T.IVa (T-19 – T-24) были поставлены флоту Нидерландов во второй половине 30-ых годов XX века. T-23 и T-24 достаточно продолжительное время пребывали в метрополии, где употреблялись для отработки тактики сброса торпеды.

Эти опробования, по-видимому, не были закончены, поскольку T.IVa в отличие от более ветхих T.IV в качестве торпедоносцев не использовались.

На протяжении мобилизации, заявленной 24 августа 1939 года, десять T.IVa были в Голландской Ост-Индии. В их числе не было T-24, что прибыл чуть позднее, и T-13. Последний с восемью людьми на борту разбился 12 октября 1937 года рядом от Танджонг-Аварадара (Tandjong-Awaradar). Среди жертв был капитан 3-го ранга Х. Г. де Брайне (kapitein-luitenant ter zee H. G. de Bruijne), что только что стал командующим морской авиацией в Голландской Ост-Индии.

До 1939 года T.IV выполнили с авиабазы Амбон (Ambon), Новая Гвинея, много полетов, но внутренние районы этого острова оставались так же, как и прежде неизученными. На протяжении одного из полетов по исполнению топографических съемок армейским летчиком Ф. Й. Висселем (officier-aviateur F.J. Wissel) было найдено озеро, которое в честь него взяло имея Виссельмире (озеро Висселя).

По окончании начала мобилизации состоявшие на вооружении T.IV и T.IVa были сведены в две авиационные группы (Groepen Vliegtuigen) GVT 11 и GVT 12, базировавшихся в Баликпапане (Balikpapan) и в Таракане (Tarakan) соответственно. Позднее группы были передислоцированы в Морокрембанган (Morokrembangan), и в то время, когда японцы начали собственный вторжение на Яву, самолеты были замаскированы и приобрели новые опознавательные символы (оранжевые треугольники с тёмной окантовкой). Ява пала 8 марта 1942 года.

За пара дней до этого рядом от Ленгконга (Lengkong) последние T.IV и были стёрты с лица земли собственными экипажами.

Пятнадцать лет карьеры нидерландского гидросамолета-бомбардировщика fokker t.iv
схемы поплавкового бомбардировщика-торпедоносца Fokker T.IV

прототип поплавкового бомбардировщика-торпедоносца Fokker T.IV, июнь 1927 год. На виде спереди прекрасно продемонстрированы толщина крыла и крепление поплавков

прототип поплавкового бомбардировщика-торпедоносца Fokker T.IV был окрашен в светло-серый цвет и в этом же году перед отправкой на Яву гидросамолет взял бортовой номер T-1, 1928 год

схемы и компоновка прототип поплавкового бомбардировщика Fokker T.IVa

первый экземпляр Fokker T.IVa, взявший бортовой номер T-13. На снимках самолет во второй конфигурации: установлены железные двухлопастные винты, но остекленные турели еще не установлены

поплавковый бомбардировщик Fokker T.IVa, бортовой номер T-20

поплавковый бомбардировщик Fokker T.IVa, бортовой номер T-23

вариант окраски поплавкового бомбардировщика Fokker T.IVa с опознавательными символами обр. 1939 года

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип:

T.IV

T.IVa

Назначение:

поплавковый бомбардировщик-торпедоносец

поплавковый бомбардировщик-торпедоносец

Экипаж, чел.:

4

4

Силовая установка:

тип двигателя

Lorraine-Dietrich 12 Ed

Wright Cyclone

мощность, л.с.

2?450

2?768

неспециализированная мощность, л.с.

900

1536

Размеры:

размах крыла, м

25,80

26,20

протяженность, м

17,60

17,60

высота, м

6,00

6,00

площадь крыла, м?

96,0

97,8

Вес:

безлюдного, кг

4330

4250 (1) / 4665 (2)

неспециализированный, кг

6700

6700 (1) / 7200 (2)

Летные характеристики:

большая скорость, км/ч

200

237 (3) / 259 (4)

крейсерская скорость, км/ч

165

217 (4)

посадочная скорость, км/ч

98

время комплекта высоты

1000 метров, мин сек

3 1

2000 метров, мин сек

6 9

3000 метров, мин сек

11 7

практический потолок, м

4200

5900

дальность полета, км

1100

1560 (5)

Оружие:

стрелковое, шт?мм

3?7,9

3–5?7,9 FN Browning

бомбовое, шт?кг

4?200 либо 18?50

900

торпеды

1

  1. прототип в начальной конфигурации
  2. серийная конфигурация
  3. на высоте 800 метров с двухлопастным древесным винтом
  4. на высоте 800 метров с трехлопастным железным винтом
  5. на крейсерской скорости на высоте 800 метров

источник: Pierre Cortet «FOKKER T.IV» «Le Fana de l’Aviation» 1973-06 (045)

Новый борт номер один приступил к службе

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: