Крейсер «патагония»

      Комментарии к записи Крейсер «патагония» отключены

Во второй половине XIX века просторы Южной Америки представляли собой фактически совсем неосвоенные территории. Поселения ютились на побережье океана, или на берегах больших рек. А учитывая зачаточное состояние сети сухопутных дорог, делается понятной роль речных и морских путей сообщения.

Вследствие этого контроль над морскими и речными коммуникациями получал для всех стран региона крайне-важное значение.

В отличие от вторых стран Латинской Америки, Аргентине приходилось развивать и речной, и морфлот. Мысль заказать универсальный корабль, талантливый функционировать как на море, так и на реках, отыскала помощь в аргентинском правительстве, и моряки начали разработку технического задания. По окончании последовавших переговоров договор на постройку нового крейсера достался австрийской компании «Stabilimento Tecnico Triestino» («S.Т.Т.») из Сан-Рокко.

Нужно подчернуть, что данный договор стал третьим – ранее аргентинцы уже заказали в Австрии корвет «Ла Аргентина» (стапельный номер 200) и буксир «Асопардо» (стапельный номер 208).

Потом оппозиционная аргентинская печать подвергнет правительство критике за данный ход: как возможно заказывать боевые суда у австрийцев, в случае если те сами закупают собственные суда в Англии, причем в том месте за ту же цену в 100 тысяч английских фунтов возможно было бы выстроить более замечательный корабль. Но в этом случае аргентинские моряки в полной мере знали что делали, поскольку как раз австрийцы сейчас стали мировым фаворитом в строительных работах замечательных речных судов. Главным конструктором проекта выступил ведущий эксперт «S.T.T.» Теодор Шунк, паровые машины были спроектированы г-ном Мольером.

3 апреля 1885 г. особым декретом аргентинского правительства заказ корабля был принят и объект под стапельным номером 209 взял наименование «Патагония» («Patagonia») с причислением его к классу крейсеров. Главным строителем корабля стал П. Паулино, контроль за постройкой с аргентинской стороны осуществлял аргентинский военно-морской атташе, храбрец войны с Парагваем полковник Клодомиро Уртуби, в подчинении которого был инженер Т. Хьюз. В 1886 г. крейсер сошел на воду.

Описание конструкции

Корпус крейсера водоизмещением 1530 т строился из стали и, как подобает речным судам, имел сильно выраженное плоское дно. Снаружи он обшивался медными листами и деревом. Шнобель по моде того времени заканчивался маленьким тараном.

Продольными и поперечными переборками корпус делился на 70 влагонепроницаемых отделений. Протяженность между перпендикулярами составляла 68,35 м, протяженность по ватерлинии – 65,0 м, ширина – 10,0 м, средняя осадка – 3,89 м, высота борта от киля до верхней палубы – 7 м.

Основная энергетическая установка складывалась из двух автомобилей с приводом любая на собственный винт. Они проектировались и строились на «S.T.T.». Любая из двух горизонтальных двухцилиндровых паровых автомобилей совокупности «компаунд» имела диаметры цилиндров 610 мм и 1400 мм, движение поршня 597 мм. Суммарная мощность автомобилей составляла 2400 и.л.с. (при формированной тяге – до 3000 и.л.с.). Это обеспечивалось крейсеру движение в 14 узлов (при формированной тяге – 16 уз).

Пар вырабатывался в шести котлах адмиралтейского типа. Для обеспечения устойчивости к повреждениям автомобили размещались в двух, а котлы – в трех влагонепроницаемых отсеках.

По поводу запаса угля данные в литературе очень сильно различаются, возможно, штатная вместимость бункеров составляла 260-280 т, в перегруз было вероятно принять до 350 т. Это снабжало большую дальность плавания до 3660 миль на экономичной скорости 9 узлов. Емкость трюмов была вычислена из условия обеспечения экипажу постоянного двухмесячного плавания. Бортовые дистилляторы совокупности Пероя имели возможность давать до 2000 литров питьевой воды в сутки.

Не считая основных, крейсер имел 18 запасных паровых автомобилей с приводом на донки, трюмные помпы, насосы бортовой гидравлической совокупности, паровые штурвалы, паровой шпиль, вентиляторы и динамоэлектрические машины. Особый восхищение аргентинской стороны составили замечательные водоотливные средства, снабжающие откачку 1200 т забортной воды в час. На «Патагонии» пребывало четыре штурвала, которыми возможно было руководить рулем как в ручном режиме так и с механическим усилением.

Бортовая динамо-машина генерировала электрический ток для запитки двух 600-канделовых боевых прожектора совокупности «Карсель» и 80 ламп накаливания совокупности Эдисона в 8 либо 16 кандел.

По моде того времени крейсер владел парусным оружием брига с горизонтальным бушпритом, площадь парусов составляла 511 м? (5500 кв. футов). Бортовые плавсредства включали два паровых катера и пять гребных шлюпок.

Защита крейсера была представлена броневой палубой толщиной 33 мм (1,3 дюйма). Она шла на всей протяженности корпуса и закрывала все крайне важные части. Бронирование дополняли щиты на орудиях главного калибра, достигавшие большой толщины 100 мм, и боевая рубка, толщина стенок которой достигала 37 мм.

Основной калибр крейсера складывался из одного казнозарядного 254-мм орудия Армстронга примера 1889 г. Полная масса орудия составляло 27,5 т, из которых 8,9 т приходилось на платформу и станок; вес боеприпаса – 204 кг (бронебойного) и 182 кг (граната, либо Common), заряда – 164 кг, начальная скорость – соответственно 593 и 640 м/с. При угле возвышения 13,5° это снабжало дальность стрельбы до 9500 м. Для заряжания, подачи боезапаса и поворота орудия имелся гидравлический привод. Сектор обстрела орудия главного калибра составлял 260°.

Крейсер «патагония»

Оружие дополняли три 150-мм казнозарядных орудия Армстронга модели «К» с длиной ствола 30,5 калибров. Большая часть справочников показывают, что все установки были однообразны, но это не верно – все три орудия, вправду, были одной модели, но различались станком: два, находившихся в маленьких спонсонах по бортам, имели облегченный станок.

Исходя из этого в случае если для кормового орудия полная масса установки составляла 5 т, то у бортовых всего по 4,11 т, из которых около половины приходилось фактически на орудие с затвором. В боекомплект входило четыре типа снарядов, все массой по 45,3 кг: бронебойный, полубронебойный, бомба из граната и закалённого чугуна. Масса заряда в любых ситуациях – 17 кг, что снабжало дульную скорость 585 м/с и дальность при угле возвышения 15° до 7700 м. Все орудия размешались на станках Вавассера.

Заряжание, подача и поворот 150-мм снарядов осуществлялось вручную.

Оружие дополняли четыре 87,5-мм (20-фунтовая пушка массой в одну тонну) и две 62,5-мм пушки Армстронга, и четыре четырехствольных митральезы Норденфельта и шесть двухствольных митральез Гарднера.

По табелю комплектации личным составом крейсера числилось 140 чел.

История работы

Первым начальником «Патагонии», принявшим руководство над прибывающим в Австрию экипажем, стал полковник флота Аугусто Лассере. 19 ноября 1886 г. крейсер в первый раз вышел в море с аргентинским экипажем, австрийская сторона в этом плавании осуществляла только маленькое консультирование, все работы создавали аргентинские моряки. машины и Механизмы трудились надежно, и в данный же сутки аргентинская сторона подписала приемный акт, и над крейсером встал аргентинский флаг.

На следующий сутки начальник дал разрешение на начало трансатлантического перехода, окончательно покинув Триест. Спустя 101 сутки, 28 февраля, «Патагония» кинула якорь в Буэнос-Айресе. Тут в марте Лассере передал руководство кораблем капитану 2 ранга Хуану Кабассе.

Без промедлений крейсер включили в состав практической эскадры, где «Патагония» прошла интенсивный курс ходовых и артиллерийских опробований. В последних месяцах года, с началом летней кампании, крейсер был включен в состав Первой дивизии (в данный время в том направлении входили кроме этого мониторы «Ла Плата» и «Лос Андес», корвет «Уругвай», канонерка «Конститусьон» и авизо «Ресгардо»), но в составе соединения фактически не плавал, участвуя в разнообразных миссиях, а, к примеру в 1888-1889 гг. из-за ухудшения политического положения в соседнем Уругвае, по просьбе посла Аргентины в этом государстве, он надолго стал стационером в Монтевидео, иногда совершая рейсы между Монтевидео и Буэнос-Айресом, по большей части с дипломатической почтой. Кстати, 6 февраля 1888 г. он был в центре внимания на протяжении официального визита президента Аргентины в Уругвай, а в следующем месяце попал на первые полосы газет в связи с доставкой в Буэнос-Айрес на борту крейсера умершего в Монтевидео посла Аргентины в Уругвае Педро Пардо.

Финиш 1880-х гг. был не лучшим периодом в истории Аргентины: долгий финансовый кризис, авторитарная и коррумпированная власть привёл к революции 1890 г., названную «Парковой». Дефолт национальной валюты в июне 1890 г. стал причиной массовым выступлениям, 25 июля переросшим в вооруженное восстание. Не обращая внимания на то, что партизаны имели громадные неприятности со связью, флот их поддержал.

Из самые боеспособных судов была организована Своевременная эскадра под управлением лейтенанта Рамона Лиры, куда вошла в качестве флагмана и «Патагония». Выйдя из собственной базы в устье реки Риачуэло (в пригороде Буэнос-Айреса), они кинули якорь недалеко от Каса Росада и начали обстрел казарм Ретиро, других целей и полицейского управления в южных районах города. Что касается «Патагонии», она вместе с вооруженным транспортом «Вильярино» 27 и 28 июля вела обстрел Дома правительства.

Не обращая внимания на то, что 154 корабельных орудия два дня бомбардировали город, эффективность огня была низкой: из-за отсутствия сотрудничества с сухопутными частями повстанцев, целеуказание и корректировка фактически не производились, помимо этого, активность революционного флота сковывали находившиеся на рейде боевые суда зарубежных стран, очевидно не симпатизировавшие повстанцам. Но, 29 июля обе стороны подписали мирный договор, которое в итоге стало причиной отставке правительства.

Забегая вперед, направляться подчернуть, что революция 1890 г. не решила всех назревших неприятностей, что стало причиной целой серии переворотов и восстаний, самая мощной из которых стала «Революция радикалов» в сентябре 1893 г., приведшая к очередному разделению флота по различные стороны баррикад (флагманом восставших стал монитор «Лос Андес»). Но все эти события фактически не коснулись «Патагонии», появлявшейся на большом растоянии от территории военных действий и сохранившей верность правительству.

В 1891 г. крейсер опять делает роль стационера, осуществляя контроль санитарный контроль и судоходство в Ла-Плате, по окончании чего для капремонта его послали в Монтевидео. На обратном пути он опять выполнил траурную миссию по доставке на родину останков храбрецов войны за независимость, погибших в изгнании – генерала Мартина Родригеса, генералов Феликса де Оласабала и Элиаса Галвана, и полковника Хуана Кесада.

Во время с 1892 по 1899 гг. крейсер всегда участвует в разнообразных маневрах флота, а на его борту иногда размешалась школа артиллерийских капралов – начальников орудий (Escuela de Cabos de Canon), а в 1894 г., в то время, когда в соседней Бразилии разразилась гражданская война, «Патагония» осуществляла контроль над бразильскими судами, иногда входившими в аргентинские территориальные воды.

В 1899 г. очередной капремонт крейсера совместили с модернизацией артиллерийского оружия. Хотя уменьшить корабль, носовое 254-мм и бортовые 152-мм орудия отправились в береговые арсеналы, единственное оставшиеся 152-мм орудие перенесли в шнобель, спонсоны удалили, а артиллерию на верхней палубе сгруппировали в батарею. Как следствие было нужно пара перестроить надстройки, что поменяло внешний вид.

В последующий за этим период «Патагония» «исколесила» не только ставшим уже привычным район Ла-Платы с Буэнос-Айресом и военно-морской базой в Рио-Сантьяго, но а также отметилась в составе морского дивизиона Байя-Бланка (Division Naval de Bahia Blanca) на военно-морской базе в Пуэрто-Бельграно. В 1901 г. школа артиллеристов в последний раз разместилась на борту «Патагонии», по окончании чего ее перевели на борт броненосца «Альмиранте Браун».

В 1904 г. крейсер прошел еще один «курс омоложения» в Рио-Сантьяго, совмещенный с капремонтом. На этот раз, последние представители уникальной артиллерии отправились на склады, а оружие стало складываться из носового 152-мм и кормового 120-мм скорострельных орудий. Батарею на надстроечной палубе сейчас организовали восемь новых 75-мм пушек. Ветхие автомобили уступили место новым, снятым с корвета «Ла Аргентина».

Но, все эти трансформации, конечно же, не вернули корабль в первую линию, и в 1905 г. он переходит в ведение гидрографической работы.

В 1908 г., завершив собственную очередную кампанию в роли гидрографического судна, «Патагония» была выведена в резерв и разоружена. В ожидании очередной перестройки экипаж корабля сократили до четырех человек. В будущем году корабль прошел, возможно, самую важную перестройку: батарейную палубу продлили в корму и нос, почему в оконечностях было нужно расширить высоту борта.

Из-за изменившихся надстроек в очередной раз перетасовали всю артиллерию и произвели замену мачт с учетом потребностей радиотелеграфистов. Потому, что к этому времени корабль очевидно не смотрелся на фоне новейших крейсеров, его официально переклассифицировали в канонерскую лодку, тем более, что своим оружием он фактически соответствовал новейшим речным канонеркам «Парана» и «Росарио», организовав с ними «Дивизион канонерских лодок» (Division Canoneras).

Как раз в этом качестве «Патагония» и участвовала в грандиозном (очевидно, по латиноамериканским меркам) морском параде, посвященном столетию аргентинской независимости. Но уже практически сразу после этого «Патагонию» включили в Третий дивизион флота (Тегсега Division de Mar de la Flota) и послали с визитом по портам Патагонии и соседней Чили. Совершённое плавание продемонстрировало, что не смотря на то, что высота борта и увеличилась, мореходность плоскодонного корабля все равно осталась на низком уровне.

Вследствие этого, не обращая внимания на важные замыслы, его эксплуатацию было нужно сократить прикомандированием к артиллерийской школе, а чуть позднее на его борту разместили школу радиотелеграфистов.

Следующий пик активности канонерки выпал на 1911 г., в то время, когда она свершила последовательность рейсов по рекам Уругвай и Парана. В один момент на ее борту открылась Школа юнг (Escuela de Grumetes), где будущие моряки практиковались в условиях настоящего плавании. Из-за старения матчасти значительно больше времени корабль проводил на стоянке в городе Консепсьон-дель-Уругвай.

На протяжении одной из них, 12 октября 1913 г., местные власти преподнесли в качестве подарка боевой флаг, тем самым установив эмоциональную связь и духовную между канонерской лодкой и городом.

По окончании начала всемирный войны, в 1915-1916 гг., «Патагония» осуществляла патрулирование в Ла-Плате, замечая за режимом нейтралитета Аргентины. Но к этому времени годы уже забрали собственный, и боевая сокровище ветхого корабля стала чисто условной. Осознавая это, в 1917 г. «Патагонию» подвергли очередной масштабной перестройке, переделав ее в войсковой транспорт.

Мысль данной переделки имела возможность прийти в голову высоких глав в 1914 г., в то время, когда на протяжении маневров аргентинского флота «Патагонию» применяли для переброски армий. В 1915 г. вышел кроме того особый Декрет правительства №4, опять классифицировавший всецело устаревший корабль как крейсер! К счастью, логика восторжествовала, и по завершению перестройки, правительственным декретом №285 от 21 декабря 1916 г. корабль переклассифицировали в транспортное судно аргентинского флота.

В работах по данной переделке принимали участие не только эксперты Рио-Сантьяго, но и Мастерских Северного бассейна порта Буэнос-Айрес. В следствии перестройки размерения судна изменились: протяженность 68,33 м, ширина 10 м, высота борта 7,58 м, средняя осадка – 3,1 м; валовая вместимость – 1203 брт, чистая регистровая вместимость – 534 нрт. Ветхие угольные котлы заменили на мазутные, ранее находившиеся на судах «Ла Аргентина» и «25 де Майо». В новом качестве скорость транспорта составила около 10 узлов.

Корпус перестроили для перевозки армий, не смотря на то, что практически обновленной «Патагонии» было нужно заниматься простыми грузопассажирскими перевозками между Ушуайей и Буэнос-Айресом.

Совершённое в 1925 г. освидетельствование продемонстрировало очевидно чрезмерные затраты на ремонт и техническое обслуживание окончательного устаревшего корабля, и 16 ноября 1927 г. неспециализированным приказом № 205/1927 по Морскому министерству постановлялась «окончательная разукомплектация и последующая продажа» бывшего крейсера. Исходя из приказа, автомобили и другие полезные узлы демонтировали, перевоплотив «Патагонию» в понтон. Но добротно сделанный корпус власти базы не торопились реализовывать на сторону и во время с 1928 по 1934 г. он употребляется в качестве плавучего склада.

По окончании руководства и длительной переписки министерства базой, 27 декабря 1935 г. корпус сдавался в аренду яхт-клубу «Уругвай» города Консепсьон-дель-Уругвай. Некое время спустя началась буксировка, и 9 марта 1936 г. бывший крейсер занял временное место у казенного склада №6. Наконец, 18 апреля, буксир, намерено вызванный из базы Рио-Сантьяго, отбуксировал понтон сперва к строению муниципалитета, а позже – к предварительно подготовленному месту постоянной стоянки на реке Итапа.

5 апреля 1936 г. состоялась праздничная церемония открытия новой резиденции яхт-клуба. Но, как выяснилось, наличие большого по меркам местной речушки корпуса оказало очень негативное влияние на гидрологическую обстановку в городе. Прежде всего это относилось к нефтепродуктам и мусору, плывших по течению – «Патагония» стала громадным «сборщиком» данной помойки.

В октябре 1943 г. кампания за перебазирование понтона на новое место вышла в решающую стадию, и началась яркая подготовка. «Патагонию» решили укрыть в устье ручья Молино, втекающего в Итапу, тем самым очистив главное русло. В сентябре 1944 г. бывший крейсер занял собственный новое место, где простоял до марта 1973 г.

в течении практически четырех десятков лет корпус «Патагонии» пребывал в городе, став его визиткой. Но 1 мая 1959 г. штаб-квартира яхт-клуба переехала в новое строение, и начался процесс перевозки имущества с понтона. К 1960-м годам стало ясно, что сдача понтона на слом – только вопрос времени. Как ни парадоксально, но в городе кроме того началась кампания за сохранение «Патагонии»!

2 ноября 1972 г. последняя из размешавшихся на борту работ покинула ее, и власти начали процедуру продажи на слом. По окончании продолжительных переговоров корпус за 19000 песо купила компания «Aceros Bragado». 17 февраля 1973 г. на борту бывшего крейсера состоялся прощальный бал, и 9 мая того же года намерено зафрахтованный буксир начал вывод корпуса из ручья Молино.

Потому, что за продолжительное время стояния около «Патагонии» появилось громадные заносы, только 11 мая он смог покинуть Консепсьон-де-Уругвай.

На данный момент в музее Клуба регат аккуратно хранится штурвал, якорь и медная кормовая табличка с заглавием «Патагония».

источник: Николай Митюков «Крейсер «Патагония»» «Арсенал-Коллекция» № 4 2015

Dreadnought — космические приключения линкора

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: