Поплавковый бомбардировщик-торпедоносец fokker t-viii w. нидерланды часть 1

      Комментарии к записи Поплавковый бомбардировщик-торпедоносец fokker t-viii w. нидерланды часть 1 отключены

Поплавковый бомбардировщик-торпедоносец fokker t-viii w. нидерланды часть 1

Нидерландский гидросамолет с очень плохими чертями, что прославился тем, что во время второй мировой сражался как на стороне хороша, так и на стороне зла

Голландский гидросамолет Fokker T-VIII хорош упоминания уже одним лишь фактом собственного участия в военных действиях в составе флота Нидерландов, Берегового руководства Королевских ВВС и люфтваффе. Но кроме этого факта в карьере гидросамолета Fokker T-VIII был ряд других не меньше увлекательных моментов: это первенствовал самолет-торпедоносец, созданный в Нидерландах; 10 мая 1940 года гидросамолет Fokker T-VIII перевез в Англию двух голландских министров, уполномоченных молить о помощи против германского вторжения и, наконец, это был один из голландских самолетов, что смог избежать захвата немцами.

Разработка торпедоносца Fokker T-VIII W

Во второй половине 30-ых годов XX века стало очевидным, что война в Европе делается все более и более возможной. И не смотря на то, что Нидерланды как и в годы Первой Мировой сохраняли надежду остаться нейтральными, управление страны начало упрочнение армии.

Во второй половине 30-ых годов XX века морская авиационная работа (Marine Luchtvaart Dienst – MLD) была важна за береговую оборону Нидерландов. Для этого она нуждалась в новых самолетах и на вооружение планировалось принять торпедоносцы и бомбардировщики. Опробования по исполнению самолетами торпедных атак были совершены на устаревших бомбардировщиках Fokker T-IV и на одномоторных гидросамолетах Fokker C-VIIIW.

Во второй половине 30-ых годов XX века В США была послана рабочая группа с целью закупки современных самолетов. Пришлось тяжело отыскать все нужное, но, однако, с компанией Douglas был заключен контракт на поставку 22 самолетов-торпедоносцев TBD-1. Первый самолет должен был быть поставлен через пять месяцев, по окончании чего TBD-1 должны были поступать с промежутком две автомобили в неделю.

К сожалению, в то время, когда рабочая группа возвратилась в Нидерланды, она поняла, что руководство решило не принимать на вооружение одномоторные самолеты-торпедоносцы с колесным шасси, сделав ставку на двухмоторные поплавковые гидросамолеты. Следствием этого решения стала отмена американского заказа.

Выбор голландских армейских остановился на Fokker T-VIII W. 20 сентября 1938 года был подписан первый заказ на пять автомобилей. Год спустя за счет дополнительных бюджетных денег 1939 года был сделан новый заказ на 19 гидросамолетов. Война становилась неизбежной и в парламенте было запрошено финансирование на дополнительную партию из 22 автомобилей. Но было уже поздно: к 11 мая 1940 года MLD взяла всего лишь 11 гидросамолетов Fokker T-VIII W.

Руководством MLD было издано постановление о необходимости выстроить особую версию для Нидерландской Ост-Индии (Индонезии) – 12 цельнометаллических самолетов, талантливых лучше выдерживать действие мокрого климата. Шесть из них должны были базироваться в восточной части архипелага и взаимодействовать со строившимися в колониях торпедными катерами (MTB).

Другие шесть автомобилей должны были смотреть за рыболовецкими судами и прежде всего за большими японскими траулерами, каковые голландцами справедливо считались судами-шпионами. Но произошло так, что ни один T-VIII W не был послан в Нидерландскую Ост-Индию.

22 февраля 1939 года первый T-VIII W, взявший бортовой номер R-1, под управлением летчика Т. Х. Леехстра (T.H. Leegstra) поднялся в небо над расположенной рядом от Амстердама деревней Схелингвауде (Schellingwoude). В спецификации MLD каждому типу самолета соответствовала определенная литера; T-VIII W была присвоена буква R, Domier Do-24K – X и т.д..

Опробования на плавучесть были совершены в Марсдипе (Marsdiep), расположенном между Ден-Хелдером (Den Helder) – островом и флота главной – базой Нидерландов Тексель, где пребывала база авиации флота Де-Мок (De Mok). Эти опробования были совершены 4 апреля летчиками компании Fokker Т. Х. Леехстра и Гербеном Сондерманом (Gerben Sonderman) и конструктором самолета инженером Беелингом (Beeling). Результаты этих опробований были удовлетворительными, но требования к машине были скромными.

Гидросамолет имел возможность взлетать и садиться на воду при скорости ветра 10 м/с и при высоте волн до одного метра. В последних числах Июля были поставлены пять автомобилей первого заказа.

Поставка следующих автомобилей была задержана началом войны, и R-6 покинул стенки завода только в феврале 1940 года. В общем итоге MLD взяла 11 гидросамолетов класса «R».

T-VIII W был монопланом с двумя радиальными 450-сильными двигателями Wright Whirlwind R-975-E3. По соображениям стандартизации моторы Whirlwind были более предпочтительными, нежели 350-сильные Armstrong Sidddeley Cheetah. Самолеты, предназначенные для действий в Европе имели смешанную конструкцию и обозначались T-VIII W/G (G [gemengd] – смешанный). Их крылья изготавливались из фанеры и дерева.

Фюзеляж гидросамолета T-VIII W/G складывался из трех секций: дюралюминиевой передней, древесной центральной и задней части, воображавшей собой ферму из хромомолибденовых труб с полотняной обшивкой. На самолетах второго заказа задняя часть фюзеляжа была дюралюминиевой. В первый раз в древесных крыльях соединения производились при помощи тёплого, а не холодного, как было раньше, клея.

Поплавки крепились к моторным рамам. По требованию MLD в цельнометаллической версии употреблялись заклепки с потайной головкой, придававшие поверхностям автомобили элегантный вид.

Кроме поставок для флота Нидерландов компания Fokker создала модификацию для поставок на экспорт. Данный самолет отличали увеличенные на 1,96 метра и на 1,80 метра размах крыла и протяженность, и возможность установки в зависимости от варианта одного из трех двигателей. Вариант T-VIII W/A должен был оснащаться двигателями Bristol Mercury VI, вариант T-VIII W/B с моторами Bristol Pegasus XXIV и вариант T-VIII W/C с 890-сильными двигателями Bristol Mercury XI.

Последний вариант был заказан Финляндией в варианте бомбардировщика наземного базирования, что имел возможность оснащаться колесным шасси и лыжами. Эта машина взяла обозначение T-VIII L (L [Land] – почва, в отличие от W [Water] – вода).

Финский заказ был подписан 11 января 1939 года – до первого полета первого прототипа T-VIII W. Планировалось приобретение двух T-VIII W/C и, как и при с истребителем Fokker D-XXI, лицензии на их производство. За этими самолетами, имевшими заводские серийные номера 5636 и 5637, были зарезервированы армейские номера FW-160 и FW-161. По окончании сентября 1939 года голландские власти дали этим самолетам собственные псевдо-армейские номера R-37 и R-38 (в полной мере возможно, что они не были нанесены на борта автомобилей).

30 апреля 1940 года состоялся разговор по телефону между Энтони Фоккером и финским полковником Риссаненом (Rissanen) относительно возможности прибытия финского летчика. Но 10 мая стало уже не до полетов.

19 августа 1940 года R-37/FW-160 совершил собственный первый полет. Оснащенные колесными шасси FW-160 и FW-161 делали испытательные полеты, неся на себе германские армейские номера KD + GG и KD + GH. Переданные в ведение имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) эти самолеты 14 июля и 14 апреля эти автомобили были доставлены в Германию, где их следы теряются.

Другие страны, такие как Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция и Португалия, показали интерес к Т-VIII W, но заказов на эти гидросамолеты не последовало.

В сентябре 1939 года – сразу после начала войны – на вооружении MLD пребывали пять T-VIII W (армейские номера R1 – R5, серийные – с 5609 по 5613), поставленные с 25 апреля по 28 июля 1939 года. Первоначально их планировалось применять для обучения экипажей и для тренировок в торпедометании, тогда как остальные 19 должны были пойти на формирование боевых групп. Но отсутствие других самолетов внесло собственные коррективы, возложив на на данный момент1 – R5 еще обязанность вести патрулирование.

Тренировки в торпедометании, на протяжении которых было произведено 11 пусков полноразмерных макетов торпеды VI45 Weymouth, проходили во время с 3 декабря и 7 ноября 1939 года.

Опробования с полноразмерным макетом, созданным торпедной работой (Torpedodienst) Королевского флота Нидерландов, проводились и с другими самолетами-торпедоносцами: Fokker C-VIII W и T-IV, у которых макет торпеды подвешивался под фюзеляжем, тогда как у T-VIII W он пребывал в фюзеляжном отсеке. Так, при отцеплении от самолета макет вел себя по-различному. Результаты опробований были удовлетворительными, и расположенной в Воорбурге (Voorburg) компании Enkes было заказано производство совокупности сброса.

Но до начала германского вторжения ни торпеды, ни совокупности сброса поставлены не были. Были предприняты попытки купить другие торпеды – того же класса, что VI45, но они были бесплодными.

28 августа 1939 года правительство Нидерландов решило начать с 29 августа общую мобилизацию. Нидерланды все еще сохраняли надежду остаться в стороне от конфликта и вооруженные силы прежде всего должны были сохранять нейтралитет страны. Главной задачей MLD была защита судоходства в акватории Нидерландов.

Запасными задачами были разведка, противодействие высадке десантов, защита каналов (прежде всего Шельды), и, наконец, защита от вражеского нападения. На вооружении MLD находились одномоторные поплавковые бипланы Fokker C-XIW, C-VIII и C-XIV и более тяжелые самолеты – двухмоторные поплавковые гидросамолеты T-VIII W. В последних числах Августа 1939 года четыре T-VIII W базировались на берегу озера Браассемермеер (Braassemermeer), расположенного к северо-востоку от Лейдена (Leyde), тогда как пятый пребывал в Де-Моле (De Mole), где проходили опробования по отработке техники торпедных атак. База военно-морской авиации Де-Мок была через чур уязвима и потому была покинута.

Война торпедоносца Fokker T-VIII W

По большей части T-VIII W пребывали в «стратегическом резерве», но, однако, привлекались к ежедневным патрульным полетам на протяжении побережья Нидерландов. На протяжении зимы, которая в том году выдалась ранней и жёсткой, было найдено, что применение пресноводного озера в качестве базы гидросамолетов имеет большой недочёт – за 48 часов оно имело возможность всецело замерзнуть. Исходя из этого 17 декабря гидросамолеты T-VIII W покинули озеро Браассемермеер и возвратились на базу Де-Мок.

Но до марта погода была такой холодной, что кроме того Де-Мок был покрыт льдом, и как следствие к исполнению учебных полетов привлекались бипланы Koolhoven FK-51 с расположенной рядом с Ден-Хелдером (Den Helder) базы Де-Коой (De Kooy).

13 сентября 1939 года T-VIII W R-5 по неточности был сбит немцами. Схожие случаи имели место и с противоположной стороной: на протяжении выдворения английского эсминца из голландских акватории T-VIII W открыл створки бомбового отсека, по окончании чего был перехвачен.

Ко дню начала германского наступления на Западе на вооружении MLD пребывали восемь T-VIII W и кроме них ожидалась поставка еще нескольких автомобилей данного типа (бортовые номера R-6 и R-36 были зарезервированы за автомобилями с серийными номерами 5638 и 5668). База на озере Браассемермеер возобновила собственную работу весной, и гидросамолеты с бортовыми номерами с R-1 по R-3 были сведены в организованную авиагруппу 2 (Groep Vliegtuigen – GVT-2). Резервный самолет с номером R-4 пребывал в Де-Моке.

Прибывшие с завода автомобили были направлены на формирование GVT-4, которая базировалась на берегу озера Вестиендерплас (Westeinderplas) – неподалеку от деревни Куделстаарт (Kudelstaart) к юго-западу от Амстердама. В состав GVT-4 входили T-VIII W с бортовыми номерами R-6, R-7 и R-9. 12 мая – спустя два дня по окончании начала германского наступления – MLD взяла два гидросамолета с бортовыми номерами R-8 и R-10. Новенькие автомобили, еще пахшие краской, были только что с завода.

T-VIII W R-11 был на базе Схелингвауде, куда поставлялись новые самолеты.

Неспециализированная тревога была заявлена в ночь с 9 на 10 мая. В 0:10 было приказано собрать у доков гидросамолеты, разбросанные по всему берегу озера Браассемермеер. Через пара часов много самолетов пролетело над Нидерландами, четко продемонстрировав, что обстановка была весьма важной.

Утром начальник GVT-2 решил послать R-2 в разведку на протяжении побережья от Эймёйдена (IJmuiden) до Хук-ван-Холланда (Hoek van Holland). Не обращая внимания на контакты с соперником R-2 смог возвратиться на базу. В это утро руководством была поручена GVT-2 необыкновенная задача. Совет министров решил направить главу МИД Ван Клеффенса (Van Kleffens) и министра колоний Вельтера (Welter) на самолете в Лондон дабы обратиться с просьбой о помощи.

По окончании атак и нападения Германии голландских аэропортов казалось неразумным добираться в Англию с одной из авиабаз, что были сосредоточены около Гааги. Военная миссия армии Нидерландов кроме этого должна была отправиться в Англию, но битвы под Лейденом заставили ее прекратить перемещение. Ван Клеффенс попросил командующего флотом адмирала Фюрстнера (Furstner) послать гидросамолеты в Схевенинген – пляж на побережье Северного моря в пригороде Гааги.

Это воображало опасность для самолетов, но R-1, R-3, R-4 и G-8 (машина класса C-VIII W) вылетели из Де-Мока. Ускользнув от германских истребителей, R-1 и R-3 приземлились первыми. Бак R-1 был пробит, и машина не имела возможность добраться до Англии.

Поплавок R-3 был поврежден, но его пилот Й. Х. Й. ванн Лоон (J. H. J. van Loon) сообщил

«в то время, когда мы соберём скорость, поплавок опорожнится, и мы взлетим».

Оба министра и госпожа Ван Клеффенс на борту R-3 были размещены сзади пилота и стрелка-сержанта.

В момент отрыва гидросамолета от воды показался германский истребитель. Около R-3 свистели пули, но внезапно немец отвернул, обстрелял R-1 и провалился сквозь землю. Пассажирам R-3 сильно повезло но на этом их приключения не закончились.

Пилот не имел нужных карт, а небо было ясным – не было никаких туч, каковые имели возможность хоть как-то укрыть самолет от германских истребителей. Пролетев до Булони, гидросамолет развернулся и забрал курс на расположенную в Калшоте английскую базу морской авиации, но дефицит горючего заставила поменять замыслы. Ван Клеффенс знал, что поезд на Лондон идет из Брайтона любой час, и они решили приземлиться рядом с этим курортом.

Самолет сел на мель на пляже, и, дабы избежать стрельбы англичан, сержант начал махать белым платком.

Было примерно в одинадцать часов утра, сам полет продолжался около двух часов. Милицейский подошел к министрам, увидев

Сталин. Киножурнал. Хроника / 1939

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: