Поплавковый бомбардировщик-торпедоносец fokker t-viii w. нидерланды часть 2

Часть 1
T-VIII W в составе Королевских ВВС

Из всех перелетевших в Англию самолетов MLD гидросамолеты T-VIII W были единственными, каковые имели возможность использоваться в составе Королевских ВВС. C-XIV W использовались для обучения, а гидросамолеты корабельного базирования C-XI W были посланы в Голландскую Ост-Индию, где они имели возможность принести больше пользы. Дабы одурачить немцев устаревшие C-VIII W были свезены в покинутую британцами авиабазу Феликсстоу.

Позднее они были посланы на слом.

Восемь T-VIII W были довольно современными автомобилями. С 1 июня 1940 года гидросамолеты базировались в Пемброк-доке (Pembroke Dock), графство Пембрукшир, юго-запад Уэльса, делая задачу контроля за «западными проходами» (западная территория прибытия конвоев из Америки).

Экипажи MLD были подчинены Береговому руководству Королевских ВВС, а не – как возможно это было предположить – к воздушным силам Королевского флота, имевшим на вооружении не летающие поплавковые гидросамолёты и лодки, а палубную авиацию. Помимо этого, голландские летчики не имели опыта посадок на палубу.

2 августа 1940 года в Королевских ВВС была организована 320-я голландская эскадрилья (Royal Dutch Naval Air Service), на вооружении которой пребывали T-VIII W. Сверхкомплектный персонал был направлен в 321-ю голландскую эскадрилью, которая до февраля 1941 года летала на Avro Anson. Первоначально эти нидерландские подразделения были полностью независимыми зарубежными частями в составе Королевских ВВС и пребывали под руководством эвакуировавшегося в Англию голландского правительства. Так, кроме того по окончании капитуляции Нидерландов MLD сражалась .

Наличие 320-й эскадрильи частично растолковывает тот факт, что в первой половине 40-ых годов двадцатого века ни один голландский летчик не принимал участие в Битве за Англию. Эвакуировавшиеся в Англию голландские армейские летчики деятельно действовали в составе 320-й и 321-й эскадрилий. Только позднее была организована и включена в состав Истребительного руководства 322-й нидерландская эскадрилья.

13 июня экипажи MLD сопровождали Sunderland-ы собственных сотрудников из Берегового руководства дабы ознакомиться с новыми задачами. Так, к примеру, 20 июня 1940 года T-VIII W делали задачи по защите конвоев в канале Святого Георгия. К этому времени голландские гидросамолеты были оснащены электрооборудованием и радиостанциями, соответствующими стандартам Королевских ВВС.

наблюдатели и Радисты были ознакомлены с сигналами и кодами, употреблявшимися в Королевских ВВС, а сами автомобили уже несли английский камуфляж. В июле голландские опознавательные символы были заменены на английские кокарды, но в носовых частях автомобилей были сохранены маленькие оранжевые треугольники. Кроме этого изменилось и обозначение голландских автомобилей: R-1, R-3 и R-6 – R-11 взяли английские армейские номера с AV-958 по AV-965.

Патрулирование в открытом море хватало однообразным. Наличие самолетов над конвоями было прежде всего сдерживающим причиной, потому, что заставляло подводные лодки держаться под водой (действенных противолодочных авиационных снарядов в тот момент еще не было). Под водой лодки двигались медленнее и имели намного меньший обзор, другими словами были значительно менее страшными.

13 июля экипаж T-VIII W увидел перископ подлодки, что сразу же провалился сквозь землю когда гидросамолет напрасно скинул собственные бомбы в другом месте.

10 июля 1940 года по невыясненым обстоятельствам R-10 пропал в море, унеся жизни четырех членов экипажа. 13 августа 1940 года вывалившийся из туч Junkers Ju-88 нападал R-7. Немцы полагали, что поплавковый гидросамолет станет легкой добычей.

Но экипаж T-VIII W продемонстрировал, что их самолет есть суровым соперником для германского бомбардировщика: скоро немцы и голландцы поменялись ролями, и Ju-88 спасла только мощь его двигателей. 24 августа R-7 и R-9 опять вступили в бой с атаковавшими конвой несколькими германскими самолетами. 26 сентября на высоте 300 метров R-9 попал в штопор и упал в море.

В наличие оставались только шесть T-VIII W, запчасти к каким начинали доходить к концу: время было на исходе. Самолет уже не имел возможности делать поставленные перед ним задачи из-за через чур недостаточной дальности и лёгкого вооружения полета; в английском министерстве авиации сочли, что эти автомобили не соответствуют потенциалу и опыту летавших на них голландских экипажей.

В последних числах Сентября 1940 года по окончании исполнения 141 боевого вылета в составе Королевских ВВС, на протяжении которых не погиб ни один из сопровождаемых ими судов, T-VIII W были исключены из состава боевых частей. 28 ноября автомобили были доставлены в Феликсстоу, а в июне 1941 года они были посланы на слом. При перелете в Феликсстоу R-1 был должен приземлиться рядом от Садбери (Sudbury), графство Суффолк, на протяжении которой машина разбилась.

320-я эскадрилья была переоснащена на Lockheed Hudson, но перед этим R-7 делал тайные операции, и внеся славную страницу в историю голландского авиации.

В составе Lultwaffe

По окончании капитуляции голландской армии в мае 1940 года немцы на заводе компании Fokker нашли в разных стадиях готовности тринадцать самолетов T-VIII W/G (автомобилями с заводскими номерами 5644 – 5656 были присвоены бортовые номера с R-12 по R-24) и начатую постройку двух цельнометаллических самолетов T-VIII W/M (серийные номера 5657 и 5658; автомобилям должны были присвоить бортовые номера R-25 и R-36). Были кроме этого два финских T-VIII W/C.

На момент захвата немцами R-12 был практически закончен; самолет взял германский армейский номер KD + GB и был послан в расположенный в Травемюнде испытательный центр, где с 8 июля по 21 ноября 1940 года машина прошла тестирование. Удовлетворившись результатами опробований, немцы решили достроить эти самолеты применять их в собственных целях.

Как и в других оккупированных государствах, авиационные фабрики Нидерландов (компании Fokker, Aviolanda, De Schelde; завод компании Koolhoven был уничтожен на протяжении бомбежки района Роттердама Ваальхавена [Waalhaven]) были переданы в распоряжение Имперского министерства авиации (RLM – Reichsluftfahrtministerium). Возглавил компанию Fokker немец Ф. В. Зеекатц (F. W. Seekatz), занимавший в ней ранее должность начотдела экспортных поставок.

Зеекатц, трудившийся в компании В первую очередь Первой Мировой продемонстрировал себя весьма порядочным человеком, помогшим на протяжении оккупации весьма многим людям.

Компания Fokker строила T-VIII W и серию G-1, которая первоначально предназначалась для правительства Испанской республики и позднее была включёна в состав нидерландских ВВС. Пара T-VIII W были переданы в состав действовавшей в Эрейском море 126-й морской разведывательной авиагруппы («See Aufklarungsgruppe» 126).

В первой половине 40-ых годов двадцатого века из-за отсутствия запчастей эти самолеты были выведены из эксплуатации и заменены на Arado Ar-196, среди которых в полной мере возможно были автомобили, изготовленные в Нидерландах (в частности на протяжении оккупации компанией Fokker были изготовлены 66 гидросамолетов Ar-196). направляться заявить, что все T-VIII W выстроенные по окончании мая 1940 года были введены немцами в эксплуатацию.

Но мы не можем закончить эту историю, не поведав о побеге R-25.

6 мая 1941 года несший тёмные германские кресты T-VIII W (германский армейский номер KD + GQ, начальный голландский R-25) – первая из серии цельнометаллических автомобилей T-VIII W/M – показался недалеко от английского городка Бродстейрс (Broadstairs). Удивление было громадным, потому, что 5 мая голландцы на G-1 сбежали из Нидерландов и приземлились у Лоустофта (Lowestoft), графство Суффолк. Было ли он так самолет в Нидерландах и улететь на нем в Англию?

В Нидерландах сопротивление действовало сначала оккупации; Жан Ленгет (псевдоним Эдуард де Нев) (Jean Lenglet [Edouard de Neve]) – бывший на протяжении Первой Мировой сотрудником Второго бюро Генштаба французской армии – трудился в английской в Тайной разведслужбе. Ему нужен был метод переправить в Британию пара человек, которым имели возможность угрожать немцы.

Среди контактов Ленгета был кавалерийский офицер виконт Ян Якоб Герард Беелаэртс ван Блокланд (Jonkheer Jan Jacob Gerard Beelaerts van Blokland) и авиамеханики Виберт Линдеман (Wybert Lindeman) и Вим Боомсма (Wim Boomsma). Боомсма высказал идею похитить Junkers Ju-52/3m, что пребывал в ремонте в дальнем углу амстердамского аэропорта Схипхол. Но никто из них не умел руководить самолетом.

Операция должна была пройти в пасхальный понедельник 14 апреля 1941 года, но за сутки до побега пилот отказался участвовать в нем. Был отыскан второй пилот – летчик-истребитель с G-1 Говерн Стеен (Govert Steen). Но было уже через чур поздно – сейчас Ju-52 покинул Схепхол.

Летчик-испытатель компании Fokker Гербен Сондерман сказал Стеену, что один T-VIII W находится в амстердамском порту Минервахавен (Minervahaven), Механик компании Fokker Линдеман знал самолет и мог дать полезные рекомендации Стеену, что до этого ни при каких обстоятельствах не летал на гидросамолетах.

К сожалению, происшествие 5 мая ускорило движение событий: еще один пилот компании Fokker Хильде Леегстра (Hilde Leegstra) и инженер П. К. Я. Вос (P. C. J. Vos) сбежали на борту G-1 №362. Стеен и его товарищи должны были функционировать скоро, перед тем как немцы смогут принять более строгие меры по контролю за самолетами.

Четверо человек отправились на поиски T-VIII W. Под покровом темноты они на маленькой резиновой лодке вывели гидросамолет на воду и стали ждать восхода солнца дабы взлететь и отправиться в путь. Затратив мало времени, они сняли с двигателей чехлы, что было весьма и весьма страшно: охранники завода были изумлены, заметив незащищенный самолет под дождем. К счастью они были голландцами и скоро прекратили поражаться уведенному, предпочитая проигнорировать это.

Утром один из двигателей, возможно из-за дождя, не смог запуститься. Немцы имели возможность показаться в любую секунду. Стеен постарался сделать неосуществимое: взлететь на одном двигателе. Он скоро понял, что поплавковый гидросамолет не взлетает как простой самолет!

Т-VIII W вел себя, как утка на пруду! К счастью в 3:30 проблемный двигатель получил, и гидросамолет, разогнавшись по Северному морскому каналу (Noordzeekanaal), с большим трудом избежав столкновения с разводным мостом Хембург (Hembrug).

Компас не трудился, и экипаж T-VIII W утратил ориентировку. Голландцы оставались в неведении довольно собственного расположения, пока не показался Бродстейрс. Британцы открыли огонь, но к счастью самолет был в мертвой территории английских зенитных орудий.

Экипаж T-VIII W махал белыми платками и маленьким голландским флагом, но британцы им не поверили. Сомнения англичан развеялись только по окончании того как виконт Беелаэртс ван Блокланд выбрался из самолета в котелке – в высшей степени английскому аксессуару костюма.

Четверо голландцев не знали (им сказали позднее), что британцы знали о прибытии по воздуху германского шпиона. Помимо этого, не прошло и дней по окончании взволновавшей многих посадки G-1. направляться заявить, что 10 мая 1941 года случился еще один перелет в Англию – это был полет Рудольфа Гесса. В итоге, шпион Карл Рихтер (Karl Richter), прибытия которого так продолжительно ожидали, прилетел в Британию 12 мая и был срочно арестован [2].

Четыре голландца присоединились к вооруженным силам Свободных Нидерландов (Force Neerlandaise Libre). Стеен сражался на «спитфайре» в составе 129-й эскадрильи и погиб 5 июня 1942 года рядом от Октевиля (Octeville), Франция.

В Англии T-VIII W уже были выведены из эксплуатации MLD и от R-25 уже не было ничего хорошего. Но перед тем как списать самолет на нем было решено повторить подвиг Схапера и R-7, и применять гидросамолет для спасения последовательности лиц из оккупированной Голландии. В этом случае полет предстоял на озеро Эйсселмер, расположенное между Волендамом (Volendam) и Эдамом (Edam).

Но перед тем как пилот офицер Элиас (officier-pilote Elias) начал обучаться полетам на R-25, но операция была отменена. Так закончилась история T-VIII – гидросамолета изготовленного в 38 экземплярах и во время второй мировой успевшего повоевать за обе стороны.

Поплавковый бомбардировщик-торпедоносец fokker t-viii w. нидерланды часть 2
эвакуировавшиеся из Нидерландов Fokker T-VIII W вошли в состав Берегового руководства Королевских ВВС. На самолет нанесены английские опознавательные знаки и камуфляж. На национальную принадлежность экипажа показывал маленькой оранжевый треугольник в передней части самолета

несколько Fokker T-VIII W в составе Королевских ВВС. Fokker T-VIII W разворачивается в полете (сверху); несколько Fokker T-VIII W в полете. На нижней фотографии прекрасно продемонстрировано, что гидросамолеты взяли английский камуфляж, а на верхнем снимке видны следы оранжавых треугольных опознавательных знаков на нижней поверхности крыла

техобслуживание гидросамолета Fokker T-VIII W. Данный самолет был эвакуирован в Англию; на него еще не нанесен английский камуфляж. Мелкий треугольник на передней части фюзеляжа T-VIII W не наносился в Нидерландах и его несли лишь автомобили Берегового руководства, на которых сражались голландцы

вариант окраски гидросамолета Fokker T-VIII W в составе Берегового руководства Королевских ВВС

один из гидросамолетов Fokker T-VIII W, постройка которых была закончена уже по окончании оккупации Нидерландов немцами

Fokker T-VIII W из состава 1-й эскадрильи 126-й морской разведывательной авиагруппы (1./SAGr 126). Этот снимок иллюстрировал календарь

Fokker T-VIII W крупным планом. На данном снимке, быть может, один из цельнометаллических самолетов данного типа, каковые первоначально предназначались для действий в Нидерландской Ост-Индии

Fokker T-VIII W/M в Германии на протяжении визита гитлерюгендом. На заднем замысле Arado 96

гидросамолет Fokker T-VIII W, что германскими ВВС употреблялся в Греции для морской разведки; снимок, быть может, был сделан в Греции

завершенный немцами Fokker T-VIII W в варианте самолета наземного базирования; наземное шасси неубирающееся

вариант окраски гидросамолета Fokker T-VIII W в составе люфтваффе

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тайная миссия R-7

15 октября 1940 года офицер летчик Х Схапер (H. Schaper) взлетел на R-7 в Феликсстоу, Англия, забрав курс на озеро Тьюкемеер (Tjeukemeer), Фрисландия, север Нидерландов. В последних числах Сентября Схаперу был задан вопрос: сможет ли он забрать на гидросамолете из Голландии некоторых людей. В качестве места посадки он выбрал озеро Тьюкемеер; экипаж R-7 был составлен из добровольцев.

Потому, что не было никаких навигационных сигналов, то операция должна была состояться приблизительно за чемь дней до полнолуния.

Подходящими были три дня в середине октября, но в первую ночь – 14 числа – погода была нехорошей. На следующий день – 15 октября – погода была в порядке за исключением окутанных туманом озера Тьюкемеер и некоторых вторых соседних озер. Попытка сесть в тумане закончилась неудачей и перебудила все население округи.

В 4:30 Схапер возвратился в Феликсстоу. Он поразмыслил, что стоит еще раз попытаться, но радио предназначенной для эвакуации группы молчало. Однако, Схапер возвратился в Голландию в полночь 16 октября.

В этом случае погода была хорошая. В 600 метрах над озером Тьюкемеер Схапер заметил световой сигнал. На воде должна была быть выложена буква «K» и у Схапера были сомнения в том, что он заметил.

Времени на раздумья было мало и он приводнился, но в целях безопасности рядом от указанного места. Весьма медлительно Схафер подвел R-7 к середине озера; радист, сидевший в кабине сзади пилота, навел пулемет на приближавшуюся мелкую лодку. В то время, когда лодка была приблизительно в тридцати метрах от самолета, наблюдатель задал вопрос пароль.

Ответом был выстрел, на что ответил радист. Через пара секунд неприятель прекратил стрельбу. Схапер дал полный газ, и гидросамолет начал, двигаясь зигзагами, делать разбег. Около озера включилось множество прожекторов.

Гидросамолет под огнем немцев еле взлетел наблюдатель и Радист были легко ранены, один из топливных баков был пробит. Гидросамолет возвратился в Англию с сорока пробоинами. В 5:00 самолет находился над Феликсстоу, где ополченцы (Home Guard) открыли по нему пламя из ружей!

Эта операция была в начале карьеры Схапера, что потом стал старшим офицером MLD, главой ВВС Нидерландов, помощником военного министра по вопросам ВВС и, наконец, глава военной свиты Её величества королевы Юлианы! За это задание Схапер стал кавалером армейского ордена Вильгельма («Militaire Willernsorde») – высшей военной приза Нидерландов.

Позднее, но, стало известно, что R-7 должен был забрать тайного агента Лодо ван Хамеля (Lodo van Hamel) – офицера флота, что в августе был закинут в Голландию для агентурной сети. С 31 августа он отправлял ежедневные сообщения. По окончании окончания собственной миссии по созданию разведывательной сети он вместе с другими агентами должен был возвратиться в Англию.

К сожалению, в то время, когда 15 октября 1940 года R-7 постарался приводниться, ван Хамель был арестован сержантом жандармерии, сотрудники которой не признавали правительства в изгнании и подчинялись пронемецкому режиму в Леувардене (Leeuwarden). Так, несколько ван Хамеля попала в руки германской работы безопасности (Sicherheitsdienst – SD). Немцы сохраняли надежду, что самолет возвратится, и устроили засаду, покинув на озере лодку с пулеметом и на берегу шесть пулеметов и девять подразделений ПВО.

Захваченные голландцы сказали немцам неверный пароль Вот исходя из этого Схапер и не заметил литеру «К». Ван Хамель был казнен 16 июня 1941 года. Кавалером армейского ордена Вильгельма он стал посмертно.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: T-VIII W

Назначение: бомбардировщик-торпедоносец

Экипаж: 3–4 человека

Силовая установка: два девятицилиндровых радиальных двигателя Wright Whirlwind R-975-E3, развивавших мощность 450 л.с. и вращавших трехлопастные винты

Размеры:

размах крыла 18 м
протяженность 13 м
высота 5 м
площадь крыла 44 м?

Вес:

безлюдного 3100 кг
неспециализированный 4600 кг

Летные характеристики:

большая скорость 285 км/ч
крейсерская скорость 220 км/ч
практический потолок 6800 м
дальность полета 2750 км

Оружие:

стрелковое – один установленный в носу неподвижный 7,9-мм пулемет Browning FN, подвижный 7,9-мм пулемет Browning FN в задней кабине
бомбовое – 600 кг
торпеды – 1

источник: HARM J. HAZEWINKEL «Le Fokker T-VIII W» «Le Fana de l’Aviation» 1993-08 (285)

Fokker T-VIII (CAS-AC-218)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: