Серебряная стрела. ещё о венгерском истребителе wm-23

      Комментарии к записи Серебряная стрела. ещё о венгерском истребителе wm-23 отключены

День назад сотрудник Борода выложил материал о единственном одномоторном истребителе-моноплане, созданном в Венгрии — WM 23 Ezust Nyil, творческом переосмыслении Не 112 под звездообразный двигатель Гном-Рон. Но, как справедливо отмечалось в комментариях, материал данный был весьма уж краток. Предлагаю более подробный рассказ об этом самолёте, переведенный мною из издания L+K.

Серебряная стрела. ещё о венгерском истребителе wm-23

История ВВС свободной Венгрии начинается в 1921 году, в то время, когда в министерстве транспорта данной страны был создан летный отдел. Отдел LUH должен был заниматься воздушными перевозками почты, а после этого и пассажиров; но как раз почтовая его секция Legiposta Osztaly стала базой для бомбардировочной авиации, в то время как из метеорологической секции (Idojelzo Osztaly) выросла истребительная составляющая ВВС.

Уже через пара лет Венгрия начала создавать собственную военную авиацию более открыто, разрабатывались кроме того личные конструкции боевых самолётов — к примеру, истребители семейства AVIS. Наконец в 1935 году были официально созданы Королевские ВВС Венгрии — Magyar Kiralyi Honved Legiero (MKHL), необходимость которых обосновывалась нахождением Венгрии в кольце государств т.н. Малой Антанты (Чехословакия, Румыния, Югославия).

Но не смотря на то, что в годы Первой Мировой венгерская авиапромышленность была достаточно развитой и поставляла австро-венгерским ВВС — Fliegertruppe — много самолётов, спустя 15 лет её возможности сократились до минимума. Королевские ВВС, а до этого министерство транспорта решали проблему приобретением готовых самолётов, а после этого и лицензий, и помощью создания авиационных отделений существующих машиностроительных фирм.

Так, во второй половине 20-ых годов XX века компания Манфреда Вейса из Чепеля (Csepel, сейчас XXI район Будапешта) наладила лицензионный выпуск голландского многоцелевого биплана Fokker C.V D. В различных модификациях данный универсальный самолёт употреблялся венгерскими ВВС впредь до 1942 года. На его базе венгерские конструкторы в первой половине 30-ых годов XX века создали более идеальный отечественный WM 16 Budapest, а в 1938-м — WM 21 Solyom (Сокол).

Истребители же для MKHL поставлялись из Италии — сначала бипланы Fiat CR.32, а после этого и значительно более современные монопланы Reggiane Re.2000. По окончании аншлюса Австрии гитлеровской Германией Венгрия кроме этого сблизилась с Третьим Рейхом, но поставлять венграм собственные новейшие самолёты немцы не спешили.

WM-23 и Re.2000. Модели Юргена Клюзера (http://www.klueser.eu/graphwindow.php?index=1286)

Исходя из этого во второй половине 30-ых годов XX века в авиационном подразделении концерна Weiss Manfred начались работы по созданию истребителя собственной конструкции, названного WM 23 Ezust Nyil – «Серебряная стрела». Руководил работами Бела Саму (Bela Samu); кроме него в конструкторскую группу входили инженеры Иштван Лайтаи (Istvan Lajtai), Вильмош Мартон (Vilmos Marton), Иштван Киш (Istvan Kiss), Шандор Эгетё (Sandor Egeto), Имре Михалик (Imre Mihalyk) и другие. «Источником воодушевления» для них в значительной степени стал германский Heinkel He 112, переговоры о закупке которого тогда велись.

В первую очередь это касалось аэродинамики, в особенности характерного эллиптического крыла типа «обратная чайка». На этом, но, сходство заканчивалось. Если Не 112 был цельнометаллическим, с полумонококовым фюзеляжем, то венгерским конструкторам было нужно принять для собственного самолёта смешанную конструкцию – кроме того ценой утяжеления автомобили. Главными конструктивными материалами стали металлические трубы, фанера и дерево.

Не обладали венгры и подходящим V-образным мотором жидкостного охлаждения; исходя из этого Бела Саму выбрал для WM 23 самый замечательный отечественный мотор – 14-цилиндровую двухрядную «звезду» WM K-14B мощностью 757 кВт (1030 л.с.), воображавшую собой лицензионную копию известного французского мотора Gnome-Rhone 14Kfrs Mistral Major. Был использован трёхлопастный винт – аналог французского Ratier.

WM-23 и He 112B. Модели Юргена Клюзера

Так, конструкция «Серебряной стрелы» была смешанной: фюзеляж имел каркас в виде фермы, сваренной из металлических труб, и фанерную обшивку, крепившуюся к стрингерам и вспомогательным шпангоутам. Однолонжеронное крыло было цельнодеревянным; такую же конструкцию имели стабилизатор и киль. элероны и Рули имели железный каркас и полотняную обшивку, закрылки – дюралевые.

На самолёте были применены передовые по тем временам закрылки типа Фаулер, по-видимому из-за их высокой эффективности, потому, что размах закрылков при выбранной конфигурации крыла получался маленьким. Кабина пилота закрывалась сдвижным фонарём. Шасси, подобное Не 112, убиралось при помощи гидравлики в направлении от фюзеляжа; хвостовая опора была полуубираемой.

Чертёж WM 23 (создатель Martin Salajka)

Прототип WM 23 летал без оружия, но предполагалась установка двух синхронных пулемётов GEP (Gebauer) калибра 12,7 мм над мотором и по одному 8-мм пулемёту GAP в каждой консоли крыла. Помимо этого, под фюзеляжем имелся держатель для подвески 20-кг бомбы. Прототип с номером V-501 в первый раз поднял в атмосферу лётчик испытатель Шандор Бошкович (Sandor Boskovits) 23 февраля 1940 года.

Опробования проходили в целом удачно, но медлительно и затянулись до лета 1941-го, в то время, когда самолёт был повреждён при посадке — не выпустилась одна из стоек шасси. Ремонт кроме этого затянулся. Тем временем венгры приобрели лицензию на германский двигатель Daimler-Benz DB-605, и «Серебряную стрелу» планировалось переделать в WM 123 с этим мотором.

Но этого так и не произошло, в начале 1942 года WM 23 вернули в начальном виде, но летать ему затем довелось недолго. 20 февраля случилась авария: на высоте 3000 м при скорости 350 км/ч оторвался правый элерон, самолёт начал вращаться, скоро теряя высоту. В километре от почвы Бошкович сумел выпрыгнуть с парашютом; истребитель же упал в поле и был полностью разрушен.

Таков был финиш не только прототипа, но и всей программы WM 23, тем более что к этому времени самолёт порядком устарел. Модификации WM 123 (с мотором DB-605), WM 22B (двухместный разведчик) и WM 23G (двухместный штурмовик) так и остались на бумаге. Венгерские ВВС всецело переориентировались на германскую технику.

К сожалению, до нас дошли только некачественные и очень сильно ретушированные фото WM 23.

Прототип венгерского истребителя WM 23 Ezust Nyil предположительно был окрашен полностью в серебристый цвет. На некоторых этапах лётных опробований руль направления имел натуральный цвет полотна; в второе время кок винта был тёмным. Самолёт нёс опознавательные символы, характерные для 1940 года, и тёмные номера V.501 на бортах фюзеляжа.

Лётно-технические характеристики:

Размах крыла, м

9,60

Протяженность, м

9,12

Высота, м

3,30

Площадь крыла, кв. м

18,50

Масса безлюдного, кг

2100

Масса взлётная, кг

2600

Двигатель

1х WM K-14B, 1030 л.с.

Скорость макс., км/ч (на высоте, м)

530 (3000)

Скорость крейс., км/ч

340

Потолок, м

9000

Дальность полёта, км

600

Производитель: Weiss Manfred Flugzeug- und Motorenfabrik A. G. (в интернациональных контактах употреблялось наименование компании на немецком языке), Будапешт-Чепель. Выстроен один прототип.

Источник: Miroslav BALOUS. Weiss Manfred WM 23 Ezust Nyil. — Letectvi+Kosmonautika 2001 № 20, с. 43, 66-67 (Letadla 39-45).

Венгерский консул читает стихи на венгерском языке.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: