Вечеринка с ипритом

      Комментарии к записи Вечеринка с ипритом отключены

Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

Вечером 2 декабря 1943 года 105 германских бомбардировщиков Ju-88A-4 совершили налет на порт Бари, что употреблялся в качестве главной базы снабжения англо-американских армий на итальянском фронте. Это был один из самые успешных бомбовых рейдов Люфтваффе за всю войну. До бомбардировки Бари германская ударная авиация в Италии довольно продолжительное время не проявляла активности.

Союзники уже начали думать, что ее главные силы переброшены на Восточный фронт, где шли тяжелые битвы с наступавшей Красной армией. От этого они стали пренебрегать светомаскировкой и другими элементарными мерами безопасности.

2 декабря в довольно малый гавани Бари скопилось более полусотни больших транспортных судов, находившихся под разгрузкой, или – в ожидании разгрузки. Многим судам не хватало места у причалов, исходя из этого они швартовались в пара последовательностей бортами друг к другу. Для бомбардировщиков такие слоеные брикеты были совершенными целями, по которым практически нереально промахнуться.

Вдобавок эти цели прекрасно освещались, поскольку по ночам разгрузка велась при свете замечательных прожекторов и фонарей.

Кроме того полеты над Бари германских разведчиков не вынудили союзников усилить бдительность, прикрыть стратегически ответственный порт истребителями либо хотя бы вывести оттуда часть судов. Возможно, они действительно думали, что вражеских бомбардировщиков в Италии уже не осталось. В следствии экипажи Юнкерсов 2-го Воздушного флота отработали как по нотам.

Вначале самолеты — постановщики помех скинули над Бари пара тысячь киллограм нарезанной узкими лентами алюминиевой фольги, тем самым ослепив зенитные радары. А летевшие следом за ними бомбардировщики обрушили на гавань около 200 тысячь киллограм бомб, перевоплотив ее в бурлящий котел.

Налет длился менее 20 мин., но его успех был замечательным: 28 судов, а также вспомогательный крейсер и 22 транспорта суммарным водоизмещением более 100 млн кг, затонули, и вдобавок 12, а также два эсминца и восемь транспортов – взяли повреждения. Вместе с потопленными судами ушли на дно около 35 млн кг разных армейских грузов – оружия, снаряжения, снарядов, продовольствия и топлива. Помимо этого, на берегу сгорели бензохранилища и портовые склады.

Количество жертв установить не удалось, но, по самой скромной оценке, погибло не меньше тысячи британских, американских и итальянских моряков, и – как минимум – столько же портовых рабочих, солдат и служащих охраны. Платой за все это стал только один сбитый бомбардировщик. Зенитчики отработали безобразно, а истребители союзников в небе так и не показались.

Только через месяц гавань была расчищена от затонувших судов и порт снова смог начать работу. Разгром Бари и уничтожение припасов покинули англо-американские армии в Италии на голодном пайке, и о намечавшемся в декабре наступлении им было нужно на долгое время забыть. Все вышесказанное стало известно практически сразу после налета, но в данной истории был еще один занимательный момент, что оставался шепетильно засекреченным впредь до 1967 года.

В трюмах одного из стёртых с лица земли при бомбардировке американских транспортов пребывало химическое оружие.

Транспортный пароход Джон Харви в строжайшей тайне доставил в Бари две тысячи 100-фунтовых авиабомб М47А1, любая из которых содержала 30 килограммов иприта. В сопроводительных документах эти бомбы значились как простые фугаски, а о том, что в действительности привез Харви, знало лишь высшее руководство союзных армий и пребывавшие на судне сотрудники работы безопасности.

В момент начала бомбардировки к разгрузке Харви еще не приступили, он стоял зажатый между двумя вторыми транспортами и лишенный возможности передвигаться. Конкретно в него германские бомбы не попали, но они поразили соседний корабль, на котором появился сильный пожар, сходу перекинувшийся на Харви. Команда бесполезно пробовала совладать с огнем, пока не детонировали сложенные в трюме химические бомбы.

Из экипажа транспорта никто не выжил: те, кто не погибли при взрыве, скоро нашли мучительную смерть от иприта.

В атмосферу было выкинуто практически 60 тысячь киллограм яда, смертельная концентрация которого образовывает 15 миллиграммов на кубометр. Часть ипритного аэрозоля смешалась с дымом пожаров, а другое осело на воду бухты, покрыв ее маслянистой пленкой. Прикосновение к данной пленке приводило к страшным ожогам, а в воде барахтались много моряков с горящих и тонущих судов.

персонал и Начальство порта не были извещены об подлинном грузе Джона Харви, исходя из этого для спасателей и пожарных, оперативно прибывших для ликвидации последствий налета, стало полной неожиданностью то, что они скоро почувствовали острую резь в глазах и жжение в носоглотках. С запозданием надетые противогазы уже не помогали. Не обращая внимания на это, спасатели продолжали самоотверженно бороться с огнем и извлекать людей из отравленной воды.

Армейские медики, к каким поступали пострадавшие, очевидно, знали о симптомах поражения ипритом, исходя из этого они сходу осознали, с чем имеют дело, но они сделали вывод, что немцы подвергли Бари химической бомбардировке. Так было написано в их начальных заключениях, но скоро лечебные карты и эти диагнозы были изъяты людьми, с которыми не спорят, а от докторов настойчиво попросили написать новые заключения с указанием не химических, а термических ожогов, вызванных простыми пожарами.

Исходя из этого до сих пор неизвестно кроме того приблизительное число погибших в Бари от иприта. Размещенная в сети цифра – 83 погибших – отражает только число умерших в больницах американских армейских и не включает всех остальных жертв, и – тех, кто до военного госпиталя не дожил. Их возможно многократно больше.

Так закончилась попытка американцев подстраховаться на случай применения немцами боевой химии, на которое они так и не решились. А немногие выжившие в Бари и прожившие еще более 40 лет ветераны только во второй половине 80-ых годов двадцатого века добились от американских и британских правительства, дабы их признали жертвами химического оружия и в соответствии с этим дали прибавки к пенсиям.

Вечеринка с ипритом

Самолеты Юнкерс Ju-88A-4, участвовавшие в бомбардировке Бари. Внизу – две автомобили эскадры Тотенкопф, сыгравшей ключевую роль в этом налете.

Карта акватории Бари. В данной довольно малый гавани, огороженной каменными молами, немцы устроили союзникам мелкий преисподняя. Потом – фотографии, сделанные через день после бомбардировки, в то время, когда иприт в воздухе уже рассеялся, но пожары на воде и на берегу еще длились.

Извлечение из воды останков одного из погибших

Американский транспорт типа Либерти. К этому же типу относился злополучный Джон Харви

Американская 100-фунтовая (45 кг) ипритная бомба М47А1. 2000 таких бомб пребывало в грузовых трюмах Джона Харви

источник: http://vikond65.livejournal.com/567985.html

Банкет в ресторане закончился смертью пятерых человек

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Автомат томпсона. траншейная метла

    Не обращая внимания на то, что Вторая мировая война не была неожиданностью, не все государства сумели подготовить собственные вооруженные силы к реалиям…

  • Майор рикар «укрепленный район»

    Увлекательная статья из винтажного издания, которая, думаю, заинтересует сотрудников. Аннотация издания 1938 года: Рассказ «Ур» (укрепленный район)…

  • Ночной летун во мгле ненастной…

    Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. В ночь с 19 на 20…

  • «Штука» «баксов» за «генерала герреро»

    Авторское предисловие: Вряд ли ранним весенним утром 1913 г. Дидье Массой считал, что полет, к которому он подготовился на своем биплане «Мартин», станет…

  • Фото дня: «рождественские бомбардировки» вьетнама

    26 декабря 1972 года на протяжении операции Linebacker II (англ. Linebacker — «игрок») 120 американских бомбардировщиков B-52 Stratofortress совершили…

  • Не самый крутой уокер

    Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. 160 лет назад, 20…