Русский испанец

      Комментарии к записи Русский испанец отключены

Этот материал выкладывается на сайт в честь семидесятой годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне и в продолжение темы испанского летчика-интернационалиста Антонио Ариаса, поднятой в статье «Испанские летчики-добровольцы в ВВС РККА».

Будущее Антонио Ариаса во многом обычна для поколения испанцев, чья юность пришлась на лихие для данной страны 1930-е гг. Антонио появился 29 марта 1915 г. в Мадриде, в рабочей семье. В 1932 г., в возрасте семнадцати лет он отправился трудиться в типографию, и казалось, что профессия для него выбрана раз и окончательно. Но в судьбу молодого рабочего вмешались жёсткие жизненные реалии.

Антонио не чурался политики и, как и большая часть тогдашней испанской молодёжи, придерживался очень радикальных убеждений (в его случае – крайне левых). По окончании военного мятежа правых националистов, организованного вершиной испанской армии, 17 июля 1936 г., Ариас добровольно записался в отряд народной милиции.

Более двух месяцев он сражался рядовым «милисианос», успев поучаствовать в штурме военных казарм в Мадриде и неудачной для республиканцев осаде древней крепости Алькасар в Толедо. В том месте он взял первое собственное ранение на данной войне и возвратился в Мадрид на лечение. В этот самый момент, в осеннюю пору 1936 г., в его жизнь снова вмешался случай. Республиканцы, оставшись фактически без опытных армейских кадров, начали реорганизовывать Народную армию, очевидно ориентируясь на коммунистический пример.

Вместо поменявших республике офицеров ветхой формации предполагалось подготовить в СССР собственные командирские кадры, в первую очередь из классово и идеологически близкой республиканскому правительству молодёжи. Более всего республика нуждалась в военно-технических экспертах – танкистах, лётчиках, артиллеристах и т.д. В итоге, чуть оправившийся от ранения в ногу Ариас добровольно записался «на лётчика». В ноябре 1936 г. он был в лётной школе.

В том месте 42 будущих пилотов поделили – 10 человек, сказавших по-французски, послали во Францию, а оставшиеся 32, вместе с полутора сотнями курсантов вторых военных профессий на пароходе «Кадис» отплыли из Валенсии в СССР.

Перед тем как продолжить жизнеописание А. Ариаса нужно сделать пара оговорок. Главным и, наверное, единственным источником о боевой карьере этого лётчика остаётся книга его собственных мемуаров «В огненном небе», вышедшая в Минске в 1988 г. (в новейшее время эта книга по многим причинам не переиздавалась). Нельзя сказать, что эта книга так уж нехороша, но… Всем известно, как как раз писали армейские мемуары в СССР.

Обычно создатель лично не писал по большому счету ни строки – издательство к нему стажёра-стенографиста что записывал, то, что ему надиктовывали, а потом в дело вступали литературные редакторы, цензоры и т.д. Неизвестно, как всё это справедливо в отношении книги Ариаса, но по окончании выхода сейчас последовательности фундаментальных работ по участию авиации в Испанской войне 1936–1939 гг. (к примеру, монографии С. Абросова «В небе Испании.

1936-1939 годы», и последовательности западных статей и книг) стало возмможно проверить солидную часть фактов, изложенных в «В огненном небе». И, как и следовало ожидать, в том месте обнаружился последовательность фактических нестыковок, путаница с датами, фамилиями и т.д. И вдобавок при анализе боевых эпизодов Испанской войны нужно не забывать следующее: во-первых, обе воюющие стороны имели привычку радикально завышать утраты соперника и занижать личные.

К примеру, кое-какие советские историки в конце 1980-х гг. приписывали тому же Ариасу 26(!) побед в небе Испании, действительно, с учётом тех, что одержаны в составе группы. Во-вторых, документов и внятных описаний по многим эпизодам той войны нет до сих пор. Так, в случае если на данный момент довольно детально расписана потери и боевая деятельность в Испании итальянских, германских, и, частично, советских лётчиков, то по испанцам этого сообщить запрещено.

Так, кроме того по авиачастям националистов (каковые на фоне легиона «Кондор» и итальянцев имели не самую современную технику, но летали интенсивнее «зарубежных сотрудников», соответственно, и несли громаднейшие утраты) полной статистики нет, за исключением, разве что, десятка лучших асов. При жизни Франко изучения для того чтобы рода, мягко говоря, не одобрялись, в противном случае, что выходит на данный момент, носит отрывочный темперамент. Да и выходит оно на испанском языке, так сообщить для «внутреннего потребления».

Что же касается республиканцев, то, например, при падении Каталонии в феврале 1939 г., большинство штабной документации республиканских ВВС была попросту стёрта с лица земли перед уходом во Францию. В третьих, нужно не забывать, что типовым приёмом выхода из-под атаки у пилотов тогдашних истребителей (особенно бипланов) была имитация хаотичного падения с выводом над самой почвой. Прибавим ко мне весьма не сильный поражающее воздействие тогдашних авиационных пулемётов винтовочного калибра.

Так что далеко не все самолёт, в который попали и что начал непоследовательно падать либо «отвалил со понижением», был вправду сбит в испанском небе. И, учитывая все оговорки и эти факторы, мы, обычно, приобретаем картину событий, очень далёкую от «канонической». Но возвратимся к основной теме…

Итак, группа из 60 «русито» (т.е. «русских испанцев») в составе которой был новоиспечённый лётчик-истребитель сержант А. Ариас, возвратилась в Испанию в мае 1937 г. Все входившие в группу лётчики-истребители прошли полугодовой курс обучения на самолётах УТ-2, УТИ-4, И-15 и И-16 в Кировобадском лётном училище (А. Ариас пишет, что одним из его инструкторов в Кировабаде был будущий испытатель и Герой Советского Союза Степан Супрун).

Большая часть новоприбывших пилотов распределили по испанским эскадрильям И-15, а Ариас был в числе немногих, попавших в организованную в июле 1937 г. 1-ю испанскую эскадрилью И-16. «Моска-сы» в эту эскадрилью поступили не новые – это были автомобили, на которых до этого уже изрядно повоевали советские лётчики. Все автомобили относились к типу 5 выпуска завода №21, по-видимому, из первой партии, прибывшей из СССР в Испанию в ноябре 1936 г. Самолёты прошли на испанских фабриках средний либо капремонт, по большей части сводившийся к замене либо переборке моторов М-25 и доработке сдвижных козырьков и бортов пилотской кабины.

На первых порах 1-ой аэ «Москасов» руководили русские – Иван Девотченко (1902 г.р.; ст. лейтенант; в Испании с 20.08.1937 по 25.04.1938 г.; 30 боевых вылетов, по советским данным имел 1 лично сбитый CR.32; в Испании был ком. звено, группы и эскадрильи; за Испанию двукратно|трехкратно|четырехкратно|пятикратно|шестикратно награждён орденом Боевого Красного Знамени) и Николай Иванов (1914 г.р.; лейтенант; в Испании с 31.05.1937 по 28.01.1938 г., по советским донным сбил 3 самолёта лично и 2 в составе звена, тип сбитых в документах не указан; в Испании был комэском; награждён орденами Ленино и Боевого Красного Знамени). Инженерами 1-ой аэтоже были русские – Иван Прачик и Петр Маричев.

Русский испанец

1-я аэ И-16 начала функционировать с полевого аэропорта Каспе (Примечательно, что в имеющихся документах наименование этого аэропорта не прописано) на Арагонском фронте, по окончании начала республиканского наступления на Сарагосу 24 августа 1937 г. Главными задачами «Москасов» было прикрытие И-15, P-Z и СБ, атаковавших наземные цели. По мемуарам Ариаса, собственную первую победу он одержал в паре с Ивановым 2 сентября.

В тот сутки вправду имел место большой воздушный бой, но между группой И-15 и франкистских истребителей. Наряду с этим был сбит И-15. А вот И-16 в тот сутки сопровождали СБ и вели бой с двумя десятками CR.32, но сбитых франкистских самолётов, да и никаких вторых утрат, не считая упомянутого выше «Чатоса» в тот сутки по большому счету не зафиксировано.

Но, по документам, за сутки до этого, 1 сентября, на Арагонском фронте 31 республиканский И-15 и И-16 вели бой с 40 CR.32 и 15 Не-51. Республиканцы заявили об 11 сбитых CR.32 и 4 Не-51, собственные утраты составили 4 И-15 (3 сбиты, 1 скапотировал при посадке), но наряду с этим погибло 6 республиканских лётчиков (вероятно 2 пилота получили тяжёлые ранения и позднее погибли в больницах – иного объяснения данной нестыковке придумать тяжело), а также комэск И-15 Висенте Редондо Кастро. Утрат И-16 по документам не было.

К какому из двух этих эпизодов ртнести красочное описание из книги Ариаса, в соответствии с которому он 2 сентября 1937 г. нападал и, предположительно, сбил CR.32, но после этого был атакован вторым «Фиатом» и сохранился лишь благодаря своевременной атаке Н. Иванова и X. Веласко – неясно. Ариас пишет, что 2 сентября 1937 г. было сбито 11 CR.32 и Не 51 (напомним, что цифра 11 прекрасно стыкуется с числом сбитых по республиканским данным «Фиатов» 1 сентября 1937 г.), наряду с этим, он утвержает, что собственные утраты составили 2 И-15 и 1 И-16.

Причём в этом бою, якобы, погиб лётчик 1-й аэ «Москасов» по фамилии Эррера. Добавим, что с 1 по 19 сентября 1937 г. в имеющихся документах не зафиксировано ни потерянных И-16, ни их погибших пилотов.

Потом Ариас пишет о том, что по окончании первых боевых вылетов на его «Москасе» забарахлил изношенный мотор, а потому он более 14 дней летал на И-16 Н. Иванова. Между 2 и 30 сентября им, якобы, был сбит ещё один CR.32 (имеющимися документами не подтверждается), а 30 сентября в паре с Ивановым – трёхмоторный бомбардировщик (Ju 52 либо SM.81), что также не подтверждается документами.

Следующий большой бой, в котором принимал участие Ариас, по его описанию, случился 14 октября 1937 г., в то время, когда несколько итальянских самолётов пробовала атаковать аэродром Каспе. Она была встречена двумя эскадрильями И-16 и утратив, как минимум, один бомбардировщик ретировалась.

Как возможно прокомментировать данный эпизод? По документам 14 сентября 1937 г. не зафиксировано по большому счету никаких воздушных битв. А вот 12 сентября 1937 г. в районе Медиа-на-Фуэнтес де Эбро вправду случился большой воздушный бой, складывавшийся из двух этапов. Примечательно, что в книге Ариаса события этого дня были «размазаны» по двум боевым эпизодам – 2 и 14 сентября.

По всей видимости, проявилось всё то же несовершенство людской памяти. Реально 12 октября 1937 г. республиканцы подняли на перехват 3 истребительные эскадрильи (две аэ. И-16 и одна И-15, комэски А. Гусев, И. Девотченко и М. Агирре), каковые встретились с 35–40 CR.32. Поднятые им на подмогу ещё 4 эскадрильи к месту боя своевременно опоздали и закрывали подошедшие к тому времени к линии фронта штурмовики P-Z. Вернуть полную картину этого боевого эпизода на данный момент уже невозможно.

Республиканцы заявили о 15 сбитых tR.32, обломки семи из которых были обнаружены их территории. По данной логике возможно высказать предположение, что ещё 8 «Фиатов» взяли повреждения и или смогли дотянуть до баз, или упали либо совершили вынужденные посадки за линией фронта. По республиканским данным 4 CR.32 сбили советские лётчики, 1 – лично И. Панфилов, 1 – пара А. Гусев – И. Соколов и по 1 – звенья И. Панфилова и П. Смолякова.

Ещё по одному «Фиату» в тот сутки сбили испанцы из 1-й аэ – Мануэль Сарауса, Антонио Ариас и Эдуардо Клаудин (в ряде источников указывается второе имя – Фернандо Клаудин). Итальянцы безоговорочно признали утрату не меньше 7 CR.32 из IV-й истребительной группы «воздушного легиона». Погибли сержант Джузеппе Риголи и лейтенант Алессио Нери.

Лейтенант Роберто Боскетто попал в плен к республиканцам, по одним данным он посадил подбитый самолёт на «красной» территории, по вторым выпрыгнул с парашютом. Лейтенант Франческо Леончини и сержант Уго Корсини спаслись на парашютах – по итальянским данным их повреждённые «Фиаты» столкнулись в воздухе (в некоторых источниках указывается, что эти пилоты погибли при столкновении).

С трудом посадили на аэропорте собственные очень сильно повреждённые истребители капитаны Гвидо Нобили (ас, в то время имевший 9 побед в Испании) и Эрнесто Ботто. Последний был не легко ранен и ему отрезали ногу (позднее он возвратился в строй и летал с протезом). Утраты республиканцев также были чувствительны – были сбиты 3 И-16 и 1 И-15.

Погиб коммунистический лётчик Андрей Микулович из эскадрильи Гусева. В 1-й аэ «Москасов» погиб лётчик Эмилио Эрреро Агиллера (Наверное, как раз этого пилота Ариас в собственных мемуарах досрочно записал в погибшие 2 сентября). Помимо этого, в эскадрилье А.Гусева был не легко ранен Виктор Годунов, с большим трудом посадивший собственный И-16.

Ещё пара республиканских истребителей взяли разные повреждения. Не смотря ни на что, но, по всей видимости, первый, реально сбитый Ариасом CR.32, относится именно к 12 октября 1937 г. и это более-менее подтверждается данными обеих противоборствующих сторон. Действительно, кто как раз из итальянцев стал жертвой Ариаса, по прошествии времени установить уже вряд-ли вероятно.

На протяжении легендарного удара 20 И-15 и 44 И-16 по авиации националистов, сосредоточенной на аэропорте Гарпинильос у Сарагосы, 15 октября 1937 г., в то время, когда на земле было стёрто с лица земли 12 самолётов (три Ju 52, три Не 46 и шесть CR.32, не смотря на то, что советские источники именовали цифру в 30–80 самолётов), Ариас ничем особенным себя не показал. По его воспоминаниям, 1-я аэ в данной операции закрывала «Чатосы» и штурмовала позиции зенитчиков.

К моменту завершения республиканского наступления на Сарагосу, фактически не достигшего ни одной из задач, и окончившегося взятием руин городишка Бель-чите, 1 -я аэ стала всецело испанской. С ноября ей начал командовать Мануэль Агирре, замкомэска – Эдуардо Клаудин. Все русские лётчики сосредоточились во 2-й аэ.

Две эти эскадрильи составили 21-ю истребительную авиагруппу. В ноябре-декабре 1-я аэ «Москасов» многокоратно меняла место базирования, занималась прикрытием наземных объектов (к примеру, порта Таррагона) и эпизодически – штурмовкой наземных целей (потому, что на И-16, в отличие от И-15, не было бомбодержателей, результаты были чисто символические). Наряду с этим весьма интересно выглядит информация Ариаса о встрече в это время в воздухе с германским Ju 87 (стрелок которого, якобы, чуть не сбил его И-16) , потому, что по документам легиона «Кондор», «лаптёжники» в 1937 г. вести войну лишь на Севере, а на Арагонском фронте показались только в середине января 1938 г. Но, быть может, Ариас снова перепутал даты.

В декабре 1937 г. республиканские ВВС взяли из СССР некое пополнение техникой и людьми, что разрешило развернуть пара новых истребительных эскадрилий. В следствии А. Ариас стал замкомэска новой, 4-й аэ «Москасов», начальником которой прописали Мануэля Сараусу. Матчасть составили как новые, так и переданные из вторых эскадрилий И-16 тип 5 и 6, а рядовые пилоты были сплошь необстрелянными выпускниками Кировобадской школы.

29 декабря 1937 г. 4-я аэ приступила к вылетам с аэропорта Алькала-де-Энарес, а после этого была переброшена под Тэруэль (где началось новое, сначала в полной мере успешное, республиканское наступление). Тут Ариас, по его собственному признанию, в первый раз встретился в воздухе с Bf 109В. В собственных мемуарах он обрисовывает бой 10 января 1938 г., в то время, когда 2-я и 4-я аэ «Москасов», закрывавшие группу «Чатосов», встретилась в воздухе с «многочисленной группой» «фиатов» и несколькими «мессерами».

Наряду с этим Ариас со собственными ведомыми А. Велильей и С. Кортисо, якобы сбил один Bf 109, а механик Ариаса Сальвадор Дуран (в некоторых советских книгах его имя и фамилию ошибочно пишут, как Хуан Дурам) затем боя заклеил на его И-16 32 пробоины. Что на это сообщить? Увы, но в документах обеих сторон ни о чём подобном, ни в тот сутки, ни семь дней спустя не упоминается.

Потом, в книге Ариаса упоминается «Фиат», сбитый им во время 18–20 января 1938 г. В документах имеется достаточно подробная информация лишь о двух больших воздушных битвах в районе Теруэля, 17 и 18 января 1938 г. 17 января 32 И-15 под прикрытием 8 И-16 вылетели на штурмовку, на протяжении которой встретили 15 Не 111 под прикрытием 40 CR.32. В последовавшем воздушном бою было утрачено три И-15.

Были сбиты и спаслись на парашютах советские лётчики Александр Осипов и Евгений Степанов (последний попал в плен к франкистам) и сын премьера республиканской Испании Ромуло Негрин Михайлов; что перед этим протаранил «Фиат». Ещё два И-15 скапотировали при посадке и взяли повреждения. Националисты браво отчитались о 10 сбитых истребителях соперника, республиканцы – о четырех сбитых CR.32 и одном Не-111.

Точно подтверждается утрата три CR-32 – погибли итальянцы Бруно Чесана и Анджело Боэтти, испанец Педро Гиль Эскосин спасся на парашюте; и важные повреждения минимум одного Не 111 – погиб германский лётчик Т. Мартнер из экипажа одного из таких бомбардировщиков. А 18 января 21 И-16, закрывая 17 P-Z и 17 И-15, были атакованы 6 Bf 109В из 1.J/88 легиона «Кондор» (ведущий Шеллман). Бой был недолгим, немцы заявили о двух сбитых И-16, но и сами утратили один «мессер».

По республиканским данным погиб лётчик Герхард Клейн. Действительно, в западных источниках, не отрицающих сам факт смерти этого пилота, указывается, что по их данным, Клейн летал на Не 51 и был сбит зенитками. У республиканцев в этом бою был реально потерян один И-16, погиб коммунистический лётчик Иван Соколов.

По всей видимости, Ариас принимал участие в обоих этих битвах. Действительно, сказать о том, что Клейна сбил именно он (рассуждая логически, этот бой с «Мессерами» он, по всей видимости, относит к 10 января, как первое собственное столкновение с Bf-109) вряд ли вероятно. В этом случае возможность нужно дробить на число участвовавших в сражении республиканских истребителей, а их было 38 штук.

Совершенно верно кроме этого сложно сказать и об личной победе Ариаса 17 января. Оба боя имели массовый темперамент и в разных источниках на любой из сбитых самолётов соперника именуют уж через чур много претендентов.

С некоей натяжкой на счёт Ариаса возможно записать разве что групповую победу (в составе звена) над CR.32 17 января 1938 г. Помимо этого, пилоты 4-й аэ принимали участие в ещё одном масштабном, 22-минутном воздушном бое, случившемся 20 января 1938 г. в районе Теруэля, в то время, когда 23 И-15 и 20 И-16, закрывавшие наземные армии, приняли бой с 40 самолётами соперника. Республиканцы утратили один И-16 (погиб коммунистический лётчик Яков Ярошенко) и 2 И-15 столкнулись в воздухе.

Иван Горшков и не названный по фамилии в документах испанец спаслись на парашютах. Ещё один И-15 с испанским пилотом был подбит и сел на вынужденную. Республиканцы рассказали о 5 сбитых «мессерах» и 3 «фиатах», националисты – о 8–10 сбитых. Документально подтверждена утрата одного CR.32, на котором погиб итальянец Ренато Андреани, и одного «Ромео» Ro-37, что был повреждён, а его пилот, майор Негрон, начальник группы 1-G-12, был смертельно ранен.

Навигатор, капитан Мира пробовал посадить подбитый самолёт, но, в итоге, разбился. В принципе, Ариас имел возможность бы претендовать на победу над «Фиатом» либо «Ромео» в этом бою. Но в его мемуарах с датой 20 января почему-то по большому счету ничего не связывается.

Быть может, он в тот сутки уже отбыл на побережье, с частью 4-й аэ.

Продолжая предстоящий рассказ нельзя не упомянуть о таком распространённом среди республиканских лётчиков-истребителей явлении, которое возможно условно назвать «мессершмиттомания». Фактически любой республиканец-истребитель (русский, испанец, американец, француз и т.д), опубликовавший по окончании войны собственные воспоминания, в обязательном порядке пишет о том, что много раз дрался с «мессерами» и обязательно «сбил не меньше одного».

Весьма интересно, с чего бы это внезапно, учитывая маленькое количество 109-х (по различным данным – максимум 131 машина за три года войны, считая ко мне прототипы и не успевшие толком поучаствовать в битвах 40–45 Bf 109Е). Для сравнения: CR.32 в Испанию поставили 376, а Не 51 – 131–135 штук) и, в общем, малую распространённость до 1938 г. Что же касается Ариаса, то он несомненно пара десятков раз виделся с Bf 109 в испанском небе, и совершил с «мессерами», как минимум, пара битв. Но из всех его заявок на победы над Bf 109 документального подтверждается от силы одна, да да и то, вероятнее, групповая.

В будущем в больших воздушных битвах в районе Теруэля Ариас не принимал участие, поскольку в последних числах Февраля 1938 г. 4-ю аэ (по другим сведеньям – приблизительно половину эскадрильи) перебросили на побережье, где в это время усилилась активность гидроавиации националистов, действовавшей с Балеарских островов. Каких-либо побед в том месте достигнуто не было, по большей части всё свелось к прикрытию и патрулированию портов и судов.

А 22 февраля 1938 г., как ежедневно, в то время, когда националисты отбили Теруэль обратно у республиканцев, Ариас попал в тяжёлую аварию. Сам он обрисовывает это событие без правильного указания места действия (не смотря на то, что в документах данный случай отмечен) так: на его И-16 тип 5 перестал работать двигатель. Исходя из этого Ариас воспользовался чужим «Москасом». Но, мотор и этого И-16 «обрезало» на взлёте.

В итоге самолёт скапотировал и был очень сильно повреждён. Ариасу эта авария стоила переломов обеих ног, правой руки, нескольких многочисленных ушибов и рёбер, каковые «вывели его из игры» до мая 1938 г. Сам Ариас вычисляет основной обстоятельством аварии почтенный постоянные проблемы и возраст самолёта с двигателями, что являлось обычным для И-16 в Испании.

Кстати, в мемуарах Ариаса обрисован ещё один случай, в то время, когда, уже в мае-июне 1938 г. (правильной даты не приведено) лётчик 4-й аэ Рамирес получил тяжёлые травмы, разбив при посадке собственный И-16 тип 5 почтенного возраста, действительно, уже из-за «усталости металла» – подломились стойки шасси. Примечательно, что в имеющихся документах подобное лётное происшествие не отражено.

По-видимому, настоящая обстановка с И-16 в Испании была кроме того хуже, чем её обрисовывает (кстати, достаточно политкорректно) Ариас. И-16 прибывали в Испанию с массой конструктивных элементарного заводского и недоработок брака. В итоге, для обычного боевого применения фактически всем «Москасам» (включая кроме того самые современные в то время И-16 тип 10) требовалась замена плоскостей. ремонта и Постоянной профилактики потребовали в массе собственной изначально дефектные (заводской брак) двигатели.

Ремонт либо замена требовались приборному оборудованию, прицелам, элементам шасси. Совершенно верно кроме этого отладки либо замены потребовали синхронизаторы (на И-16 тип 10). Неизменно отказывали пулемёты ШКАС, а неприятности с двигателями М-25А и М-25В усугублялись тем, что из СССР в Испанию фактически не поставлялись запасные моторы, а поставки запчастей для них были недостаточны и нерегулярны.

Всё это сказывалось на боевых возможностях. В итоге, для И-16 тип 5 и 6 весьма важными соперниками были кроме того бипланы CR.32 и Не-51. А И-16 тип 10 смогли всерьёз тягаться с Bf 109 лишь по окончании последовательности местных доработок, обращение о которых отправится ниже. В целом, из опыта битв в Испании возможно сделать вывод о том, что реально И-16 довели до приемлемых лётных и производственных кондиций лишь в конце 1938 г., причём самолёты самые совершенных модификаций в Испанию уже опоздали.

Но серийного истребителя лучше, чем И-16, в 1936–1938 гг. в СССР всё равняется не было – республиканцам поставляли ровно то, что сами имели. По самый полным данным в Испанию в 1936–1939 гг. было поставлено 276 И-16 тип 5, 6 и 10, и 4 УТИ-4, из них 187 было утрачено (112 в воздушных битвах, 1 от огня зениток, 11 стёрто с лица земли на земле и 62 разбито в катастрофах и авариях). ВВС Франко досталось 22 И-16, ещё 28–30 автомобилей было собрано из имеющегося заводского задела.

Помимо этого, некое количество И-16 по окончании падения Каталонии досталось французам). На этом фоне становятся понятны лихорадочные попытки республиканцев создать хоть какой-то «истребитель-альтернативу» «Чатосам» и «Москасам», выразившиеся, к примеру, в подготовке к развёртыванию производства Фоккера D.XXI (как мы знаем окончившейся ничем) либо в приобретении в 1938 г. в Канаде 34 очень вызывающих большие сомнения в качестве истребителей двухместных Grumman G-23.

За время, пока А. Ариас лечился в санаториях и госпиталях, и без того непростое положение Испанской республики кардинально ухудшилось. Отбив обратно Теруэль, националисты продолжили наступление и 15 апреля 1938 г. у Винароса вышли к побережью Средиземного моря, порвав республиканскую территорию надвое. После этого войска генерала Франко продолжили (и не без успеха) наступать как на запад, в сторону Валенсии, так и на восток, в общем направлении на Барселону.

Ариас пишет, что именно эти известия с фронта вынудили его досрочно сбежать из санатория. Уже в середине мая 1938 г. Ариас начал делать боевые вылеты в составе 4-й аэ, действовавшей, по большей части, в р-не Валенсии. В числе собственных удач этого периода он приводит (без правильного указания даты) успешный перехват в составе звена разведчика Do 17, что был, якобы, сбит в р-не Лериды.

Единственный похожий эпизод по документам имел место 14 мая 1938 г. в то время, когда семь И-16 вправду перехватили разведчик Do 17, сопровождаемый парой «мессеров». В соответствии с документам, «Дорнье» был повреждён, но ушёл на собственную территорию. Республиканцы отчитались кроме этого об одном сбитом Bf 109 (не подтверждено). А немцы из «Кондора» со своей стороны заявили о сбитом И-16.

Последнее также не подтвердилось, не смотря на то, что, По сведеньям, которыми мы сейчас рассполагаем, пара И-16 возвратились затем боя с пробоинами. Одвременно с этим происходили кое-какие организационные и технические трансформации в составе республиканских ВВС. Так, в мае 1938 г. Э. Клаудин был назначен начальником 21-й истр. авиагруппы (вместо М. Агирре), а А. Ариас через месяц стал комэском 4-й аэ. Действительно, при очень ужасных событиях – 5 июля 1938 г. на протяжении прикрытия

9 СБ 14-ю И-16 из 1-й и 4-й аэ в р-не Кампильо-Вильястар-Кубла в самолёт начальника 21-й истр. авиагруппы Эдуардо Клаудина попал зенитный боеприпас большого калибра. Прямым попаданием И-16 практически «разбило в небольшие брызги». С этого момента начальником группы стал М. Сарауса, а А. Ариас принял 4-ю аэ. В собственной книге Ариас детально обрисовывает данный эпизод. Действительно, он относит его к 6 июля, и, к тому же пишет, что Э. Клаудин был комэском 4-й аэ, а М. Сарауса – начальником группы.

По документам же всё напротив.

Помимо этого, в апреле 1938 г. французы наконец пропустили в Испанию большую партию советского оружия. В числе другого прибыли 31 И-16 бомбардировщик 10 и 31 тип СБ. тип и-16 Новые 10 имели простой «букет неприятностей» – на них было нужно заменять плоскости, выбирать моторы и отлаживать синхронизаторы (в ряде источников указано, что решить эту проблему в местных условиях полностью не получилось, исходя из этого часть этих «Супер Москасов» летала с пулемётами ПВ-1 вместо ШКАСов).

Неприятности с моторами М-25В также были важными и, как минимум, два–три И-16 тип 10 было разбито из-за их отказа. В итоге, радикально эту проблему решили, установив на И-16 тип 10 контрабандно приобретённые в Соединенных Штатах моторы Wright-Cyclone 1820 F-54. Данный мотор весил на 4 кг больше М-25В, но был на 70–75 л.с. замечательнее, и высотнее.

С «Райт-Циклонами» И-16 тип 10 набирали высоту 5000 м за 5 мин и разгонялись на данной высоте до 480 км/ч. Так оказался истребитель, превосходивший по лётным данным кроме того Bf 109В/С. Но американских моторов было всего 24 штуки – через чур мало чтобы перехватить инициативу в воздушных битвах…

Соответственно, «американизированные» «Супер Москасы» имела на вооружении лишь 4-я аэ Ариаса, часть 3-й аэ Франсиско Тарасоны и их применяли комэски и, быть может, кое-какие начальники звеньев. Позднее, в связи со спецификой применения, самолёты 4-й аэ взяли простейшее кислородное оборудование – баллон со шлангом без полноценной маски, с целлулоидным мундштуком на финише (за что пилотов именовали «сосунками»), а лётчики – утеплённое кожаное обмундирование.

Помимо этого, в июне 1938 г. в Испанию прибыла крайняя группа из 34 советских лётчиков-истребителей, составивших две советские эскадрильи И-16. 5-й аэ начал командовать Сергей Грицевец (1909 г.р.; ст. лейтенант; в Испании с 10.06. по 26.10.1938 г.; по советским донным в Испании совершил 88 боевых вылетов, сбил 6 самолётов лично и до 7 в группе; ранние советские источники приписывали ему до 30 побед в Испании; за Испанию в феврале 1939 г. представлен к званию Храбреца СССР; потом – известнейший коммунистический лётчик-ас довоенного времени; на Халхин-Голе в 1939 г. по советскими данным сбил не меньше 12 японских самолётов; погиб 16.09.1939 г. в авиакатастрофе). По воспоминаниям Ариаса 4-я аэ в первый раз взаимодействовала с лётчиками 5-й аэ Грицевца

13 июня 1938 г. якобы, при сопровождении СБ в р-не севернее Кастельона 4-я аэ. была атакована группой Bf-109В, а после этого к обеим сторонам подошло подкрепление. В итоге, был повреждён И-16 из 5-й аэ (Ариас с ведомыми прикрыл раненого советского лётчика Фёдора Филипченко и сопровождал его до момента посадки) и сбит один «Мессер». В случае если по поводу этого эпизода обратиться к документам, в них снова обнаружатся сильные расхождения с мемуарами Ариаса.

Так, 13 июня 1938 г. шесть СБ под прикрытием 16 И-16 вправду встретили восьмерку Bf-109В, но в р-не Вильяфамеса. Неприятность в том, что, по документам, в этом бою принимали участие лишь советские лётчики (испанцы по большому счету не упомянуты). В итоге был сбит И-16 (погиб лейтенант Александр Сироченко), был ранен, но сумел привести самолёт на аэропорт Георгий Прокопенко.

Республиканцы отчитались об одном сбитом «Мессере» (по советским данным победу одержал Владимир Бобров), и сбитом «Москасами» на отходе двухмоторном разведчике. Ни то, ни второе документами националистов не подтверждено. Ещё один бой в тот же сутки случился именно в районе Кастельона, но на этот раз, 36 И-15 и 9 И-16 перехватили группу Не 111, закрываемую 17 «мессерами».

В последующем бою республиканцы заявили о двух сбитых Bf 109В, а немцы из «Кондора» – о четырех сбитых И-15 и двух И-16. Реально обоснованы повреждения шести Не 111 (среди них и достаточно важные) и утрата двух И-15, пилоты которых спаслись на парашютах. А другое, как говорится, «от лукавого». В принципе, Ариас имел возможность принимать участие во втором бою (фамилий и деталей в документах, увы, нет), но в собственной книге он полностью ничего не пишет о перехвате «Хейнкелей» в тот сутки!

К тому же, в документах этого дня по большому счету не упомянуты Грицевец и Филлипченко. То же относится и к следующему дню, 14 июня, в то время, когда в течение светового дня было зафиксировано пять боевых вылетов республиканской авиации (сопровождение СБ и перехват бомбардировщиков). Тогда ценой утраты двух И-15 и двух разбившихся при посадке И-16 были действительн

Испанец 3 серия (2015 год) (русский сериал)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: