Русский «штандарт»

      Комментарии к записи Русский «штандарт» отключены

Трехмачтовый фрегат «Штандарт» зимует в порту города Любека. А это значит, у нас имеется неповторимая возможность погрузиться в XVIII век.

Дело в том, что российское учебное судно «Штандарт» (1) — правильная копия корабля, выстроенного Петром Великим более 300 лет назад.

Еще на протяжении путешествия по Европе с Великим консульством царь (2) усвоил способы строительства судов, а в Амстердаме специально для него — дабы Петр имел возможность заметить целый цикл судостроения — был заложен, выстроен и построен фрегат «Павел и Петр». Грамота, выданная «Петру Михайлову» корабельным мастером, сказала, что Петр

«изучил мастерство сплачивания, сколачивания, строгания и пиления… как и мы сами мастерство сие разумеем».

Русский «штандарт»

Но голландская школа кораблестроения в отличие от британской опиралась в основном на практический опыт, чем на теоретические расчеты. Форма корпуса, поперечные сечения шпангоутов, досок обшивки в Голландии определялись «по традиции», на основании передаваемых от отца к сыну «секретов» профессии. Перенести такую разработку в Россию, где не было потомственных плотников, резчиков и такелажников, опытных дедовские секреты мастерства, было задачей неосуществимой.

Нужен был структурированный, более научный подход.

Исходя из этого по окончании Голландии Петр собрался в Англию, страну, известную своим научным подходом ко всему.

По окончании пяти месяцев в Голландии «Петр Михайлов» совершил еще четыре месяца в Англии — путешествуя, общаясь с адмиралами и мастерами. Что вывез Петр из той поездки? Кроме 500 экспертов, нанятых по его приказу на русскую работу, Петр «подсмотрел» новейшие технологические ответы в кораблестроении и производстве.

Первенец русского флота

Использование взятым знаниям нашлось достаточно не так долго осталось ждать. В 1702-03 годах началось строительство судов для Балтики: строили их на реках Свирь и Сясь. Сясьская верфь была не весьма успешной — подбор мастеров-кораблестроителей был не на высоте.

А вот на Олонецкой верфи, названной по имени уезда и расположенной на Свири (сейчас Лодейное Поле), дела пошли весьма удачно. Всего за пять месяцев, начав работу практически в чистом поле и создавая верфь на ходу, выстроили первые 10 судов. Самым громадным был 28-пушечный фрегат «Штандарт», что и стал флагманом нового Балтфлота.

Наименование «Штандарт» символизирует обретение Россией нового торгового пути через Балтийское море: в 1703 году царь Петр поменял собственный штандарт, добавив к картам трех русских морей четвертую — карту Балтики. Был сделан новый штандарт, и в его честь назвали первый корабль Балтфлота.

Фрегат на Траве

И вот копий петровского «Штандарта» стала на зимовку на речке Траве. На корабле возможно побывать а также отправиться в плавание. Он путешествует из Германии через Швецию в Норвегию либо из Гамбурга в Роттердам.

Корабль курсирует в Балтийском и Северном морях, опасаясь морских термитов южных вод, угрожающих полезной обшивке из смолистой лиственницы. Использованные для корабля деревья выросли в известной Линдуловской роще на Карельском перешейке, заложенной для получения корабельного леса в 1738-м.

По эскизам и старинным технологиям петровских времен фрегат возводили всем миром практически шесть лет — до 1999 года. Строила корабль по большей части петербургская молодежь — школьники и студенты, а помогали британские и голландские спонсоры, потому, что сейчас отмечалась годовщина Великого консульства Петра I в Европу.

Исторически точны конструкция, паруса и материалы корпуса. На борту имеется кроме того готовая к стрельбе артиллерия. Носовую часть парусника украшает гальюнная фигура — скульптура в виде льва, власти и символа могущества.

Создатели желали, дабы лев оказался хорошим. И им это удалось.

Как в ветхие времена

Капитан фрегата Владимир Мартусь (3) как будто бы сошел со страниц петровских хроник. Одетый в чёрную треуголку и белую рубаху, он угощает гостей чаем за огромным древесным столом. Ясно — петровский размах!

Основная цель отца и капитана четверых детей — воспитание молодежи, рассказ об истории русского флота.

— Отечественная главная задача — воспитать в ребятах лидерские качества, дабы у них была возможность обучаться вести за собой вторых, организовывать около себя и людей, и пространство. Мы восцитываем не столько морских капитанов, сколько бизнеса и капитанов экономики. Так как молодым ребятам довольно часто не достаточно настоящих опробований.

Стать участником экипажа, оказывается, не так уж и сложно. Нужно подать заявку (на сайте www.shtandart.ru) и пройти конкурс (главным критерием отбора являются не навыки, а желание). За годы морских странствий судна на его борту в качестве добровольцев побывали около трех тысяч людей.

Желающим попасть в их последовательности необходимо готовься к тому, что дремать придется в гамаке под потолком, два раза в день по четыре часа нести вахту (4) и подниматься на «марсовую площадку» на мачте. Такое удалось пережить экономисту из Петербурга Надежде Тупицыной:

— Весьма романтично появляться где-нибудь на самом верху — на грот-марселе и под порывами сильного ветра убирать паруса. Особенно, в то время, когда солнце заходит за горизонт, либо утром. Это прекрасно.

Я всего один раз выходила в море на «Штандарте», весьма интересно заметить и ощутить, как это было в давешние петровские времена.

Добровольцы-практиканты, каковые готовы потрудиться на судне в течение пары недель, отправляются в плавание безвозмездно! До сих пор их и кормили безвозмездно, но с этого года было нужно ввести сбор — 10 евро в день.

— Еда у нас простецкая, — говорит капитан. — Гречневая каша, макароны по-флотски, без деликатесов. Но четыре раза в сутки! Готовить нужно самим. А с выпивкой у нас весьма строгие правила.

В то время, когда мы в море, кроме того пиво не не запрещаеться, по причине того, что незачем смешивать морские приключения и алкоголь.

За продукты отвечает сестра-хозяйка Настя Тенгалычева — 23-летняя учительница информатики из Нижнего Новгорода уже четыре года живет на корабле.

Парусник (5) участвует в фестивалях и международных регатах, снимается в кино. До конца апреля ему предстоит ремонт в порту Любека на речке Траве — набережная Media-Docks. В мае «Штандарт» станет почетным гостем Дня рождения Гамбургского порта, а позже заберёт курс на Фленсбург, Стокгольм, Ригу, порты Дании и Норвегии.

источник: Екатерина ФИЛИППОВА «Русскии «Штандарт»» КОНТАКТ-ШАНС 8/2015

С021135 Русский штандарт

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: