Архангельск, 100 лет назад

      Комментарии к записи Архангельск, 100 лет назад отключены

100 лет минуло с того времени как в Архангельске, в портах Бакарица и Экономия прогремели страшные взрывы двух судов – Барона Дризена и Семёна Челюскина. Давайте отыщем в памяти о тех далеких событиях, чудовищность которых потрясла тогда целый Архангельск.
Взрыв на Бакарице

24 сентября ожидался приезд в Архангельск Морского министра генерал-адъютанта Григоровича. Главе порта было разрешено приказание привести в должный порядок портовые территории. Для встречи назначен почетный караул от Архангельского флотского полуэкипажа в составе 1 роты. За этими приготовлениями в наведении лоска, порядка и чистоты на территории порта забыли о главном – о порта и безопасности грузов.

По окончании отъезда министра все пошло своим чередом, а высшие главы передавали собственные обязанности главам пониже, оставляя себе только права. И вот опять грянул гром…

Архангельск, 100 лет назад

Одновинтовый грузовой пароход БАРОН ДРИЗЕН 1901 г., верфь Irvine Harbour Dock. Обладатель «Северное пароходное общество»

17.10.1916 г (капитан Ф Дрейман) пришел в Бакарицу (Архангельск) из Англии – груз: 155 576 пуд разрывных снарядов, 50 786 пуд шрапнели, 23 350 пуд бездымного пороха, 18 802 пуда взрывчатки, 6146 пуд тёмного пороха, более чем 50 тысяч фугасных гранат и 25 тысяч детонаторных трубок для снарядов, 548 баллонов жидкого хлора и 2020 пуд пикриновой кислоты и малоизвестное на данный момент количество сульфата алюминия.

Не смотря на то, что в порт пароход прибыл 17-го, он пара дней стоял на рейде наоборот центра города в ожидании причала (порт напряжённо трудился, и на момент прибытия судна все причалы были заняты).

В то время, когда судно поднялось к причалу, его трюмы были открыты и больше не закрывались. К 26-му октября было выгружено 700 тысячь киллограм груза, из которых 250 тысячь киллограм взрывчатых веществ было вывезено с территории порта. В обеденный паузу все рабочие ушли с судна. Осталась лишь команда. Капитан с женой и старший ассистент еще утром уехали в город.

Часовой у трапа отсутствовал. Около часа дня на «Дризене» раздался взрыв, через пара секунд последовал более замечательный второй взрыв. Появился пожар на причале и пароходе.

Сохранившиеся люди бежали с причалов территории порта, бежали и команды находившихся пароходов. Через 40 мин. раздался самый замечательный, третий взрыв и началась канонада – взрывались выгруженные патроны и снаряды. Перепуганные обитатели замечали с другого берега громадный столб тёмного дыма и оранжевые языки пламени. Сила взрыва была столь громадна, что обломки огромных размеров закинуло за много метров на основной ЖД путь.

От взрыва пароход затонул, затонули и рядом находившиеся британский пароход «Эрл оф Форфар» и буксир «Рекорд». Исправник из Холмогор телеграфировал, что в том месте ощущалось колебание земли, равно как и в архангельских зданиях, вылетели все стекла. В припортовом посёлке пожарами и взрывами было стёрто с лица земли 27 бараков для воинов, 5 каменных строений, пара причалов, электростанция, практически все жилые дома, портовые склады, на месте причала, у которого стоял «Дризен», появилась огромная воронка.

На берегу загорелись коробки со взрывчатыми веществами и снарядами. Появлялись новые очаги пожара. В то время, когда данный преисподняя мало поутих, начали прибывать буксиры с военными и солдатами гарнизона моряками.

Только поздно ночью удалось ликвидировать пожар.

(Порт Бакарица по окончании взрыва. Правильнее, то, что по окончании него осталось)

Официальные эти очевидно занижали количество погибших, пропавших без вести и раненых. Глава Архангельского порта Веретенников доносил Морскому министру:

«Взрывами на Бакарице убито 650 человек, насчитывается 839 раненых. Пропали без вести 14 человек Архангельской пешей дружины, Костромской дружины, флотского полуэкипажа, ратники, люди из офицерской стрелковой школы, отдельной караульной команды, Тамбовской дружины, автошколы, служащие таможни».

В отчете губернатора говорилось о 607 погребенных трупах и 1166 лишь зарегистрированных раненых.

По вторым, неофициальным данным, погибло и пропало без вести более двух тысяч людей. Среди погибших было большое количество китайцев, каковые трудились на постройке портовых железной дороги и сооружений. Трупы либо то, что осталось от людей, возили на остров Зеленец и хоронили в неспециализированную могилу.

С британских пароходов погибли 27 и ранены 15 человек.

СМИ молчали, а власти всячески старались преуменьшить размеры трагедии. Наконец, 29 октября было опубликовано первое сообщение:

«Петроград. 29 октября. Морской генштаб информирует, что в час пополудни 26 этого месяца в Архангельске случился взрыв на пароходе «Барон Дризен», имевшем груз снарядов и находившемся у пристани в Бакарице.

От взрыва упали кое-какие из соседних жилых бараков и начались пожары построек и части пребывавших на берегу грузов, причем было уничтожено пожарное депо и погиб обоз вместе с командой. Не обращая внимания на это, пожар благодаря энергичным принятым мерам удалось прекратить к вечеру того же дня. На протяжении трагедии погиб п/х Барон Дризен и поврежден находившийся рядом второй п/х «Эрл оф Форфар». Помимо этого, были повреждены кое-какие портовые средства.

Ущерб от потери и повреждений грузов сказался меньше, чем того возможно было бы ожидать. Солиднейшая часть грузов, поданных на берег, была увезена еще перед тем, как начался пожар. Число раненых и обожженных достигает 660 человек, убитых – около 150 человек.

Начато следствие для изучения обстоятельств взрыва на п/х «Барон Дризен», причем власти уже на данный момент имеют важные основания предполагать наличие злоумышления, организованного германскими эмиссарами».

Для успокоения обывателей и общественного мнения опубликовано дополнение к официальному сообщению Морского генштаба:

«Петроград. 30 октября. Из важных источников показывают, что, в соответствии с взятым день назад из Архангельска сведениям, последствия случившейся 26 октября трагедии никак не отразились на способности порта к пропуску грузов.

Все пристани Архангельска работают без перерыва, а пристань Бакарица возобновила работы с 28 октября, что касается самого города, то как от случившегося взрыва, так и от пожара ни город, ни его обитатели не пострадали нисколько».

Сразу после взрыва прокурор Архангельского облсуда дает указание судебному следователю приступить к предварительному следствию по делу о пожаре на Бакарице.

Практически по горячим следам проводятся все следственные действия: опрашиваются свидетели с участием офицеров Жандармского управления, назначаются экспертизы экспертов, забраны под стражу оставшиеся в живых участников экипажа парохода «Барон Дризен» – капитан Дрейман, старший ассистент Акмен, ассистент Казе, боцман Полько. Выдвинута одна версия: трагедия на Бакарице – итог взрыва на пароходе «Барон Дризен», осуществленного агентами германской разведки.

дознаватели и Следователь проделали огромную работу. Из свидетельских показаний специалистов неспешно вырисовывалась картина катастрофы.

В следствии поджога маленького количества тёмного пороха в 3-м либо 4-м трюме появился скоро вставший клуб тёмного дыма, и лишь затем раздался сильный взрыв с дымом и огнём всей массы пороха, через мгновение последовал взрыв материала, сложенного недалеко от электростанции, наоборот «Дризена» (бездымный порох, снаряды и детонаторы), в следствии появилась воронка. Третий взрыв, мин. через 40-45, случился на берегу, где был сложен тротил, и в один момент взорвались носовая часть и котлы парохода.

От этого взрыва пострадал «Эрл оф Форфар», находившийся рядом, а части котельного железа закинуло на баржу с машинами, оторванную от причала и плывшую по течению вниз. В следствии появилась вторая воронка.

Взрыв совсем уничтожил 100-английский пароход и тонный кран. Последствия были бы не столь страшными, если бы детонаторные трубки, боеприпасы, тринитротолуол и бездымный порох не лежали рядом, а это было уже правонарушением.

Не считая команды парохода, за исключением трех человек, на нем было 9 рабочих Петроградской транспортно-штуровой артели. Спасся лишь один боцман Полько, что, само собой разумеется, привело к подозрению, потому что казалось немыслимым выжить в таком аду, в случае если тот вправду сейчас был на судне. Но из-за чего бы не произойти такому чуду, в случае если со находившегося по корме буксира «Рекорд» спаслась вся команда, перебравшись через баржу на берег, а рядом находившийся британский пароход был уничтожен и затонул, на нем погибли 27 человек.

На первом же допросе в военного госпиталь Полько продемонстрировал:

«По окончании развода матросов на работу зашел на 60 секунд в собственную каюту в носу судна, а оттуда в рядом расположенный клозет. Сейчас раздался оглушительный взрыв. Скинуло со стульчака на пол, где пролежал некое время. Дверь была оторванной, и в дверное отверстие посыпался песок. Выскочил из клозета, расположенного на носу, на правом борту, заметил пламя, откуда-то выбивавшееся на палубу с левого борта из ближайшего ко мне трюмного люка.

Я выбросился за борт в воду, между пристанью и пароходом, превратившейся от взрыва в яму с плававшими в ней бревнами. По этим бревнам выбрался на берег и ринулся бежать в какую-то деревню. Ощущаю глухоту. Из правого уха течет кровь. На «Дризене» с 1912 года плотником и боцманом. Самостоятельно добрался до ЖД линии и сел в поезд, что подбирал раненых, позже привезли к пароходу и отвезли в муниципальный лазарет.

В лазарете пробыл около дней, а в госпиталь восемь дней. На пароходе слышал всего один взрыв, второй – уже пребывав в деревне. Люки у нас ночь и день были открыты. Последний раз во 2-м люке я был в воскресенье (25-го) вечером вместе с рабочими.

Меня в том направлении отправил старший ассистент, дабы продемонстрировать рабочим, как накладывать стропы. Два воина и четыре вольных. Часовых у люков на протяжении работы не было. Вообще-то, по пароходу шлялось большое количество народа и посторонних а также в кубрик приходили, время от времени брали у матросов вещи — рубахи, носки.

Два раза прогонял с судна какого-либо старика, что на предложение покинуть судно огрызнулся, что, если он желает поболтать, никто ему не имеет возможности запретить».

Судебно-медицинское освидетельствование установило:

«Запрещено отрицать того, что ссадины на теле Полько имеется итог действия взрывов. Ссадины могли быть причинены, к примеру, небольшими осколками стекла, песчинками, небольшими щепками. Ссадины на ягодицах и синяки на бедрах имеется итог бывших ушибов.

Запрещено отрицать того, что означенные повреждения случились где-нибудь на территории, подверженной влиянию взрыва».

Одежда Полько кроме этого была подвергнута экспертизе. Сомнение вызывала куртка, которая появилась в его вещах, но он её не принял собственной. Вместе с тем стало известно, что собственную рабочую куртку, всю изодранную и мокрую, он кинул около какого-либо сарая в деревне и одел валявшуюся около не легко раненного человека.

Куртку Полько вправду нашли в указанном месте и приобщили в качестве вещественного доказательства. Но это не помогло: по окончании военного госпиталя Полько был забран под стражу и многократно допрашивался. Власти изменялись, а он сидел в губернской колонии. В протоколе допроса обвиняемого от 25 ноября 1916 года зафиксировано:

«Я не признаю себя виновным в том, что, пребывая в русском подданстве, по пилотному соглашению с другими, следствием не найденными лицами, в намерении содействовать пребывающим на положении войны с Россией к другим странам в их военных против России действиях 26 октября 1916 года в Архангельском порту сам либо через второе лицо взорвал ошвартовавшийся у причала № 20 портовой местности «Бакарица» означенный пароход «Барон Дризен», на коем служил в качестве боцмана.

По существу предъявленного обвинения могу только подтвердить эти мною ранее показания. Виноват лишь в том, что снял куртку с раненого, за это и судите».

Так, в глазах правительства единственным виновным был боцман Полько, поскольку настоящие преступники не были распознаны. Все, но, сознавали абсурдность обвинения Полько, чудесным образом спасшегося из этого ада.

Но так как кто-то должен был ответить за эту трагедию, в противном случае было нужно бы обвинить саму власть, не сумевшую, быть может и не захотевшую, принять все меры к охране военных и порта грузов, не обращая внимания на идущие одно за вторым предупреждения о готовящихся германской разведкой диверсионных актах в порту. От служащих и сигналов офицеров, трудившихся в порту, и от офицеров и унтер-офицеров власти отмахивались.

Глава жандармского пункта порта Бакарица поручик Спицын продемонстрировал:

«26 октября забора, практически мешающего проникновению в район перегруза, не было, новый же еще не был совсем закончен. Кто угодно имел возможность пробраться на территорию порта. Ветхий забор был разобран, а новый не охранялся, все проходили без блях (жетонов) и без пропусков».

Вот и целый ответ на вопрос – кто виноват? В случае если главнач и глава порта не знали этого, то очевидно, что об этом знала германская разведка.

Ознакомившись с протоколами допросов свидетелей, Кормилев, сравнительно не так давно произведенный в полковники, заключил , что на пароход пробрался намерено подготовленный для диверсий человек. Это подтверждали и шифротелеграммы, полученные из Петроградского контрразведывательного отделения, о том, что организатором взрыва есть латыш Эрих Фрейман, живший долгое время в Германии и пребывающий на взорванном пароходе, и что причастным к взрыву есть один из организаторов страшной шайки в Нью-Йорке Дик Рюан.

Информация поступила от армейского агента в Голландии. Помимо этого, были взяты сведения о том, что некоторый Каллио родом из Карелии и Иогансон из Торнео отправились на Мурманскую дорогу либо в Архангельск для производства взрывов по поручению немцев. Каллио и Иогансону было поручено взрывать груженые пароходы.

Под какой фамилией они выехали, неизвестно. Еще раньше в Архангельск уехали с той же целью 6 либо 7 человек. В ориентировке указывалось:

«Главными германскими агентами по производству взрывов и поджогов являются уроженцы Финляндии, попавшие на протяжении текущей войны в Германию, участвующие в сообществе и поставившие целью отторжение Финляндии от России. Сообщество это появилось в Финляндии в 1915 году. Из них была составлена воинская часть – 27 егерский батальон».

Сообщалось кроме этого, что германская разведка снабжает собственных агентов «карандашами» и «пеналами», создаваемыми на заводе «Сименс и Гальске», для взрывов и производства поджогов. Помимо этого, на этом заводе изготавливались бомбы с химическими взрывателями разной формы и величины, готовые к действию через узнаваемый временной отрезок. На упаковке указывалось время действия – 3,6, 12 часов.

Боеприпас, кроме того самой маленькой величины, произведенный немцами на заводе «Сименс и Гальске», мог быть достаточно сильным детонатором для находящихся на пароходе взрывчатых веществ.

Взрыв на Экономии

Не прошло и трех месяцев по окончании трагедии в Бакарице, как до Архангельска донеслись новые взрывы. В этом случае со стороны Экономии, расположенной в 25 километрах ниже по реке на берегу притока Двины – Кузнечихи. 13 января 1917 года, в начале 10 часов утра, шум замечательного взрыва пронесся над городом, пошатнулись дома, со звоном вылетели в окнах стекла, двери сами, как в сказке, распахнулись.

Около часа пополудни в городе услышали второй, не меньше замечательный взрыв, а под вечер, в половине пятого, третий.

Что же случилось в этом случае? 16 декабря 1916 года в Кольском заливе недалеко от Мурманска ледокольный пароход Семен Челюскин принял с борта французского судна Святой Фома в собственные трюмы 900 бочек мелинита, более 5000 коробок синкрита (также ВВ, в полтора раза превосходящее по силе динамит), около 1000 коробок со боеприпасами, другие снаряды, бертолетову соль, аптекарские товары и пара десятков грузовых и автомобилей .

12 января в четыре часа дня Семен Челюскин стал к причалу Экономии под разгрузку. С вечера того дня до 7 часов утра 13 января грузчики стивидорской конторы компании Шмидт вели постоянную разгрузку судна в две смены.

В начале 10 утра, на протяжении откатки бочек, одна из них дала сильное пламя, передавшееся на группу рядом стоящих бочек, и Семен Челюскин взорвался.

Равно как и Барон Дризен в Бакарице, Семен Челюскин разлетелся на куски. Практически сразу после полудня взлетел на воздушное пространство ошвартованный по носу Семена Челюскина британский грузовой пароход Байропна (затонул в виде двух покалеченных взрывом частей), а спустя четыре с половиной часа над Экономией прогремел третий взрыв – это на причале у ЖД дорог взорвалось 300 тысячь киллограм тетрила.

В течение следующих трех дней на берегу Кузнечихи слышались нередкие взрывы – это рвались в порту боеприпасы и снаряды. В порту не осталось ни одного неповрежденного строения (а их насчитывалось практически 300), вся территория складов была засыпана обломками взорвавшихся пароходов, аэропланов и грузовиков, находившихся на них, бревнами, осколками и досками снарядов. ЖД дороги не трудились в течении трех километров от порта.

К счастью, число людских жертв в этом случае выяснилось меньше, чем в Бакарице. Убитых и пропавших без вести насчитывалось 284, раненых 299 человек.

Пароход «Семён Челюскин» выстроен верфью Napier Miller Old Kilpatrick в 1915 году. Клиент «Murray Crawford», Glasgow UK. В том же 1915 приобретён русским правительством для Управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района как Семён Челюскин и 4.11.1915 пришел в Архангельск (имя взял тут).

11.1.1917 кинул якорь в Архангельске, имея на борту более 2 тыс. т взрывчатки. Рядом были суда Байропеа, Кильдин, Каменец-Подольск, Красноярск, Бонт-Неви.

Подозреваемым по делу о взрыве на Экономии проходил глава разгрузочно-погрузочных работ Э. Мелленберг. Он был задержан ещё до взрыва, как вероятный германский шпион, но несчастье, к которому, как установило следствие, он приложил руку, не допустить не удалось.

Р.С. Чтобы было понятнее.

Бакарица – это самый южный порт Архангельска, расположенный на противоположном от центра города берегу Северной Двины.

Экономия – наоборот, самый северный порт Архангельска, расположенный в месте слияния Маймаксанского и Кузнечевского рукавов Северной Двины неподалеку от в падения реки в Белое море. Эти рукава образуют северную оконечность Соломбальского острова, на котором расположена северная часть города Архангельска.

Р.Р.С. Прочтя большое количество матералов на данную тему, я осознал, что до сих пор только бог ведает подлинную обстоятельство тех взрывов – согласитесь, если бы это было делом рук германской агентуры, пунктуальные немцы не преминули бы наградить исполнителей и организаторов, а сам факт диверсий обязательно внесли бы в анналы удач собственных разведслужб.

Потому, что этого нет, скорее возможно сделать вывод о том, что эти наибольшие техногенные трагедии на севере России стали результатом простого в отечественном Отечестве бардака и быть может, только возможно, пакостью какихнить утырков-националистов-русофобов, сочувствующих немцам в ПМВ. Но, второе вряд ли было бы вероятно без первого…

Людей вот лишь весьма жалко.

40 лет назад в Архангельске открылся кинотеатр Русь

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: