Опытный основной боевой танк мвт-70. сша/германия

      Комментарии к записи Опытный основной боевой танк мвт-70. сша/германия отключены

Опытный основной боевой танк мвт-70. сша/германия

Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статьях «Американский умелый танк XM803 (1971 год)» и «Американские ЗСУ времен Холодной войны: дополнение».

Находившиеся на вооружении армий НАТО, по окончании его создания, главные боевые танки М48 и М-60 не смотря на то, что и владели тактикотехническими чертями, каковые соответствовали предъявляемым к ним требованиям, но не могли полноценно противостоять новым советским танкам первого послевоенного поколения Т-54, Т-55, Т-62 и ИТ-1.

Плановая модернизация М-48 и М-60, согласно расчетам западных экспертов, кроме этого не имела возможности всецело компенсировать имевшееся отставание западных образцов бронетанковой техники.

Для преодоления отставания в первой половине 60-ых годов двадцатого века Соединенными Штатами и ФРГ начались переговоры, целью которых являлось заключение соглашения о совместной разработке проекта и изготовлении опытных образцов главного боевого танка, талантливого стать в 70-х годах двадцатого столетия единым танком НАТО.

Американцы полагали, что участие в проекте экспертов Германии разрешит создать танк, самый полно приспособленный для ведения военных действий в Европе и тем самым всецело удовлетворить требования, выдвигаемые государствами Ветхого Света к главным боевым танкам.

1 августа 1963 года такое соглашение было достигнуто. Начальниками проекта главного годов и 70-боевого танка (МВТ-70) были назначены: с США — генерал Вельборн Дж. Дольвин, с германской — врач Фритц Энгельман. В том же году был организован объединенный комитет, в задачу которого входило принятие ответов по всем вопросам, касающимся создания нового танка.

По указанию комитета, армейским и гражданским экспертам двух государств внесли предложение сформулировать тактико-технические требования, которыми, на их взор, должна была владеть новая военная машина.

Такие требования были представлены в комитет в начале 1964 года. С целью проведения технико-экономического обоснования главных параметров нового танка и их экономической эффективности комитет выбрал американскую компанию «Локхид миссайлз энд спейс компани». Эксперты компании применяли для данной цели счетно-решающие устройства, каковые, по современной терминологии, именуют компьютерами.

Это было первой попыткой для того чтобы рода в практике мирового танкостроения.

Разработка проведения аналогичных работ кратко пребывала в следующем: все тактико-технические требования к новому танку выразили 69 параметрами. В качестве эталонного примера, с которым проводилось сравнение МВТ-70, выбрали американский танк М-60. Согласно точки зрения западных армейских экспертов, он самый полно соответствовал предъявляемым требованиям в то время времени.

Были совершены всесторонние натурные опробования этого танка по специально разработанной американскими и западногерманскими конструкторами программе. Их целью было фиксация и выявление всех хороших и отрицательных сторон М-60. Полученные результаты обрабатывались и вводились в счетнорешающую машину.

По окончании устранения всех распознанных отрицательных моментов взяли так называемый «модернизированный теоретический» танк М-60, что также подвергли опробованиям, лишь в этом случае при помощи счетно-решающих автомобилей.

1 — один из проектов перспективного ОБТ MBT-70 c размещением всего экипажа из 4х человек в башне и улучшенной противорадиационной защитой(подбой)
2 — испытательный стенд для гидропневматической подвески, разрабатываемой в рамках программы MBT-70
3 — испытательный стенд для отработки размещения всего экипажа в башне. Рабочее место МВ — кабинка, оснащенная механизмом противовращения

Все наиболее значимые параметры нового танка, такие, как тяга, скорость, защита, методы управления и многие другие, выраженные математическими знаками, ввели в счётную машину. Математическими моделями обрисовали и разные тактические обстановки, в которых имел возможность появляться эталонный танк. Все это разрешило подробно оценить все выдвинутые требования к новому танку, для того, чтобы к началу производства первой серийной партии автомобилей их смогли выполнить, и одновременно с этим дабы они морально не устарели к тому моменту.

Параллельно управление проектом подбирало кандидатов на роль основных компаний-изготовителей.

По окончании конкурса выбрали американскую компанию «General Motors» и «Германское исследовательское общество» (ДЕС).

Научно-исследовательские (НИ) и умело-конструкторские (ОК) работы решили проводить в два этапа. Начали их в Германии в г.Аугсбурге. Второй этап проводился в Соединенных Штатах (штат Мичиган, г.Уоррен). При исполнении программы в Германии начальниками рабочих групп были американские эксперты, а их помощниками — германские инженеры, По окончании переноса работ на территорию США положение поменяли на обратное.

Таковой порядок, согласно точки зрения начальников проекта, должен был ускорить принятие ответов по спорным вопросам на более большом уровне. Для облегчения согласия подготовили и выпустили двухтомные словари, немецко-английский и англо-немецкий, терминология которых соответствовала требованиям проводимых совместных работ. Так, сделали все возможное, дабы появляющиеся вопросы решались в рабочем порядке.

Но временами появлялись такие неприятности, ответ которых выходило за рамки компетенции кроме того самих начальников программы и затрагивало политическую и экономическую сферы.

Один из таких важных вопросов пребывал в том, какой из двух совокупностей измерений дать предпочтение в новом проекте: европейской — метрической либо американской — дюймовой? Западногерманские производители отстаивали метрическую совокупность, большая часть американских компаний настаивали на применении дюймовой.

Спор дошел до отметки военных министров, где на неспециализированном совете приняли компромиссное ответ, в соответствии с которому все крепления узлов МВТ-70 должны быть выполнены в метрическом измерении, а подробности в узлах имели возможность выполняться как в метрическом, так и в дюймовом измерении, в соответствии с практикой компании-изготовителя.

На протяжении проведения НИОКР в начала 1964 и течение 1965 годов создали пять проектов нового танка, из них два американских и три западногерманских, по которым выстроили древесные макеты, сперва в масштабе 1:10, а после этого и в натуральную величину.

1 – один из ранних предложенных вариантов компоновки MBT-70 с казематным размещением главного оружия
2 — один из ранних предложенных вариантов компоновки MBT-70 с размещением оружия в низкопрофильной башне.
3 — вариант компоновки MBT-70 с размещением всего экипажа в башне, стабилизированной в трех плоскостях.
4 — принятый к предстоящей разработке вариант компоновки MBT-70

На этом этапе у партнеров начали появляться значительные разногласия во взорах на главное оружие будущего танка, что поставило на грань срыва работы по продолжению совместного проекта.

Сущность противоречий заключалась в следующем. Согласно точки зрения США, оружие нового танка должно было складываться из 152-мм пушечно-ракетного комплекса ХМ-150, разрешающего вести пламя как простыми 152-мм артиллерийскими боеприпасами, так и противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) «Шиллейла».

ХМ-150 — аналог комплекса ХМ-81, установленного на американском легком танке М-551 «Шеридан» и среднем танке М-60А2, и являлся его предстоящей модернизацией, при проведении которой, например, увеличили длину ствола. Это разрешило вести пламя из него не только осколочно-фугасными и кумулятивными, но и бронебойно-подкалиберными боеприпасами с отделяющимся поддоном.

Это вывод отнюдь не разделяли в военных кругах ФРГ. Немцы были твердо уверены в том, что, во-первых, дистанции, на которых вероятны танковые битвы на Центрально-Европейском театре боевых действий, не так громадны, дабы применять преимущество ПТУР «Шиллейла» в довольно высокой возможности попадания на громадных расстояниях стрельбы; во-вторых, смущала большая цена ракеты, которая составляла от 2500 до 3000 американских долларов, тогда как цена простого 105-мм боеприпаса была равна где-то 200 долларам. Немцы настаивали на применении специально разработанной 120-мм нарезной пушки компании «Рейнметалл», владеющей высокой начальной скоростью боеприпаса и разрешающей вести пламя теми же типами артиллерийских снарядов, что и американский комплекс, но имея наряду с этим более большую бронепробиваемость: на 40 процентов подкалиберным и на 10 процентов кумулятивным боеприпасами.

схемы умелого танка MBT-70

компоновка умелого танка MBT-70

Убежденность в собственной правоте каждой стороны заставила управление проектом пойти на принятие «двухбашенного решения», которое давало возможность выборочно устанавливать на шасси МВТ-70 башню как с американским комплексом ХМ-150, так и башню, вооруженную 120-мм танковой пушкой западногерманского производства. Наряду с этим в целях упрощения материально-технического снабжения подробности и узлы обеих башен максимально унифицировали.

Такое ответ разрешало в будущем иметь в танковых соединениях танки с ракетным и таким образом и пушечным вооружением лучше соответствовать ожидаемым условиям ведения военных действий в Европе. Было кроме этого принято решение, что любая сторона изготовит собственные опытные образцы: американские — на танковом заводе компании «General Motors» в г. Кливленде, германские — на заводе компании «Краусс Маффей» в г. Мюнхене. Германский вариант танка стал называться «Кайлер» (Вепрь).

В 1966 г. удачи, достигнутые в ходе работ над проектом, разрешили создать ходовые макеты и совершить их опробования. На макетах отрабатывалась регулируемая гидропневматическая подвеска, разрешающая танку медлено поменять величину клиренса в широком диапазоне.

Уже в октябре 1967 года в один момент в Соединенных Штатах и ФРГ армейским специалистам показали первые опытные образцы танка МВТ-70, завершив, так, четырехлетний этап программы.

Западногерманский MBT-70 (1-й вариант)

Западногерманский MBT-70 (2-й вариант)

Западногерманский MBT-70 (3-й вариант)

Второй американский умелый танк MBT-70

Пятый умелый танк MBT-70 выстроенный в Соединенных Штатах

Компоновка танка значительно отличалась от хорошей, ранее использовавшейся в танках государств НАТО. Вместо простого размещения отделения управления в носовой части танка в представленной машине его расположили в боевом отделении рядом с главным оружием в башне слева от него. Такое ответ конструкторы приняли, стремясь уменьшить неспециализированную высоту танка.

Для сохранения положения механика-водителя неизменно лицом вперед по ходу автомобили независимо от поворота башни его разместили в особой кабине, которая при повороте башни поворачивалась в противоположном направлении. Все органы управления танка выполнили дистанционными, кнопочными, электрическими. Кабина механика-водителя размешалась слева от главного оружия, с правой стороны пребывали места наводчика и за его спиной — командира экипажа.

Размещение всего экипажа в башне разрешило значительно облегчить решение проблем, которые связаны с созданием совокупности, снабжающей его жизнедеятельность. Такая совокупность была создана в ФРГ, где интенсивные работы в этом направлении велись еще во время Второй мировой.

Совокупность складывалась из фильтро-вентиляционной установки (ФВУ) компании «Дрегерпиллар компани», очищающей воздушное пространство в обитаемом отделении от радиоактивной пыли, химических и бактериологических средств поражения, установки кондиционирования воздуха компании «Браун, Бовери энд Си» и обогревателя компании «Вебасто компани». Эта совокупность разрешала экипажу танка функционировать в зараженных районах в течение долгого времени, не выходя из танка.

корпус и Башню танка выполнили сварными, из катаных броневых страниц, причем на башне применяли гнутые страницы. Такую разработку не использовали со времен Второй мировой, в то время, когда ее применяли при изготовлении «тигров» и «пантер».

Начальник следил за местностью, применяя шесть установленных без движений перископов и один стабилизированный перископический прицел поворотного типа. Командирская башенка на танке отсутствовала. Все члены экипажа располагали устройствами ночного видения.

Для выхода и входа из танка для каждого члена экипажа предусматривался отдельный люк.

Об главном оружии танка было сообщено ранее, остается лишь добавить, что использование всецело сгорающих гильз простых выстрелов американского комплекса главного оружия сняли проблему удаления стреляных гильз. Для предотвращения самовоспламенения выстрелов от остающегося по окончании них нагара была применена совокупность продувки ствола струей углекислого газа. Боекомплект танка к главному оружию составлял 50 выстрелов.

В качестве запасного оружия для поражения воздушных и наземных легкобронированных целей на танке установили 20-мм автоматическую пушку «Испано-Сюиза» с дистанционным управлением, расположив ее в низкой башенке сзади люка механика-водителя. Вести пламя из нее имели возможность как начальник, так и наводчик. Помимо этого, танк оснастили спаренным с главным оружием 7,62-мм пулеметом и дымовыми и противотанковыми гранатометами, смонтированными на бортах башни.

Западногерманский вариант танка MBT-70 с 20-мм автоматической зенитной пушкой в боевом положении

20-мм автоматическая пушка

Одним из самые интересных агрегатов американского варианта танка МВТ-70 являлся двигатель с переменной степенью сжатия, изготовленный корпорацией «Континентал эйвиейшн энд энджиниринг корпорейшн». Свойство двигателя изменять степень сжатия основывалась на принципе гидравлических поршней, в первый раз созданных Английской научно-исследовательской ассоциацией по двигателям внутреннего сгорания (BIGERA). К работе над поршнями этого типа она приступила еще в первой половине пятидесятых годов.

Данный многотопливный двигатель модели AVCR-1100-3 мощностью 1475 л.с. весил 1907 кг.

1 — двигатель AVCR-1100, вид слева-спереди
2 — двигатель AVCR-1100, вид сзади-справа

В ФРГ, со своей стороны, для собственного примера МВТ-70 создали более тяжелый, но менее сложный многотопливный двигатель МВТ-873 ЕА-500 жидкостного охлаждения мощностью 1500 л.с. западногерманской компании «Даймлер-Бенц». К двигателю на обоих примерах присоединялась по фланцу трансмиссия HSWL 354, созданная заводом по изготовлению шестерен «Ренк AG».

Трансмиссия складывалась из реверсивной четырехступенчатой коробки передач с полуавтоматическим либо ручным управлением; гидродинамических тормоза и трансформатора; механизма поворота, с двойным дифференциалом. По жёсткому ровному грунту на высшей передаче танк развивал скорость более чем 64 км/ч, что по тем временам было много.

1 — силовой блок «Даймлер-Бенц» в сборе
2 — трансмиссия HSWL354
3 — силовой блок в составе двигателя AVCR-1100 и трансмиссии HSWL354 в сборе

Ходовая часть танка имела регулируемую гидропневматическую подвеску, разрешавшую поднимать и опускать корпус и тем самым увеличивать либо уменьшать клиренс танка; поднимать и опускать кормовую либо носовую части танка и тем самым увеличивать углы вертикальной наводки главного оружия более чем тех, каковые допускались башней; наклонять корпус танка на правый либо левый борт. На первых двух умелых примерах МВТ-70 была установлена подвеска, созданная в Соединенных Штатах компанией «Нэшнел уотер лифт компани» (отделение корпорации «Пневмо-дайнемикс корпорейтед»), на последующих примерах устанавливалась подвеска, созданная в ФРГ компанией «Фризеке унд Хепфнер». Обе совокупности снабжали однообразный движение корпуса в вертикальной плоскости до 457 мм, наряду с этим неспециализированная высота танка при нижнем положении подвески составляла 1976 мм, при обычном положении подвески — 2280 мм.

Танк MBT-70 (западно-германский вариант) демонстрирует возможности ходовой части

Танк был оснащен гусеницами с резино-металлическим шарниром и съемными асфальтоходными башмаками.

Танк располагал устройствами обнаружения заражения радиоактивными и отравляющими веществами как внутри, так и снаружи танка, совокупностью оборудования подводного вождения танка, разрешающей преодолевать водные рубежи глубиной до 5 метров, аварийно-спасательным набором, системой опознавания и навигационной аппаратурой «собственный — чужой».

В ходе разработки проекта упрочнениями экспертов обеих государств было создано 34 главных узла, из них 10 — созданы Объединенным конструкторским бюро, 6 — американскими и 18 — западно-германскими компаниями.

Серийное производство танка планировалось на 1973—1975 годы при программе 1500 шт. Цена одного нового типа, по оценке западногерманских экспертов, должна была составить 2,4 млн. западногерманских марок с комплексом ХМ-150 и 2,2 млн. западногерманских марок со 120-мм пушкой. Сравнение с ценой находящегося в то время на вооружении бундесвера танка «Леопард-1», составлявшей 950 тыс. западногерманских марок, вызывало у экспертов настороженное отношение к новому чудо-танку.

Исходя из этого вопрос, сможет ли новый танк быть более действенным на поле боя, в сравнении с современными танками более несложной конструкции, с экономической точки зрения взял отрицательный ответ.

Астрономическая цена одного примера нового танка так очень сильно подействовала на германскую сторону, что последняя в одностороннем порядке прервала собственный участие в предстоящих работах над проектом. Упрочнения американских экспертов спасти проект и закончить выразились в попытке получения предстоящего финансирования работ у сената США под упрощенный вариант МВТ-70, названный ХМ-803. Но сенаторы, обиженные отсутствием триумфальных удач и непомерной ценой произведенных работ, отказали в выделении средств и работы над проектом всецело свернули.

Макет танка MBT-70 в армейском музее в г.Абердин, США

МВТ-70 со 120-мм гладкоствольной пушкой в танковом музее г. Кобленц

Пример американского MBT-70, выставленный в качестве экспоната

Нечасто подобные проекты заканчиваются эффектными показами на военных выставках и шоу. Но выражение: «отрицательный итог — также итог» справедливо в произвольных условиях. Опробованные технические ответы на МВТ-70 были в будущем использованы уже в чисто национальных проектах американского танка М-1 и западногерманского танка «Леопард-2».

Что же касается таких конструктивных ответов, как использование автомата заряжания, управляемого оружия и многого другого, то на советских военных машинах они нашли практическое воплощение на умелых и серийных автомобилях намного раньше западных аналогов. Но эта тема заслуживает отдельного беседы.

источники:

  • текст — И.ПАВЛОВ, М.ПАВЛОВ ««ТАНК БУДУЩЕГО» — Взор В ПРОШЛОЕ» «Моделист-конструктор» № 06 2004
  • фотографии — http://otvaga2004.ru/tanki/istoriya-sozdaniya/mbt-70/
  • фотографии — http://btvt.narod.ru/3/mbt70/mbt70.htm
  • фотографии — https://ru.wikipedia.org/wiki/MBT-70
  • видео — http://www.youtube.com/watch?v=zDgUJ7xwwbElist=FLBns3ERG9jZITLy9lAO2SHQ

MBT 70 *** KPz 70 ( Kampfpanzer 70 ) — Demonstration

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: