Роль сввп в фолклендском конфликте 1982 г. (часть 5)

      Комментарии к записи Роль сввп в фолклендском конфликте 1982 г. (часть 5) отключены

Поздним вечером 18 мая 1982 года суда 317-го своевременного соединения приветствовали прибывшую в район военных действий амфибийную группу британцев. Два громадных десантных корабля-дока, шесть транспортно-десантных судов особой постройки и тринадцать реквизированных транспортных судов (среди них и «Атлантик Конвейер») шли в ярком охранении эсминца «Энтрим» и трех фрегатов. Особое чувство белоснежным корпусом и своими размерами создавал сорокачетырехтысячный лайнер «Канберра» с 2400 солдатами на борту.

Не обращая внимания на утраты, группировка морских и воздушных сил Англии недалеко от конфликта значительно увеличилась. К 30 апреля английское 317-е своевременное соединение располагало 2 авианосцами, на палубах которых размещалось 20 «Си Харриеров» FRS.1, 4 фрегатами и 5 эсминцами, а три ядерные подводные лодки образовывали 324-ое своевременное соединение, которое адмиралу Вудворту не подчинялось и управлялось из Англии.

Во время с 1 по 18 мая район военных действий покинула АПЛ «Сплендит», погиб эсминец «Шеффилд», один «Си Харриер» был сбит огнем зенитной артиллерии, еще два погибли при невыясненных событиях, вероятнее столкнувшись между собой в воздухе. Эсминец «Глазго», хоть и взял повреждения, выбыв из строя на пара дней, но смог самостоятельно их исправить и к 18 мая пребывал в боеготовности.

Наряду с этим в район военных действий прибыли АПЛ «Вэлиант» (однотипная «Конкэрор») и дизельная ПЛ «Оникс»; действительно, не светло, где была последняя 21 мая, в то время, когда состоялась высадка. Вместе с амфибийными силами подошли эсминец и три фрегата, а «Атлантик Конвейер» доставил 8 «Си Харриеров» FRS.1 и 6 «Харриеров» GR.3, но тут нужен маленький комментарий.

Английский флот ко времени Фолклендского конфликта располагал 28 боеспособными истребителями «Си Харриер» FRS.1, из которых 20 сразу же отправились в район военных действий, а оставшиеся 8 должны были прибыть в том направлении позднее. Но англичане превосходно осознавали, что ни 20, ни 28 автомобилей не будет достаточно для установления господства в воздухе. Тогда в чью-то голову пришла хорошая мысль — кинуть в бой «Харриеры» GR.3.

Это были единственные самолеты, кроме «Си Харриер» FRS.1, каковые имели возможность функционировать с палуб английских авианосцев, но имелась «маленькая» неприятность: «Харриеры» GR.3 представляли собой чистые штурмовики, неспособные нести управляемые ракеты «воздух-воздух» и осуществлять ПВО соединения. Британцы постарались приспособить приготовленные к отправке 10 автомобилей этого типа «Сайдвиндерами», но ничего из данной выдумки не вышло.

Не смотря на то, что в массмедиа много раз демонстрировались фотографии «Харриеров» GR.3 с подвешенными к пилонам ракетами «воздух-воздух», но на самолетах отсутствовала соответствующая электропроводка, так что сражаться с воздушным неприятелем они имели возможность разве что при помощи 30-мм пушек «Аден». Однако, отправка кроме того таких самолетов была разумной.

Задачи палубной авиации не исчерпывались ПВО, соответственно, нанося удары по береговым целям «Харриеры» GR.3 высвобождали «Си Харриеры» FRS.1 для воздушных патрулей. Помимо этого, следовало иметь в виду, что прицельные комплексы «Харриеров» GR.3 для «работы» по земле превосходили таковые у «Си Харриеров» FRS.1.

Роль сввп в фолклендском конфликте 1982 г. (часть 5)

Так, к 21 мая в зоне военных действий британцы располагали 3 ядерными подводными лодками и, возможно, одной дизельной, 2 авианосцами с 31 самолетом на борту (25 «Си Харриер» FRS.1 и 6 «Харриер» GR.3), 4 фрегатами и 8 эсминцами. А что же аргентинцы?

К 30 апреля они располагали 80 «Миражами», «Скайхоками» и «Даггерами», и восемью старухами-бомбардировщиками «Канберра». Один «Мираж», один «Даггер», два «Скайхока» и одну «Канберру» сбили британцы, еще один «Скайхок» разбился сам, один «Мираж» и один «Скайхок» стёрли с лица земли не в меру бдительные аргентинские зенитчики Фолклендских островов.

Так неспециализированные утраты Аргентины составили 8 автомобилей, но направляться иметь в виду, что в течение войны им удалось поставить в строй 9 «Скайхоков», каковые на начало конфликта были не на крыле. Неизвестно, сколько из них вошло в строй к 21 мая, но все же возможно высказать предположение, что для отражения десанта британцев Аргентина имела возможность выставить порядка 84-86 автомобилей, из которых, действительно, 6-7 были весьма ветхими «Канберрами». Так что ударная мощь аргентинцев осталась приблизительно на том же уровне, что и в начале конфликта.

Что касается авиации Фолклендских островов, то разобраться с ними очень затруднительно. Совсем точно стёрты с лица земли 6 легких штурмовиков «Пукара» и все «Менторы» (что в основном результат диверсии на о.Пеббл), еще как минимум три «Пукары» было повреждено 1 мая, но вероятно их успели ввести в строй? За время конфликта аргентинцы перебросили на Фолкленды 11 «Пукара», не смотря на то, что снова же неясно, сколько из них прибыли на острова до начала высадки.

В целом же возможно утверждать, что воздушная мощь Фолклендов не очень сильно пострадала — но, она изначально стремилась к околонулевой величине и никакого большой вред английским судам причинить не имела возможности. Напротив, одна-единственная ПЛ, олицетворявшая собой подводный флот Аргентины, во время 1-10 мая как минимум два раза (но скорее все же трижды) атаковала англичан, и лишь неприятности с оружием на дали ей добиться успеха.

Это обосновывает, как страшной возможно пускай кроме того маленькая дизельная ПЛ, если она оперирует в районе интенсивных операций соперника. Но по окончании 10 мая ПЛ «Сан-Луис» ушла в ремонт, и аргентинцы лишились собственного единственного подводного козыря.

Надводный флот, утратив «Генерал Бельграно», сохранил главные силы: авианосец, 4 корвета и 3 эсминца, но сейчас возможности его применения были совсем вызывающи большие сомнения. Смерть «Генерала Бельграно» продемонстрировала аргентинскому руководству очевидную уязвимость их надводных судов от подводных лодок соперника.

Тогда флот отошёл в береговые районы, где его достаточно надежно прикрыла наземная авиация ПЛО, но в следствии этого провалилась сквозь землю возможность оперативно атаковать амфибийные группы англичан. Однако аргентинские суда еще возможно было кинуть в бой, с очень неприятными для британцев последствиями.

В итоге 780 километров, отделяющих Фолкленды от материка, могли быть преодолены менее чем за день кроме того на 20 узлах — а ведь для высадки масштабного десанта совместно со всеми его запасами требуется куда больше времени. Но английское руководство прекрасно осознавало сложности адмирала Вудворта, что просто не располагал средствами воздушной разведки, разрешающими вовремя (либо кроме того НЕ вовремя) найти подходящий к Фолклендам аргентинский флот.

На подводные лодки кроме этого не возлагалось прежних надежд — по-любому, но 1-2 мая они не нашли главные силы аргентинцев. Исходя из этого британцы решили применять для наблюдения за аргентинскими судами самолет радиотехнической разведки «Нимрод», разведоборудование которого обслуживалось аж 23 операторами и, со слов англичан, разрешало обследовать прямоугольник в 1000 миль длиной и 400 миль шириной за один вылет.

Смотрелось это так — самолет взлетал с о. Вознесения, приближался к Фолклендским островам, не долетая приблизительно 150 км до Порт-Стэнли разворачивался и шел к побережью Аргентины, сканируя океан между Фолклендами и континентом. Приблизительно в 60 милях от берега «Нимрод» разворачивался снова и летел на протяжении аргентинского побережья, по окончании чего возвращался к о. Вознесения.

Любой таковой полет воображал собой сложную операцию — три дозаправки, 19 часов в воздухе, исходя из этого неудивительно что во время с 15 по 21 мая было сделано всего 7 таких вылетов. Аргентинцы не сумели перехватить ни одного «Нимрода», но разобрались, что расположение их судов делается известно британцам с известной регулярностью.

Одновременно с этим «Нептуны» аргентинцев совсем вышли из строя — последний полет состоялся 15 мая, и больше ни один из этих специальных разведывательных самолетов в атмосферу не поднимался. Следствием этого стало привлечение к воздушной разведке таких автомобилей, как «Boeing 707» и С-130. Неприятность заключалась в том, что на новоявленных «разведчиках» не устанавливалось никакой спецаппаратуры, т.е. тот же «Boeing» должен был искать неприятеля при помощи БРЭО простого пассажирского лайнера.

Соответственно, поисковые возможности аргентинского руководства быстро сократились.

В следствии всего этого аргентинцы уже не сохраняли надежду, что смогут установить и удерживать контакт с британской авианосной группировкой, как это сделал «Нептун» в сутки атаки на «Шеффилд», но думали, что их суда, двигающиеся от побережья Аргентины к Фолклендам будут скоро найдены. Так руководство АРА больше не имело возможности рассчитывать на внезапность, а без нее более не сильный аргентинский флот не имел возможности рассчитывать на успех. В следствии было принято решение — надводные суда в бой не вводить.

Ретроспективно возможно сделать вывод, что аргентинцы через чур осторожничали: атака надводными силами вовсе не была так неисправима, как им казалось. Но они приняли как раз такое ответ, и подтолкнули их к этому два фактора — свойство британцев осуществлять контроль перемещения их судов и неспособность аргентинцев обнаружить авианосцы англичан.

У британцев были собственные сложности. Практически сразу после встречи произошло заседание по поводу грядущей высадки между командующими амфибийной группой Клаппом, командующим армиями десанта командиром и Томпсоном 317-го своевременного соединения Вудвортом. Против места высадки, предложенной адмиралом Вудвортом, никто не возражал, но вот по времени ее проведения появилась дискуссия.

Клапп и Томпсон настаивали на высадке ранним вечером, незадолго до заката, дабы иметь максимум чёрного времени дней для оборудования плацдарма. Это было логично — кроме того в случае если аргентинцы отправятся в атаку, то сделают это не раньше утра, а имея ночь на подготовку, возможно было бы встретить их как надеется. К тому же за ночь возможно было развернуть качественное ПВО, талантливое закрывать размещение высадившихся армий.

Но подобное ответ совсем не устраивало командующего 317-ым своевременным соединением. Адмирал Вудворт превосходно осознавал, что не сможет обеспечить ПВО десантного соединения ни на переходе, ни в момент высадки, а потому делал главную ставку на внезапность, нехорошую погоду, которая обязана будет сократить возможности обнаружения английских судов и на чёрное время суток. Он, очевидно, в далеком прошлом увидел, что аргентинцы ни при каких обстоятельствах не летают по ночам.

Исходя из этого Вудворт настаивал, дабы высадка состоялась спустя пара часов по окончании заката: в этом случае сумерки надежно укроют его суда за пара часов до выхода к месту десантирования и не дадут аргентинской авиации нападать в первые часы высадки. По всей видимости, Клапп и Томпсон были «мало» поражены подобным состоянием дел. Сам Вудворт обрисовывает данный эпизод так:

«Полагаю, что я светло изложил собственный вывод Майку Клаппу и Джулиану Томпсону. Я сделал это без напоминания им уроков «Шеффилда» и «Глазго». Мне не требуется было произносить фразу: «Джентльмены, имеете возможность ли вы представить, что происходит, в то время, когда в армейский корабль попадает бомба либо крылатая ракета?» А им со своей стороны не было нужно высказывать идея, крутившуюся в их головах: «Мы полагали, что ударная несколько до этого времени должна была полностью уничтожить ВВС Аргентины.

Что же вы, …цы, делали все эти прошедшие 20 дней?» Бывают моменты, в то время, когда я весьма благодарен принятым изысканно вежливым ритуалам дискуссии, благодаря которым мы в вооруженных силах Ее Величества улаживаем отечественные разногласия».

Замысел Вудворта был принят и всецело себя оправдал. Поздним вечером 20 мая английский флот незамеченным подошел к Фолклендским островам и приступил к десантной операции, и к 04.30 рота «В» 2-го батальона под руководством майора Д. Кросалэнда первой закончила высадку.

Очевидно, не обошлось без накладок — в самый «подходящий» момент отказали насосы десантного корабля-дока «Феарлесс», так что десантные катера, набитые воинами, не могли покинуть корабль, позже десантные катера впотьмах благополучно сели на мель, а потом роты «В» и «С» 3-его парашютно-десантного батальона, начав выдвижение с плацдарма, «собственная собственных не познаша» и битый час перестреливались между собой, причем кроме того при помощи военной техники (у одной из рот имелись две БМП). К чести британцев, они стоически преодолевали появившиеся препятствия — начальник «Феарлесса» принял рискованное, но на все 100% оправдавшее себя ответ — открыл створки батопорта, вода хлынула в катера и док выплыли.

Десантники с севших на мель катеров, с 50-килограммовой выкладкой на плечах по ледяной воде (температура окружающей среды составляла +3 градуса) пешком добрались до берега, а начальник 3-го парашютно-десантного, по окончании того как обе роты запросили у него артиллерийской помощи, додумался, что что-то идет не так, и личным вмешательством прекратил перестрелку. За час войны между собой обе роты не понесли никаких утрат Само собой разумеется, возможно лишь радоваться отсутствию тщетных смертей. Но как возможно битый час вести войну двумя ротами, не убив и не ранив ни одного соперника?

Аргентинских армий в районе высадки фактически не было. Все, чем располагали аргентинцы — неполная рота «С» 12-го пехотного полка, аж целых два взвода (62 чел) под руководством лейтенанта К. Эстебана, имевшего в собственном распоряжении два 105-мм орудия и два 81-мм миномета. Данной «армии», конечно, никто не вменял в обязанность отражать масштабный британский десант, их функции сводились к ведению наблюдения за горлом Фолклендского пролива.

Оборудовав пункт наблюдения на высоте Фаннинг-Хед и послав в том направлении отряд из 21 бойца при двух орудиях, сам лейтенант с главными силами роты расположился в поселении Порт-Сан-Карлос, в 8 км от входа в пролив.

Бойцы с Фаннинг-Хэд продержались приблизительно полчаса. Найдя английские суда, они открыли огонь артиллерии, а их начальник постарался известить лейтенанта Эстебана о начавшемся вторжении, но рация была сломанной.

Тут же высаженный ранее английский отрядом специального назначения, пребывавший к моменту открытия аргентинцами огня в каких-то 500 метрах от их позиций, при помощи 60-мм пушки и миномётов эсминца «Энтрим» (которая в «лучших» традициях 114-мм установок в начале атаки вышла из строя, но была оперативно в него введена) обрушился на обороняющихся. Их положение было неисправимым, и, понеся утраты, они с боем оторвались от англичан и постарались выйти к своим, направившись в Порт-Стэнли. Но это аргентинцам не удалось, и 14 июня пребывавшие на грани истощения бойцы сдались английскому патрулю.

Лейтенант Эстебан с четырьмя десятками воинов получив новость о высадке лишь в 08.30 утра 21 мая и срочно принял единственно разумное ответ — отступать. Но это решение запоздало — две роты английских десантников уже наступали ему на пятки, войдя в Порт-Сан-Карлос спустя каких-то 15 мин. по окончании ухода оттуда аргентинцев.

Дабы «решить вопрос» точно, в тыл лейтенанту Эстебану послали вертолетный десант и вызвали ударные вертолеты И однако, сорок аргентинцев показали прекрасную выучку, дав примерный бой на отходе. Несмотря на как минимум пятикратное (!) превосходство англичан в силах и помощь последних корабельной артиллерией и вертолётами, отряд под руководством лейтенанта Эстебана смог не только оторваться от преследования, но и стереть с лица земли из стрелкового оружия три британских вертолета (в т.ч. два ударных).

Должен повториться: аргентинцы, опасаясь вторжения Чили, послали на Фолклендские острова далеко не лучшие сухопутные подразделения. И возможно лишь догадываться, с какими трудностями столкнулся бы английский десант, поднимись против британцев на Фолклендах элита аргентинской армии. К счастью (для англичан), этого не случилось.

Больше никаких военных действий недалеко от проведения десантной операции в ночь с 20 на 21 мая не случилось, необходимо подчеркнуть лишь, что корабли и английский спецназ мало «пошумели» в других районах, дабы отвлечь внимание аргентинцев. Но все это было не более, чем демонстрационными действиями, в важные битвы англичане не втягивались.

Палубная авиация также принимала участие: всего для ударов по наземным целям было привлечено 4 «Харриера GR.3». отрядом специального назначения рассказал о переброске аргентинских вертолетов в район горы Кент, откуда они могли быть задействованы для переброски армий в Сан-Карлос, в район одного из плацдармов британцев. Пара «Харриеров GR.3» сработала на превосходно, найдя посадочную площадку и стёрши с лица земли на ней 3 вертолета соперника.

А вот второй паре, посланной на штурмовку позиций аргентинского 5-го пехотного полка в Портговард, не повезло: один СВВП по техническим обстоятельствам по большому счету не смог взлететь, а второй был сбит ракетой ПЗРК «Блоупайп» на протяжении второго захода.

В целом же возможно констатировать, что английская высадка началась и длилась очень удачно (как это по большому счету вероятно для операций для того чтобы масштаба). Но восход солнца 21 мая британцы встречали со смешанными эмоциями: всем было ясно, что уж теперь-то аргентинцы кинут в бой все, чем они располагали, и самую основную угрозу для британцев представляла собой авиация с континентальных аэропортов. Так оно и случилось, но перед тем как мы перейдем к описанию сражений, давайте разберемся с тем, как англичане выстроили собственную ПВО.

Амфибийная несколько, войдя в горло Фолклендского пролива и сконцентрировавшись недалеко от входа в бухту Сан-Карлос-Уотер, была, в случае если так возможно выразиться, в эдакой квадратной коробке приблизительно 10 на 10 миль, причем стены данной коробки образовывали прибрежные горы островов Западный и Восточный Фолкленд. Это ставило и британских моряков, и аргентинских летчиков в очень необычные условия: с одной стороны, аргентинцам ничего не стоило подкрасться к британским судам близко, пользуясь гористым рельефом побережья.

Иначе, выскочив из-за гор и скинув скорость пускай кроме того до 750 км/ч, аргентинцы пересекали размещение английской амфибийной группы всего за 90 секунд — при довольно малый горизонтальной видимости (порядка 3 миль), аргентинский пилот имел возможность визуально найти английский корабль за 27 секунд перед тем, как его самолет, плача моторами, пронесется над палубой этого корабля. В таких условиях координировать воздушные атаки было весьма непросто, а помимо этого, наличие множества отражающих поверхностей (все те же горы) мешало работе ГСН «Экзосет». Иначе, и у англичан оставалось весьма мало времени на то, дабы привести в воздействие огневые средства собственных судов по неожиданно появляющимся «из ниоткуда» самолетам.

Изрядные разногласия были у английских начальников 317-го своевременного соединения по вопросу, как направляться закрывать амфибийное соединение. Капитан 1-го ранга Джон Коуард предлагал выдвинуть оба имевшихся в распоряжении эсминца проекта 42 западнее Западного Фолкленда (т.е. между Фолкендскими Аргентиной и островами) для того, чтобы обнаруживать аргентинские самолеты еще перед тем, как те долетят до островов.

В соответствии с его замыслу, для атаки этих самолетов следовало обеспечить воздушный патруль конкретно над эсминцами, что кроме этого усилил бы и их собственное ПВО. Авианосцы Коуард внес предложение держать в 50 милях сзади амфибийного соединения, откуда те имели возможность бы обеспечить воздушные патрули как над эсминцами, так и над силами десанта.

Начальник авианосца «Инвинсибл» отправился еще дальше — соглашаясь с необходимостью перехватывать вражеские самолеты еще перед тем, как те приблизятся к амфибийному соединению, он предлагал развернуть между Фолклендами и континентом не только эсминцы, но и оба авианосца с их ярким охранением. Непременно, подняться на пути неприятеля, грудью прикрыв десантные транспорты, было бы в лучших традициях Королевского флота, но адмирал Вудворт на это не решился.

Его смущала не только опасность атак с воздуха, но да и то, что в этом случае главным силам его соединения было нужно бы маневрировать недалеко от действия подводных лодок Аргентины. Исходя из этого английский командующий поделил флот на 2 части — амфибийная несколько с достаточно замечательным прикрытием должна была идти вперед и высаживаться, тогда как авианосцы с их ярким охранением держались в отдалении.

Амфибийную группу закрывали 7 судов британцев, а также один эсминец типа «Каунти» («Энтрим»), два «старичка»-фрегата типа 12 («Ярмут» и «Плимут»), фрегат типа «Линдер» («Аргонот»), фрегат типа 21 («Ардент») и, наконец, фрегаты типа 22 «Броудсворд» и «Алмаз» — единственные суда адмирала Вудворта, каковые несли ЗРК «Си Вулф» и тем самым были самые опасными судами для атакующих на низкой высоте аргентинцев. В силу качеств собственных ЗРК они должны были стать смертоносным оружием в условиях «коробки» Фолклендского пролива. Авианосцы пребывали на громадном удалении от амфибийных сил, и с ними остались два эсминца типа 42 («Ковентри» и «Глазго»), эсминец типа «Каунти» («Глэморган») и два фрегата тип 21 («Эрроу» и «Алакрити»).

Данный замысел, непременно, имел множество недочётов. При таком порядке в самая опасной позиции выяснялись корабли и транспорты прикрытия амфибийных сил, каковые, практически, становились главной целью для аргентинских ВВС. Одновременно с этим авианосцы пребывали достаточно на большом растоянии, дабы обеспечить какое количество-нибудь бессчётный воздушный патруль над амфибийной группой, но не хватает на большом растоянии, дабы выйти за пределы досягаемости «Супер Этандаров» с «Экзосетами».

Единственные суда, каковые имели хорошие шансы перехватить «Экзосеты» — фрегаты типа 22 «Броудсворд» и «Алмаз» ушли вместе с десантными транспортами, оставляя авианосцы очень уязвимыми к ракетной атаке. В сущности, единственный шанс британцев обезопасисть личные авианосцы заключался в том, дабы заблаговременно найти атакующую группу и успеть навести на нее собственные «Си Харриеры».

Лишь вот до сих пор СВВП не демонстрировали ничего аналогичного и не имелось никаких предпосылок к тому, что у них это окажется в будущем. Шансы имели возможность вырасти методом повышения численности воздушного патруля — но, снова же, ценой ослабления воздушной защиты амфибийного соединения. В итоге и амфибийная и авианосная группы были очень уязвимы для соперника.

В оправдание адмирала Вудворта хочется подчернуть, что кроме того ретроспективно, «задним числом» весьма сложно осознать, была ли у британцев какая-то разумная альтернатива этому замыслу.

Как бы то ни было, ответы были приняты, так что начиная с 21 мая и на пара ближайших дней задачи палубной авиации британцев сводились к тому, дабы обеспечить ПВО авианосной группировки и прикрытие компактно расположенной амфибийной группы. Наряду с этим адмирал Вудворт, чтобы не было «дружественного огня», ввел следующий порядок воздушного патрулирования десантного соединения: территория 10 миль ширины, 10 миль длины и приблизительно 3 километра высоты, где пребывали корабли и транспорты прикрытия, объявлялась закрытой для полетов «Си Харриеров». Соответственно, любой самолет, неожиданно появившийся перед британским кораблем, мог быть лишь вражеским. «Харриеры» должны были мешать неприятелю влетать в эту территорию либо преследовать его на выходе из нее. Замысел как словно бы бы был хорош, но

Продолжение направляться

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 г (часть 1)

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 (часть 2 и 3)

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 (часть 4)

Фолклендская война, часть 1

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: