Тернистый путь к отечественному авианосцу

      Комментарии к записи Тернистый путь к отечественному авианосцу отключены

Мысль боевого применения и создания корабельной авиации и авианесущих судов появилась в Российской Федерации. Офицеры Корпуса корабельных инженеров капитан Л.М. Мациевич и полковник М.М. Канокотин представили в Основной морской штаб (ГМШ) собственные предложения по этому вопросу еще в 1909–1910 годах.

Первыми корабельными летательными аппаратами стали гидросамолеты, каковые в годы Первой Мировой (1914–1918) базировались в русском флоте на переоборудованных для этого транспортах. На Черном море их именовали гидрокрейсерами.

Тернистый путь к отечественному авианосцу

В 1910–1918 годах в американском и британском флотах были предприняты посадки самолётов и попытки взлёта наземного базирования (с колесным шасси) на намерено оборудованных площадках, установленных на крейсерах и линкорах. В конце войны в Англии были совершены опыты по посадке и взлёту таких самолетов на двух раздельных площадках одного и того же корабля – крейсера «Фьюриес».

Они стали причиной практической реализации предложения Канокотина о создании целой взлетно-посадочной палубы (которую нарекли полетной) на первом авианосце английского флота «Аргус», переоборудованном в 1918 году из грузопассажирского судна. В первой половине 20-ых годов XX века в составе ВМС США и Японии показались созданные на базе транспортных судов их первые авианосцы «Ленгли» и «Хосё».

До середины 30-х годов развитие этого нового класса боевых надводных судов шло медлительно. Авианосцы рассматривались сначала только в качестве средства обеспечения военных действий линейных кораблей как основной ударной силы флота. В ВМС Англии, США, японии и Франции они создавались с применением корпусов и линейных установок крейсеров и энергетических линкоров, постройка которых была прекращена в соответствии с ответам Вашингтонской конференции 1922 года.

С учетом направленности развития ВМС ведущих морских опыта и держав боевого применения русских авианесущих судов в 1915–1917 годах руководство Морских сил РККА при представлении в 1925 году проекта первой советской программы армейского судостроения выступило с предложением переоборудовать в авианосцы недостроенный линейный крейсер «Измаил» и законсервированный линейный корабль «Полтава». Но из-за нехватки бюджетных тяжёлого состояния и средств индустрии по окончании Гражданской войны и интервенции это предложение не встретило помощи Революционного военсовета Альянса ССР.

В этих условиях при проработках возможности создания подобным образом авианосцев необычной моделью послужило учебное судно «Комсомолец». Выполненный Научным комитетом Управления ВМС РККА во второй половине 20-ых годов XX века эскизный проект его переоборудования предусматривал устройство на верхней палубе ангара и полетной палубы над ним. Авиационное оружие этого корабля должно было складываться из 42 бомбардировщиков (и самолётов истребителей). Как отмечалось в пояснительной записке к проекту, авторы оценивали его только как

«первое приближение в вопросе об оборудовании авианосца».

В соответствии с созданному в середине 30-х годов проекту программы создания «Громадного морского и океанского флота» на 1938–1947 годы, которая должна была снабжать формирование сильных флотов на каждом из четырех морских театров СССР, приоритет отдавался ускоренному постройке тяжёлых крейсеров и линкоров. По итогам его рассмотрения Комитет обороны при Совнаркоме СССР 13/15 августа 1937 года принял распоряжение «О постройке кораблей ВМФ для Морских сил РККА», в котором было признано нужным создать проект авианосца для открытых морских театров.

Народному комиссариату обороны поручалось выдать Наркомоборонпрому тактико-техническое задание (ТТЗ) для проектирования для того чтобы корабля. В феврале 1938 года глава ГМШ ВМФ флагман 2 ранга Л.М. Галлер утвердил тактико-технические требования (ПТ) к будущему авианосцу, главным назначением которого становилось

«использование авиации в операциях флота в открытом море и у берегов соперника в удаленных районах для разведывательных, бомбардировочных и противовоздушных целей».

Его оружие должно было складываться из 45 самолетов (разведчиков, истребителей и лёгких бомбардировщиков), шести-восьми 130-мм орудий, четырех-шести 100-мм зенитных спаренных артиллерийских установок (либо шести 100-мм универсальных спаренных установок), восьми 37- либо 45-мм спаренных автоматов и двенадцати 12,7-мм спаренных пулеметов. Броневая защита предусматривалась для погребов боезапаса, бензохранилища и основной энергетической установки (ГЭУ), толщины брони – как у легких крейсеров типа «Чапаев».

По этим ТТТ, с целью подготовки ТТЗ на проектирование корабля, ЦНИИ-45 Наркомоборонпрома (с 1939 года – Наркомсудпром) создал (под управлением инженеров Л.А. Гордона и Н.Я. Мальцева) предэскизный проект авианосца в двух вариантах: небольшой (проект 71а) и громадный (проект 716), дабы при их рассмотрении принять оптимальное ответ.

Вариант малого авианосца предстоящего развития у нас не взял.

Подобную идею скоро реализовали за океаном. В первой половине 40-ых годов двадцатого века ВМС США пополнились девятью авианосцами типа «Индепенденс», при создании которых применяли корпуса и ГЭУ недостроенных легких крейсеров типа «Кливленд». Их главные тактико-технические элементы – 30 самолетов, водоизмещение 10 000 т, скорость хода 33 уз – практически соответствовали тактико-техническим элементам варианта 71а.

Авианосец варианта 716 в основном соответствовал условиям боевого применения в удаленных районах. Он отличался увеличенным водоизмещением, снабжающим увеличение самолетовместимости, дальности и мореходности плавания, усиление ударной мощи авиации и ПВО эскадры, артиллерийского оружия, броневой защиты ангаров, и наличием подводной конструктивной защиты (ПКЗ), повышающей живучесть корабля.

В его двухъярусном ангаре размещалось 70 самолетов (разведчики-истребители и бомбардировщики). Артиллерийское оружие корабля складывалось из восьми 130-мм универсальных двухорудийных башенных установок, восьми 37-мм счетверенных автоматов и восьми 12,7-мм счетверенных пулеметов. Бронирование средней палубы и борта соответствовало варианту 71а, полетная палуба имела 30-мм броню, стены ангаров – 20-мм.

ГЭУ в этом варианте авианосца была унифицирована по элементам с примененной на тяжелых крейсерах проекта 69 (типа «Кронштадт»), Водоизмещение составляло 24 000 т, скорость хода – 31,5 уз, дальность плавания – 8000 миль. Но и таковой вариант кроме этого не взял предстоящего развития, поскольку его реализация потребовала тех же стапельных мест, на которых в 1938–1940 годах начали строить тяжёлые крейсеры и линкоры, пользующиеся особенным вниманием И.В. Сталина.

место и Роль авианосцев в составе «громадного морского и океанского флота», необходимость авиации и тесного взаимодействия кораблей в ответе его задач, обстоятельства увеличения интенсивности строительства авианосцев для ВМС ведущих морских держав со второй половины 30-х годов прекрасно воображал себе и настойчиво обосновывал управлению страны назначенный в апреле 1939 года наркомом ВМФ флагман флота 2 ранга Н.Г. Кузнецов. Но И.В.

Сталин очевидно недооценивал возросшее значение авианосцев, действительность важной угрозы для судов со стороны авиации в надвигавшейся войне.

Проект программы армейского судостроения на 1938–1947 годы много раз изменялся и в следствии не был утвержден. ВМФ поручили создать замысел на третью пятилетку (1938–1942 годы), исполнение которого определялось принятым во второй половине 30-ых годов двадцатого века распоряжением Правительства, предусматривавшим закладку, не считая линейных кораблей, тяжелых и легких крейсеров, кроме этого двух авианосцев (по одному – для Северного и Тихоокеанского флотов).

Но их создание не подкреплялось разработкой самолетов и взлетно-посадочных устройств (катапульт, аэрофинишеров) фирмами авиационной и смежных индустрии. Авианосцы намечалось заложить только в 1941–1942 годах, а сдать ВМФ в четвертой пятилетке. Но уже в январе 1940 года замысел ВМФ сократили наполовину и авианосцев в нем не осталось.

Н.Г. Кузнецов вычислял нужным продолжать поисковые и проектные работы по авианосцам и в годы войны с учетом их боевого опыта, привёдшего к бурному развитию этого класса судов во флотах ведущих морских держав. По его указанию ГМШ подготовил оперативно-тактическое задание (ОТЗ) на создание авианосца, которое было утверждено в феврале 1943 года. В нем главным назначением авианосца определялось

«своевременное и тактическое обеспечение авиацией всех видов действующего в море и у берегов соперника маневренного соединения флота, и и обеспечение независимых действий авиации, в то время, когда маневренное соединение делает только задачу прикрытия авианосцев».

По самолетовместимости предлагалось разглядеть три варианта авианосца (на 30, 45 и 60 самолетов), в каждом из них дополнительно предусмотреть места для двух гидросамолетов типа «летающая лодка». Самолеты предусматривались двух типов: истребитель–пикирующий бомбардировщик и более тяжелый торпедоносец-бомбардировщик. Катапульты должны были снабжать взлет как самолетов указанных типов на колесном шасси, так и гидросамолетов.

Артиллерийское оружие авианосца включало в себя восемь 130-мм универсальных спаренных установок, восемь 85-мм зенитных спаренных установок, двенадцать 37-мм и двадцать четыре 20- либо 23-мм спаренных автомата. Бронирование предусматривалось для защиты погребов боезапасов, бензохранилищ, ГЭУ и полетной палубы. На корабле требовалось иметь и ПКЗ.

Скорость хода определялась величиной 30 уз, дальность плавания – 10 000 миль. Выдвигалось очевидно завышенное требование методом неспециализированной стабилизации корабля обеспечить проведение взлетно-посадочных операций самолетов при беспокойстве моря 9 баллов.

Разработка предэскизного проекта авианосца (проект 72) по этому ОТЗ была поручена ЦКБ-4, а по окончании трансформации его специализации передана ЦКБ-17. Разработкой проекта руководил основной инженер бюро В.В. Ашик.

В связи с отсутствием отечественных проработок корабельных самолетов, ВВС ВМФ выдали проектанту только исходные массогабаритные эти по ним: для истребителя – на базе летно-технических черт серийных фронтовых автомобилей выпуска 1943 года, для торпедоносца-бомбардировщика – на базе имеющейся информации о самолетах, использующихся на авианосцах зарубежных флотов.

Проработка задания выполнялась по двум направлениям: создание громадного авианосца (с двухъярусным ангаром на 62 самолета) и малого (с одноярусным ангаром на 32 самолета). Для обеспечения проектных работ ВВС ВМФ по запросу ЦКБ-17 поставили перед Наркомавиапромом вопрос о привлечении к разработке эскизных проектов корабельных самолетов ведущих умело-конструкторских бюро (ОКБ) самолетостроения, возглавляемых главными конструкторами А.С. Яковлевым и А.Н.

Туполевым, подготовили и направили им на согласование проекты ТТТ.

Разработка корабельного истребителя намечалась в виде модификации серийного истребителя Як-9 (Як-9К). Ее включили в проект замысла умелого самолетостроения на 1944 год, но после этого, в связи с перегрузкой ОКБ Яковлева фронтовыми заказами, эту работу с него сняли. ОКБ Туполева подготовило и представило технические предложения по корабельному торпедоносцу ПТ-М71 в экспертную группу народного комиссариата, но дальше этого дело не пошло.

Главным методом взлета самолетов с авианосца был принят их вольный разбег по полетной палубе, применение катапульт предусматривалось только при большой взлетной массе самолетов и негативных метеоусловиях.

В один момент с разработкой предэскизного проекта авианосца шла подготовка проекта ТТЗ на его предстоящее проектирование. Материалы предэскизного проекта, с постановкой последовательности проблемных вопросов, ЦКБ-17 представило на рассмотрение НК ВМФ и НКСП в мае 1944 года.

Заключение Управления кораблестроения (УК) ВМФ по предэскизному проекту 72, подготовленное в августе того же года, с мнением о целесообразности продолжения проектирования громадного авианосца (на 62 самолета) и необходимости, для успешного и более стремительного ответа выявившихся неприятностей, реализации последовательности первостепенных мероприятий (а также разработки палубных отработки и самолётов их опытных образцов в 1944–1945 годах) не было утверждено. К тому времени Военно-морская академия завершила исполнение проводимой с 1942 года по распоряжению Кузнецова научно-исследовательской работы (НИР) «Тенденции армейского кораблестроения», где авианосцы были предметом особого рассмотрения. Наровне с информацией об авианосцах зарубежных флотов и их боевой деятельности, в НИР употреблялись эти предэскизных проектов 71 и 72, и материалы группы советских экспертов, посетивших во второй половине 30-ых годов двадцатого века пребывающий на достройке германский авианосец «Граф Цеппелин».

В апреле 1945 года НТК представил в УК ВМФ инициативное предложение

Авианосец «Шторм» изменит военно-морскую стратегию России

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: