Роль сввп в фолклендском конфликте 1982 г. (часть 4)

      Комментарии к записи Роль сввп в фолклендском конфликте 1982 г. (часть 4) отключены

По окончании успешной атаки на «Шеффилд» 4 мая 1982 г и до 20 мая, в то время, когда англичане начали десантную операцию, в военных действиях появилась пауза. Не то дабы они закончились совсем, но обе стороны не искали решительного боя, ограничиваясь небольшим «покусыванием» неприятеля. Британские самолеты неизменно что-то делали – мало постреляли по невооружённым судам, осуществляли воздушное патрулирование, никого, но, не перехватив, бомбардировали разные объекты на Фолклендских островах, не нанеся наряду с этим хоть какое количество-то заметного ущерба С позиций анализа действия «Си Харриеров» британцев, данный период возможно было бы и опустить, но произошедшее во время 5-20 мая прекрасно иллюстрирует, на какие конкретно извращения должен идти флот, не имеющий в собственном распоряжении адекватной палубной авиации.

Три дня (5-7 мая) ничего особенного не происходило ни на море, ни в воздухе. Атомарины британцев по окончании потопления «Бельграно» получили разрешение заняться свободной охотой и отправились за главными силами аргентинского флота к континентальному побережью. Ничего хорошего из этого не вышло – в пределах вертолётов действия и радиусов самолётов сухопутного базирования аргентинцы сколотили хорошее ПЛО.

В итоге британцы никого не нашли, но одну их подлодку 5 мая нашла и нападала аргентинская авиация, но напрасно. На следующий сутки, 6 мая, Лондон отозвал субмарины обратно, назначив им районы патрулирования недалеко от Фолклендских островов.

В данный же сутки британцы утратили 2 «Си Харриера», каковые, возможно, столкнулись в воздухе, а 7 мая аргентинцы возобновили снабжение островов по воздуху – «Геркулес С-130» (позывной – «Тигр») доставил подразделение и грузы ПВО с ракетами «SAM-7». Тогда же аргентинские разведчики нашли две корабельные группы англичан, причем маршрут одной из них проходил в радиусе действия ударной авиации, но ужасная погода не разрешила воспользоваться этим шансом.

Роль сввп в фолклендском конфликте 1982 г. (часть 4)

Оживление наступило 8 мая, в то время, когда затаившаяся у Фолклендов «Сан-Луис» нашла цель, находящуюся приблизительно в 2700 м от аргентинской подлодки и двигающуюся со скоростью 8 узлов. На «Сан Луис» не смогли опознать цель, но нападали ее противолодочной торпедой Мк 37. Спустя шесть секунд акустики зафиксировали удар металла о металл, но взрыва не последовало, а контакт был утерян.

Что это было?

Быть может, все это аргентинским акустикам , такое не редкость. Достаточно отыскать в памяти, что фрегат «Ярмут», пробуя оказать помощь подбитому «Шеффилду», 9 (ДЕВЯТЬ) раз слышал шум винтов торпед, не смотря на то, что в действительности никаких торпед не было и быть не имело возможности. Но нельзя исключать, что аргентинцы все же обстреляли настоящую цель и попали в ядерную подлодку «Сплендит».

Британцы, само собой разумеется, ничего для того чтобы не подтверждают, но имеется сведения, что по окончании данного инцидента «Сплендит» сразу же покинула район ведения военных действий и ушла в Англию, а никаких судов и других кораблей недалеко от атаки «Сан-Луис» не было. В случае если атака вправду состоялась, то возможно заявить, что аргентинские подводники прикоснулись к грандиознейшему успеху, поскольку уничтожение «Сплендит» стало бы прекрасным ответом на смерть «Бельграно».

Увы, некачественное оружие снова подвело аргентинцев. Либо все дело в малой расстоянии, отчего торпеда опоздала взвестись?

В общем, 8 мая подарило любителям военно-морской истории еще одну тайную, но и кроме атаки «Сан-Луиса» случилось кое-что увлекательное. Как раз в данный сутки эсминец «Ковентри» и фрегат «Броудсворд» взяли необычный приказ: им вменялось в обязанность обеспечить воздушную блокаду Фолклендских островов.

С одной стороны, попытка организовать воздушную блокаду силами корабельного дозора выглядит как минимум необычно, если не сообщить – нелепо. Так как для этого судам нужно было подойти как возможно ближе к побережью, откуда их радары осуществляли контроль бы воздушное пространство над аэропортом Порт-Стэнли, а ракеты ЗРК «Си Дарт» имели возможность бы сбивать грузовые самолеты, в случае если таковые в том месте объявятся.

Но в этом случае английский отряд неминуемо будет обнаружен, причем найден в зоне досягаемости аргентинской континентальной авиации. Так что же, британцы по хорошей воле напрашивались на повторение истории с «Шеффилдом»? Как имело возможность руководство 317-го своевременного соединения додуматься до столь самоубийственной тактики?

Но в действительности никакого выбора у британцев не имелось – разве что свернуть операцию и, несолоно хлебавши, уйти к себе. Битвы 1-4 мая убедили британцев, что они не смогут осуществлять контроль воздушное пространство ни над Фолклендами, ни хотя бы кроме того над собственным соединением.

Надежды, возлагаемые на воздушные патрули СВВП и корабельные радиолокационные дозоры, в каковые включались эсминцы с их замечательными РЛС и дальнобойными ЗРК «Си Дарт», не оправдались, а никаких вторых средств контроля воздушной обстановки у англичан не было. И что тут возможно было сделать?

По окончании атаки на «Шеффилд» британское руководство ударилось в паллиативы самого разнузданного толка. До какой степени отчаяния дошли начальники, свидетельствует один-единственный факт – действительно обсуждался замысел заброски английских разведгрупп на континент, для того, чтобы те, укрывшись в районах аргентинских авиабаз, визуально замечали взлет боевых самолетов и радировали о том на суда. К счастью, до реализации данной идеи дело не дошло.

Возможно, кто-то все же отыскал в памяти, что стационарные наблюдатели с рациями удачно выявлялись и уничтожались еще в годы второй мировой войны, а с того времени радиотехника шагнула на большом растоянии вперед. Тогда руководство 317-ым своевременным соединением привлекло к ведению воздушной разведки подводные лодки.

Как это реализовали – остается тайной, британцы об этом очень не распространяются. Возможно, выполнялось надводное патрулирование АПЛ в районах, приближенных к континентальным авиабазам в надежде, что станции пассивной радиоразведки или вахтенные смогут найти взлетающие аргентинские самолеты.

Создатель статьи не имеет возможности утверждать точно, но нельзя исключать, что атака английской субмарины аргентинской авиацией ПЛО, состоявшаяся 5 мая, и имеется следствие столь «очень способной» стратегии. Как бы то ни было, мысль, разумеется, не оправдала себя, и на нее махнули рукой.

Все это, само собой разумеется, оксюморон, но все же не следует обвинять адмирала Вудворта в непрофессионализме. Такие обвинения должны звучать в адрес тех, кто послал британских моряков на край географии с негодными для современной морской войны средствами. Адмирал отыскать какой-то выход из положения и победить войну с тем, что было в его распоряжении.

Осознав, что экстравагантные тактики не приведут к успеху, британцы попытались разглядеть проблему иначе. Главной задачей флота было обеспечение десантной операции, но дабы высадить десант, требовалось снабжать ПВО амфибийной мест и группы высадки. На «Си Харриеры» особенной надежды не было, значит, оставались боевые суда.

Следовательно, необходимо было придумать наилучшую тактику их применения, которая разрешила бы фрегатам и эсминцам с шансами на успех сражаться с аргентинской авиацией. И, само собой разумеется, в обязательном порядке опробовать эту тактику на практике до начала десантной операции, по причине того, что в случае если внезапно тактика даст сбой на протяжении десантирования, океан около Фолклендов покраснеет от крови английской морской пехоты.

Не обращая внимания на фиаско с «Шеффилдом», британцы считали эсминцы тип 42 и их ЗРК «Си Дарт» замечательным средством ПВО, и в этом они были правы. Наличие зенитных ракет, талантливых атаковать цели на дистанции в десятки километров, загоняло аргентинские самолеты к самым гребням волн, чем без шуток ограничивало их боевые возможности.

Неприятность заключалась только в том, что, будучи талантливыми загнать аргентинцев на низкие высоты, эсминцы типа 42 не могли в том месте с ними сражаться – в случае если внезапно самолеты (либо ракеты) выныривали из-за горизонта, то ЗРК «Си Дарт» не имел возможности «отработать» по ним, потому, что не предназначался для перехвата низколетящих целей. На протяжении недавней атаки «Супер Этандаров» эсминец «Глазго» все же успел изготовить собственный «Си Дарт» к стрельбе, но его РЛС управления огнем не смогла «держать» цель – радар видел обе ПКР «Экзосет», но — в «режиме мерцания», т.е. они то и дело пропадали с экрана и после этого оказались снова. Вследствие этого английская аппаратура не имела возможности обеспечить наведение ракет «Си Дарт» на цель.

Но новейший, принятый на вооружение во второй половине 70-ых годов двадцатого века ЗРК «Си Вулф» в полной мере способен был противостоять низколетящей угрозе. Созданный для замены ЗРК «Си Кэт», данный комплекс создавался для перехвата противокорабельных ракет, отличался малым временем реакции и высокой возможностью поражения цели. По воспоминаниям адмирала Вудворта, на опробованиях ракеты «Си Вулфа» удачно попадали в 4,5-дюймовые (114-мм) боеприпасы.

На данный комплекс возлагались громадные надежды, исходя из этого носители «Си Вулф», фрегаты «Броудсворд» и «Алмаз», в большинстве случаев ставились в яркое охранение английских авианосцев. Само собой разумеется, «Си Вулф» был обычным ЗРК малой дальности, чьи ракеты летели всего-то на 6 километров по прямой, но в паре с ЗРК «Си Дарт» имел возможность создать (по крайней мере – теоретически) могучую и эшелонированную ПВО.

И потому британцы решили совместить замечательные радары и дальнобойный ЗРК «Си Дарт» эсминца проекта 42 с новейшими ЗРК «Си Вулф» фрегатов типа «Броудсворд» — и взглянуть, что из этого окажется. На кону стояла вся операция, по причине того, что при фиаско адмирал Вудворт планировал отменять высадку десанта. Это стало бы страшным ударом по престижу британцев, но все же не такими страшным, как если бы английские амфибийные силы были разгромлены ВВС Аргентины.

А как возможно было проверить эффективность связки «Си Дарт»«Си Вулф», не подставляя суда под удар аргентинских пилотов? Никак. И первая пара, «Броудсворд» и «Ковентри», получили приказ идти в район Порт-Стэнли.

Иначе, адмирал постарался снять риски: 8 мая погода была очень плоха для полетов, а аргентинцы и без того не показали умения организовывать массированные воздушные удары. Помимо этого, в район Фолклендов были направлены «Си Харриеры». Иными словами, адмирал Вудворт обеспечил экипажам «Ковентри» и «Броудсворд» большое уровень качества ПВО в условиях, в то время, когда полеты аргентинской авиации были затруднены.

Опыт начался: в ночь с 8-го на 9-е мая англичане обозначили собственный присутствие, фрегат «Алакрити» обстрелял побережье в районе Порт-Стэнли, а фрегат «Алмаз» отправился к входу в Фолклендский пролив, в надежде поймать в том месте аргентинские транспорты снабжения. К утру оба этих корабля отошли к главным силам, но к Порт-Стэнли подошли «Ковентри» и «Броудсворд».

Одновременно с этим «Си Харриеры» развили бурную деятельность, летая как на прикрытие английских судов, так и на бомбежку аэропорта Порт-Стэнли. Особенного результата все это не дало, но в один из таких рейсов «Си Харриеры» нашли «Нарвал» — 350-тонный аргентинский траулер, употреблявшийся в качестве вспомогательного разведывательного корабля.

Оружия он не нес, так что победить его было не сложно – по окончании отказа лечь в дрейф кораблик вначале обстреляли, позже вертолеты высадили на него английский десант Аргентинцы, посчитав, что англичане потопили «Нарвал», послали на спасение экипажа армейский вертолет «Пума», в этот самый момент ЗРК «Си Дарт» «Ковентри» сообщил собственный веское слово – спустя 40 мин. по окончании взлета вертолет был стёрт с лица земли. Но авиация аргентинцев так и не показалась.

В ночь с 9 на 10-е мая, спустя 24 часа по окончании начала патрулирования «Ковентри» и «Броудсворд» отошли, а их место заняла следующая пара, складывавшаяся из эсминца «Глазго» и фрегата «Алмаз». Адмирал Вудворт думал, что опыт необходимо довести до конца, и был в этом полностью прав, но сейчас ему предстояло принять еще одно сверхтяжелое ответ.

Отсутствие полноценного авианосца являлось для англичан огромной проблемой, но – далеко не единственной. Наилучшее место для высадки, согласно точки зрения британцев, размешалось в Фолклендском проливе, куда вел очень узкий фарватер, что так несложно было бы блокировать минными заграждениями Само собой разумеется, пара тральщиков легко решили бы данный вопрос, но у адмирала Вудворта не было тральщиков.

И отправлять набитые людьми десантные суда в том направлении, где, быть может, ждала собственного часа «рогатая смерть», адмирал не имел никакого права. События не оставляли ему выбора – он должен был послать один из собственных судов, дабы тот на собственной «шкуре» убедился в отсутствии мин. Либо в их наличии.

Вудворт не имел возможности послать на смерть корабль с «Си Дартами» либо «Си Вулфами» — от них зависел успех будущей операции. И отправлять большой эсминец типа «Каунти» с экипажем в 471 человек – также. Следовало послать маленький корабль, что легко было бы заменить Выбор пал на фрегат «Алакрити».

Адмирал не смог прямо дать таковой приказ, но он без купюр обрисовал данный эпизод в собственных мемуарах:

Сейчас мне предстояла тяжёлая миссия пригласить на сообщение капитана 2 ранга Кристофера Крейга и сообщить: «Я желал бы, дабы сейчас вечером вы пошли и удостоверились в надежности, сможете ли утонуть, подорвавшись на мине в Фолклендском проливе» Но ничего аналогичного я не сделал, а просто позвонил капитану 2 ранга Крейгу по закрытому каналу связи и сообщил: «Э-э.., Кристофер, я желал бы, дабы вы сейчас вечером совершили круговое плавание около Восточного Фолкленда, обогнув его с юга, а после этого через Фолклендский пролив мимо мыса Фаннинг на север, где вы встретитесь с «Эрроу». Я кроме этого сообщил ему, что необходимо пройти пролив с громадным шумом, произведя стрельбу несколькими осветительными боеприпасами, дабы попугать аргентинцев, и добавил: «Если вы заметите что-нибудь движущееся, то потопите его. Но выйдите из пролива с расчетом возвратиться до восхода солнца, отойдите от берега перед тем, как они смогут летать». Мало помолчав, он ответил:

— М-да, адмирал, я полагаю, Вы желаете, дабы я пара раз вошел в северный вход пролива и вышел из него, и дабы сделал пара зигзагов?

— О-о, — сообщил я, притворяясь удивленным и почувствовав себя выше на два дюйма, — из-за чего вы об этом задаёте вопросы?

— Полагаю, Вы желаете, дабы я узнал, имеется ли в том месте какие-то мины, — сообщил он тихо.

Не помню совершенно верно, что я ответил, не забываю лишь, что ощущал. Я увидел, что это было бы очень полезно. С огромным эмоцией собственного преимущества Кристофер ответил: «Отлично, господин», — и ушел, дабы как возможно лучше подготовить экипаж и свой корабль к вероятной смерти.

«Алакрити» ушел в ночь. Для корабля в 2750 тысячь киллограм стандартного водоизмещения столкновение с миной, пускай кроме того времен второй мировой, угрожает стремительной смертью, а ночная темень обеспечивала кроме этого и минимум спасшихся из экипажа в 175 человек

(на фото — Амазон, однотипный Алакрити)

Примечательно, что в подавляющем большинстве обзоров Фолклендского конфликта данный эпизод обойден молчанием. Из-за неспособности Англии обеспечить присутствие тральщиков в зоне конфликта, 175 человек вынуждены были рисковать собственными судьбами, но историю пишут победители, так из-за чего не заретушировать кое-какие, пускай кроме того смелые, но неудобные нюансы?

Очевидно, английские моряки выполнили приказ командующего с безотносительной точностью. «Алакрити» вошел в Фолклендский пролив, и не просто проследовал фарватером до пролива Сан-Карлос, но и был похожим нем галсами (то бишь зигзагом) чтобы верить в отсутствии мин. А дабы аргентинцы ни о чем таком не додумались, обстрелял найденный в проливе Сан-Карлос транспорт (что потом затонул). Чтобы не подставиться поутру под удар аргентинской авиации, «Алакрити» ушел из пролива еще в темноте и, встретившись с ожидавшим его «Эрроу», возвратился к главным силам.

Храбрецам везет – оба фрегата налетели на вездесущую аргентинскую подлодку «Сан-Луис». Британцы шли между берегом и лодкой, позиция для торпедного удара была совершенной, но на лодке вышла из строя совокупность управления стрельбой. Тогда начальник «Сан-Луис» лично вычислил торпедный треугольник и дал двухторпедный залп с дистанции менее 3 миль. Итог закономерен для аргентинского оружия.

Одна торпеда по большому счету не вышла из торпедного аппарата, вторая же через две с половиной 60 секунд оборвала кабель телеуправления и ушла «в молоко». Из-за высокой скорости фрегатов повторить атаку было уже нереально, и британцы избежали смертельной опасности, кроме того не увидев ее. Возможно представить, какие конкретно эмоции испытывали, непременно, храбрые и умелые, но невезучие аргентинские подводники, у которых законная добыча ускользала из рук уже в третий раз.

Регулярные отказы оборудования «Сан-Луис» стали причиной тому, что единственная подлодка больше в военных действиях не принимала участие – по окончании обрисованного выше инцидента субмарина возвратилась в Мар-дель-Плата и в том месте поднялась на ремонт.

11 мая началось с обстрела побережья «Глазго» и «Алмаз», а закончилось тем, что зенитная артиллерия, закрывавшая авиабазу «Кондор», отогнала несколько «Си Харриеров», бесполезно пробовавших бомбить ее аэропорт. Но аргентинцам надоело терпеть английские суда «у самой столицы Фолклендов», и 12 мая началась большая воздушная операция по их уничтожению.

Первая волна должна была складываться из 8 «Скайхоков» с авиабазы Рио-Гальегос и 6 «Даггеров» с Рио-Гранде, причем было выделено два «летающих танкера» для дозаправки этих самолетов. Развить успех должна была вторая волна той же численности (8 «Скайхоков» 6 «Даггеров») с авиабазы Сан-Хулиан.

Это были внушительные силы, но чтобы запутать британцев, в зону Фолклендских островов было направлено еще 30 запасных самолетов различных типов (эта информация упоминается лишь в одном источнике и представляется пара вызывающей большие сомнения. В полной мере возможно, что аргентинцы вправду отправили какое-то количество самолетов, но три десятка?!!). Их задача была запутать англичан и отвлечь их воздушные патрули.

Наряду с этим кое-какие аргентинские самолеты (такие, как «Лиар Джет») практически ничем не рисковали – превосходя в скорости «Си Харриеры», они постоянно могли оторваться от последних.

Первую четверку «Скайхоков» британцы нашли в 18 милях от своих судов, а в то время, когда те сблизились до 15 миль, операторы «Си Дарт» готовы были открыть огонь, но «Все это было бы смешно, в то время, когда бы не было так безрадостно»: в этом бою главным соперником британцев стали не аргентинские самолеты, а собственное ПО.

Управляющий огнем нажимает кнопку пуска серии ракет, что соответствует правилам стрельбы по групповой цели. Обе ракеты уже на направляющих, но микропереключатель на одной из них перестал работать, в следствии компьютер не видит ракеты и докладывает: «Неисправность на левой направляющей!».

Это не очень приятно, но не фатально – так как на правой направляющей все в порядке и возможно обстреливать выходящие в наступление самолеты, запуская ракеты с нее, но в компьютер уже введена команда «Пуск серии ракет» и сейчас он ни в какую не желает стрелять одной ракетой, а отменить ранее данную приказ запрещено. Вот так, из-за «премудрого» ПО британцы лишились собственного ЗРК в момент, в то время, когда он был нужнее всего. «Глазго» открыл атаку из собственной 114-мм артустановки.

Но два ЗРК «Си Вулф» «Алмаза» сообщили собственный веское слово – 2 «Скайхока» сбиты ими на протяжении выхода в наступление, третий, ринувшийся делать противоракетный маневр, задел крылом волну и упал в океан. Как раз сейчас артустановку «Глазго» заело, и эсминец остался совсем беспомощен перед самолетами соперника. Четвертый «Скайхок» атаковал эсминец, но его бомбы никуда не попали, не смотря на то, что одна из них рикошетировала от воды и перелетела через «Глазго».

Данный последний «Скайхок» невредимым возвратился на базу.

Спустя каких-то пять мин. показалась вторая четверка «Скайхоков». Артустановку «Глазго» к тому моменту разблокировали, но с «Алмаза» попросили задробить пламя – оказывается, 114-мм боеприпасы, отражаясь на радарах СУО, мешали наведению ЗУР «Си Вулф». И напрасно, потому что сейчас английский ЗРК был не на высоте, не смотря на то, что с обстоятельствами не ясно.

С одной стороны, аргентинские пилоты мгновенно сделали выводы и атаковали корабли, делая противоракетный маневр: шли, хаотично меняя курс и высоту. Но британцы утверждают, что именно в момент атаки «Скайхоков» вынуждены были перезапускать неожиданно «зависшую» программу управления огнем.

И это очевидно не выдумки – англичане срочно связались с представителями завода-изготовителя «Си Вулф», тем более что один его представителей именно находился на «Алмазе» с целью устранения «икоты совокупности самонаведения «Си Вулф»» (так выразился об этом эпизоде адмирал Вудворт). Как бы то ни было, ни один «Скайхок» второй волны не был сбит, но все четыре смогли выйти в наступление.

На этот раз «Глазго» не избежал удара – бомба пробивает борт на миделе приблизительно в метре над ватерлинией, пробивает корабль полностью и улетает, не разорвавшись. Однако, данный удар поставил корабль на край смерти – две турбины вышли из строя, единственный электрогенератор (был и второй, но он вышел из строя раньше) очень сильно поврежден, так что корабль на некое время утратил движение и лишился электричества. К счастью, все удалось вернуть достаточно скоро.

Но через 15 мин. по окончании второй атаки РЛС «Алмаза» заметила третью волну аргентинских самолетов, но те не нападали. Англичане сделали вывод, что их пилоты побоялись нападать из-за смерти самолетов первой волны.

Но в действительности, никакой третьей волны не существовало – из 6 «Даггеров» первой волны на трех обнаружились неисправности, так что руководство отменило вылет всех шестерых, а поднимать вторую волну (8 Скайхоков и 6 Даггеров) аргентинцы не стали, поскольку английские суда уже отошли от островов. Вероятнее, «Алмаз» заметил те самые вспомогательные самолеты, каковые были направлены на отвлечение английских воздушных патрулей.

Нужно ли сказать, что в данный сутки «Си Харриеры» не смогли найти (не говоря уже о перехвате) ни единого аргентинского самолета? Эта воздушная операция аргентинцев против английских судов завершилась далеко не так удачно, как прошлая (атака «Шеффилда»): стереть с лица земли «Глазго» они не смогли, корабль удалось вернуть в строй силами экипажа практически через пара дней. Но за данный достаточно скромный успех аргентинцы расплатились 4 «Скайхоками» — два из них сбиты «Си Вулфами» «Алмаза», третий разбился о воду, а четвертый, тот самый, что сумел результативно отбомбиться по «Глазго», был сбит сверхбдительными зенитчиками Фолклендских островов, каковые снова не смогли отличить собственный самолет от вражеского.

Адмирал Вудворт результатами боя был в полной мере удовлетворен. Он справедливо счел, что, не сломайся «Си Дарт» в самый неподходящий момент, его ракеты имели возможность бы сбить 1-2 вражеских самолета, что, возможно, всецело сорвало бы атаку первой волны и имело возможность бы сказаться на итогах второй. А если бы не перезагрузка программы управления огнем «Си Вулфов» в самый неподходящий момент, то и от второй волны кроме этого имели возможность бы остаться лишь «рожки да ножки».

Итак, принципиальное ответ высаживаться было принято, но сейчас командующего 317-ым своевременным соединением тревожил вспомогательный аргентинский аэропорт «Кильдин» на острове Пеббл. Островок был мелким, но пребывал в каких-то 10 милях от «горла» Фолклендского залива, и дюжина базировавшихся в том месте штурмовиков имел возможность ударить по высаживающейся морской пехоте. Мысль в полной мере честное, потому, что в момент высадки войска очень уязвимы, а также легкие самолеты в полной мере имели возможность бы нанести изрядный ущерб.

Что из себя воображал «Кильдин»? Две грунтовые ВПП по 700 метров любая, 11 открыто стоящих самолетов (5 легких штурмовиков «Пукара» и 6 старых винтовых «Менторов», да-да, тех самых, весом около 2 тысячь киллограм и скоростью в 400 км/ч), пара строений технического назначения да взвод пехоты. Была ли у этого аэропорта хоть какая-то ПВО, источники не информируют, но быть может, что пара зенитных пушек все же имелось.

Не смотря на то, что и вызывающе большие сомнения – аргентинцы разглядывали данный аэропорт как вспомогательный, но потому, что английские «Си Харриеры» до сих пор не почтили его вниманием, думали, что британцам о «Кильдин» ничего не известно, и мер по упрочнению его обороноспособности как словно бы не предпринимали. В любом случае, «Кильдин» воображал собой не просто легкую, а архилегкую цель кроме того по меркам второй мировой. Для современных самолетов уничтожение таковой «авиабазы» и вовсе не должно было составить каких-то неприятностей.

Британцы изучили разные возможности уничтожения «Кильдин». Рассматривался обстрел корабельной артиллерией либо массированный воздушная бомбандировка, но оба этих варианта признаны нецелесообразными – из-за риска невысокой эффективности и потерь. Иными словами, британцы посчитали собственные «Си Харриеры» неспособными совладать с элементарнейшей наземной целью!

Как же так?

Неприятность «Си Харриеров» пребывала в том, что самостоятельно они совсем не могли бороться с наземной ПВО. Обстоятельство заключалась, снова же, в отсутствии специальных самолетов на борту британских авианосцев-носителей СВВП.

Как продемонстрировал череда и Вьетнам арабо-израильских распрей, авиация в полной мере способна драться кроме того с замечательной и эшелонированной наземной ПВО с хорошими шансами на победу, но для этого требуется вначале распознать размещение средств ПВО соперника, а после этого уж совершить операцию по их уничтожению методом подавления средствами радиоэлектронной уничтожения и борьбы противорадиолокационными и крылатыми ракетами. Кроме того в случае если размещение ПВО некоей цели, скажем, аэропорта, не вскрыто, то все же возможно нанести по нему удар, направив маленькую демонстрационную группу «в наступление» и вынудив тем самым «включиться» средства ПВО, а после этого нападать их. И в случае если ударная несколько прикрыта самолетами РЭБ, готовыми «глушить» вражеские радары, а часть ударных самолетов готова «трудиться» противорадиолокационными ракетами и иными точными средствами, то шансы на успех будут велики (не смотря на то, что риск нарваться на утраты – также).

Аргентинскую ПВО Фолклендских островов нельзя назвать какое количество-нибудь важной. Но отсутствие у британцев разведывательной авиации, самолетов РЭБ и неспособность «Си Харриеров» использовать противорадиолокационные ракеты стала причиной тому, что кроме того пара скорострельных пушек (управляемых простеньким радаром) воображали для них неразрешимую проблему.

В следствии британцы вынуждены были доходить к цели на маленьких высотах, после этого, приблизительно за 5 км до цели быстро набирать высоту, сбрасывать бомбы и уходить. Подобная тактика разрешала избегать вхождения в зону огня артиллерии, но точность бомбометания, конечно, выяснялась ничтожной. Так, ударная мощь английской палубной авиации была околонулевой.

В следствии уничтожать аргентинскую авиацию было нужно бойцам английского отрядом специального назначения SAS. 14 мая группа из трех английских судов (а также авианосец «Гермес») двинулась к острову Пеббл, и в ночь с 14 на 15 мая началась атака. Этот рейд в большинстве случаев принято разглядывать как громадный успех английских сил спецопераций, но все же будем объективными.

Да, диверсионному отряду в 45 человек при помощи артиллерии эсминца «Глэморган» удалось блокировать офицер (30 и взвод солдат) аргентинской пехтуры, вывести из строя все 11 самолетов, подорвать склад горючего, заминировать ВПП и другие строения. И отойти, обойдясь наряду с этим всего двумя легкоранеными. Ничего к солдатам SAS быть не имеет возможности — все задачи операции они выполнили на превосходно.

Но не могу отделаться от навязчивой мысли, что если бы на месте англичан был отрядом специального назначения СССР, имевший, как и британцы, полуторакратное превосходство в численности, внезапность, к тому же и артподдержку с корабля, то ну, остров, возможно, сохранился бы. А вот хоть что-то живое на нем – весьма вряд ли.

Отход английских судов 15 мая закрывали самолеты с «Инвинсибла», каковые трижды (в 12:30, 15:47 и 16:26) атаковали аэродром Порт-Стэнли, для того, чтобы воспрепятствовать взлету аргентинской авиации, которая имела возможность бы найти британскую корабельную группу на отходе. В этом случае «Скайхоки» и «Даггеры» с континентальных аэропортов имели бы хорошие шансы на акцию возмездия. Сложно сообщить, как действенными были бомбардировки британцев.

Как и ранее, скинутые с громадной высоты авиабомбы не смогли вывести аргентинский аэропорт из строя, но все же никаких вылетов в тот сутки «Эскадрона Пукара Мальвинас» не совершал и английские суда атакам не подвергались — так что, в полной мере возможно, в первый раз с 1-го мая «Си Харриерам» удалось сделать что-то по-настоящему нужное.

Успех данной операции подтолкнул британцев к попытке стереть с лица земли силами SAS и самого ужасного неприятеля английских судов – штурмовиков «Супер Этандар» вместе с запасами ракет «Экзосет» на континентальной авиабазе Рио-Гранде. Для этого 16 мая авианосец «Инвинсибл», совершив рывок, близко подошел к территориальным акваториям Аргентины.

Но в этом случае диверсионная операция потерпела неудачу – вертолет со спецназовцами был засечен в 20 км от цели, в следствии британцы решили прервать операцию и посадить вертолет на территории Чили, что и было ими выполнено. Вертолет наряду с этим был стёрт с лица земли, его пилоты – сдались чилийским влияниям, а спецназовцы, очевидно, сдаться не стали, и спустя пара дней были эвакуированы подлодкой с Огненной Почвы.

В целом же, по окончании атаки на злосчастный «Шеффилд» и до высадки английского десанта, состоявшейся 21 мая, «Си Харриеры» не снискали успеха. В актив английской палубной авиации возможно записать разве что участие в уничтожении «Нарвала» и еще двух судов — «Рио-Каракана» и «Байа Буэн Сусесо».

О «Нарвале» уже было сообщено выше. «Рио-Каракана» был атакован 16 мая, причем, не обращая внимания на огонь и бомбовый удар из 30-мм пушек, судно осталось на плаву и было увеличено до бухты Фокс-Бэй, где и затонуло спустя пара дней. Эффективность «Си Харриеров» совсем не поражает воображения, потому, что подобная цель (одиночный и невооружённый транспорт) уничтожалась палубной авиацией второй мировой в считанные 60 секунд.

Но все же направляться учесть , что «Рио-Каракана» вез груз на Фолклендские острова, а в следствии английской атаки выгрузить его на сушу аргентинцы не смогли. Что до «Байа Буэн Сусесо», то данный вспомогательный корабль был обстрелян «Си Харриерами» из пушек, по окончании чего аргентинская команда покинула его.

О воздушном господстве обращение в далеком прошлом уже не шла. Английское своевременное соединение не смогло прервать воздушное сообщение Аргентины с захваченными ею островами. Не смогло прервать и морское, не смотря на то, что несколько транспортов все же удалось стереть с лица земли.

Аэропорты Фолклендов остались работоспособными (кроме несчастный «Кильдин» на о. Пеббл, что аргентинцы по окончании рейда SAS эвакуировали), авиация островов не была стёрта с лица земли, совокупности ПВО и освещения воздушной обстановки – не подавлены. Аргентинский флот отошёл и не был отыскан англичанами, вынужденными принимать в расчет возможность его появления на протяжении десантной операции.

Единственная довольно большая воздушная операция аргентинцев (атака «Алмаза» и «Глазго») осталась незамеченной палубной авиацией англичан. В сущности, все, на что были способны «Си Харриеры» — это нервировать аргентинцев собственными бесплодными, но регулярными налетами.

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 г (часть 1)

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 (часть 2 и 3)

1982 год История войны за Фолклендские острова ..Британия против Аргентины

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: