Бронетехника франции в мви (часть 1-я)

      Комментарии к записи Бронетехника франции в мви (часть 1-я) отключены

Бронетехника франции в мви (часть 1-я)

Этот обзор посвящен бронетехнике Франции.

В этом государстве более всего «размыта» отличие между хорошим танком, и другими видами военной техники. Тем она и увлекательна.

Во Франции военная техника, как в других больших государствах четко делилась на два главных класса:

— военная техника для действий и сопровождения пехоты на поле боя;

— военная техника механизированной кавалерии.

Соответственно военная техника первого типа состояла на вооружении частей, организационно подчинявшихся пехоте, а второго типа — кавалерии.

Помимо этого, собственная военная техника была у инженерных войск и артиллерии, конечно в воздушно-морской пехоте и десантных войсках.

Причем, все они сами заказывали для себя все образцы оружия, совсем не координируя собственные действия с другими родами армий. Что само собой разумеется совсем неправильно, в особенности с экономической точки зрения, но так уж оно было.

Организация французской армии, достаточно путанная с позиций русского человека, исходя из этого в случае если её давать по той схеме, которая была бы верной с французской точки зрения, было бы, возможно, сложно разобраться кроме того человеку, уже имеющему представление о французской бронетехнике в реале. Исходя из этого этот обзор сделан пара «приспособлено» к привычной для России классификации боевых автомобилей.

Ещё небходимо отметить, что фактически не было нужно давать волю фантазии. За базу забраны разные замыслы по формированию военной техники во Франции 20-х годов, большая часть из которых по всей видимости, неизвестны широкой публике. А в качестве прототипов же забраны только существовавшие в реале проекты, многие из которых так и остались на бумаге.

Танки

ПЕХОТА

В составе каждой гвардейской и моторизованной пехотной дивизии должна была быть рота танкеток Chenillette d’accompagnement (22 автомобили), организационно считавшейся 16-й ротой одного из трёх пехотных полков.

В каждом из пехотных полков должна была быть полурота танкеток (11 автомобилей).

В остальных пехотных дивизиях должна была иметься дивизионной рота танкеток из 17 автомобилей.

Полковые полуроты по 11 автомобилей были в каждой из дивизий пеших гренадер.

Всего в составе 5 гвардейских, 4 гренадерских, 12 моторизованных, 56 пехотных (включая 1 тунисскую, 4 алжирских, 3 мароканских, 5 колониальных, 1 зарубежного легиона) дивизий по замыслу должно было быть 1931 танкетка.

Большинство танков организационно входили в состав двухбатальонных полубригад разного подчинения.

В составе каждого военного корпуса должна была быть полубригада легких пехотных танков — Char d’accompagnement.

В каждом батальоне три роты по 13 танков. Три взвода по 4 танка (первоначально два пушечных и два пулеметных) и командирских танк. В штабной роте 2 командирских танка, 4 штурмовых орудия и 4 танка-истребителя. Вместо последних могли быть линейные танки.

Всего в батальоне 49 танков и штурмовых орудий.

В составе армий метрополии было 34 таких корпусных полубригады (2 гвардейских, 27 армейских, 3 горных и 2 колониальных корпуса), плюс 10 армейских и 1 в РГК. Еще 5 полубригад имелись в армиях Северной Африки (из них одна на Ближнем Востоке) и одна в Индокитае.

Всего 51 полубригада. В их составе должно было быть 4998 легких пехотных танков и штурмовых орудий разных модификаций.

На военном уровне имелось пара типов полубригад.

Полубригады с номером, заканчивающимся на 21-29, имели на вооружении танки Char de bataille — тип, не взявший развития в РИ, но довольно обширно распространенный в МВИ.

В составе батальона три роты по 10 танков (три взвода плюс машина командира роты). При штабе 4 штурмовых зенитных танка 2 и орудия и машина начальника батальона. Всего в батальоне 37 танков и штурмовых орудий.

Всего имелась 11 полубригад: 1 гвардейская, 9 армейских и 1 полубригада в РГК. В них по замыслу должно было быть 814 танков и штурмовых орудий различных модификаций.

Полубригады с номером, заканчивающимся на 11-19, имели на вооружении Char d’assaut

В составе батальона три роты по 7 танков (два взвода плюс машина командира роты). При штабе 3 штурмовых орудия и машина начальника батальона. Всего в батальоне 25 танков и штурмовых орудий.

Всего имелась 11 полубригад: 1 гвардейская, 9 армейских и 1 полубригада в РГК. В них по замыслу должно было быть 528 танка различных штурмовых орудий и модификаций.

Полубригады с номером, заканчивающимся на 01-09, имели на вооружении Char de rupture

В составе батальона три роты по 3 танка плюс один танк при штабе.

Всего в батальоне 10 танков.

Всего имелась 9 полубригад военного подчинения.

В них по замыслу должно было быть 180 танков разных модификаций.

Основной ударной силой сухопутных армий Франции был Гренадерский корпус.

В составе его было 4 корпуса не меньше Grenadiers, любой из которых включал 2 дивизии Division de Grenadiers Blinde и 1 дивизию Division de Grenadiers a Pied.

В составе Division de Grenadiers Blinde было 2 танковых полка.

Один полк имел на вооружении танки Char d’assaut.

В составе полка было три батальона, в каждом по три роты по 7 танков (два взвода плюс машина командира роты). При штабе 3 штурмовых орудия и танк начальника батальона. Всего в батальоне 25 танков и штурмовых орудий.

При штабе полка было 2 танка. В полку рота огнеметных танков — 6 огнеметных и 1 линейных танк.

Всего в полку 84 танков и штурмовых орудий.

Второй полк имел на вооружении танки Char de bataille.

В составе полка было три батальона, в каждом по три роты по 10 танков (три взвода плюс машина командира роты). При штабе 4 штурмовых зенитных танка 2 и орудия и танк начальника батальона.

Всего в батальоне 37 танков и штурмовых орудий.

При штабе полка было 2 танка. В полку рота огнеметных танков — 9 огнеметных и 4 линейных танка.

Всего в полку 126 танков и штурмовых орудий.

В составе разведывательного батальона дивизии была рота танков Char de reconnaissance, в роте 16 танков (3 взвода по 5 машина и машин командира роты).

В дивизии всего 226 танков и штурмовых орудий разных модификаций.

В составе Division de Grenadiers a Pied был 1 танковый полк, на вооружении которого были танки Char d’accompagnement.

В составе полка было три батальона, в каждом по три роты по 13 танков (три взвода плюс машина командира роты). В штабной роте 2 командирских танка, 4 штурмовых орудия и 4 танка-истребителя. Вместо последних могли быть линейные танки.

Всего в батальоне 49 танков.

При штабе полка было 2 командирских танка.

Всего в полку 149 танков и штурмовых орудий.

В составе разведывательного батальона дивизии была рота танков Char de reconnaissance, в роте 16 танков (3 взвода по 5 машина и машин командира роты).

В дивизии всего 165 танков и штурмовых орудий разных модификаций.

Помимо этого в составе войск и крепостных корпусов береговой обороны имелось 10 полубригад имевших различный состав.

Для оружия крепостных армий в 20-е годы был создан новый тип танков Char d’arret. Это были малоподвижные автомобили, с замечательной лобовой броней, и замечательным пушечным оружием, расположенным либо в башне, либо (на более поздних примерах) в неподвижной рубке.

Первоначально для их оружия были использованы морские орудия калибром 65, 75 и 100 мм, береговые 95-мм пушки, 75-мм и 135-мм крепостные пушки, и полевые 120-мм гаубицы. Уже сам список оружия показывает многообразие типов данных танков. Кое-какие образцы были произведены в единичных экземплярах, другие выпущены в нескольких десятках.

Потому, что батальоны должны были вооружаться танками одного типа, то и состав этих батальонов очень сильно различался.

Из 16 батальонов в составе крепостных армий, танками Char d’arret были вооружены 10. Остальные 6 батальонов имели на вооружении устаревшие пехотные танки Char d’accompagnement, большинство которых была переделана в танки-истребители, методом установки и демонтажа башен вместо них 25-мм, 37-мм либо 47-мм орудий.

Любой батальон должен был иметь по 36 таких танков-истребителей (в трех ротах), 4 командирских танка, 4 штурмовых орудия и 5 линейных танков.

Всего в батальоне должно было быть 49 танков и штурмовых орудий разных модификаций.

В составе армий береговой обороны танковые батальоны имели на вооружении устаревшие пехотные танки Char d’accompagnement. Состав батальонов был подобен — 49 танков и штурмовых орудий.

Так же в составе армий береговой обороны было 5 отдельных танковых батальонов и ещё 5 батальонов было в составе территориальных армий.

Всего в крепостных и территориальных армиях должно было быть 147 танков Char d’arret, конечно и 1156 танков Char d’accompagnement и штурмовых орудий разных модификаций.

КАВАЛЕРИЯ

Вся военная техника в кавалерии делилась на три главных типа:

— Automitrailleuse de decouverte: автомобили дальней разведки;

— Automitrailleuse de combat: военные машины, предназначенные для ответа двух задач: яркой помощи мотопехоты и как ударная сила механизированных соединений;

— Automitrailleuse de reconnaissance: автомобили ближней разведки.

По замыслу 20-х годов во французской кавалерии планировалось иметь 10 легких дивизий, в каждой из которых имелось два полка боевых автомобилей Automitrailleuse de combat (по 40 автомобилей в 4-х эскадронах), два конных полка, один мотопехотный полк на бронетранспортерах и один полк с разведывательными бронеавтомобилями Automitrailleuse de decouverte.

В качестве автомобилей Automitrailleuse de combat к тому времени имелись полугусеничные бронеавтомобили, каковые поступили на вооружении одной дивизии, а в качестве Automitrailleuse de combat было пара типов колесных бронеавтомобилей.

Был заявлен конкурс на создание новых автомобилей класса Automitrailleuse de combat, причем оговорены только самые неспециализированные ТТХ, и не был оговорен тип движителя.

В следствии было предложено пара разных типов бронемашин: колесных, гусеничных, колесно-гусеничных и полугусеничных.

В следствии было решено производить для сходу пара типов автомобилей, максимально их унифицировав.

— три дивизии планировалось вооружить гусеничными военными машинами (хороший танк);

— три дивизии должны были взять полугусеничные бронеавтомобили;

— три дивизии взяли четырёхосные колесные танки.

Помимо этого на вооружении мотопехотных полков было предложено создать полугусеничные и колесные бронетранспортеры, колесные бронеавтомобили помощи.

В следствии четыре дивизии должны были иметь всецело полугусеничную технику, а в остальных на вооружении мотопехотных полков были колёсные бронеавтомобили и колёсные бронетранспортёры помощи.

По опыту учений на рубеже 30-х годов была принята новая структура кавалерии, по которой планировалось иметь механизированные дивизии в составе механизированных корпусов, легкие дивизии в Северной Африке и колониальных войсках, и кавалерийские бригады в составе полевых армий.

В составе механизированных дивизий стало два танковых, два мотопехотных, разведывательный и противотанковый полки.

На вооружении танковых полков должны были состоять гусеничные боевые бронемашины трех типов: легкие и средние боевые и легкие разведывательные.

В составе каждого танкового полка было 4 эскадрона, в каждом по 2 полуэскадрона по 10 танков.

Причем один полуэскадрон должен был взять средние танки, а второй — легкие.

Всего в эскадроне 21 танк Automitrailleuse de combat.

В полку:

— рота помощи — 10 штурмовых орудий;

— зенитная рота — 10 зенитных танков;

— разведывательная рота — 10 танков Automitrailleuse de reconnaissance;

— штабная рота — 2 танка.

Всего в полку 40 легких и 46 средних танков, 10 штурмовых орудий, 10 зенитных танков и 10 разведывательных танков либо бронемашин — 116 единиц военной техники.

Для дивизий новой организации был создан новый тип Automitrailleuse de reconnaissance — легкие автомобили с пулеметным оружием. Ходовая часть могла быть гусеничной, колесной либо полугусеничной.

На вооружении танковых полков должны были состоять гусеничные машины Automitrailleuse de reconnaissance.

Так в механизированной дивизии было всего 232 танка и штурмовых орудия разных модификаций.

ВДВ

направляться учесть, что ВДВ во Франции не существовали как отдельный род армий и имели достаточно запутанную структуру.

В составе пехоты имелись посадочные дивизии Division d’Infanterie d’Air и отдельные полки Regiment de Choc d’Infanterie Aeroportee. Они были сведены в два корпуса и входили в состав 1-й воздушно-десантной армии (1 Aeroportee Armee)

В составе кавалерии имелись аэромобильные полки Regiment de Dragons (de Hussards, de Chasseurs) Aeromobile, в структуре которых были вертолетные и десантные роты — полки придавались армиям.

В составе ВВС имелись полубригады Demi brigade de Chasseurs Parachutistes, каковые составляли 2-ю воздушно-десантную армию (2 Aeroportee Armee)

Специально для воздушно-десантных операций был создан легкий танк Char d’aeroportee, предназначенный для высадки с планеров.

Такие танки состояли на вооружении десантных танковых батальонов. В батальоне было 32 танка — 3 роты по 10 танков плюс 2 танка руководства.

Всего было четыре батальона, по два в каждой армии. Всего в них должно было быть 128 танков.

МОРСКАЯ ПЕХОТА

Во Франции для действий в колониях и на удаленных заморских ТВД были предназначены колониальные армии, каковые так же имели возможность проводить морские десантные операции.

Фактически морская пехота имелась в составе флота и предназначалась для высадки на необорудованном побережье в качестве штурмовых частей.

На вооружении морской пехоты было два батальона плавающих танков Char amphibie.

В каждом батальоне было три роты по 13 танков (3 взвода по 4 автомобили и машина командира роты). При штабе батальона 2 танка. Всего в батальоне 41 танк.

Всего в составе морской пехоты должно было быть 164 плавающих танка.

==============================

Всего, при мобилизационном развертывании французской армии, в боевых частях должно было быть 15390 танков и штурмовых орудий разных модификаций (подразумевая лишь бронемашины на гусеничном шасси).

Колесные танки

Колесные танки Automitrailleuse de combat были первоначально созданы для легких дивизий в 20-е годы.

Было произведено около 260 автомобилей разных модификаций.

По окончании реструкуризации кавалерии, в конце 30-х годов все колесные танки 20-х годов были собраны в составе 1-й моторизованной дивизии Division Legere Motorisee.

В составе дивизии было два танковых полка. В каждом полку четыре эскадрона по 21 танку, противотанковая рота — 10 колесных танков-истребителей, рота помощи — 10 колесных танков помощи, зенитная рота — 10 зенитных колесных танков.

При штабе было 2 танка.

Все танки помощи были созданы в конце 30-х годов методом переделки линейных танков — башня демонтировалась, и вместо нее открыто устанавливалось второе оружие.

Всего в полку было 116 колесных танков.

В каждом из разведывательных полков дивизии была рота помощи с 10 колесными танками.

Всего в дивизии было 252 колесных танка различных модификаций.

Позднее было решено создать ещё пара моторизованных дивизий, для укомплектования которых была создана новая техника, среди них и колесные танки.

По новому штату в дивизии должно было быть два противотанковых полка, в каждом по 4 эскадрона. Эскадрон включал роту колесных танков — 10 автомобилей, роту танков-истребителей на базе этих танков — 10 автомобилей, и танк начальника эскадрона.

В роте помощи полка было 10 колесных танков помощи с 75-мм гаубицей. При штабе полка было 2 танка.

Всего в полку было 96 колесных танков разных типов.

В дивизии было соответственно 192 колесных танка разных типов.

Полугусеничные бронеавтомобили.

Изначально полугусеничные бронеавтомобили предназначались для помощи кавалерии и относились к типу Automitrailleuse de combat. В 20-е годы они поступили на вооружение четырех легких дивизий.

Всего в 20-е годы было произведено около 350 полугусеничных бронеавтомобилей этого типа для легких дивизий, позднее они кроме этого производились для колоний и Северной Африки.

В начале 30-х годов были созданы разведывательные полугусеничные бронемашины Automitrailleuse de reconnaissance.

К концу 30-х годов, по окончании реструкуризации кавалерии большая часть полугусеничных бронеавтомобилей были посланы в Северную Африку либо колониальные армии.

Они состояли на вооружении легких дивизий (Division Legere).

В каждой дивизии было два кавалерийских, мотопехотный, разведывательный и два бронеавтомобильных полка.

В каждом бронеавтомобильном полку было четыре эскадрона по 21 бронеавтомобилю Automitrailleuse de combat.

В разведывательной роте полка было 10 полугусеничных бронеавтомобилей Automitrailleuse de reconnaissance.

Всего в полку было 94 полугусеничных бронеавтомобиля.

В разведывательной роте мотопехотного полка было так же по 10 полугусеничных бронеавтомобилей Automitrailleuse de reconnaissance.

В дивизии было 198 бронемашин для того чтобы типа.

Некое количество устаревших полугусеничных бронеавтомобилей сохранилось в метрополии. Они употреблялись в крепостных армиях — в каждой из 3-х кавалерийских групп (Groupement de Cavalerie) входивших в состав 45-го, 47-го и 42-го крепостных корпусов была рота полугусеничных бронеавтомобилей — 10 автомобилей.

Всего при развертывании французской армии в ней должно было быть 624 полугусеничных бронеавтомобиля разных типов.

Колесные бронеавтомобили.

Автомобили данного типа были представлены во всех главных классах бронемашин французской кавалерии.

Все разведывательные полки, как в составе дивизий, так и отдельные имели по 4 разведывательных эскадрона.

В каждом эскадроне две роты: одна мотоциклетная, в второй 10 бронеавтомобилей Automitrailleuse de decouverte. Плюс машина начальника эскадрона.

В полку имелись:

— зенитная рота — самоходные установки на шасси БТР;

— рота помощи — 10 бронеавтомобилей Automitrailleuse de combat;

— рота разведки — 10 бронеавтомобилей Automitrailleuse leger.

При штабе 2 бронеавтомобиля Automitrailleuse de decouverte.

Всего в полку было 66 бронеавтомобилей различных типов.

Разведывательные полки имелись в каждой механизированной и легкой дивизии, в моторизованной дивизии таких полка было два, полк мог быть в составе каждой полевой и механизированной армии (либо мотоциклетный).

Всего было 26 таких полков.

В составе каждого противотанкового полка Regiment de Chasseurs de Char было четыре противотанковых эскадрона, в каждом рота самоходных противотанковых установок в которой было 3 бронеавтомобиля Automitrailleuse de combat в качестве командирских автомобилей.

Еще 2 автомобили при штабе полка.

В полку имелись:

— зенитная рота — самоходные установки на шасси БТР;

— рота помощи — 10 бронеавтомобилей Automitrailleuse de combat;

— рота разведки — 10 бронеавтомобилей Automitrailleuse de reconnaissance.

Всего в полку было 34 бронеавтомобиля различных типов.

Такие противотанковые полки имелись в каждой механизированной и легкой дивизии и в составе каждой полевой армии.

Всего имелось 24 таких полка.

В каждом мотопехотном полку механизированной дивизии была разведывательная рота — 10 бронеавтомобилей Automitrailleuse de reconnaissance и рота помощи — 10 бронеавтомобилей Automitrailleuse de combat.

В составе всех шести полков 2-й моторизованной дивизии была разведывательная рота — 10 бронеавтомобилей Automitrailleuse de reconnaissance.

В каждом из 6 военных мотоциклетных полков была рота помощи — 10 бронеавтомобилей

Automitrailleuse de decouverte, и рота разведки — 10 бронеавтомобилей Automitrailleuse leger

В составе всех кавалерийских бригад должна была быть бронеавтомобильная рота — 10 бронеавтомобилей Automitrailleuse de decouverte. Все они имели, в большинстве случаев, автомобили устаревших образцов.

В составе каждого военного корпуса должен был быть разведывательный дивизион Groupe de reconnaissance de corps d’armee. В его составе был взвод бронеавтомобилей — 5 автомобилей Automitrailleuse de decouverte. Всего имелось 50 таких дивизионов.

Всего при развертывании французской армии в ней планировалось иметь 1076 Automitrailleuse de combat, 1696 Automitrailleuse de decouverte, 480 Automitrailleuse de reconnaissance и 340 Automitrailleuse leger.

Всего 3592 бронеавтомобиля.

Бронеавтомобили Automitrailleuse leger представляли собой легкие безбашенные бронемашины, предназначенные для связи, разведки и боевого охранения.

Бронеавтомобили Automitrailleuse de combat в данном варианте представляли собой более тяжелые бронемашины с более замечательным оружием, и их главным назначением была помощь мотопехоты и более легких бронеавтомобилей. Но, они употреблялись и для разведки.

Самоходные противотанковые установки.

Как и во всем остальном во армией Франции, в этом классе автомобилей обстановка была достаточно путанная и сложная для стороннего наблюдателя.

Во-первых в составе батальонов пехотных танков был взвод танков-истребителей Char de chasse.

Во-вторых в крепостных частях был целый класс танков Char d’arret, большая часть образцов которых также представляли собой хорошие противотанковые установки. Конечно большое числе устаревших пехотных танков в крепостных частях было переделано в противотанковые установки.

Но и в первом и во втором случае эти автомобили не относились к противотанковым установкам, а считались танками.

Противотанковые же части существовали в составе пехоты, артиллерии и кавалерии, причем в случае если по части буксируемых орудий они имели возможность иметь однообразные образцы, то самоходные установки Chasseurs de Char отличались сильно, не смотря на то, что назывались во всех трех родах армий одинаково.

Прежде всего это касалось ходовой части базисных автомобилей. В пехоте это были гусеничные автомобили, в кавалерии — колесные, а в артиллерии все имели полугусеничные шасси.

В пехоте самоходные установки состояли на вооружении военных и дивизионных противотанковых батальонов Bataillon Defence Contre Blindes. В каждом батальоне три роты по 12 автомобилей.

Всего было 9 военных батальонов и 12 дивизионных.

В кавалерии это были полки Regiment de Chasseurs de Char, входившие как в состав дивизий, так и в состав армий. В каждом полку по 4 эскадрона в каждом из которых было по 12 установок.

Таких полков было 21.

Исключение составляли полки 2-й моторизованной дивизии, где в эскадроне было 10 установок.

В артиллерии это были противотанковые дивизионы Groupe d’Artillerie Antichar. В дивизионе было три батареи по 6 установок. Из 20 групп, самоходными установками были вооружены 5.

Всего при развертывании армии планировалось иметь 1934 противотанковые самоходные установки, а также гусеничных (в пехоте) 756 единиц, колесных (в кавалерии) 1088 единиц и полугусеничных (в артиллерии) 90 единиц.

машины и Бронетранспортёры на их базе

Личные бронетранспортеры имелись на вооружении кавалерии, инженерных войск и пехоты, причем они значительно различались. В кавалерии они могли быть колесными либо полугусеничными, в пехоте лишь гусеничные, для инженерных армий полугусеничные.

КАВАЛЕРИЯ

В составе мотопехотного полка механизированной и моторизованной дивизии было по два батальона, в каждом по три мотопехотных роты и рота помощи.

В мотопехотной роте было 10 средних колесных БТР Voiture blindee de dragons portes (3 взвода и машина командира роты).

Рота помощи имела 4 самоходных миномета, 4 броне

Док сериал Огневая мощь -История танков Франции

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: