Роль сввп в фолклендском конфликте 1982 г. (часть 6)

      Комментарии к записи Роль сввп в фолклендском конфликте 1982 г. (часть 6) отключены

Чего стоит английская ПВО на практике, со всей беспощадностью продемонстрировал один-единственный «Аэрмакки МВ-339А» — учебный реактивный самолетик с большой скоростью в 817 км/ч, не имевший собственной РЛС. В то время, когда лейтенант Эстебан все же смог сказать руководству о начале полномасштабного английского вторжения, руководство оперативной группой «Мальвинские острова» направило несколько таких самолетиков на разведку, но один из них по техническим обстоятельствам не смог взлететь.

Пилот второго, капитан-лейтенант Г. Гриппа, пользуясь туманом, складками местности, вышел на амфибийную группу с севера и очевидно, появление самолета, на скорости в 800 км/час летящего в 200 м над волнами, стало для британцев идеальной неожиданностью. А вот каплей не растерялся и, оценив масштаб вторжения, решил легко «похулиганить», атаковав фрегат «Аргонот» собственными НУРС-ами и огнем 30-мм пушки.

Он кроме того попал, легко ранив трех моряков и легко повредив корпус фрегата, но тут англичане все же проснулись. С борта транспорта «Канберра» была выпущена ракета из ПЗРК «Блоупайп», корабль-док «Intrepid» нападал «наглеца» ЗРК «Си Кэт», но Г. Гриппа, сделав противоракетный маневр, изящно стряхнул с хвоста обе ракеты, а пламя носовой артустановки «Плимута» кроме этого не достиг цели. Капитан-лейтенант возвратился в Порт-Стэнли и сказал о вторжении.

Из-за чего самолет не был перехвачен «Си Харриерами»? По некоторым данным, у британцев сейчас именно происходила пересменка, и в момент пролета наглого «Эйрмачи» английского воздушного патруля над соединением попросту не было.

Аргентинское руководство Фолклендских островов сказало на материк о вторжении, но, не ждя авиации с континентальных баз, подняло в атмосферу боеспособные самолеты с аэропорта Гус Грин (база «Кондор») — в том месте было целых 4 «Пукары». Эта «гроза воздуха» постаралась атаковать британские корабли, но один самолет был сбит ПЗРК «Блоупайп» какого-либо удачливого морпеха, а второй — стёрт с лица земли «Си Харриером», наведённым на цель эсминцем «Энтрим».

Два вторых все же добрались до судов, но, встреченные плотным зенитным огнем, вынуждены были отойти. Не буду задавать вопросы, из-за чего «Харриеры» не вырезали аргентинцев на подходе, но из-за чего воздушный патруль англичан разрешил им уйти? Но после этого в дело вступили настоящие боевые самолеты Аргентины.

В 10.31 тройка «Даггеров» на скорости 980 км/ч нападала «Броудсворд», «Аргонот» и «Плимут». Аргентинцев обстреляли ракетами ЗРК «Си Кэт» «Аргонот», «Плимут» и «Intrepid», но напрасно, а вот «Си Вулф» «Броудсворда» добился успеха — один «Даггер» удалось сбить. Бомбы аргентинцев никуда не попали, но орудийный пламя ранил 14 человек на «Броудсворде» и вывел из строя два вертолета на его борту.

В это же самое время вторая тройка «Даггеров» нападала «Энтрим» — и добилась двух попаданий авиабомб. Обе не взорвались, но «Энтрим» загорелся, а часть его оборудования вышла из строя, наряду с этим одна из бомб застряла в корпуса. Уже по окончании атаки аргентинцев постарались перехватить «Си Харриеры», но бесполезно — «Даггеры» легко оторвались от них.

Роль сввп в фолклендском конфликте 1982 г. (часть 6)

«Энтрим» постарался отойти под защиту вторых судов, но опоздал — началась следующая атака. Два «Даггера» атаковали корабль, обстреляв его из пушек, было ранено 7 человек, корабль загорелся еще посильнее, пламя угрожал погребам ЗРК «Си Слаг», так что ракеты было нужно сбрасывать за борт. Еще одна тройка «Даггеров» атаковала «Бриллиант», бомбы легли мимо цели, но и аргентинцы утрат не понесли — все три автомобили возвратились на базу.

Вторую атаку закрывали 4 истребителя «Мираж», но найти «Си Харриеры» не смогли и возвратились к себе без боя.

Всего в первой волне принимали участие 15 самолетов — 11 «Даггеров» и 4 «Миража»; они четырежды атаковали британцев, повредили 2 корабля, утратили один самолет и ни разу не были перехвачены воздушным патрулем британцев.

Прошел час, и боевые действия возобновились: две «Пукары» с базы «Кондор» постарались атаковать фрегат «Ардент», но были отогнаны огнем ЗРК «Си Кэт» и артиллерией. Но настырные аргентинцы не теряли надежды и через 20 мин. постарались нападать опять, но в этом случае их перехватили «Си Харриеры» — один «Пукара» был сбит, второй ушел. Но уже доходила вторая волна самолетов с континента — 10 «Скайхоков».

Увы, до Фолклендов долетели лишь 8 из них, два из-за технических неисправностей вынуждены были возвратиться, так что к Фолклендам вышло две четверки. Одну из них перехватили «Си Харриеры», «Скайхоки» скинули бомбы и постарались оторваться, но это удалось лишь двум самолетам, два вторых были сбиты «Сайдвиндерами».

Второй четверке также не через чур повезло — один самолет из-за технических неприятностей должен был возвращаться к себе прямо от Западного Фолкленда, оставшиеся три нашли судно, но начальник, заподозрив неладное, приказал не нападать его. Увы, один из «Скайхоков» успел скинуть бомбы, и напрасно — это был кинутый аргентинцами «Рио-Каракана». Оставшиеся два самолета нападали «Ардент», не попали в него, но не попали и в них, так что автомобили ушли невозбранно.

Еще одна четверка «Скайхоков», отправившаяся в путь позднее и сократившаяся в полете до тройки, т.к. один самолет по техническим обстоятельствам возвратился с полдороги, каким-то образом не нашла соперника и возвратилась на аэропорт.

А после этого на британцев обрушилась третья волна.

Два звена «Скайхоков» «утратили» самолет по дороге (снова — технические обстоятельства), но оставшаяся пятерка положила две бомбы в «Аргонот», и вдобавок 8 разорвались около корабля. Обе бомбы, попавшие в корабль, не взорвались, но вызвали пожар и детонацию ракетного погреба, так что фрегат пребывал в весьма тяжелом положении.

Четверка «Даггеров» (вылетело пять, но пятый должен был возвратиться) вышли на английские суда с юга, но были обнаружены фрегатом «Алмаз», что осуществил наведение на них дежурной пары «Си Харриеров». Сейчас английским пилотам удалось перехватить аргентинцев а также сбить один «Даггер», но остальные вошли в «бесполетную территорию», где и атаковали фрегат «Ардент», сумев добиться трех попаданий, по окончании чего возвратились на аэропорт.

Сейчас два звена по три «Даггера» пробовали атаковать английские корабли у Сан-Карлоса — но снова отличился фрегат «Алмаз»: своевременно увидев вражеские самолеты, он дал целеуказание второй паре «Си Харриеров» и те, навалившись на одно из звеньев, уничтожили его — все три самолета, выжил только один пилот. Но вторая тройка прорвалась — дабы попасть под сосредоточенный зенитный пламя: «Энтрим», «Плимут» и «Интрепид» нападали ракетами «Си Кэт», с «Алмаза» трудился «Си Вулф», но ни одна ракета не достигла цели. «Даггеры» атаковали «Бриллиант», но смогли только легко поцарапать его пушечным огнем.

Последним аккордом стала атака трех «Скайхоков», добивших «Ардент» — в корабль попало 7 бомб, погибло 22 человека, было ранено 37. Фрегат взял смертельные повреждения, экипаж скоро покинул его (людей снял «Ярмут»), и скоро сильный взрыв расколол «Ардент» пополам. Но уйти аргентинцам не дали — пара «Си Харриеров», показавшаяся через чур поздно, дабы спасти фрегат, сбила два «Скайхока», а третий очень сильно повредила, так что летчик еле дотянул до Порт-Стэнли, где и катапультировался.

Была и четвертая волна, но 9 «Скайхоков», посланные в бой, не смогли отыскать соперника — сумерки и низкая облачность снизили видимость до минимума.

Всего 21 мая аргентинские отдельные самолёты и воздушные отряды атаковали корабли британцев 15 раз, английские СВВП смогли перехватить вражеские самолеты до атаки 5 раз, но лишь в двух случаях из этих пяти воздушные атаки аргентинцев были сорваны. В остальных случаях аргентинцы, неся утраты, все же прорывались к судам. Два раза «Си Харриеры» пробовали преследовать аргентинцев по окончании атаки, один раз — удачно.

Британцы утратили фрегат «Ардент», а «Энтрим» и «Аргонот» очень сильно пострадали, еще 2 фрегата были легко поцарапаны. Аргентинцы лишились 5 «Даггеров», 5 «Скайхоков» и 3 «Пукар» — за исключением одного «Даггера» и одной «Пукары» это заслуга «Си Харриеров».

Так что же все-таки случилось 21 мая? Обращает внимание окончательное несоответствие между количеством авиации и численностью аргентинцев идеальных ею боевых вылетов. Аргентинское руководство подготавливалось к десанту британцев и по замыслу (да и просто в соответствии со здравым смыслом) в момент высадки должны были бить всем, что имеется под рукой.

Но, располагая приблизительно 75-78 довольно современными самолетами, смогли совершить лишь 58 вылетов (остальные 7 вылетов на счету «Пукара» и «Эйрмачи»).

Результаты боев 21 мая дают отличную базу для анализа эффективности СВВП против авиации посадки и горизонтального взлёта. Всего, как уже было сообщено выше, аргентинская авиация совершила 65 самолето-вылетов. Как показывает практика (действия ВВС МНС на протяжении «Бури в Пустыне», операция ВКС в Сирии), самолеты высококлассных держав способны делать как минимум 2 боевых вылета в день, британцы при Фолклендах летали другой раз еще чаще.

Так, 65 самолето-вылетов по английским судам имела возможность бы обеспечить авиагруппа численностью 32-33 автомобили, а вдруг дробить по типам самолетов соответственно их боевым вылетам — 1 «Эйрмачи», 3 «Пукары», 2 «Миража», 11 «Даггеров» и 16 «Скайхоков». Иными словами, ВМС и ВВС Аргентины смогли обеспечить такое действие на англичан, на которое у ВВС Соеденненых Штатов либо современной РФ потребовалось бы 33 самолета.

С учетом того, что у самих англичан имелось 25 «Си Харриеров» (пятерка штурмовиков в расчет не идет, потому, что они не могли делать функции ПВО) возможно сказать о паритете. А каков итог?

С позиций сбитых самолетов — конкретно в пользу «Си Харриеров», потому, что ими было стёрто с лица земли 11 самолетов: 2 «Пукары», 4 «Даггера» и 5 «Скайхоков», что составило бы 30% исчисленной нами авиагруппы. Но вот с позиций исполнения собственной яркой задачи — ПВО соединения — в противном случае как оглушительным провалом действия английских СВВП и не назвать. Из 15 групп самолетов, атаковавших англичан, перехвачено всего лишь 5 групп либо 33%, наряду с этим британцы сумели сорвать лишь 2 атаки — 13,4%!

Тринадцать прорывов к английским судам из 15 попыток… И это — в условиях, в то время, когда аргентинцы нападали, не имея «летающих пунктов управления» — самолетов ДРЛО, не закрывая собственные звенья самолетами РЭБ, не подавляя английские пункты наведения истребителей противорадиолокационными ракетами, не обеспечив воздушного прикрытия ударным звеньям (4 самолето-вылета «Миражей» пропали втуне).

Результат: один потопленный корабль и два очень сильно поврежденных — в условиях, в то время, когда аргентинцы не использовали управляемого оружия, а лишь свободнопадающие бомбы и НУРС, причем бомбы систематично не хотели взрываться! Тактика аргентинских самолетов, действовавших в первой половине 80-ых годов XX века, слабо отличается от тактик второй мировой, а вдруг чем-то отличалась, так лишь в нехорошую сторону — у аргентинцев отсутствовали торпедоносцы, каковые имели возможность бы натворить дел в условиях Фолклендского пролива и аргентинцы ни разу не смогли совершить какое количество-нибудь массированных атак, ничего похожего на известные «звездные» налеты, в то время, когда те же японцы окружали вражеские суда и после этого нападали их с нескольких ракурсов, аргентинцы не показали.

Иначе, нужно не забывать, что не все из имевшихся в распоряжении британцев «Си Харриеров» употреблялись на прикрытие амфибийного соединения — большая (но малоизвестная автору) часть была «за скобками» сражения и защищала авианосцы. И вот сейчас мы можем куда лучше осознать резоны адмирала Вудворта, не захотевшего поставить собственные авианосцы между континентальными Фолклендскими островами и авиабазами Аргентины.

В случае если высказать предположение, что половину собственных СВВП он задействовал на охрану авианосцев, пускай кроме того эффективность его палубной авиации при охране выдвинутых вперед основных сил 317-го своевременного соединения была бы в несколько раз выше той, что была показана над судами амфибийного соединения, но сконцентрируй аргентинцы собственные удары по его авианесущим судам — британцам несдобровать. Очень возможно, что английский командующий остался бы как минимум без одного авианосца (может и не потопленного, но выведенного из строя). А в случае, если бы Вудворту противостояли верно организованные ВВС численностью в 30-40 самолетов (с разведкой, РЭБ и проч.), обученные сражаться над морем и обеспеченные управляемым оружием (теми же ПКР «Экзосет») в достаточном количестве, с возможностью 99% его своевременное соединение было бы стёрто с лица земли.

Примечательно, что во всех пяти случаях, в то время, когда британские СВВП 21 мая перехватывали самолеты соперника, английские пилоты сделали это благодаря наведению с собственных кораблей ВМФ. Первый раз (на четверку «Пукара») «Си Харриеры» навел «Энтрим» — именно на нем размещался пункт управления воздушным прикрытием амфибийной группы.

Увы, но являя собой центр английской воздушной обороны, корабль не смог обезопасисть сам себя и по окончании того, как его поразили две авиабомбы, передал функции управления воздушным патрулем фрегату «Алмаз». Он-то и осуществил наведение в остальных четырех случаях: перехват четырех «Скайхоков» (сбито два), четырех «Даггеров» (сбит один) и трех «Даггеров» (сбиты все три), и перехват двух безумных штурмовиков «Пукара», атаковавших фрегат «Антрим». Также, «Алмаз» смог навести «Си Харриеры» и на «Скайхоки», добившие «Ардент».

Конечно, суда как пункты управления авиацией были мало на что годны — уже хотя бы в силу низкой дальности обнаружения вражеских самолетов. Само собой разумеется, собственную роль сыграла и позиция английских судов — пребывав в «коробке», окруженные гористыми берегами, они не могли заблаговременно обнаруживать аргентинцев, в следствии чего у «Си Харриеров» оставалось мало времени на перехват. Но, в открытом море обстановка не очень сильно улучшалась — в любом случае, идущий на низких высотах самолет обнаруживался корабельными РЛС через чур поздно.

Так, в случае если аргентинские пилоты и по окончании обнаружения «Си Харриеров» рвались к судам, то до входа их самолетов в зону ПВО соединения английские пилоты просто не успевали стереть с лица земли неприятеля. Так, например, 4 «Даггера» пошли в наступление несмотря ни на что и воздушный патруль успел сбить лишь один самолет, по окончании чего должен был прекратить преследование, чтобы не подставляться под удар родных ЗРК.

Но в другом случае, в то время, когда у англичан было больше времени, а аргентинцы затеяли серию маневров, пробуя стряхнуть британцев с хвоста, из трех «Даггеров» не сохранился ни один. Будь у британцев воздушные пункты управления ПВО (в виде тех же самолетов ДРЛО), то эффективность «Си Харриеров» была бы намного выше, легко благодаря тому, что целеуказание на них поступало бы раньше и времени на воздушный бой и перехват было бы больше.

Но, необходимо признать да и то, что будь на месте СВВП истребители посадки и горизонтального взлёта — их эффективность была бы еще выше. Все же «Си Харриерам» не хватало ни боекомплекта (всего два «Сайдвиндера»), ни скорости. Три «Даггера», атакованные англичанами по окончании того, как те проштурмовали суда, район на высокой скорости и СВВП ничего не могли с этим сделать.

В другом случае, перехватив четверку «Скайхоков», британцы смогли сбить лишь два из них — остальные удрали. Будь у британцев те же «Фантомы» — перечисленные выше «Даггеры» и «Скайхоки» от них бы не ушли.

Главная причина низкой эффективности «Си Харриеров» как средства ПВО соединения содержится в отсутствии своевременного внешнего целеуказания. Если бы британцы располагали несколькими «Е-2С Хокай», каковые имели возможность в течении нескольких часов действенно и на громадном удалении осуществлять контроль воздушное пространство, равно как и руководить истребителями воздушных патрулей, количество успешных перехватов было бы намного больше — но для этого британцы должны были бы располагать полноценным катапультным авианосцем, которого у них не было.

Возвратимся к Фолклендам. Первый сутки боев покинул стороны в неустойчивом равновесии — аргентинцы понесли значительные утраты в самолетах, но и британцам было нужно весьма непросто. Их ПВО, как и следовало ожидать, была очень несовершенной, и адмирал Вудворт писал потом:

«В случае если аргентинцы будут функционировать так еще два дня, то все фрегаты и мои эсминцы будут стёрты с лица земли. Появляется вопрос: можем ли мы выжить в таких условиях? Ответ: само собой разумеется, нет».

По опыту боев 21 мая британцы подвели собственные авианосцы ближе к месту высадки, с тем дабы обеспечить лучшее авиаприкрытие. Командующий 317-ым своевременным соединением распорядился организовать дозор 42/22 (эсминец «Ковентри» и фрегат «Броудсворд») у северной оконечности острова Западный Фолкленд, откуда, в большинстве случаев, оказались аргентинские самолеты.

Утраты в судах были англичанами восполнены — к ним подошли еще 4 боевых корабля, включая эсминец типа 42 «Эксетер», фрегаты проекта 21 «Антилоуп» и «Эмбускейд», и авизо «Фор

Фолклендская война, часть 1

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: