Роль сввп в фолклендском конфликте 1982 г. (часть 7)

      Комментарии к записи Роль сввп в фолклендском конфликте 1982 г. (часть 7) отключены

В данный сутки аргентинское руководство решило предпринять максимальное колличество усилий для того, чтобы переломить движение военных действий. Дело было, само собой разумеется, не только и не столько в жажде как направляться отметить Сутки независимости, но в том, что англичане разгружались уже четыре дня, и скоро главные силы десанта вместе с припасами окажутся на берегу, а тогда пробовать нанести британцам неприемлемый ущерб будет куда сложнее. Но, также, аргентинцы наконец-то нащупали расположение английских авианосцев и подготавливались нанести по ним удар.

Первый удар по транспортам должны были нанести 4 «Скайхока», вставшие в атмосферу около 08.00 утра. Два из них (традиционно) по техническим обстоятельствам возвратились на аэропорт, оставшаяся двойка по устройствам нашла корабль британцев и вышла на него в наступление, но это выяснилось госпитальное судно «Уганда». К чести аргентинских пилотов, за те немногие секунды, остававшиеся у них с момента визуального обнаружения цели, они смогли разобраться, что из себя воображает их цель и воздержались от удара.

На отходе один «Скайхок» был сбит «Си Дартом» эсминца «Ковентри» — британцы открыли счет.

Четверка «Даггеров» показалась над островами спустя два часа по окончании обрисованных выше событий — Фолкленды окутал густой туман, так что аргентинцы не смогли отыскать суда британцев, но и британцы не рисковали поднимать в атмосферу собственные самолеты. «Даггеры» возвратились, а спустя еще полтора часа прибыла четверка «Скайхоков» — они смогли отыскать неприятеля, атаковав десантный корабль-док «Феарлесс» и закрывавший его фрегат «Эвенджер».

Британцы сбили «Скайхок», «нацелившийся» на «Феарлесс», но не ясно, чем: то ли прекрасно сработал расчет ЗРК «Си Кэт» с фрегата «Ярмут» (по английским данным), то ли ракета ЗРК «Рапира» с почвы (по аргентинским). Три оставшихся «Скайхока» нападали «Эвенджер», к счастью для британцев, бесполезно. Но вездесущий «Ковентри» снова применял собственный «Си Дарт» по назначению, сбив «Скайхок» начальника группы, в то время, когда тот набирал высоту по окончании атаки.

Еще один «Скайхок» был очень сильно поврежден, но все же сохранившаяся пара самолетов смогла возвратиться на континент.

Пара «Ковентри»/«Броудсворд» очень досаждала аргентинцам уже что сутки — их авиация весьма претерпела от «Си Харриеров», каковые наводил «Ковентри», а сейчас еще в дело вступил дальнобойный «Си Дарт». Исходя из этого неудивительно, что именно их прописали целью для удара: быть может, аргентинцы сохраняли надежду, что, стёрши с лица земли РЛД-дозор британцев, их ударным группам станет легче атаковать транспорты?

Как бы то ни было, на «Ковентри» подслушали беседы аргентинских пилотов (среди экипажа был человек, обладавший испанским) и знали о готовящемся ударе. Кроме того состав ударной группы, выделенной на уничтожение «Ковентри», не был секретом для британцев — 6 «Скайхоков». Но из вставшей в атмосферу шестерки два «Скайхока» возвратились по техническим обстоятельствам, так что удар наносили всего лишь четыре самолета.

Но сейчас аргентинцы прибегли к занимательной новации — осознавая, что тактика «выскочил из-за гор и постарался кого-то утопить» трудится не через чур прекрасно, они решили применять для наведения группы «Скайхоков», атакующих «Ковентри», внешнее целеуказание. В качестве управления и самолёта разведки аргентинцы применяли мобилизованный пассажирский «Лиар Джет 35A-L».

С учетом того, что самолеты данного типа не владели никакой военной аппаратурой, располагая лишь «родным», гражданским бортовым радиоэлектронным оборудованием, их применение смотрелось не через чур изощренной формой суицида экипажей. Очевидно, на применение в качестве самолета ДРЛОиУ гражданского пассажирского самолетика бизнес-класса возможно было пойти лишь в отчаянном положении, но оно у аргентинцев таким и было. И, как это не страно, «воздушное такси» в качестве пункта управления авиацией выяснилось предпочтительнее, чем современный, напичканный замечательными РЛС и другой боевой электроникой эсминец.

Роль сввп в фолклендском конфликте 1982 г. (часть 7)

Все четыре «Скайхока» умышленно шли на средней высоте, так что британцы нашли их приблизительно в 100 милях от Сан-Карлоса. Конечно, «Си Харриеры» взяли целеуказание и ринулись на перехват, но когда на «Лиар Джет 35A-L» посчитали, что англичане уже достаточно близко, «Скайхоки» быстро ушли вниз.

Так, ударная несколько исчезла британских судов, и те уже не могли наводить «Си Харриеры», а английские пилоты еще не успели найти аргентинцев, и сейчас шансов отыскать «Скайхоки» у них оставалось мало. Одновременно с этим позиция английских судов, не смотря на то, что и разрешала удачно делать функции авианаводчиков, не являлась оптимальной с позиций собственной ПВО — к ним возможно было незаметно подойти со стороны островов. Именно это аргентинские пилоты и сделали, «Лиар Джет 35A-L» дал им самое основное — местонахождение британцев, а уж проложить подходящий маршрут было делом техники.

Первую несколько «Скайхоков» британцы засекли в зоне действия ЗРК эсминца «Ковентри» и срочно отозвали «Си Харриеры», опасаясь «дружественного огня». Это выяснилось неточностью: РЛС, нёсший ответственность за наведение ракет ЗРК «Си Дарт» в очередной раз не смог захватить низколетящие цели, а «Си Вулф» фрегата «Броудсворд», нежданно для собственных операторов, изобразил Буриданова осла. СУО комплекса захватила обе цели, но ПО никак не имело возможности решить, какая из них есть приоритетной.

Очевидно, с позиций «речи и» искусственного разума не имело возможности идти о том, дабы разрешить сделать данный важный выбор презренным людишкам В следствии атаку первой пары «Скайхоков» отражала лишь артиллерия и пара матросов, стрелявших по приближающимся самолетам из стрелкового оружия. Это аргентинцев не остановило.

Из четырех бомб три промахнулись мимо цели, но четвертая все же угодила в корму «Броудсворда». И, очевидно, не взорвалась. Однако была очень сильно повреждена полетная палуба (вертолетная), начался пожар и вовнутрь корабля начала поступать вода — бомба проломила борт всего на метр выше ватерлинии.

Но аварийные партии сработали на превосходно и фрегат не потерял боеготовности.

«Ковентри» развернулся, дабы идти на выручку «Броудсворду», но тут показалась вторая двойка «Скайхоков», причем из-за разворота эсминца они заходили с кормы, из сектора, где ЗРК «Си Дарт» никак не мог к ним дотянуться. В этот самый момент начальник «Ковентри» допустил в полной мере понятную, но ставшую роковой для его корабля неточность. Стремясь атаковать аргентинцев своим ЗРК, он развернулся снова, не учтя , что в следствии этого маневра его эсминец перекрывает линию огня для зенитчиков «Броудсворда».

А ведь сейчас расчеты ЗРК уже разобрались с программной неточностью, забрали «Скайхоки» на сопровождение и готовься показывать аргентинским пилотам правильные координаты мест зимовки раков… «Си Дарт» эсминца все же произвел пуск ракет, обе не попали, по окончании чего комплекс (так и хочется написать: «от огорчения») перестал работать. «Ковентри» поразили три бомбы ведущего «Скайхока» первого лейтенанта М. Веласко, у второго самолета отказал механизм бомбосбрасывателей и атаковать англичан его пилот не смог. Но английскому кораблю хватило и «подарков» Веласко: все три бомбы взорвались, и спустя всего 20 мин. по окончании атаки «Ковентри» затонул.

Радиолокационный патруль англичан был разбит. Как это ни страно, но два английских корабля с умелыми экипажами и новейшими ЗРК, при помощи как минимум двух «Си Харриеров», всухую проиграли четырем «Скайхокам», управляемым с авиалайнера. Аргентинцы возвратились к себе без утрат.

Это фиаско стало тяжелым ударом для адмирала Вудворта. Вот как обрисовывает данный эпизод он сам:

Кроме того через пара лет, оглядываясь назад, я воображаю, какой это был для меня страшный момент. Один из тех моментов, в то время, когда командующему не к кому обратиться из-за опасения выдать собственную неуверенность либо пошатнувшуюся силу воли. Но про себя я поразмыслил: «Господи!

Где же мы? Мы практически проигрываем?»

Это был, вне всякого сомнения, самый сложный для меня момент за всю операцию. Я возвратился в собственную каюту чтобы некое время побыть наедине с собой. Открыл записную книжку и сделал пара замечаний.
1. Комбинация 42/22 не работает.
2. «Си Дарт» фактически ненужен против низколетящих целей.
3. «Си Вулф» ненадежен.
4. Надводные суда, дабы выжить в открытом море, должны иметь дальнее авиационное прикрытие и воздушное обнаружение на угрожаемом направлении.
5. Мы должны проводить более скрупулезные и всесторонние опробования совокупностей ПВО.
6. Стремиться функционировать ночью либо в нехорошую погоду.
7. на данный момент они должны постараться ударить авианосцы !

Предчувствие не одурачило английского командующего. В тот момент, в то время, когда он писал эти строки, к нему уже летела пара «Супер Этандаров» с двумя из трех оставшихся у аргентинцев ПКР «Экзосет» воздушного базирования.

Весьма интересно то, что размещение британских авианосцев, пребывавших приблизительно в 80 милях от Порт-Стэнли, вскрыл наземный радар. Очевидно, кривизна земного шара не разрешала аргентинцам найти английское соединение, но они имели возможность замечать полеты «Си Харриеров», взлетающих с палубы и возвращающихся с боевого дежурства.

Выяснив место, где английские самолеты уходят вниз при возвращении и набирают высоту при взлете, аргентинцы вычислили тем самым положение «Инвинсибла» и «Гермеса». Руководствуясь этими данными, пара «Супер Этандаров» и отправилась в рейд, причем место английской авианосной группировки выяснилось выяснено с в полной мере приемлемой точностью — отклонение фактического расположения судов от расчетного составило приблизительно 80 км. «Супер Этандары» нашли британские суда во главе с авианосцем «Гермес» приблизительно в 18.30 с расстояния около 40 миль. Действительно, кое-какие источники показывают, что наведение на цель осуществлял «Геркулес» С-130, но правильными данными на данный счет создатель не располагает.

Как бы то ни было, об атаке британцы определили отнюдь не в последний момент. Работа радиотехнической разведки эсминца «Эксетер» не подвела, и излучение «Агавы» — радара «Супер Этандара» было засечено и идентифицировано. Скоро аргентинские самолеты «заметил» радар фрегата «Эмбускейд» и практически тут же — РЛС фрегата «Алмаз». «Супер Этандары» произвели пуск обеих «Экзосетов» с расстояния 48 км.

Британцы утверждают, что пуск производился по ближайшему к аргентинцам кораблю, которым стал фрегат «Эмбускейд», аргентинцы — что по наибольшей «засветке» на экране «Агавы», т.е. вероятнее по авианосцу «Гермес», но об этом чуть позднее.

Между пуском и обнаружением аргентинцев ими ракет прошло очень мало времени, но тут в источниках присутствует громадная путаница — кто пишет о 4-х, кто о 6 минутах, адмирал Вудворт показывает, что с момента включения «Агавы» и до момента обнаружения самолетов радарами английских судов прошло чуть более 60 секунд, но показывает наряду с этим, что «Супер Этандары» сделали горку в 18.30, а запустили ракеты в 18.38, что очевидно противоречит его же высказыванию. По всей видимости, истина содержится в том, что людям в тот момент некогда было наблюдать на часы, все решали секунды, так что правильного хронометража никто не вел. Однако как минимум пара мин. у британцев была — не смотря на то, что «Си Харриерам» снова не хватило времени, дабы перехватить аргентинские штурмовики, но англичане успели поднять в небо вертолеты (!), оборудованные совокупностями постановки помех.

Привлекает внимание тот факт, что помехи — это, наверное, единственное, чем сумели встретить британцы атаку аргентинцев. Источники не упоминают о том, что кто-то успел обстрелять атакующие самолеты либо «Экзосеты» зенитными ракетами либо хотя бы артиллерией. А ведь в составе ордера был «Алмаз», оснащенный новейшими ЗРК «Си Вулф».

Предстоящее общеизвестно: «Экзосеты» «сбились с пути подлинного» и не смогли поразить боевые суда британцев, но навелись на «Атлантик Конвейер», не оборудованный совокупностями постановки помех. Тот загорелся и в итоге затонул, унося на дно Атлантики кучу нужных грузов — сборную взлетно-посадочную полосу наземного аэропорта для «Харриеров», множество авиационных снарядов да и то ли 10, то ли 9 вертолетов.

Но, адмирал Вудворт в собственных мемуарах показывает, что вертолетов на «Атлантик Конвейер» погибло восемь, по причине того, что два вертолета из десяти, каковые были на его борту, успели перелететь на сушу еще до атаки. Каноничной, но, считается цифра 10 — шесть «Уэссекс», три «Чинук» и один «Линкс». Утрата вертолетов стала весьма тяжелым ударом для британцев — в условиях клинического распутья Фолклендских островов, как раз вертолеты должны были стать главным транспортом английских морпехов, придавая им столь нужную в современном бою мобильность.

Занимательный момент — просматривая большая часть обзорных статей, приходишь к выводу, что несколько английских боевых судов, поставив помехи, всецело избегла опасности, оба «Экзосета» ушли «в молоко», а в том месте по несчастливой случайности был «Атлантик Конвейер». Но вот что пишет по этому поводу адмирал Вудворт:

«Он («Атлантик Конвейер» — прим. авт.) был на линии между «Гермесом» и «Эмбускейдом». Если бы «Конвейер» имел установки для постановки ЛОЦ и отвел бы от себя ракеты, то они имели возможность бы пойти прямо на авианосец. Неизвестно, имели возможность мы тогда их опять одурачить…»

Т.е. получается, что «Атлантик» практически прикрыл «Гермес»! А сейчас отыщем в памяти второе — аргентинцы сказали, что нападали самый крупный корабль британцев. И вот тут делается совсем весьма интересно, по причине того, что этим самый крупным кораблем мог быть или «Атлантик Конвейер», или «Гермес», причем «Гермес» был конкретно за «Атлантиком». Само собой разумеется, если бы целью аргентинцев был «Эмбускейд», тогда возможно было сказать об успехе помех, поставленных английскими судами.

Но в случае если допустить, что аргентинцы стреляли по «Атлантику» либо «Гермесу», то получается, что английские помехи были практически ненужными! Это, само собой разумеется, не более чем догадка, но она превосходно растолковывает, из-за чего британцы, отказывая аргентинцам в здравом смысле, настаивают на том, что целью атаки был как раз фрегат.

В целом же итоги Дня независимости Аргентины оставляют двойственное чувство. Не обращая внимания на то, что аргентинское руководство постаралось нанести сильнейший воздушный удар, результат совсем не впечатляет — всего лишь 20 самолетовылетов ударной авиации. Но новации в тактике (самолет в качестве ДРЛОиУ) да и то, что аргентинцы наконец-то смогли установить расположение авианосной группы британцев, привело их к большому тактическому успеху.

В Сутки независимости Аргентины британцы утратили контейнеровоз и 42 эсминец типа с массой армейских грузов. И все же 25 мая — это сутки, в то время, когда аргентинская авиация признала собственный проигрыш, по причине того, что англичане все-таки не считали полученный ими ущерб чрезмерным, а вот аргентинцы больше не рассчитывали «убедить» британцев прервать операцию, нанеся неприемлемый ущерб их флотской группировке. Отныне аргентинское руководство предпочитало концентрировать силы собственной авиации на сухопутных целях, что, но, не свидетельствует, что они совсем отказались от атак на суда КВМФ.

Детальный разбор последующих боев ничего не прибавит к обрисованному выше. На завершающем этапе конфликта от английской авиации возможно было бы ожидать решения следующих задач:

1. Обеспечение ПВО сухопутных кораблей и войск КВМФ;
2. Уничтожение аргентинской авиации, базирующейся на Фолклендских островах и авиабаз, на каковые она базируется;
3. Прерывание «воздушного моста» — снабжения аргентинских армий по воздуху с континента;
4. Помощь действий сухопутных армий методом нанесения ударов по позициям аргентинских армий.

Всего с 26 мая и до самого финиша войны ударная авиация Аргентины совершила порядка 100 самолетовылетов, наряду с этим корабли англичан и сухопутные позиции подверглись атакам 17 раз, еще один раз «Пукара» нападал воздушную цель (был сбит английский вертолет «Скаут»). «Си Харриеры» смогли сорвать одну атаку аргентинцев, не сумев наряду с этим сбить ни одного вражеского самолета, в другом случае английские СВВП прибыли в момент, в то время, когда 4 «Скайхока» атаковали десантный катер «LCU F4». В следствии катер был потоплен вместе с грузом техники для 5-ой пехотной бригады, убито 6 человек, но СВВП сбили три «Скайхока». Так, в части обеспечения ПВО английская палубная авиация достигла впечатляющих «удач» — 2 перехвата на 18 атак (11,1%), наряду с этим всего одна атака из 18 отражена (5,55%).

Непременно, ключевую роль в обеспечении английской ПВО сыграло бы уничтожение аргентинской совокупности контроля воздушного пространства — в этом случае самолеты с континентальных авиабаз лишились целеуказания с почвы, но аргентинские радары были «Харриерам» не по зубам. В следствии задачу их уничтожения было нужно возложить на «Вулканы» Королевских ВВС, потому, что те были способны использовать противорадиолокационные ракеты «Шрайк». Первого июня «Блэк бак 5» постигла неудача, но 3 июня на протяжении «Блэк Бак 6» главной радар аргентинского ПВО был выведен из строя.

Стереть с лица земли легкие штурмовики «Пукара» и учебно-тренировочные «Эйрмачи» английским самолетам так и не удалось — за них это сделала наземные силы и дурная погода ПВО. К примеру в сутки, в то время, когда был сбит английский «Скаут», из двух «Пукара» на аэропорт возвратился лишь один; второй штурмовик разбился, угодив в зону низкой облачности. В последней операции легких ВВС Фолклендских островов, предпринятых силами двух «Эйрмачи» и двух «Пукара», один «Эйрмачи» был сбит из ПЗРК «Блоупайп», один штурмовик стёрт с лица земли огнем зенитной артиллерии, а второй взял такие повреждения, что не смотря на то, что и сумел возвратиться на аэропорт, но в будущем вести войну уже не имел возможности.

ВПП основной базы «Мальвинские острова» (аэропорт Порт-Стэнли) функционировал до самого окончания войны, с данной цементной дорогой ничего не смогли сделать ни английская палубная авиация, ни «Вулканы». Последний раз ее бомбили в ночь 12 июня («Блэк-бак-7»), а вечером того же дня в Порт-Стэнли прибыл последний грузовой «Геркулес». Как это ни страно, но аргентинский «воздушный мост» также функционировал фактически до самого финиша.

Единственный С-130, что за всю войну сумели стереть с лица земли «Си Харриеры» (это произошло 1 июня), пробовал вести разведку.

И, наконец, наземные операции. В сущности, про «Харриеры» возможно сообщить лишь одно: «Они в том месте были». Вот, например, что пишет А.Заболотный в статье «Харриер» — хищная птица Фолклендов»:

«В целом за кампанию лишь Си Харриеры 800-й АЭ скинули сорок две 1000-фунтовые бомбы и 21 кассету BL.755, а Харриеры 1-й эскадрильи — 150 авиабомб, из них 4 управляемых».

800-я авиаэскадрилья принимала участие в Фолклендском конфликте сначала, ею скинуто 63 кассеты и бомбы. Большое количество это либо мало? К примеру, 29 мая на протяжении одного, но массированного налета английская палубная авиация скинула на аэропорт Порт-Стэнли 27 бомб замедленного действия, каковые взрывались позже в течении четырех часов.

На следующий сутки английские «Харриеры» четырежды (в 09.30; 10.30; 12.25 и 14.40) бомбили данный несчастный аэропорт, и на протяжении этих атак скинули еще 27 бомб — снова же, без особенного результата. Так, с 1-го мая по 14 июня, в то время, когда аргентинский гарнизон сдался, 800-я АЭ скинула всего на 9 бомб больше, чем было вывалено на аэропорт Порт-Стэнли за два дня не через чур интенсивной работы (29 мая — всего один удар). Сложно назвать это громадным достижением.

Стоит кроме этого отыскать в памяти, что всего в зоне конфликта принимали участие самолеты пяти авиаэскадрилий — 800-я, 801-я, 809-я, 899-я эскадрилья ВМС и 1-я эскадрилья ВВС, причем последняя оснащалась «Харриерами GR.3», каковые не были способны вести воздушный бой и употреблялись только для штурмовки наземных целей. Чем, по всей видимости, и разъясняется довольно большой расход авиабомб — 150 штук. Самолеты остальных эскадрилий вряд ли «набросали» бомб больше, чем 800-я АЭ.

И необходимо учитывать, что большую часть бомбардировок «притянули» к себе аэропорты Гуз-Грин (база «Кондор»), и Порт-Стэнли («Мальвинские острова») каковые британцы нападали столь же систематично, сколь и напрасно.

Очевидно, и на долю сухопутных армий Аргентины что-то перепадало, и это «что-то», само собой разумеется, додавало аргентинцам тревоги, но в целом какое количество-нибудь значительной роли «Харриеры» в наземных битвах не сыграли. самые важными факторами, выяснившими успех английского десанта, стали:

1. Замечательная и дальнобойная артиллерия английских сухопутных армий, превосходящая таковую у аргентинцев.
2. Широкое применение ПТУР «Милан» для подавления аргентинских огневых точек.
3. Устройства ночного видения, каковые давали англичанам неоценимое преимущество в ночных битвах, против не оснащенных такими средствами аргентинцев.
4. Артиллерийская помощь судов.
5. Стойкость английской пехоты.

По п. 5 хотелось бы подчернуть, что на протяжении боев за Гуз-Грин, Порт и Дарвин-Стэнли англичане много раз вступали в рукопашный бой, причем количество аргентинцев, убитых либо раненых штыком является заметную величину. Так, к примеру, в следствии боев за высоту Лонгдон (по Д. Татаркову, «Конфликт в Южной Атлантике: Фолклендская война 1982 г.»):

«Аргентинцы лишь убитыми утратили 31 человека, причем многие из них умерли от взятых штыковых ран».

Пожалуй, единственным заметным достижением английских СВВП в части помощи армий стало уничтожение ими 28 мая аргентинской батареи ПВО, расположенную на передовой аргентинских армий, оборонявших Гуз-Грин. Орудия размешались всего в 180 метрах от английской пехоты, но три «Харриера» с «Гермеса» смогли нанести ювелирный удар, не задев собственных.

К этому времени бой шел уже 36 часов и стороны были в состоянии неустойчивого равновесия, причем стёртая с лица земли батарея являлась базой огневой мощи оборонявшихся тут аргентинцев. Ее уничтожение склонило чашу весов на сторону британцев, скоро аргентинские начальники направили собственных депутатов для дискуссии условий прекращения огня. По окончании переговоров, продолжавшихся всю ночь, аргентинские армии, защищавшие Гуз-Грин, сдались.

В целом в это время боевая деятельность палубной авиации англичан не впечатляет. Однако, во время 26 мая — 14 июня было утрачено 5 «Си Харриеров» и «Харриеров GR.3».

27 мая два «Харриера GR.3» с авианосца «Гермес» нападали позиции 105-мм батареи аргентинцев, закрывавшей Гуз-Грин. Не обращая внимания на целеуказания наземного наводчика (либо возможно, напротив, «благодаря» ему?) цель не удалось поразить ни с первого, ни со второго захода. Ну а на третьем заходе «Харриер» лейтенанта Айвессона был так поврежден боеприпасами 35-мм установок, что пилот должен был катапультироваться.

«Си Харриер» погиб в сутки уже упоминавшейся выше бомбежки аэропорта Порт-Стэнли 29 мая. Аргентинцы утверждают, что самолет был сбит ЗРК «Роланд», тогда как британцы настаивают на том, что «Харриер» с бортовым номером ZA-174 упал с полетной палубы «Инвинсибла» в момент исполнения разворота и сопутствующего ему крена.

30 мая «Харриер GR.3» недалеко от высоты Уолл взял попадание 35-мм боеприпасом, в следствии чего начал скоро терять горючее. Пилот Д.Пук постарался все же довести самолет до авианосца, но это ему не удалось — самолет упал в море в 30 милях от спасительной палубы.

1 июня два «Си Харриера» попали в аргентинскую засаду: рядом от побережья их обстреляла зенитная артиллерия, чем заставила пилотов собрать высоту, в этот самый момент же машина лейтенанта Мортимера была поражена ракетой ЗРК «Роланд». Пилот пара часов совершил на спасательном плотике в нескольких километрах от берега, но был спасен.

8 июня «Харриер GR.3» по техническим обстоятельствам (официально: «утрата тяги при заходе на посадку) упал рядом от аэропорта Сан-Карлос. Повреждения были такими, что самолет восстановлению не подлежал.

Так, возможно констатировать, что не обращая внимания на определенную и, в общем, хорошую от нуля полезность СВВП они не сумели справиться ни с одной задачей, находившейся перед авиацией британцев в Фолклендском конфликте. На этом возможно было бы закончить описание боев и перейти к выводам, но все же рассказ о конфликте 1982 года будет неполным без упоминания о двух атаках аргентинской авиации на английские суда.

Уничтожение «Атлантик гибель» и Конвейер десяти (либо все же восьми?) транспортных вертолетов стало причиной очень на большом растоянии идущим последствиям — англичане попросту не могли сейчас по воздуху перебросить достаточное количество сил для штурма Порт-Стэнли. Отправлять же войска пешим маршем никто не желал — в условиях полного отсутствия дорог неприятностей было бы довольно много. Исходя из этого британцы задумали еще одну десантную операцию, в частности переброску 5-ой бригады в район бухт Порт-Фицрой и Блаффков.

Очевидно, вначале необходимо было убедиться в отсутствии больших сил аргентинцев в районе будущей высадки. Это было сделано с действительно британским юмором — вертолет перебросил разведгруппу британцев на одинокую ферму Свон Инлет Хауз, рядом от Порт-Фицрой, по окончании чего начальник дюжины высадившихся парашютистов позвонил по телефону одному из обитателей Порт-Фицрой и задал вопрос его о наличии аргентинских армий.

Высадка с моря началась в ночь с 5 на 6 июня и длилась пара дней, но аргентинцы нашли английские суда в Порт-Фицрой лишь 8 июня. Нужно заявить, что в отсутствие какое количество-нибудь важного противодействия аргентинцев британцы недопустимо расслабились — практически два их десантных транспорта разгружались в бухте без яркого прикрытия кораблей ВМФ, имея защитой лишь патруль «Си Харриеров» и развернутые на берегу ЗРК «Рапира».

Перво-наперво аргентинцы послали 2 «Миража» для того, чтобы они отвлекли на себя воздушный патруль англичан. Сейчас 8 «Скайхоков» и 6 «Даггеров» должны были стереть с лица земли английские транспорты. Но оказалось как неизменно — «Миражи» никого не нашли и улетели ни с чем, а шестерка «Даггеров» по дороге к Порт-Фицрой случайно наткнулась на фрегат «Плимут».

Начальник группы «Даггеров» сделал вывод, что раз уж внезапность утрачена, то шансов прорваться к десантным судам у него не будет и атаковал «Плимут», взявший прямые попадания четырех авиабомб. Как в большинстве случаев, ни одна не взорвалась, но маленькому фрегату хватило и этого — больше «Плимут» в битвах не принимал участие. А помимо этого, «Даггеры» выполнили работу «Миражей» — пара «Си Харриеров», охранявших над местом высадки, ринулась за ними в погоню.

И сейчас пять «Скайхоков» (из восьми три возвратились по техническим обстоятельствам) нападали «Господин Тристрам» и «Господин Галахад». «Господин Тристрам» взял две бомбы, одна взорвалась, корабль утратил двух человек, но наряду с этим был полностью выведен из строя и в военных действиях, как и «Плимут», больше не принимал участие. А вот «Сэру Галахэду» досталось 3 бомбы, все три разорвались, причем одна — в помещении десанта, заполненном уэльскими гвардейцами, а после этого на палубе детонировали подготовленные к высадке снаряды.

Корабль всецело выгорел, но каким-то чудесным образом держался на плаву, его остов потом был затоплен в близи от берега. Британцы признают утрату 50 человек и еще 57 тяжелораненых.

Аргентинцы подняли в атмосферу еще шестерку «Скайхоков», из которых два возвратились на аэропорт, а четыре долетели-таки до Порт-Фицрой, но тут их встретила «проснувшаяся» ПВО плацдарма. Осознавая, что они не пройдут, «Скайхоки» легли на обратный курс, случайно нашли десантный катер «LCU F4» в заливе Шуазель , нападали его и потопили, но в момент атаки сами были накрыты «Си Харриерами», сбившими три «Скайхока» из четырех.

Последняя атака на соединение авианосцев британцев, предпринятая силами 2 «Супер Этандаров» и 4 «Скайхоков», обрисована во множестве источников, но все же ее результативность остается тайной и по сию пору. Сейчас «Агавам» «Суперов» удалось засечь большой корабль на дистанции 25 миль, по окончании чего срочно была запущена заключительная «Экзосет», а 4 «Скайхока» следовали за ней на высоте всего 12 метров.

Британцы не проспали, между атакующими их авианосцем и самолётами «Инвинсибл» пребывали три корабля — эсминцы тип 42 «Эксетер» и «фрегат» и Кардифф тип 21 «Эвенджер». Они засекли аргентинские самолеты еще до пуска «Экзосета» и знали, с чем им предстоит столкнуться. Точно как мы знаем, что два «Скайхока» были сбиты ЗРК «Си Дарт» новейшей модификации, установленной на «Эксетер», а два вторых смогли атаковать англичан.

В остальном — целые разночтения.

Аргентинцы утверждают, что заметили окутанный дымом (от попавшей в него ПКР) «Инвинсибл», а двойка «Скайхоков» добилась трех попаданий 250-кг бомбами. Британцы утверждают, что ракета никуда не попала, а «Скайхоки» атаковали фрегат «Эвенджер», окутанный дымом от стрельбы собственной артустановки. Кто прав?

С одной стороны, британцы должны лучше знать о собственных утратах. Но имеется кое-какие, очень необычные факты, на каковые тяжело не обращать внимания: согласно данным аргентинской радиоэлектронной разведки, срочно по окончании атаки на «Инвинсибл» была зафиксирована сверхнормативная активность английских вертолетов. В один момент несколько «Си Харриеров» на громадной высоте осуществила перелет на временный аэропорт в Сан-Карлос.

В тот же сутки с «Инвинсибла» в Сан-Карлос был переведен командный пункт генерала Мура, а совершённый по окончании 30 мая анализ летной активности англичан распознал ее большое понижение в последующие пара дней. Но самое основное — это разночтения в рапортах самих британцев. 1 июня Минобороны Англии объявило, что 30 мая атаке подвергся не «Инвинсибл», а все еще не затонувший «Атлантик Конвейер».

Но 3 июня версия поменялась: британцы заявили о бесплодной атаке «Эвенджера».

Что же случилось в действительности? Увы, вероятнее, мы этого уже ни при каких обстоятельствах не определим.

Окончание направляться

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 г (часть 1)

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 (часть 2 и 3)

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 (часть 4)

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 г (часть 5)

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 г (часть 6)

Битва империй. Фолкленды

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: