Радиоуправляемая модель гидросамолета типа «летающая лодка»

Радиоуправляемая модель гидросамолета типа «летающая лодка»

В литературе по авиамоделизму не столь уж большое количество внимания уделяется радиоуправляемым моделям гидросамолетов, не смотря на то, что, как показывает опыт, много энтузиастов предпочитают их чисто «сухопутным», полагая «водоплавающие» более занимательными как для изготовления, так и для пилотирования.

Многие из них ссылаются кроме этого на удобство эксплуатации таких моделей если сравнивать с теми, что оснащены колесным шасси — так как для «сухопутных» далеко не везде возможно отыскать достаточно громадную площадку с асфальтовой либо цементной дорожкой для посадки и взлёта. Тогда как подходящий аквадром — пруд, озеро либо реку — найти не столь уж сложно. К тому же знатоки утверждают, что посадка и взлёт с воды производятся не в пример несложнее.

Предлагаем вниманию читателей радиоуправляемую модель летающей лодки, вычисленную на двигатель с рабочим количеством от 2,5 до 4 см3. Наряду с этим направляться иметь в виду, что на мини-гидроплан, собранный с применением бальзы, вы сможете установить мотор типа КМД-2,5, ну а более тяжелая модель, сделанная из сосны и липы, потребует более замечательного двигателя.

Еще одним препятствием для моделей поплавковых гидросамолетов и летающих лодок постоянно считалось проектирование взлетно-посадочных устройств, находящихся при посадке и взлёте в контакте с водой. Вправду, создать хорошие глиссирующие корпуса поплавков либо лодки — неприятность непростая: им приходится скользить и по ровной воде, и при легкой ряби, и при беспокойстве, не зарываясь наряду с этим в воду, не совершая прыжков и сохраняя свойство к глиссированию.

Но наряду с этим возможно и не «изобретать велосипед» — все эти неприятности давным-давно с успехом решаются судомоделистами, создающими гоночные модели типа F3 либо FSR: корпуса этих глиссеров — фактически готовые взлетно-посадочные устройства моделей гидросамолетов. И еще: иные «сухопутчики» утверждают, что модели гидросамолетов смогут создавать посадку лишь на воду.

Но бессчётные опыты говорят о том, что и поплавковые самолеты, и летающие лодки в полной мере благополучно приземляются не только на воду, но и на траву, и на снег, а также на асфальт. Аэродинамическая схема модели гидросамолета — высокоплан с высоко расположенным двигателем. Крыло имеет несимметричный двояковыпуклый профиль Р-||-14% с высокими несущими чертями, что прекрасно трудится на громадных углах атаки.

Для управления моделью употребляется два канала: один — по крену, для привода элеронов, и второй — по тангажу, для привода руля высоты.

В принципе, возможно было бы задействовать и третий канал для привода аэродинамического руля направления, соединив его кроме этого с гидродинамическим — при перемещении летающей лодки по гидроаэродрому это разрешит действенно руководить моделью. Конструктивно модель гидросамолета складывается из несущей части (она включает несущую балку, крыло, двигатель с топливным баком и воздушным винтом, и стабилизатор и киль) и взлетно-посадочного устройства — лодки.

Несущая балка модели — это композитная конструкция, воображающая собой пенопластовую болванку, усиленную в передней ее части парой бальзовых щечек и оклеенную двумя слоями стеклоткани. В средней ее части, снизу, вырезана прямоугольная ниша для рулевой машинки совокупности радиоуправления моделью. Снизу же в балке высверлены два цилиндрических отверстия и усилены пластиковыми втулками — в них фиксируются стыковочные штыри, соединяющие несущую лодку и балку.

Кстати, хорошие втулки получаются из корпусов фломастеров либо шариковых ручек.

Увижу кроме этого, что вырезать отверстия в пенопласте оптимальнее посредством самодельного сверла из железной трубки подходящего диаметра — необходимо только с одной ее стороны посредством треугольного надфиля нарезать зубья; сверлить отверстия в пенопласте направляться через кондуктор из 5-мм фанеры. Готовая балка вышкуривается, подшпаклевывается и окрашивается автоэмалью подходящего цвета. Лодка модели имеет кроме этого композитную конструкцию.

Для начала из упаковочного пенопласта в соответствии с теоретическим чертежом корпуса вырезается болванка. Потом она бережно разделяется на части так, дабы возможно было вклеить в корпус усилители из 3-мм бальзовых пластин — шпангоуты, транцевую и реданную доски, и продольные переборки в задней части лодки. Кроме усилителей в корпус направляться вклеить липовые бобышки с заклеенными в них гайками с резьбой МЗ — они предназначены для винтов крепления палубы.

Потом корпус лодки оклеивается двумя слоями стеклоткани, причем палубная часть лодки только грунтуется эпоксидкой.

По окончании отверждения смолы корпус вышкуривается, грунтуется и на нем закрепляются заблаговременно вырезанные из липы и подогнанные к корпусу продольные реданы и устанавливаются стыковочные буковые штыри, благодаря которым соединяется корпус лодки и несущая балка модели. В завершение корпус окрашивается автоэмалью. Палуба лодки выклеивается из эпоксидной смолы и трех слоев стеклоткани прямо по готовому корпусу — необходимо лишь обтянуть его так называемой «пищевой пленкой» (в такую в большинстве случаев упаковывают пищевые продукты).

Узкая пленка разрешит не только обезопасисть корпус лодки при достаточно «грязной» работе по оклейке палубы стеклотканью, но и предоставит шанс легко отделить выклейку от корпуса. При формовании палубы нужно делать 5-мм напуск на борта лодки, что повысит герметичность корпуса. По окончании отверждения смолы палуба вышкуривается, грунтуется и окрашивается.

Для уменьшения сопротивления перемещению лодки по воде ее поверхность по окончании окраски направляться шепетильно отшлифовать, покрыть еще одним слоем автоэмали и после этого отполировать.

Стык палубы с корпусом лодки должен быть по возможности герметичным — дабы обеспечить это, по линии борта направляться нанести буртик из самотвердеющего силиконового герметика, наложить поверх его «пищевую пленку», а после этого и закрепить винтами палубу. По окончании отверждения герметика пленка убирается — и между корпусом лодки и палубой покажется в полной мере надежное уплотнение.

Крыло модели гидросамолета — V-образное, хорошей конструкции, оно собрано с применением двухполочного лонжерона из сосновых реек сечением 4×12 мм с пенопластовым заполнением межполочного пространства. Нервюры — бальзовые, вырезанные из пластин толщиной 3 мм ( при отсутствии бальзы их возможно сделать из липы толщиной 2 мм либо пенопласта толщиной 5 мм). Как уже упоминалось, крыло имеет угол V = 10° — дабы обеспечить его, каждую из полок лонжерона нужно будет склеить эпоксидной смолой «на ус» из двух реек в несложном стапеле из пары ровных досок, снабжающем выдерживание требуемого угла V.

В центре крыла находится моторама из березовых брусков толщиной 10 мм; между полками лонжерона в данной части крыла вклеивается отрезок липовой рейки. Топливный бак гидросамолета обтекаемой формы спаян из белой жести толщиной 0,3 мм. Элероны — бальзовые, любой из них подвешивается к крылу на трех петлях (они представляют собой отрезки капроновой ленты), заклеенных в прорезях в задних кромках и элеронах крыла.

Кабанчики привода элеронов сделаны из листового дюралюминия толщиной 0,5 мм.

Крепление их к элеронам — посредством скоб из алюминиевой проволоки диаметром 1 мм, заклеенной в отверстиях элеронов. Тяги управления, соединяющие кабанчики и рулевую машинку, — из дюралюминиевых вязальных спиц диаметром 2 мм. Обшивка крыла гидросамолета — из лавсановой пленки, разработка обтяжки моделей посредством клея «Момент» и маленького электрического утюга прекрасно знакома авиамоделистам и тем, кто систематично просматривает издание «Моделист-конструктор».

Горизонтальное оперение гидросамолета собирается на эпоксидном клее из бальзовых реек толщиной 6 мм. Профиль стабилизатора — плоский, скругленный в передней его части. Обшивка крыла — из лавсановой пленки.

Руль высоты цельнобальзовый, на стабилизаторе он закрепляется совершенно верно так же, как элероны на крыле — посредством трех петель из капроновой ленты.

Кабанчик руля высоты сделан из отрезка металлической проволоки диаметром 2 мм — с одной стороны на нем нарезается резьба М2, а с другой — загибается колечко с внутренним диаметром 2 мм. Крепление кабанчика на руле высоты производится посредством двух гаек и двух шайб. Киль — цельнобальзовый, вырезан из пластины толщиной 6 мм.

На несущей балке закрепляется посредством эпоксидного клея.

При сборке модели гидросамолета направляться учесть, что аэродинамический фокус (он находится на расстоянии около 25 процентов хорды крыла от его передней кромки) обязан не только совпадать с центром тяжести модели, но и с обрезом переднего редана лодки. Это разрешает модели при взлете устойчиво выходить на глиссирование и двигаться по гидроаэродрому без «клевков» и взмываний.

Контроль положения центра тяжести направляться создавать в ходе изготовления модели, корректируя его при необходимости облегчением либо загрузкой тех либо иных элементов модели, и изменяя расположние аккумуляторов и приёмника. Перед полетами направляться убедиться в надежной герметизации модели. Дополнительно рекомендуется обезопасисть от жидкости рулевые и приёмник машинки посредством резиновой перчатки либо оболочки воздушного шарика — тяги и соединительные провода наряду с этим пропускаются через проколы в резине.

направляться кроме этого герметизировать выключатель бортового питания — сделать это несложнее всего посредством аптечного напальчника, натянув его на наружную часть тумблера. Фиксация аккумуляторов и приёмника в отсеках лодки производится посредством полосы поролона. Кстати, аккумуляторная батареи герметизировать не нужно из-за выделения ими газов и тепла.

И еще — для двигателя КМД-2,5 в полной мере подойдет воздушный винт диаметром 180 мм. Умелые пилоты категорически не рекомендуют применять на моделях гидросамолетов древесные пропеллеры — при неудачных посадках, в то время, когда воздушный винт попадает в воду, его практически размалывает в щепки. Как утверждают почитатели морской авиации, пилотирование модели гидроплана доставляет громадное наслаждение «пилоту» — особенно хороши взлеты с посадки и водной глади на нее.

«Сухопутчики», действительно, говорят, что быть «пилотом» летающей лодки значительно сложнее, чем хорошей радиомодели. Однако здесь более полезно вывод приверженцев гидроавиации — они уверены в том, что процесс переучивания не через чур сложен, а посадки и навыки взлёта на воду приобретаются практически за пара полетов. Тем более что взлетно-посадочная полоса гидроаэродрома, в большинстве случаев, и ровная, и широкая, и долгая, причем на пруду либо озерке неизменно возможно выбрать самое посадки и благоприятное направление взлёта — навстречу ветру.

Итак, мотор запущен, и направление взлета выбрано. Учтите, что при разбеге направляться ориентировать модель перпендикулярно волнам — они, в большинстве случаев, расположены перпендикулярно к направлению ветра. При перемещении по воде не делайте резких перемещений рулями — это может привести к опрокидыванию летающей лодки.

Верно сцентрованная модель легко выйдет на редан, потом последует отрыв от водной поверхности, выдерживание и, наконец, взлет!

Самолет стартует с палубы авианосца, радиоуправляемые модели

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: