Противопожарный самолет ил-76п (тдп).

      Комментарии к записи Противопожарный самолет ил-76п (тдп). отключены

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1989 г.Противопожарный самолет ил-76п (тдп).

На данный момент самым громадным в мире пожарным «бомбардировщиком» есть Ил-76П, оснащенный выливным авиационным прибором (ВАП). Два бака ВАП-2 вмещают 42000 л воды либо особой огнегасящей жидкости.

Первый полет Ил-76 состоялся 25 марта 1971 года. Самолет, кроме военно-транспортных перевозок (так именуемое посадочное десантирование), должен был делать особые задачи парашютного десантирования -сброс грузов с громадной высоты с применением вытяжной и спускаемой парашютных совокупностей, сброс грузов с предельно малой (5-10 м ) высоты с применением лишь вытяжной парашютной совокупности, и сброс моногруза массой до 50 т. Эти задачи выяснили компоновку, летно-особенности пилотирования и технические характеристики самолета.

Полет на высоте 300-500 м со скоростью 240-280 км/ч со сбросом грузов неспециализированной массой в 40 т не есть каким-либо необыкновенным режимом для самолета. Это свойство потом весьма понадобилось для пожарного самолета, делающего сброс 42000 л жидкости (более четверти взлетной массы) за 6-8 секунд с высоты 50 м, не выходя за пределы разрешенных режимов полета.

Практическое освоение разных способов десантирования грузов и изменившаяся экономическая обстановка в стране подтолкнули коллектив ОКБ к ответу задачи тушения лесных пожаров способом сброса на пламя громадного количества жидкости с применением самолета Ил-76. Разработка пожарного оборудования для Ил-76 проводилась в инициативном порядке. Главными требованиями к совокупности стали:
— эксплуатации и простота конструкции;
— возможность переоборудования ЛЮБОГО транспортного самолета Ил-76 без каких-либо доработок его конструкции.

Потому, что опыта работы в данной области не было, то сначала появились достаточно необыкновенные идеи пожарной совокупности, как, к примеру, применение платформ ПГС-500, на которых размещаются пластиковые мешки с водой. В воздухе либо при падании на землю мешки разрываются и вода гасит пожар. Опасность таких совокупностей для людей, каковые имели возможность появляться в зоне пожара, была своевременно оценена. Помимо этого, таковой способ решения проблемы потребовал довольно много расходных материалов.

В итоге остановились на конструкции, складывающейся из двух резервуаров (труб), расположенных на всей протяженности грузовой кабины самолета и имеющих на одном финише совокупность заправки жидкостью (заливные горловины), а на втором — совокупность слива (крышки с замками и желоба). Жидкость вольно сливалась через открытый грузовой люк самолета.

В конце 1988 года был спроектирован, а в начале 1989 года изготовлен экспериментальный пример выливного авиационного прибора (ВАП), складывающегося из двух цилиндрических емкостей, вмещающих по 16000 л жидкости любая. Для быстроты воплощения идеи в конструкции употреблялись металлические трубы, используемые в магистральных газопроводах, с наружным диаметром 1220 мм и толщиной стены 14 мм.

Совершённые летные опробования по управляемости самолёта и определению устойчивости при сливе воды в разных сочетаниях (раздельно, залпом, с различным по времени открыванием емкостей на скоростях полета от 260 до 400 км/ч), подтвердили правильность выбранной концепции. Площадь поверхности орошения при последовательном сливе из двух баков составила 600 х 80 м, при скорости полета 280 км/ч и высоте слива 80 м. При сливе воды в один момент залпом из двух баков площадь составила 400 х 100 м. Концентрация жидкости на земле превышала 5 л на кв. метр в центре территории сброса с постепенным уменьшением к периферии. Время сброса воды составило около 8 секунд.

Летом 1990 года стало возмможно испытать самолет с оборудованием ВАП на настоящих пожарах в Красноярском крае. Тушение пожаров проводилось в тайге на равнине, холмистой местности (высота рельефа до 600 м) и в горах (высота рельефа до 2500 м). Сбросы воды ввелись по единичным (2-5 га) очагам пожаров средней интенсивности и по большим пожарам (до 50 га). На протяжении данной работы была создана методика полета самолета при тушении лесных пожаров в районах со сложным рельефом местности.

Громадное внимание этим работам уделял Государственный комитет СССР по чрезвычайным обстановкам (прошлое наименование МЧС).

Весной 1992 года случились два пожара на воинских складах, где хранилось много снарядов. В ликвидации их учавствовал Ил-76МД ОКБ им. С.В.Ильюшина, оборудованный ВАП.

Первый инцидент произошёл ночью 9 апреля под Ереваном. Начался пожар на одном из складов снарядов, за ним последовали серии взрывов. Потому, что склады размешались вблизи города Балаовит, то осколки снарядов и ракет сыпались на жилые дома. Население было нужно безотлагательно эвакуировать. Сигнал о пожаре пришел в ОКБ утром, в начале рабочего дня. Нужно было загрузить ВАП в самолет и залить в резервуары воду, дабы сэкономить время недалеко от пожара.

Около 12 часов дня самолет под руководством заслуженного летчика-испытателя СССР Игоря Закирова (в первой половине 90-ых годов двадцатого века ему было присвоено высокое звание Героя РФ) вылетел в Ереван с базы АК имени Ильюшина в Жуковском. По окончании посадки самолета в аэропорту Звартноц (Ереван) было нужно уточнить обстановку недалеко от пожара и взять на борт навигатора, прекрасно знавшего местность.

Первый полет продолжался около часа: разведка территории, определение интенсивности пожара, направления захода и слив воды на склады. Заходы на сброс воды затруднялись не только гористой местностью, но и молниеотводными мачтами на территории склада. По окончании посадки — заправка самолета водой за 10-12 мин. и опять вылет. На протяжении второго вылета начались взрывы снарядов — было нужно повторить заход на сброс.

Третий полет выполнялся уже в сумерках. Поздно вечером местные власти заявили населению, что пожар на складах потушен и возможно возвращаться в собственные жилища. На следующий сутки рано утром экипаж Ил-76 на вертолете Ми-8 выполнил облет складов.

На территорию уже вошли воинские подразделения и начали работы по ликвидации последствий пожара. Этим же утром было выполнено еще два полета со сбросом воды для уничтожения оставшихся маленьких очагов огня в разных местах складов. В полетах яркое участие принимали эксперты МЧС, среди них и первый помощник министра МЧС Ю.Л.Воробьев.

Прошло чуть больше месяца, и снова — взрывы на воинском складе снарядов, но уже во Владивостоке. И опять ильюшинскому экипажу, но уже под руководством шеф-пилота ОКБ заслуженного летчика-испытателя СССР, Храбреца СССР Станислава Близнюка дано задание безотлагательно вылететь во Владивосток и учавствовать в ликвидации пожара. По прибытии самолета на место, в начале утра следующего дня был выполнен облет складов на вертолете Ми-14, выяснена схема работы самолета.

Задачу предстояло выполнить весьма сложную. Склады пребывали среди гор высотой 300-400 метров, расположенных в виде подковы («Тигровая падь»). Заход на источник пожара был вероятен лишь с одной стороны, но и тут он осложнялся заводской трубой высотой около 70 метров. В данный сутки, с раннего утра до полудня, выполнили семь полетов со сбросом воды. Было нужно делать и повторные заходы из-за разрывов снарядов. И снова задача была выполнена.

В этих полетах кроме этого учавствовали эксперты МЧС во главе с помощником главы Центроспаса И.С.Прокопчиком.

Нужно отметить отличное взаимодействие и прекрасную работу наземной бригады обслуживания самолета и Владивостока и аэропортов наземных служб Еревана, сумевших в очень сжатые сроки, практически в считанные 60 секунд, обеспечить доставку воды к самолету. Это разрешило существенно сократить время заправки резервуаров самолета. В июне 1992 года участники полетов по тушению пожаров — навигатор И.Г.Бабкин, первый помощник министра МЧС Ю.Л.Воробьев, начальник экипажа И.Р.Закиров и помощник Главного конструктора Н.Д.Таликов Указом Президента России были награждены орденами «За личное мужество» (С.Г.Близнюк этим орденом был награжден позднее).

Выполненные с прекрасным результатом работы в Владивостоке и Ереване послужили основанием для перехода от экспериментального примера ВАП к серийному примеру, но увеличенного количества. Это решение принял первый помощник министра МЧС Ю.Л.Воробьев.

К началу 1993 года в ОКБ спроектировали усовершенствованный ВАП-2 с количеством резервуаров 42000 литров. Был взят заказ от МЧС на производство пяти экземпляров совокупности. Неспециализированная масса конструкции ВАП-2 с водой составила около 45 тысячь киллограм. Принципиально конструкция совокупности не изменилась. Два цилиндрических резервуара, количеством по 21000 литров любой, изготовлены из алюминиевого сплава с толщиной стены 5 мм.

В передней части резервуаров, сверху, размещены заливные горловины с двумя заливными узлами под стандартные пожарные шланги. В том месте же находятся и шланги перелива, каковые выводятся за борт самолета через передние двери и предотвращают перелив жидкости в кабину при заправке.

В задней части резервуаров на петлях подвешены крышки слива, закрепляющиеся особым прижимным замком. Открытие крышек создают два оператора, открывая рукоятками замки крышек через совокупность качалок и тяг. Рукоятки размещены вблизи от сливной части совокупности, а операторы слива приобретают команду на открытие крышек от навигатора по внутрисамолетному переговорному устройству.

Жидкость при сливе попадает из резервуаров в желоба, установленные на рампе, по ним стекает к обрезу рампы и выливается наружу. Вся конструкция ВАП-2 крепится к полу грузовой кабины штатными швартовочными цепями. Для движения ВАП по земле предусмотрен съемный колесный движение и водило.

Четыре человека, применяя мобильные тельферы на потолочной части самолетов, загружают и швартуют ВАП за 1,5-2 часа.

Громадную работу по созданию этого варианта самолета и выливных авиационных устройств совершили сотрудники ОКБ В.А.Белый, В.А.Архипов, В.В.Смирнов, Н.Д.Таликов, М.Ю.Шеманаев, Е.В.Шубняков, сотрудники летного комплекса М.А.Алексеев, В.Г.Алферов, Ю.Г.Близнюк, М.Н.Вайнштейн.

Одвременно с этим начала создаваться авиация Центроспаса, которая предназначена для увеличения оперативности реагирования на природные и техногенные трагедии. Ее рождение связано с более глубоким пониманием властными структурами необходимости формирования в Российской Федерации совокупности гражданской защиты. Неспешно определился круг задач, каковые обязана решать авиация Центроспаса.

Это своевременная доставка спасателей, экспертов и специалистов в очаги ЧС, перевозка гуманитарной помощи, эвакуация беженцев и пострадавших, помощь спасательных и гуманитарных акций, мониторинг и поисковые работы. Особые виды работ — пожаротушение, десантирование грузов и личного состава, своевременная работа в больших городах и др.

В августе 1993 года авиация Центроспаса взяла первые два самолета Ил-76ТД, а в 1995 году в соответствии с Распоряжением Правительства России создано Национальное унитарное авиационное предприятие, которое стало специальным преемником отряда Центроспас.

Одновременно с этим использование самолета на настоящих пожарах длилось (к примеру, летом 1993 года в Крыму и в осеннюю пору того же года недалеко от Кисловодска — Железноводска). Состоялся кроме этого дебют этого неповторимого самолета и на западном рынке. Начало было положено в Париже на Авиасалоне 1993 года, после этого в сентябре того же года Ил-76 с ВАП трудился на учениях, проводимых ООН в Австрии.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века — выставка «Средства Спасения-94» в Москве с летной демонстрацией самолета под Ногинском, а в сентябре 1994 года был произведен показательный слив на полигоне базы ВВС Англии Боскомб Даун на протяжении интернационального Авиасалона в Фарнборо. В демонстрации учавствовали представители Работы леса США, проводившие оценку возможностей самолета. В апреле 1995 года самолет участвовал в Австралийском Аэрошоу в Мельбурне.

В ноябре 1995 года Ил-76 в пожарном варианте демонстрировался в Бельгии на 44-м Глобальном Салоне изобретений, инноваций и научных исследований «Брюссель-Эврика-95», где пожарное оборудование и самолёт завоевали диплом и Золотую медаль Международного жюри.

Результаты таковой работы не вынудили себя ожидать. Многие государства показали интерес к данной машине, в особенности учитывая то, что предлагается не приобретение самолета, а приобретение услуги по пожаротушению, которая будет выполняться летчиками авиации МЧС на русском самолете. Иначе, проявились и сложности.

Так как тушение лесных пожаров — это госзаказ в большинстве государств, и дабы его взять, нужно преодолеть не только сопротивление местных «авиапожарных» компаний, опасающихся утратить большие деньги, но и национальной бюрократии. Однако кое-какие успешные шаги уже сделаны — Австралийский Совет пожарных ведомств разглядывал применение пожарного Ил-76 в Австралии и, в соответствии с требованием австралийцев, в октябре 1995 года в Жуковском удачно были совершены опробования Ил-76 с ВАП-2 по сливу особой огнегасящей пены, которая употребляется наровне с водой и ретардантом при тушении лесных пожаров.

Об неповторимых чертях самолета Ил-76 американцев вынудило отыскать в памяти жаркое лето 1998 года. В завершившемся 1998-м денежном году Работа охраны лесов США израсходовала 262 млн. долларов на борьбу с широкими лесными пожарами. В полной мере очевиден факт — американским самолетам, каковые способны взять на борт максимум 10000 литров воды, нужна солидная помощь.

Кое-какие американские эксперты именуют Ил-76 «стратегическим оружием в деле пожаротушения». Власти штата Флорида решили снять в аренду российский самолет, прозванный «водяным бомбардировщиком». Но переговоры об аренде, каковые велись через компанию «Global Resources Inc.», базирующейся в штате Вирджиния, так ни к чему и не привели.

«Подобная сделка с США, казалось бы, идеально соответствует обстановке, — отмечает по этому предлогу газета «Cristian sience monitor», — Американские власти тратят миллионы долларов на борьбу с лесными пожарами. Русские, со своей стороны, заключив сделку с американским руководством, имели возможность бы получить столь нужную валюту и реально оказать помощь Западу вместо того, дабы пользоваться его благотворительностью. Но русский самолет так же, как и прежде остается в Российской Федерации.» Одновременно с этим

слив ОЖ с самолета танкера ИЛ 76

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: