Проекты средних и тяжелых танков польши (1937-1939 гг.)

      Комментарии к записи Проекты средних и тяжелых танков польши (1937-1939 гг.) отключены

Всем, кто интересуется историей польского танкостроения, как мы знаем, что серийно в Польше до Второй мировой выпускалось пара видов танкеток и один тип легкого танка – 7ТР. Но польскими конструкторами в 1930-е годы велась разработка бронетанковой техники разного назначения. Танк помощи пехоты (9ТР), колесно-гусеничный танк (10ТР), крейсерский танк (14ТР), плавающий танк (4ТР).

Но, кроме этого, в конце тридцатых годов польское Управление оружия решило создать для армии сперва средний, а после этого и тяжелый танки. Об этих нереализованных программах и отправится обращение. В то время, когда пишут о польских средних/тяжелых танках, то довольно часто применяют индексы 20ТР, 25ТР, 40ТР и иные.

Сходу оговоримся, что эти индексы являются сконструированными исследователями по типу 7ТР (7-Tonowy Polski), в действительности же проекты не имели аналогичного буквенно-цифирного обозначения.

Проекты средних и тяжелых танков польши (1937-1939 гг.)

Черновой рисунок одного из вариантов среднего танка компании BBT. Br. Panc.

Программа «Czolg sredni» (1937 – 1942 гг.).

В середине 1930-х годов руководство польской армии пришло к выводу о необходимости разработки для Войска Польского среднего танка, что имел возможность бы решать не только задачи сопровождения пехоты (для чего были предназначены танки 7TP и танкетки TKS), но и в качестве танка прорыва, и для уничтожения укрепленных пунктов.

Программа была принята в 1937 г. под немудреным заглавием «Czolg sredni» («средний танк»). Комитет оружия (KSUST) выяснил начальные параметры технического задания, предложив конструкторам ориентироваться на проект британского среднего танка А6 (Vickers 16 t.), упомянув кроме этого, что подобный танк состоит на вооружении «возможного соперника» – СССР (Т-28).

Дополнительным стимулом к разработке собственного среднего танка для польского армейского управления стала разведывательная информация о начале производства в Германии танков Nb.Fz. Соответственно польский «Czolg sredni» должен был, как минимум, соответствовать А6 и Т-28 (эти танки считались поляками равноценными) по техническим параметрам, не уступать по силе Nb.Fz., а в совершенстве превосходить их. Эксперты Артиллерийского управления Войска Польского внесли предложение применять, как главное оружие 75-мм орудие примера 1897 г. Масса проектируемого танка изначально была ограничена 16–20 тоннами, но в будущем лимит был увеличен до 25 тысячь киллограм.

Сравнение размеров среднего танка проекта KSUST с возможными соперниками Т-28 и Nb.Fz.

Сама программа была запланирована на 5 лет – до 1942 г., в то время, когда, по замыслу польского руководства, армия должна была взять достаточное количество серийных средних танков.

Разработка танка была поручена ведущим польским машиностроительным компаниям под неспециализированным управлением Комитета оружия.

Первые проекты готовься уже к 1938 г. – это были разработки конструкторов, трудившихся в самом комитете (KSUST 1 вариант) и вариант. предложенный компанией Biuro Badan Tehnicznych Broni Panzernych (BBT. Br. Panc.).

I вариант среднего танка KSUST

I вариант среднего танка BBT. Br. Panc.

По тактико-техническим данным (см. в таблице внизу) они были очень близки, за исключением того, что эксперты BBT. Br. Panc. внесли предложение не считая варианта с 75-мм орудием, создать танк с длинноствольной 40-мм полуавтоматической пушкой на базе зенитного орудия Bofors. Такая комплектация прекрасно доходила для борьбы с бронированными объектами – так как начальная скорость снарядов зенитного орудия была высока.

В обоих проектах находились 2 малые пулеметные башни, талантливые вести пламя по курсу танка.

К концу 1938 г. собственный проект представила компания Dzial Silnikowy PZlzn. (DS PZlzn.). Данный проект значительно отличается от иных тем, что инженеры DS PZlzn. (ведущий инженер Эдуард Хабич) решили не направляться совершенно верно указаниям комитета по оружию в отношении тактико-технических данных, а создали уникальный концепт среднего танка на базе собственных разработок. Дело в том, что эта компания разрабатывала для Войска Польского «скоростные танки» на подвеске типа «Кристи».

В 1937 г. был создан умелый танк 10TP, близкий по своим чертям к советским танкам БТ-5, а в 1938 г. началась разработка крейсерского танка с вооружением и усиленным бронированием 14ТР. На базе разработок по проекту 14ТР и был создан вариант «сzolgu sredniego», представленный в комитет оружия.

Если сравнивать с проектом 14ТР у «среднего танка» был пара удлинен корпус, значительно увеличено бронирование (лобовая броня 50 мм у первого варианта и 60 мм у последнего), предполагался к установке замечательный двигатель в 550 л.с. либо спарка двигателей по 300 л.с., что должно было обеспечить танку скорость до 45 км/ч. Что касается оружия, то вместо планировавшейся изначально к установке 47-мм противотанковой пушки (как на 14ТР) было решено применять 75-мм орудие, созданное на базе зенитного Wz.

1922/1924 c длиной ствола 40 калибров, имевшего, к тому же маленький откат, что разрешало его разместить в компактной башне. Такое орудие имело весьма громадную бронепробиваемость и доходило как для противодействия танкам , так и для уничтожения долгосрочных упрочнений. Под это орудие была спроектирована расширенная башня, а от малых башен конструкторы отказались, заменив их курсовым и спаренным с орудием пулеметами.

Проект среднего танка компании DS PZlzn.

Практически, если бы данный проект был воплощен с заявленными чертями до 1940 г., то Польша бы взяла чуть ли не самый сильный средний танк в мире, по бронированию близкий к современным ему тяжелым танкам. Возможно отыскать в памяти, что в СССР 1939 г. начались опробования танка А-32, имевшего пара меньшее бронирование и значительно более не сильный 76-мм орудие, а германская армия в 1939/40 г. имела средний танк Pz.IV с бронированием в 15–30 мм и короткоствольным 75-мм орудием.

75-мм орудия. предполагавшиеся к установке в средний танк (прекрасно видна как отличие в длине ствола, так и в величине отката)

В начале 1939 г. компания BBT. Br. Panc. представила новый проект собственного танка в двух вариантах.

Сохранив неспециализированную компоновку, инженеры поменяли назначение танка – он стал скоростным специальным для борьбы с бронированными объектами. Случился отказ от применения 75-мм пехотного орудия, вместо него было предложено применять 40-мм полуавтоматическое либо 47-мм противотанковое. Предложив вариант с бензиновым 500 сильным двигателем (либо спаркой 300-сильных), разработчики рассчитывали, что их танк достигнет скорости в 40 км/ч по шоссе.

К тому же, до 50 мм было увеличено и бронирование (лобовая подробность корпуса). Кроме этого была создана новая уменьшенная башня для 40-мм орудия и другой вариант ходовой части. Масса проектируемого танка возросла до максимально разрешенных второй редакцией требований Комитета оружий 25 тысячь киллограм.

II вариант среднего танка BBT. Br. Panc. c 47-мм противотанковым орудием

II вариант среднего танка BBT. Br. Panc. c 40-мм орудием, другой конструкцией ходовой части и уменьшенной башней

Но, не смотря на то, что проекты компаний DS PZlzn. и BBT. Br. Panc. не были отвергнуты комитетом оружия (DS PZlzn. в начале 1939 г. кроме того были выделены средства на создание древесного полноразмерного макета), большее внимание было уделено переработанному проекту экспертов комитета (KSUST 2 вариант).

Основываясь на анализе предложений компаний BBT. Br. Panc. и DS PZlzn., инженеры, трудившиеся в комитете оружий, представили в конце 1938 г. новый проект. Сохранив главную компоновку (а также трехбашенную схему), и 75-мм орудие обр. 1897 г. как основное оружие, они переделали моторное отделение и кормовую часть корпуса по примеру проекта BBT. Br.

Panc. и вместо 320-сильного дизеля решили применять спарку бензиновых 300-сильных моторов, как предлагали эксперты компании DS PZlzn., что разрешало достигнуть тех же скоростных параметров, что и у соперника. Кроме этого было решено довести проект по показателям бронирования до 50 мм (лоб корпуса). Все это предполагали уложить в вес 23 тонны (у проекта DS PZlzn – 25 т), но позднее проектный вес был увеличен до 25 тысячь киллограм.

II вариант среднего танка KSUST

Польские армейские рассчитывали начать опробование опытного образца танка в 1940 г., но война не разрешила осуществить эти замыслы. К началу войны больше всего продвинулись работы у компании DS PZIzn., которая изготовила древесный макет танка. По некоторым данным данный макет был стёрт с лица земли, так же как и недостроенный экспериментальный танк 14ТР, при приближении немцев.

Программа «Czolg ciezki» (1940 – 1945 гг.).

В 1939 г., в то время, когда проектирование среднего танка подошло к стадии изготовления полноразмерных макетов, представители Комитета оружия внесли предложение начать программу создания тяжелого танка «Czolg ciezki». Главными параметрами были: назначение – прорыв укрепленных линий и помощь пехоты; бронирование, снабжающее неуязвимость для противотанковых орудий; большой вес – 40 тысячь киллограм. Программа была запланирована на 5 лет (1940 – 1945 гг.).

Известно о нескольких концепциях тяжелого танка, созданных в Польше в 1939 г.

Одна из них в собственности экспертам Комитета оружия Бужновицу, Ульриху, Грабскому и Иваницкому, по сокращению от первых букв их фамилий, проект именовался «B.U.G.I.». Авторы основывались на концепции среднего танка (KSUS II вариант), но танк должен был иметь однобашенную схему, броню башни и лобовую броню до 100 мм и, в качестве главного оружия, пехотное орудие калибра 75 мм либо 100-мм гаубицу.

Чертеж внешнего вида тяжелого танка B.U.G.I.

Вторая концепция тяжелого танка 1939 г. в собственности Э. Хабичу. Об этом танке известно немногое. Хабич предполагал применять в собственном проекте ту же 75-мм длинноствольную зенитную пушку, которую предполагалось установить в средний танк проекта DS PZIzn.

Ходовую часть он предполагал выполнить по типу блокированных тележек (по 3 тележки на борт), как в умелом танке его разработки 4ТР. Бронирование предполагалось сделать громадным, чем у среднего танка проекта DS PZIzn., другими словами лобовая броня должна была превышать 60 мм (время от времени видится упоминание толщины лобовой брони проекта танка Хабича – 80 мм).

Современная реконструкция (по описанию) тяжелого танка по проекту Э. Хабича

Третий проект тяжелого танка был создан доктором наук Львовского политехнического университета Антонием Марковским. Его работа поступила в Комитет по оружию 22 июля 1939 г. Доктор наук Марковский внес предложение концепцию танка, вооруженного 120-мм гаубицей примера 1878 г. и одним пулеметом, имеющего весьма сильное бронирование (130 мм – лоб корпуса, 100 мм – борта, 90 мм – корма и 110 мм – башня), но низкую подвижность (25–30 км/ч при установке 500-сильного двигателя).

Проект тяжелого танка А. Марковского

Потому, что официально программа «Тяжелого танка» должна была быть запущена лишь в 1940 г. (с выделением соответствующего финансирования), работа над тяжелыми танками в довоенной Польше не отправилась дальше создания черновых концепций.

Таблица проектных ТТХ польских средних и тяжелых танков:

Источники:

  • • Janush Magnuski. Czolg sredni 20/25ТР // Nowa Technika Woiskova, 2006. № 9.
  • • Robert Michulec. Novi polski czolg sredni // Nowa Technika Woiskova, 2011. № 10 (spec.).
  • • Jan Ziemianski. Zapomniana bron Rzeczypospolitej cz. 1 // http://www.zielp.pl/index.php?option=com_contentview=articleid=163:zapomniana-bro-rzeczypospolitejcatid=42:numer-22011Itemid=175
  • • http://www.weu1918-1939.pl/pancerne/czolgi/sredni/dowodztwo_pancerne_czolgi_sredni.html
  • • http://www.dws.org.pl/index.php?sid=b5a60225bcdb5c93369c75dbdb86c8ad
  • • http://odkrywca.pl/pokaz_watek.php?id=323402

Пост-источник: http://alex-mistch.livejournal.com/1314.html

Правда о фашисткой армии. Блицкриг. Оккупация Польши.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: