Условно тяжелый. средние танки strv m/42. швеция

      Комментарии к записи Условно тяжелый. средние танки strv m/42. швеция отключены

Принятый на вооружение шведской армии в начале 30-х годов легкий танк Landsverk L-10, узнаваемый кроме этого как Strv m/31, был во многом тупиковой ветвью танковой эволюции. Для собственной весовой категории эта машина была достаточно дорогой и сложной. По многим причинам его выпуск задержался, и к 1934 году, в то время, когда шведская армия наконец взяла собственный первый L-10, шведские армейские разочаровались в детище Отто Меркера.

В следствии серия ограничилась всего тремя экземплярами.

Принято вычислять, что в будущем шведское танкостроение переключилось на создание более легкого танка Landsverk L-60, что позднее превратился в Strv m/38. Но в действительности компания Landsverk продолжила работы и по «преемнику» L-10. Эта машина неспешно превратилась в средний танк Strv m/42, что сами шведы вычисляли кроме того тяжелым.

Какова же история создания данной автомобили?

Чертежи на экспорт

Неудача L-10 в шведской армии вынудила компанию Landsverk искать счастья за границей. Предлагаемый ею ассортимент проектов к 1934 году свелся к четырем типам танков. Самым легким из них был двухместный танк-разведчик (L-100, позднее L-120, боевая масса 3–4,5 тонны), за ним следовал более тяжелый трехместный L-60 с боевой массой 5,5–7 тысячь киллограм.

Еще более большим был колесно-гусеничный L-80, весивший в различные годы от 6,5 до 10,5 тысячь киллограм.

Наконец, самым увесистым танком компании оставался L-10, что, как и его более легкие собратья, неспешно совершенствовался. Он был самый защищенным, имел самый громадный экипаж (4 человека), но в один момент был и наиболее ценным. По данной причине L-10 мало интересовал зарубежных клиентов и на некое время ушел в тень.

Обстановка начала меняться по окончании первого экспортного успеха Landsverk. В августе 1935 года на опробования вышли два Landsverk L-60, выстроенных по ирландскому заказу. Не обращая внимания на то, что на протяжении опробований один из танков сгорел, шведской новинкой заинтересовались.

В осеннюю пору 1935 года танк осмотрели швейцарцы, а в конце 1936 года поступил заказ из Австрии. Очевидно, конструкторский коллектив Landsverk не почивал на лаврах. Забрав за базу успешную новинку, инженеры стали дорабатывать по ее подобию и другие автомобили.

Танки Landsverk 80 и Landsverk L-100/L-120 взяли торсионную подвеску. Были переработаны их башни и корпуса, переделке подверглись трансмиссия и двигатели. Как именно сейчас переделывался L-10, неизвестно, но точно возможно заявить, что от концепции четырехместного танка на Landsverk не отказались.

В октябре 1936 года венграм продемонстрировали некую машину среднего класса. Именовалась ли она тогда L-10 либо как-то в противном случае – вопрос остается открытым. Но в том, что это было развитие первого серийного шведского танка, сомнений нет.

Условно тяжелый. средние танки strv m/42. швеция
Первый вариант среднего танка LAGO, чертеж S-248 от 11 октября 1938 года. Не обращая внимания на неспециализированную внешнюю схожесть с Landsverk L-60, это совсем вторая машина

Новые очертания переработанный L-10, сейчас именовавшийся LAGO, получил к осени 1938 года. По в полной мере понятным обстоятельствам снаружи он достаточно очень сильно напоминал Strv m/38, но сказать о том, что это был легко увеличенный легкий танк, не приходится. Настоящий предшественник в конструкции автомобили все равно легко угадывается. Не смотря на то, что если сравнивать с L-10 размеры танка выросли, подобные видоизменения в ходе развития претерпевали и другие автомобили Landsverk.

Боевая масса LAGO если сравнивать с L-10 выросла практически в 1,5 раза.

Кстати, изменились не только габаритные размеры. Не обращая внимания на неспециализированную схожесть ходовой части, на деле она у LAGO была полностью собственная. Потому, что двигателя нужной мощности у шведской индустрии в те годы просто не было, инженеры Landsverk установили на танк два мотора Scania-Vabis 1664, те же самые, что находились на Strv m/38.

Благодаря такому ответу 15-тонная машина по удельной мощности в полной мере соответствовала легкому танку.

Толщина лобовой брони LAGO составила в полной мере приличные для того времени 34 мм. С учетом того, что лобовые страницы были устновлены под рациональными углами наклона, возможно танк имел возможность удачно противостоять и боеприпасам противотанковых пушек тех лет на средних расстояниях.

Интересно смотрелось оружие танка. В качестве «главного калибра» тут выступала пушка калибром 47 мм. Что весьма интересно, для того чтобы орудия на вооружении шведской армии не было, но оно имелось в Австрии.

Речь заходит о противотанковой пушке Bohler М35, которая поставлялась на экспорт в пара государств, а в Италии кроме того выпускалась по лицензии. В качестве запасного оружия выступали 8-мм пулеметы Kulspruta m/14-29, шведские аналоги австрийского пулемета совокупности Шварцлозе.

47-мм противотанковая (пехотная) пушка Bohler М35, которую планировалось применять как главное оружие LAGО

Оказавшийся танк был бы в полной мере конкурентоспособным, потому, что был никак не хуже «одноклассников» из других государств, а по удельной мощности их превосходил. Неприятность пребывала в том, что LAGO существовал лишь на бумаге. А на рынке средних танков того времени существовал не только спрос, но и предложение.

По окончании оккупации Чехословакии Германией в марте 1939 года компании CKD и Skoda стали предлагать собственные средние танки V-8-H (ST vz.39) и S-ll-c (Т-21) для продажи за предел. К примеру, CKD пара раз предлагала V-8-Н самой Швеции. A Skoda Т-21 заинтересовала итальянцев и венгров. Соперники LAGO чуть уступали ему по бронезащите, имея наряду с этим схожие вооружение и динамические характеристики.

Но самое основное, они уже существовали в металле.

Таким LAGO был в июне 1940 года. Если сравнивать с исходной конструкцией машина была изменена

В данной ситуации конструкторское бюро Landsverk создало улучшенный вариант танка LAGO. Его эскизный проект, датированный 8 июня 1940 года, заметно отличался от исходной автомобили. Протяженность выросла до 6 метров, а боевая масса увеличилась до 17 тысячь киллограм.

Не в последнюю очередь это было связано с тем, что толщина лобовой брони составляла сейчас солидные 50 мм. Это разрешало надежно обезопасисть танк от тогдашних противотанковых пушек.

Важной переделке подверглась и ходовая часть, например, число опорных катков выросло до 6. Неспециализированный состав оружия особенных трансформаций не претерпел (47-мм пушка, один спаренный пулемет, один пулемет в нише башни и еще один курсовой), но сейчас предполагалось применять другие пулеметы. В башне планировалось применять пулеметы kspm/36 strv калибром 8 мм. Что же касается курсового пулемета, то он должен был иметь калибр 12,7 мм.

Конкретная модель этого пулемета остается тайной.

Как бы то ни было, танк получался в полной мере адекватным. Увы, Landsverk с ним опоздала: 10 июня 1940 года на полигоне под Будапештом начались опробования Skoda Т-21. Уже 7 августа было подписано лицензионное соглашение со Skoda, а 28 ноября переделанный Skoda Т-21 был принят на вооружение венгерской армии как 40М Turan.

Terro, упрощенный вариант танка LAGO с менее замечательным оружием

В один момент с самим LAGO конструкторы Landsverk разрабатывали и мало упрощенный вариант среднего танка. Машина носила обозначение Landsverk Тегго и представляла собой все тот же LAGO, но меньших размеров и с менее замечательным оружием. Если сравнивать с LAGO примера июня 1940 года протяженность корпуса Тегго уменьшилась до 5300 мм, число опорных катков было сокращено до 5. При той же толщине брони боевая масса автомобили снизилась до 14–15 тысячь киллограм.

Еще одним отличием Landsverk Тегго стала башня, которая перекочевала на данный танк с Strv т/39. Как и у «донора», оружие складывалось из 37-мм пушки и двух пулеметов. Крупнокалиберный курсовой пулемет был заменен на kspm /36 strv. не сильный была и силовая установка, которая имела мощность 190 лошадиных сил.

Но и данный, «бюджетный» вариант шведского среднего танка кроме этого не заинтересовал зарубежных клиентов.

Курс на утяжеление

Не обращая внимания на отказ Венгрии от LAGO, конструкторское бюро Landsverk не свернуло работы над машиной. Длились работы и над Тегго. В марте 1941 года показался переработанный проект этого танка.

Толщина брони его корпуса сократилась до 34 мм, протяженность выросла до 5600 мм, а количество опорных катков увеличилось до 6. Это было связано с установкой рядного 8-цилиндрового двигателя, что должен был трудиться с 6-скоростной электромеханической коробкой передач ZF Тур 6 EV 75. В соответствии с документам, боевая масса обновленного Тегго должна была составлять около 14 тысячь киллограм, а в качестве главного оружия предполагалось применять уже 57-мм пушку.

Переработанный вариант среднего танка Теrrо

Новый вариант LAGO был представлен приблизительно одвременно с этим, 17 марта 1941 года. Протяженность автомобили еще чуть увеличилась, а ее проектная боевая масса достигла 18 тысячь киллограм. Оружие и башню конструкторы покинули без трансформаций, главная работа была сконцентрирована на шасси. На танке, как и на новом варианте Тегго, предполагалась установка коробки передач ZF Тур 6 EV 75, но наряду с этим мотора было два. Моторное отделение выяснилось заметно переработанным, это же касается и лобовой части танка.

Как и у Тегго, лобовая подробность корпуса LAGO стала гнутой.

Финальная версия LAGO, март 1941 года. Этот танк был забран за базу при разработке военной машины тяжелого класса

На этом этапе отечественным средним танком, наконец, заинтересовались шведские армейские. Они пристально смотрели за происходящими в Европе событиями и четко осознавали, что удачно сражаться одними лишь легкими танками сейчас уже не окажется.

На заседании 30 апреля 1941 года шведские армейские определяли характеристики нужной им автомобили. Армию имел возможность бы устроить танк боевой массой 18 тысячь киллограм с пушкой калибра 57 мм, бронированием толщиной 24–34 мм и ценой в 350.000 шведских крон. Приблизительно в эти параметры именно и вписывался Landsverk Теrrо. Параллельно рассматривались и другие варианты нового танка.

При массе в 22 тонны и с броней толщиной до 70 мм второй вариант танка должен был оснащаться 75-мм короткоствольной пушкой и стоить 425.000 крон.

В итоге, было решено остановиться на промежуточном варианте. Боевая масса «компромиссного» танка должна была составлять 20 тысячь киллограм, он должен был иметь броню толщиной в 60 мм. А в качестве главного оружия для него предлагалась 57-мм противотанковая пушка, которая именно сейчас разрабатывалась (позднее ее приняли на вооружение как 57 mm Pvkan m/43).

В качестве альтернативы предполагалось применять или 75-мм короткоствольную пушку, или 105-мм гаубицу.

Опытный образец LAGO II на опробованиях, сентябрь 1941 года

В ходе дискуссии черт нового танка с некоторым опасением упоминался и некоторый «русский 30-тонный танк». Обращение тут шла о Т-28. Такие автомобили массово принимали участие в советско-финской войне 1939–40 годов.

Но, опасались шведские армейские не только советских танков.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. По случайному совпадению, как раз в июне, еще не ждя изготовления умелого танка, KAF (Kungliga Armeforvaltningen, Управление материального обеспечения Королевской армии) заказало сходу 160 тяжелых (!) танков. Как раз к этому классу шведы отнесли машину, которую разрабатывала Landsverk.

Для подстраховки альтернативой отечественной машине выступал переработанный проект чехословацкого среднего танка V-8-H.

Схема моторно-трансмиссионной группы LAGО II, вид сверху

Альтернатива не пригодилась. Уже в сентябре 1941 года опытный образец LAGO II вышел на опробования. Для ускорения постройки машина имела такую же башню, как проектный LAGO.

За ее базу был забран проект LAGO по состоянию на март 1941 года, что подвергся переделке. Протяженность корпуса выросла до 6080 мм, за счет более толстой брони нагрузка на шасси увеличилась. В качестве силовой установки на танке было решено применять спарку двигателей Scania-Vabis L 603 мощностью 162 лошадиные силы любой.

Танковые орудия калибра 57 и 105 мм, разрабатывавшиеся Bofors по программе LAGO II

Параллельно с ходовыми опробованиями опытного образца LAGO II длились работы над оружием танка, и его башней. Компания Bofors, важная за работу над орудиями, к середине ноября 1941 года подготовила три варианта вероятного оружия. Как главное, в то время рассматривалось 57-мм орудие с диной ствола 50 калибров.

Кроме этого рассматривалось 105-мм орудие с длиной ствола 16 калибров, воображавшее собой танковую версию гаубицы 10,5 cm haubits m/10. Наконец, в качестве второго запасного варианта была создана 75-мм пушка с длиной ствола 31 калибр.

Существует заблуждение, что эта пушка подобна германской 7.5 cm KwK L/24, которая ставилась на Pz.Kpfw.IV. На деле же это танковое орудие разрабатывали на базе 75-мм шведской зенитной пушки kanon m/18. направляться напомнить, что в начале XX века протяженность ствола у зенитных орудий была маленькой, к примеру, узнаваемая 76-мм пушка Лендера обр.1914/15 гг имела подобную длину ствола.

Кстати, похожую протяженность ствола имела и советская 76-мм танковая пушка Л-11, и американская 75-мм танковая пушка М2.

7,5 cm kanon m/41 Strv. Как раз эту пушку в итоге было решено ставить в LAGO II

Как уже, возможно, додумались кое-какие читатели, это маленькое сравнение 75-мм шведской пушки с похожими танковыми орудиями других государств связано с тем, что именно ею в итоге и было решено вооружить LAGO II. Одна из главных обстоятельств этого решения выглядит пара комично. Дело в том, что 57-мм танковая пушка очень сильно поддерживала габариты танка, а это нарушало… безопасность дорожного перемещения.

Звучит дико, но стоит напомнить, что в Швеции на протяжении Второй мировой положения не вводилось. В отличие от долгой 57-мм пушки, 7,5 cm kanon m/41 поддерживала габариты танка всего на 13,5 сантиметров.

Четыре коробки передач для одного танка

По результатам опробований стало ясно, что танк в целом удался. 19 декабря 1941 года с Landsverk был заключён сделку на изготовление ста LAGO II. Танк взял официальное обозначение Strv m/42.

Цена одной автомобили оценивалась в 313 тысяч шведских крон. Это было в полтора раза больше, чем цена, к примеру, Pz.Kpfw.III, но деваться было некуда.

Шведское военное управление осознавало, что одна Landsverk всю потребность армии в «тяжелых» танках удовлетворить не сможет. Именно в конце 1941 года предприятие в Ландскруне строило легкие танки Strv m/40, причем выходили они из ворот завода с задержкой. Исходя из этого перегружать Landsverk не стали, тем более что в выпуске Strv m/42 нашлась еще одна заинтересованная сторона.

Речь заходит о Volvo, наибольшем шведском производителе легковых автомобилей и грузовиков. Мощностей этого предприятия в полной мере хватало, дабы догрузить его танками. 2 января 1942 года с Volvo был заключён сделку на выпуск шестидесяти Strv m/42.

Башня LAGO II в финальной конфигурации. Как раз в таком виде она и отправилась в серию

В это же время, кроме того заключение контрактов в декабре 1941 года не означало, что танки покажутся в армии кроме того в первой половине 40-ых годов XX века. Машина все еще дорабатывалась. К примеру, окончательный вариант ее башни был утвержден уже по окончании декабря 1941 года.

Она оказалась заметно просторнее той, что стояла на LAGO.

Помимо этого, башня взяло одно достаточно специфичное усовершенствование, позднее ставшее чуть ли не визиткой шведских танков. Дело в том, что пушка танка взяла большой угол склонения – 15 градусов. Показалось такое требование неспроста: в отличие от исходного «экспортного» LAGO, Strv m/42 проектировался, в первую очередь, для ведения военных действий в Скандинавии, изобилующей холмистыми и гористыми местностями.

Как и башня, корпус Strv m/42 простотой не отличался

Кроме этого, показались у серийного танка и кое-какие особенности производственного характера. Как уже упоминалось, изначально мысль установки двух моторов была вынужденной мерой, потому, что подходящих двигателей нужной мощности в Швеции попросту не производилось. В это же время, к декабрю 1942 года Volvo подготовила V-образный 8-цилиндровый двигатель Volvo А8В.

Мотор количеством 22,6 литра развивал большую мощность 420 лошадиных сил.

Кроме этого, еще на стадии подготовки серийного производства стало известно, что коробок передач ZF Тур 6 EV 75 на 160 танков закуплено только 100 штук. Это означало, что этими КПП возможно обеспечить лишь танки, каковые планировалось выстроить на мощностях Landsverk. Для танков с двигателями А8В, каковые должна была производить компания Volvo, требовались другие коробки передач.

На те Strv m/42 со спаренными моторами Scania-Vabis L 603, которым не хватало КПП ZF Тур 6 EV 75, было решено ставить гидромеханическую коробку передач Atlas Diesel DF 1,0. Для оснащения танков с двигателями Volvo А8В планировалось применять КПП Atlas Diesel DF 1,15 S.

Дабы в армиях не появилось путаницы с тремя типами автомобилей, было нужно придумывать новые индексы. LAGO II взял дополнительное обозначение Strv m/42 ТМ (Т – два мотора, М – электромеханическая КПП). Танки с двумя моторами и КПП Atlas Diesel DF 1,0 взяли обозначение немного III и индекс Strv m/42 ТН (Т – два мотора, Н – гидромеханическая КПП).

Наконец, танки с моторами Volvo взяли обозначение LAGO IV и индекс Strv m/42 EH (Е – один двигатель, Н – гидромеханическая КПП).

Заказ Volvo был разделен на две части: из 60 танков 55 выпускалось в варианте LAGO III, оставшиеся 5 – в варианте LAGO IV. Вариант с мотором А8В оказался дороже. Он обходился в 355.000 шведских крон за танк, тогда как LAGO III стоил 319.000 шведских крон.

Так, в шведских танках одной модели, выпускавшихся в одно время, устанавливались сходу два типа двигателей и три типа КПП. Для того чтобы во всемирной истории танкостроения больше не виделось.

Strv m/42 ТМ на учениях, 1943 год. По многим причинам работу экипажей на этих танках в первые пара лет легкой назвать было нельзя

29 июня 1942 года, не ждя начала поставок первых танков, шведские армейские расширили заказ на еще 122 танка Strv m/42. Компании Landsverk опять досталась большинство заказа – 70 LAGO III и 10 LAGO IV. Volvo взяла договор на выпуск 42 LAGO.

Как бы то ни было, ускорению выпуска эти новые договора точно не содействовали. Strv m/42 стали выходить из ворот завода Landsverk лишь к маю 1943 года. Первыми их получателями были танковые полки Р 3 (в Стренгнесе) и Р 4 (в Шёвде).

Летом 1943 года любая из этих частей взяла по 20 автомобилей.

К тому времени тяжелыми эти танки назвать стало еще сложнее: кроме того с учетом приличного комплекта массы на протяжении подготовки к производству, весил Strv m/42 всего 22,5 тонны. Но, один «тяжелый» параметр у этого танка все-таки имелся. И стало им освоение Strv m/42 экипажами. Электромеханическая коробка передач доставила танкистам много головной боли.

Особенной прочностью ZF Тур 6 EV 75 не отличалась, запах горелой электропроводки был постоянным спутником танкистов. Инженерам выяснилось непросто довести обстановку с КПП до удовлетворительных результатов. Имелись у другие болячки и «танка», каковые было нужно ликвидировать уже на протяжении первых лет эксплуатации.

Интерьер отделения управления Strv т/42. Глядя на место пулеметчика, можно понять, из-за чего позднее его из экипажа убрали

Еще одной, мало забавной, промашкой была компоновка места размещения пулеметчика в корпусе. Он и без того в том месте сидел как бедный родственник, зажатый спереди снарядной укладкой. А при монтаже командирской радиостанции (их установили на 26 танках) для пулемета места в автомобили просто не осталось.

По данной причине на командирских танках вместо курсовых пулеметов устанавливались их имитации.

Не обращая внимания на все нюансы, новый танк неспешно осваивался в армиях. Неспешность выпуска стала причиной тому, что первые Strv m/42 модификации ЕН покинули Volvo лишь в декабре 1943 года. Целый же заказ на 282 танка исполнялся куда продолжительнее.

Последний Strv m/42 покинул Landsverk в декабре 1944 года, Volvo со своей долей справилась в январе 1945 года. Разные модификации танков взяли регистрационные номера в следующих диапазонах:

Модификация Strv m/42

Диапазон присвоенных регистрационных номеров

Strv m/42 TM

501 – 600

Strv m/42 TH

601 – 725

Strv m/42 EH

726 – 782

Уже по окончании войны показалась четвертая модификация Strv m/42, названную TV. По итогам тяжелой борьбы с капризной электромеханической КПП в этих танках ее было решено заменить на 5-скоростную механическую коробку передач Volvo Тур VL 420. Всего в Strv m/42 TV было переделано 70 автомобилей.

Многоликий долгожитель

К концу Второй мировой Strv m/42 стал самым массовым танком шведской армии. Кроме полков Р 3 и Р 4, эти автомобили отправились в Р 1 (Энчёпинг) и Р 2 (Хельсингборг, позднее Хеслехольм). Не обращая внимания на то, что танк показался в действующих частях лишь летом 1943 года, определенную роль в обеспечении военной безопасности Швеции он сыграл.

Появление в шведской армии более замечательного, чем Landsverk L-60-S, танка, не осталось незамеченным. Для немцев он стал лишним напоминанием, что Швеция – это не Норвегия либо Дания.

По рассказам сотрудников музея в Хеслехолме, среди которых много ветеранов расформированного танкового полка Р2, Strv m/42 употреблялись и для введения немцев в заблуждение об подлинном количестве бронетанковой техники в шведской армии. Одна из таких акций пребывала в том, что несколько танков из Р 2 умышленно проезжала по морскому берегу на глазах германских разведчиков. За поворотом танки уже ожидали: номера скоро закрашивались, а на их место наносились новые.

Несколько опять умышленно проезжала на виду у германской разведки и пряталась за поворотом. В том месте процедура повторялась. И без того раз 10–20.

В итоге немцы, насчитав несколько сотню шведских танков, отказались от замыслов оккупации одного из островов на границе Швеции с Данией.

Strv m/42 ТН на учениях

О том, что оружие Strv m/42 неспешно устаревает, шведские армейские действительно задумались еще в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Штатной пушки с начальной скоростью боеприпаса менее 600 м/с до тех пор пока еще хватало чтобы бороться с легкими и средними танками. Но было разумеется, что на долгое время ее скромных возможностей не хватит.

По данной причине конструкторы Bofors начали разработку новой башни, которая должна была вмещать в себя более замечательное орудие. В качестве оружия было решено применять 75-мм пушку с длиной ствола 54 калибра, которая в то время разрабатывалась для самоходной артиллерийской установки Pvkv m/43.

Первые наработки по проекту, взявшему обозначение 7,5 cm kan L/54 Strv, были подготовлены Bofors в первых числах Апреля 1944 года. Чтобы разместить более долгую пушку, было нужно заметно расширить размеры башни. Неспециализированная высота танка выросла до 2600 мм, в один момент башню было нужно очень сильно расширять. Необходимо это было, кроме всего другого, и для сохранения минимального вылета ствола. Благодаря всевозможным ухищрениям удалось покинуть в башне два пулемета.

Действительно, спаренный с пушкой пулемет тут было нужно размещать в отдельной установке.

не меньше весьма интересно смотрелась и сама пушка. Она взяла механизированную совокупность заряжания, разрешавшую сделать серию из трех выстрелов. Угол склонения пушки уменьшился до 10 градусов, но с учетом заметного повышения огневой мощи с этим возможно было мириться.

Проект установки 75-мм пушки 7,5 cm kan L/54 в увеличенную башню, чертеж PR-2-442 от 4 апреля 1944 года

К практической реализации проекта инженеры Bofors приступили уже по окончании войны. В конце 1946 года один из Strv m/42 переделали, установив вместо штатной башни древесный макет. Финальный вариант башни, взявшей обозначение Delat torn, имел командирскую башенку и большой двустворчатый люк. Башня должна была защищаться броней толщиной 60 мм в лобовой части и 30 мм по бортам.

Но, до изготовления полноценной башни дело так и не дошло, проект Delat torn был закрыт.

Strv m/42 с полноразмерным макетом башни Delat torn, 1947 год

Значительно дальше зашли работы по созданию БРЭМ на базе Strv m/42. О том, что им нужна эвакуационная машина на танковом шасси, шведские армейские задумались еще в первой половине 40-ых годов двадцатого века. До практической реализации данной идеи дело дошло 30 апреля 1942 года, в то время, когда Landsverk взяла заказ на изготовление эвакуатора на шасси Strv m/42.

Машина должна была иметь 12-тонный кран, благодаря чему имела возможность бы поднимать легкие танки.

Цена переоборудования танка в БРЭМ составила 250.000 шведских крон. Всего было заказано два эвакуатора, взявших обозначение BBV m/42 (Brolaggningsbandvagn 42). К маю 1944 года на Landsverk в них переоборудовали два Strv m/42 ТН. Позднее по одному экземпляру попало в танковые полки Р 3 и Р 4.

BBV т/42, БРЭМ на базе Strv m/42 ТН

Еще одна инженерная машина на базе Strv m/42 разрабатывалась уже в 50-х годах. Для применения в качестве мостоукладчика на корпус танка монтировалась поддерживающая конструкция, поверх которой был мост. Были совершены опробования, но дальше умелых работ дело не продвинулось. Позднее выдвигалась мысль автомобили подобной совокупности, но уже без башни.

Такая концепция не была лишена смысла, потому, что умелый мостоукладчик с башней имел очень ограниченные возможности для ведения огня. Но, до практической реализации «безбашенного» варианта мостоукладчика дело не дошло.

Strv m/42 EH, переоборудованный в мостоукладчик

Как и легкий Strv m/40, шведский средний (либо, по национальной классификации, тяжелый) танк испытывался в рамках программы создания совокупности для перемещения по дну водоемов. Летом 1950 года один из Strv m/42 ТН взял особое оборудование, включавшее в себя трубы для забора воздуха для двигателей. В один момент герметизации подвергались все отверстия в его башне и корпусе, включая люки.

Не смотря на то, что опробования состоялись в целом удачно, предстоящего развития тема не взяла.

Strv m/42 ТН на опробованиях совокупности вождения под водой, лето 1950 года

Работа Strv m/42 была еще более продолжительной, чем у его легких предшественников. Во второй половине 50-ых годов XX века начался новый этап перевооружения шведской армии, на протяжении которого легкие танки были сняты с оружия. Что же касается Strv m/42, то у них будущее была совсем другая.

225 танков со спаренными двигателями Scania-Vabis L 603 были переоборудованы в Strv 74.

Что же касается Strv m/42 ЕН, то их переквалифицировали в самоходные орудия, предназначенные для помощи пехоты. По окончании маленькой переделки им присвоили наименование Ikv 73. Кроме некоторых внутренних переделок, отличие этих автомобилей от базисных танков заключалось в отсутствии пулеметчика в корпусе.

В таком виде они прослужили еще 20 лет.

Ikv 73. В эту модификацию были переделаны все Strv m/42 ЕН

По окончании ухода в отставку башни танков Strv m/42, а позднее и Ikv 73, еще долго служили на благо обороны Швеции. Их разместили на долгосрочных огневых точках. Башни Strv m/42 взяли обозначение Varntorn 4а, а башни Ikv 73 стали именоваться Varntorn 4b.

Благодаря такому применению, много этих башен дожило до наших дней.

Недавно часть из них была снята с упрочнений и установлена на шасси Strv 74. Но шасси Strv 74 достаточно резко отличается от Strv m/42, и для его возвращения в исходную конфигурацию необходимо приложить много упрочнений. Единственный танк, что доведен до исходного состояния, находится в шведском армейском музее Beredskapsmuseet, расположенном севернее Хельсингборга.

Что же касается Ikv 73, то его единственный экземпляр, сохранившийся без переделок, находится в танковом музее Arsenalen, что рядом со Стренгнесом.

Varntorn 4a, установка башни Strv m/42 на ДОТе, входящем в совокупность береговой обороны

направляться признать, что в целом первый шведский серийный средний танк оказался в полной мере успешным. На момент создания он в полной мере соответствовал уровню собственных одноклассников. И не обращая внимания на то, что Strv m/42 достаточно скоро устарел, основную собственную задачу он выполнил.

Само по себе наличие этих танков заставляло возможного соперника лишний раз поразмыслить, стоит ли втягивать Швецию во Вторую мировую войну. В полной мере успешная конструкция разрешила Strv m/42 довольно продолжительное время находится на вооружении, а после этого — и пройти глубокую модернизацию. В случае если учитывать и годы работы Strv 74, то прослужили шасси первых шведских танков 41 год – срок весьма немаленький.

Создатель высказывает громадную признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster), Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Литература:

  • • Архив Карла Бломстера (Karl Blomster)
  • • http://tanks.mod16.ora
  • • Stridsvagn m/42 met delat torn, Kjell Svensson, PANSAR 2-2004
  • • Varntorn, Kjell Svensson, PANSAR 3-2005
  • • Brolaggningsbandvagn 42, Christer Baadstoe, PANSAR 3-2006
  • • Stridsvagn m/42, Christer Baadstoe, PANSAR 1-2015
  • • http://www.ointres.se/strv_m_42.htm
  • • http://ftr.wot-news.com

источник: http://warspot.аккумуляторная/7666-uslovno-tyazhyolyy

Strv m/42 ОБЗОР ШВЕДСКОЙ СТ 5 ЛВЛ С КОТОРО НАДО НАЧИНАТЬ КАЧАТЬ ШВЕДОВ World of Tanks

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: