Шведские барабанщики. проект тяжелого танка emil и опытный тяжелый танк krv. швеция

      Комментарии к записи Шведские барабанщики. проект тяжелого танка emil и опытный тяжелый танк krv. швеция отключены

Еще одна увлекательная статья глубокоуважаемого Юрия Пашолока выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Шведский Эмиль».

Шведская танковая индустрия во второй половине 40-х годов появилась в достаточно глубоком кризисе. С одной стороны, середина этого десятилетия тут стала временем расцвета шведской самоходной артиллерии. Как раз тогда шведская армия, наконец, начала получать штурмовые САУ, истребители танков и зенитные самоходные установки.

А вот фактически танковая программа — забуксовала. По окончании принятия на вооружение Strv m/42 шведским армейским и конструкторам прекратило везти с танками. Pricken, LS 46, Leo — все эти проекты остались на бумаге. Попытки же выстроить новый танк боевой массой 25–30 тысячь киллограм любой раз наталкивались на самые различные неприятности.

Но, в начале 50-х годов выход из тупика наметился, что стало причиной появлению весьма увлекательных проектов тяжелых танков — EMIL и KRV.

«Убить ИС-3»

Летом 1943 года шведские армейские смогли изучить коммунистический танк Т-34 в Финляндии. Он «стал причиной» запуск программы разработки танка на замену Strv m/42. Время шло, прогресс в мировом танкостроении не стоял на месте. Особенно это касалось советского танкопрома.

Место Т-34 в первой половине 40-ых годов XX века занял Т-34–85, приблизительно одвременно с этим на фронте показались тяжёлые ИС-2. Про них, кстати, шведы практически ничего не знали, по крайней мере, до конца войны.

По окончании войны Швеция активизировалась в плане получения образцов бронетанковой техники различных государств. Начиная с 1947 года в страну начинает поступать бронетанковая техника Англии, США, благодаря связям с Францией шведы смогли купить некое количество германских танков и САУ, включая тяжелый танк Tiger II. Благодаря изучению закупленной техники шведам удалось в значительной мере заполнить информационный вакуум, существовавший в годы войны.

Но кроме того новые шведские разработки заметно отставали на фоне зарубежных танков последних лет Второй мировой. К примеру, 75-мм пушка с длиной ствола 50 калибров, которую предполагали применять на танках Pricken и Leo, приблизительно соответствовала германской пушке 7.5 cm KwK 40 L/48. Она годилась, в лучшем случае, для борьбы со средними танками. В это же время еще 7 сентября 1945 года на Параде Победы в Берлине празднично прошли строем советские тяжелые танки ИС-3.

Их появление привело к настоящему шоку.

Шведские барабанщики. проект тяжелого танка emil и опытный тяжелый танк krv. швеция

Орды советских ИС-3 будоражили умы многих западных полководцев

Танк, что продержался на конвейере всего 1,5 года, на Западе привёл к состоянию, близкое к панике. Шутка ли — в течение последующих семи лет ИС-3 считался на Западе эталоном современного танка. Намерено, дабы бороться с ним, создали тяжелые танки T43 (будущий M103) и Conqueror.

Кроме того британский истребитель танков FV 215 с огромной 183-мм пушкой создавался для одной цели — «убить ИС-3».

Как ни необычно, шумиха около ИС-3 докатилась до Швеции намного позднее. Об этом красноречиво говорят замыслы по разработке новых образцов бронетанковой техники. Впредь до 1950 года технические требования на новый танк слабо отличается от технического задания на Pricken.

К примеру, при дискуссии концепции перспективного танка во второй половине 40-ых годов XX века его оружие все еще включало 75-мм пушку. От нее требовалось пробитие брони толщиной 75 мм на дистанции 1000 метров. Наряду с этим шведы все же возвратились к дискуссии установки 105-мм пушки с начальной скоростью боеприпаса 650 м/с.

Боевую массу танка они оценивали в 20 тысячь киллограм, позднее ее подняли до 25. Разрабатывать танк планировали на базе Strv m/42. Иначе говоря шведы опять возвратились к концепции Lansen, ранее отвергнутой.

Эскизный проект самоходной установки, позднее взявшей обозначение 15 cm kanonvagn fm/49, январь 1949 года. Именно она стала отправной точкой при разработке нового танка

Единственным по-настоящему новым примером, принятым в разработку в конце 40-х годов, стала самоходная установка 15 cm kv fm/49. Показалась она на фоне работ по переоснащению шведской армии дальнобойной артиллерией большого калибра. Шведской армии потребовалась самоходная пушка, которая шла бы как минимум в дополнение к 152-мм пушке 15,2 cm kan m/37.Требования к машине были очень нестандартные: боевая масса не более 30 тысячь киллограм (обусловленная лимитом грузоподъемности мостов), большая высокая скорострельность и скорость передвижения.

Разработку поручили Bofors, которая 21 января 1949 года представила эскизный проект самоходки. В переписке указывается пара обозначений данной САУ: 15 cm kan sjalvgaende lavettage (152-мм пушка на самоходном лафете), VK 150–5, и 15 cm kanonvagn fm/49. Машина, по концепции похожая на американские САУ, отличалась высокой подвижностью.

Как и потребовало задание, ее боевая масса составляла 30 тысячь киллограм, а расчетная большая скорость должна была достигать 40 км/ч. Длину ствола орудия увеличили до 50 калибров, наряду с этим начальная скорость боеприпаса выросла до 850 м/с, а дальность стрельбы до 25 километров.

Но, куда увлекательнее выглядит скорострельность 15 cm kv fm/49: в соответствии с расчетам, она должна была составить фантастические для для того чтобы калибра 15 выстрелов в 60 секунд. Достигалось это за счет унитарных выстрелов и механизации заряжания. Предполагалось, что у орудия будет магазин на 5 выстрелов, что возможно будет скоро дозарядить.

На предстоящую разработку была выделена сумма в 425 000 шведских крон. От KATF проект САУ курировали Эрик Гиллнер и Свен Берге — человек, что позднее станет самым известным шведским конструктором танков.

Эскиз ИС-3 из доклада шведской разведки, март 1950 года. Полученная информация вынудила KATF пересмотреть видение перспективного танка

Приблизительно в том же состоянии танковая программа пребывала до лета 1950 года. Но, еще с весны шведское руководство начало присматриваться к танкам британского и американского производства, в частности к M46 Patton и Centurion Mk.3. Они не вписывались в неспециализированную концепцию шведской бронетанковой техники, в особенности по размерам и боевой массе.

Но эти танки не только существовали в металле, но и пребывали в серийном производстве.

В марте 1950 года шведы, наконец-то, взяли первую данные по ИС-3. 28 августа 1950 года сокращение «ИС» опять раздалась в дискуссии возможностей предстоящего развития танков. Кроме этого были озвучены примерные характеристики советского тяжелого танка.

По оценке шведских армейских, толщина его лобовой брони составляла 125–150 мм.

Стало ясно, что для борьбы с таким танком кроме того проектной 105-мм пушки будет мало, требовалось новое орудие. Новую пушку кроме этого решили делать калибром 105 мм. Длину ствола ограничили 40 калибрами, наряду с этим начальная скорость боеприпаса оценивалась в 930 м/с.

Согласно расчетам, на дистанции в километр ее боеприпас должен был пробивать броню толщиной 190 мм, поставленную под углом 90 градусов, а при наклоне в 60 градусов — 150 мм. Скорострельность оценивалась в 8–10 выстрелов в 60 секунд, но наряду с этим предусматривался автомат заряжания, что увеличивал ее до 20–30 выстрелов в 60 секунд.

8 ноября 1950 показались спецификации нового танка, что должен был взять такую пушку. Он все еще базировался на агрегатах Strv m/42, боевая масса составляла 25 тысячь киллограм, а удельная мощность оценивалась в 18 л. с. на тонну. Спецификации создавались с учетом новой информации по советским танкам, поступившей в сентябре 1950 года. В разведсводку попали Т-34–85, Т-44, ИС-3 а также ИС-4.

Под последним, но, прятался все тот же ИС-3. Так или иначе, проект шведского танка нового поколения стартовал.

С узким французским запахом

Нельзя исключать, что новый танк стал бы продолжением развития идеи Lansen, что именно сейчас дорабатывался по швейцарскому заказу. В то время Lansen именно достиг боевой массы 25 тысячь киллограм, а вместо 75-мм пушки в него предполагалось ставить 84-мм пушку (швейцарскую версию британской 20-фунтовой танковой пушки).

Возможно размеры башни разрешали установить и 105-мм пушку с магазинной совокупностью заряжания, причем она была бы меньше 84-мм пушки больше чем на метр, что частично решало проблему вылета ствола за габариты. Но это все лишь предположения, по причине того, что события развивались совсем По другому сценарию.

AMX M4 с качающейся башней FAMH. В первый раз шведы о нем определили в начале 1951 года

В первый раз эксперты KATF, а также Эрик Гиллнер, посетили Францию в октябре 1946 года. Именно по окончании данной поездки шведы обзавелись некоторыми примерами германской военной техники. Между французами и шведами завязалось достаточно тесное сотрудничество, позднее вылившееся, например, в закупки 170 французских 155-мм гаубиц Obusier de 155 mm Mle.50.

Французы разглядывали Швецию и как потенциального клиента собственной бронетанковой техники.

На этом фоне не страно, что в январе 1951 года KATF взяла подробную данные о французском среднем танке AMX M4. Именно сейчас опытный образец перевооружили на 100-мм пушку, а наименование сменилось на Char Moyen de 50 tonnes AMX, либо AMX 50. С позиций черт шведам эта машина очевидно не доходила, потому, что к тому моменту танк весил уже практически 55 тысячь киллограм, а по размерам он перещеголял кроме того немаленький Centurion.

Значительно больше KATF заинтересовала сама концепция танка с дифференцированным бронированием и качающейся башней разработки FAMH. размещение и Механизм заряжания части боекомплекта в забашенной нише заметно уменьшал ее габариты, а, значит, и массу. Позднее, в июле 1951 года, шведы смогли изучить еще одну новинку с автоматом заряжания – легкий танк AMX 13.

Как возможно делать выводы по схеме, датированной августом 1951 года, башня нового танка заметно отличалась от того, что создали на FAMH

Ознакомление с новейшими французскими танками самым прямым образом оказало влияние на предстоящее развитие шведской танковой программы. К тому же, сказать о том, что новый шведский танк являлся копией AMX 50, как минимум, не весьма корректно. От французской автомобили была забрана концепция танка с качающейся башней, механизмом заряжания и размещение трансмиссии в кормовой части корпуса.

Совместная разработка Landsverk, Bofors и KATF оказалась совсем не похожей на французскую. Не смотря на бытующую точку зрения, это не самоходную установку позднее создали на базе танка, а напротив, новый танк стали разрабатывать с оглядкой на 15 cm kv fm/49.

Эскизный проект EMIL, сентябрь 1951 года

Эскизный проект нового танка, обозначенного EMIL, был подготовлен к началу сентября 1951 года. Он был совсем не похож на предшествующие шведские танки. Довольно маленький (протяженность корпуса 5,7 метров), низкий (неспециализированная высота чуть меньше 2,5 метров) с предполагаемой боевой массой 28 тысячь киллограм.

В качестве силовой установки предлагался оппозитный 8-цилиндровый SFA (подразделение Volvo) с воздушным охлаждением. Он должен был развивать мощность 550 л. с. И снабжать EMIL большую скорость 55 км/ч.

В отличие от французского танка, шведская разработка была заметно компактнее

С французским AMX 50 новый шведский танк роднила качающаяся башня, наряду с этим EMIL оказался весьма самобытным. При массе среднего танка он имел бронирование тяжелого (лоб корпуса 70–120 мм, башни 125–200 мм). Экипаж состоял всего из трех человек. Не обращая внимания на схожесть с башней FAMH, системы заряжания и конструкция башни у EMIL были вторыми.

У «шведа» качался далеко не весь верх башни, а лишь кормовая ниша и центральная часть, наряду с этим лобовая часть оставалась неподвижной. Это делало башню EMIL более стойкой к попаданию вражеских снарядов и практически сводило на нет риск ее заклинивания в вертикальной плоскости. Еще одной изюминкой башни EMIL был большой угол склонения — до 14 градусов.

Таким могло быть размещение опорных катков. В данной схеме очевидно видно влияние AMX 50

Отдельного упоминания достойно оружие EMIL. Оно складывалось из 120-мм пушки с длиной ствола 40 калибров, и двух спаренных пулеметов. Появление этого орудия не было неожиданностью — в первый раз о нем заговорили еще в июне 1951 года. Выбор разъяснялся тем, что стрелять пушка должна была не бронебойными, а кумулятивными снарядами.

Их пробития хватало, дабы гарантированно поражать советские тяжелые танки. Начальная скорость наряду с этим требовалась меньше чем у бронебойного боеприпаса, что разрешило сделать пушку довольно маленькой.

Значительно увлекательнее то, что в один момент предлагалось еще две пушки, калибра 105 и 75 мм, но с намного большей длиной ствола, чем у орудий подобного калибра, предлагавшихся ранее. Что же касается 120-мм пушки, то она должна была иметь скорострельность до 40 выстрелов в 60 секунд. Это обеспечивалось двумя магазинами на 8 унитарных выстрелов — один для кумулятивных, второй для осколочно-фугасных.

Неспециализированный боезапас составлял 32 выстрела.

Ассортимент орудий, каковые предлагалось устанавливать на EMIL

Появление эскизного проекта, но, не означало, что танк отправится в серию. Создавать его нужно было с нуля, а кроме того несложный расчет показывал, что процесс разработки окажется продолжительным. Еще в июне, в то время, когда принималось ответ по выбору орудия для EMIL, компания Bofors составила график работ.

По нему опытный образец изготавливался лишь в 1955 году, опробования проводились в 1956-м, а серия начиналась еще 2 года спустя.

В это же время, проектные работы по EMIL длились, и танк медлено начал набирать вес. К осени 1952 года боевая масса подошла к 35 тоннам. Прорабатывались различные технические ответы, включая опорные катки по «германскому» типу, тем самым копируя AMX 50. Не смотря на то, что дальше набросков «шахматная» схема совокупности Книпкампа не продвинулась. Но работы по альтернативе 120-мм пушке шли своим чередом.

27 сентября 1952 года Bofors представила наработки по 105-мм пушке со скорострельностью 30 выстрелов в 60 секунд и 14 боеприпасами в магазине (полный боезапас 28 снарядов). Протяженность ствола выросла до 67 калибров, а начальная скорость боеприпаса до 1080–1340 м/с. В октябре показалась еще одна пушка — 15 cm L/40.

Как и 120-мм орудие, стрелять она должна была кумулятивными боеприпасами. Количество снарядов в магазине снизили до 12, а всего их должно было быть 24.

Макет EMIL E3, результат мозгового штурма, прошедшего в 1952 году. На макете танк изображен со 150-мм пушкой

Таковой рост оружия не имел возможности не оказать влияние на танк — его было нужно переделывать. Оформились пара вариантов предстоящего развития: EMIL E1, E2 и E3. К тому моменту шведы имели возможность это себе позволить, потому, что «двигательный голод» пара дремал.

Дело в том, что удалось договориться с американской компанией Continental. Шведам предоставили широкий спектр танковых моторов. Среди них был оппозитный AOS-895 (он ставился на легкие танки M41) мощностью 500 л.с., и V-образные AV-1195, AVS-1195 и AV-1790 мощностью 540, 665 и 810 л. с. соответственно.

Первый вариант переделки EMIL предусматривал 120-мм пушку, протяженность корпуса возрастала до 6,4 метра, а боевая масса от 30,7 до 35,5 тонны. На нем предусматривался двигатель AOS AOS-895. Согласно расчетам, скорость должна была составить 48 км/ч.

EMIL E2 становился на 10 см шире и на столько же выше, что разрешало установить на нем более замечательные двигатели AV-1195 и AVS-1195. 120-мм пушки на нем не предусматривалось, выбирать возможно было между калибрами 105 и 150 мм. Боевая масса варьировалась от 34,1 до 39,2 тысячь киллограм, а скорость, в зависимости от двигателя, от 45 до 55 км/ч.

Выросла и броня – до 145 мм в корпусе и 170 мм в башне.

EMIL E3 был самым громадным и тяж

Бронированные Барабаны Швеции. Первый Взгляд на ТТ 9 и 10 уровня.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: