Опыты каннингхема: британская палубная авиация в боях у калабрии и матапана. часть 1

      Комментарии к записи Опыты каннингхема: британская палубная авиация в боях у калабрии и матапана. часть 1 отключены

История военных действий палубной авиации во Второй мировой войны – это, первым делом, история войны на Тихом океане. Так, узнаваемый коммунистический сборник переводов «Боевое применение авианосцев» содержит описание семнадцати операций и боёв Второй мировой войны – и лишь четыре из них имели место на европейском театре боевых действий. Подобный подход в полной мере оправдывается размахом тихоокеанской войны.

Однако, первый опыт применения палубной авиации против морского соперника взял английский флот в Европе. И в случае если на Тихом океане развивалось мастерство дуэлей авианосцев, то в Атлантике и Средиземном море англичане трудились над совместным применением артиллерийских палубной авиации и кораблей в борьбе с соперником, палубной авиации не имеющим (но обычно опирающимся на поддержку авиации базисной) [1].

Одним из пионеров новой тактики стал командующий Средиземноморским флотом адмирал Каннигхем. Необходимо заметить, что летом 1940 г., по окончании того, как Италия вступила в войну, а Франция из войны вышла, единственным неоспоримым преимуществом англичан над итальянским флотом было наличие авианосцев. Соответственно, от эффективности применения палубной авиации во многом зависел успех действий английского флота в целом.

Опыты каннингхема: британская палубная авиация в боях у калабрии и матапана. часть 1

В один момент нужно отметить особенную стратегическую обстановку, сложившуюся на Средиземном море – обе стороны были заинтересованы в обеспечении морских перевозок: англичанам было нужно снабжать Мальту, тогда как итальянцы были перед необходимостью припасов и доставки войск в Северную Африку. Это создавало нужные предпосылки для хорошей борьбы за господство на море, главным элементом которой постоянно считалось «решительное сражение».

Адмиралу Каннигхему два раза выпадала возможность нанести большое поражение итальянцам в морском бою: 9 июля 1940 г. у полуострова Калабрия, и 28 марта 1941 г. у мыса Матапан. И в том и другом случае ключевую роль предстояло играться имевшимся у Каннигхема авианосцам.

1. Предвоенные взоры на роль корабельной авиации и авианосцев

Почти четверть века, поделившую Первую и Вторую мировые войны, английский флот прожил под впечатлением Ютланда. Дискуссия о том, какой вид оружия – самолёт, подлодка либо линкор – будет играться решающую роль в будущей войне, завершилась в пользу линейного корабля. Главным направлением развития тактики королевского флота в межвоенный период стала разработка действенных способов применения линейных кораблей в решительном сражении.

Палубная авиация наряду с этим должна была быть использована для всестороннего обеспечения деятельности линейного флота. Последняя предвоенная редакция боевых руководств, составленная в марте 1939 г., подводила результат этих разработок.

Англичане осознавали пользы, полученные ими за счет того, что при Ютланде они нашли главные силы соперника перед тем, как Шеер определил о том, что ему угрожает Гранд-Флит в полном составе. В п. 11 боевых руководств подчёркивалась преимущества стороны, первой нашедшей соперника, и находилось требование приложить все вероятные упрочнения для того, чтобы получить эти преимущества.

Конечно, что самоё эффективным средством ответа таковой задачи считался разведывательный самолёт, что так же рассматривался как самоё «экономичное» средство ведения дневной разведки (п. 141). Ключевая роль в обнаружении соперника отводилась самолётам авианосцев (п. 145).

Катапультные самолёты – из-за сложности их возвращения на корабль – не следовало применять для разведки в том случае, если в распоряжении адмирала имелся авианосец (п. 146). Наряду с этим нужно было сократить издержки упрочнений на разведку, потому, что самолётов у флота ни при каких обстоятельствах не бывает большое количество (п.

147).

Яркой организацией авиационной разведки занимался командующий авианосцами, следуя неспециализированным директивам командующего флотом (п. 148). Основной задачей разведывательных самолётов был поиск вражеского авианосцев и линейного флота [2] (п.

149), наряду с этим слежение и разведка за соперником должны были вестись по возможности скрытно. Для этого рекомендовалось вести наблюдение с максимального расстояния и иногда разрывать визуальный контакт по окончании того, как скорость и курс соперника установлены достаточно совершенно верно.

Разочарование Ютланда было во многом связано с тем, что германский флот смог оторваться от линейных кораблей Гранд-Флита сразу после того, как Шеер осознал, что попал в ловушку. В главных положениях боевых руководств легко угадывается желание, во что бы то ни начало избежать аналогичного в будущем, а также – за счёт применения авиации. Постулируя важность наступательных действий (п. 1) и необходимость удержания инициативы в сражении (п.

2), авторы инструкции обратили особенное внимание на меры по поддержанию контакта с соперником (сходу два пункта – 5 и 6) и необходимость вероятно более полного информирования командующего о ходе боя (п. 7). Соответственно, для ответа этих задач предусматривалось применение самолётов слежения (shadowing aircraft) и самолётов наблюдения за боем (action observation aircraft).

Задачей последних являлось наблюдение за перемещениями соперника на протяжении сражения и донесение соответствующей информации до командующего. В целом, разведка была одной из главных функций палубной авиации на протяжении сближения с вражеским флотом. По окончании установления первого контакта нужно было найти все силы соперника и обеспечить надёжное слежение за ними чтобы линейный флот имел возможность занять тактически удачное положение (п.

223).

На протяжении сближения линейных флотов палубная авиация должна была нападать найденные суда соперника. Любопытен порядок выбора целей для атак с воздуха в данной фазе (п. 224). Приоритетными были авианосцы [3], что, непременно, подчёркивает осознание сокровища этих судов управлением английского флота. Лишь в том случае, если соперник владел превосходством в скорости, разрешающим ему уклониться от боя, либо не имел авианосцев – целью номер один становились линейные корабли.

Повреждения, полученные ими в следствии атак самолётов, должны были вынудить быстроходного соперника принять нежелательный для него артиллерийский бой.

По окончании того, как надводные суда устанавливали визуальный контакт, действия авиации определялись следующими руководствами:

  • — разведывательные полёты прекращались, самолёты, выделенные для данной цели, должны были решать задачи «наблюдения за боем»;
  • — в состав ударных группы включались самолёты, вооружённые торпедами, тяжёлыми либо «ныряющими» В-бомбами [4] – эти средства считались единственными действенными против линейных кораблей и единственными, снабжающими ответ задачи понижение скорости соперника; так же рассматривалась возможность применения самолётов, талантливых делать бомбометание с пикирования;
  • — организацией ударных групп занимался командующий авианосцами, наряду с этим в качестве вероятной «опции» рассматривался вылет ударной группы сразу после вылета разведчиков, ещё до обнаружения основных сил соперника;
  • — ударные группы должны были атаковать противника как возможно раньше, повторные атаки должны были направляться как возможно чаще;
  • — в том случае, в то время, когда ударная несколько обнаруживала линейные корабли соперника раньше, чем авианосцы, последние следовало нападать лишь тогда, в то время, когда позиция вражеских авианосцев не была совершенно верно известна;
  • — истребители должны были бороться с корректировщиками и разведчиками, при отсутствии воздушного соперника – атаковать вражеские эсминцы;
  • — катапультные самолёты следовало поднимать в атмосферу как возможно позднее, основной их задачей была корректировка огня артиллерии, дополнительной: наблюдение за боем;
  • — самолёты авианосцев так же имели возможность употребляться для корректировки огня линейных кораблей, не смотря на то, что рвение англичан к бою на «маленькой» (5-10 миль) расстояния делало задачу корректировки огня артиллерии с воздуха не таковой серьёзной.

Ключевая роль отводилась авианосцам в обеспечении противолодочной обороны флота на переходе морем – соответствующий раздел боевых руководств раскрывался описанием действий палубной авиации. Были предусмотрены два типа противолодочных патрулей:

  • — дальний, на расстоянии до 20 миль впереди завесы эсминцев; патрульный самолёт должен был атаковать подводные лодки на поверхности и как минимум вынудить их погрузиться перед тем, как они найдут надводные суда;
  • — ближний, между завесой эсминцев и защищаемыми судами; в этом случае задачей самолёта было уничтожение лодки в подводном положении, найденной сонарами эсминцев.

Предполагалось, что дальний патруль есть более действенным. Применение авианосных самолётов для противолодочного патрулирования было желательным, но не необходимым. Применение для тех же целей катапультных самолётов не предполагалось.

Важной помощи в борьбе с воздушной угрозой от авианосцев не ожидали. Считалось, что базисные самолёты постоянно будут как следует превосходить самолёты палубные (п. 58).

Красноречива и последовательность, в которой перечислены средства противодействия воздушной угрозе: «атакам самолётов возможно противопоставить огонь артиллерии, манёвр и патрули истребителей» (п. 61). Из двадцати трёх пунктов раздела, посвящённого ПВО, лишь один, последний, содержал советы по применению истребителей.

Отдельный раздел был посвящён защите самих авианосцев на переходе морем. Считалось, что защита от атак с воздуха могла быть обеспечена включением авианосца в колонну линкоров (каковые снабжали защиту собственной зенитной артиллерией) либо выделением пары крейсеров с сильным зенитным оружием. Для противолодочной обороны авианосца, маневрирующего раздельно, считалось нужным выделить дивизион эсминцев.

В том случае, в то время, когда недостаток эсминцев и крейсеров потребовал линкоров и совместного маневрирования авианосца, первый должен был занимать место в линии сходу за адмиральским кораблём для облегчения взлётно-посадочных операций – начальник авианосца должен был информировать адмирала о том, скорость и какой курс нужны для посадки самолётов и выполнения взлёта, конечно о времени взлёта/посадки самолётов, по окончании чего адмирал делал соответствующий манёвр.

В целом авианосец рассматривался как полезная и обязательный атрибут линейного флота – в разделах, посвящённых «малым операциям», палубная авиация фактически не упоминается. Наряду с этим ведущая роль линейных кораблей не подвергалась сомнениям. Авианосец был полезным дополнением к линкорам, снабжающим слежение и поиск за соперником, уменьшение скорости и предварительное ослабление соперника, конечно завоевание господства в воздухе и нейтрализацию вражеской палубной авиации.

2. Бой у Калабрии

Бой у Калабрии (либо Пунта-Стило, как именуют его итальянцы) стал результатом совпадения по времени двух больших конвойных операций, организованных соперниками в первых числах Июля. Итальянцы предприняли первую масштабную переброску армий в Ливию, для прикрытия которой в море вышли фактически все наличные силы флота (см. таблицу 1).

Англичане, со своей стороны, планировали вывезти с Мальты беженцев и материалы под прикрытием главных сил Средиземноморского флота (табл. 2). Замысел операции, созданный штабом Каннигхема, предусматривал раздельное перемещение трёх отрядов в центральную часть Средиземного моря.

К 16.00 9 июля соединения «А», «В» и «С» должны были занять позиции в 60, 100 и 180 милях к востоку от мыса Пассеро (юго-восточная оконечность Сицилии), и одвременно с этим два конвоя (быстроходный с беженцами, тихоходный с материалами) должны были покинуть Мальту в сопровождении 7 эсминцев (2 уже пребывали на Мальте, ещё 5 должны были быть выделены из соединения «С»). Предполагалось, что вечером 9 июля самолёты «Игла» смогут атаковать итальянские корабли в сицилийском порту Аугуста, а на следующий сутки была запланирована диверсия в западной части Средиземного моря: самолёты с авианосца «Арк Роял», действующего в составе соединения Н (2 линейного корабля, 1 линейный крейсер, 3 крейсера, 18 эсминцев), должны были нападать Кальяри на Сардинии.

Авианосец «Игл», имевшийся в распоряжении командующего Средиземноморским флотом, не относился к числу первоклассных кораблей и новых. Перестроенный из корпуса заказанного чилийцами линейного корабля «Аль-миранте Кохрейн», «Игл» вступил в строй в 1924 г. и прошёл модернизацию в 1931-1932 гг. Достаточно большой (полное водоизмещение превышало 26000 т), «Игл», однако, имел маленькой ангар: штатная авиагруппа корабля летом 1940 г. включала всего 18 торпедоносцев «Суордфиш» [5].

Вторым недочётом была низкая скорость (24,5 узла на сдаточных опробованиях и, возможно, не более 22-23 узлов в 1940 г.) Во-первых, это создавало неприятности при совместных действиях с линейными кораблями: для подъёма самолётов авианосец должен был двигаться против ветра, и, в случае если наряду с этим он отставал от вторых судов, то вернуть позицию было непросто. Во-вторых, это усложняло взлётно-посадочные операции: при неспециализированной длине полётной палубы около 650 футов её нужная протяженность составляла 550 футов, и чтобы в атмосферу имели возможность взлететь хотя бы 9 размещённых на палубе «суордфишей» с торпедами (одна эскадрилья), требовался встречный ветер в 4-5 узлов. В штиль число самолётов, каковые имели возможность стартовать с «Игла» за один приём, было меньше.

Адмиралтейство здраво оценивало возможности корабля: первые шесть месяцев войны авианосец совершил на второстепенном направлении, в Индийском океане, занимаясь поиском германских рейдеров в компании крейсеров «Корнуолл» и «Дорсетшир». Пилоты 813-й и 824-й эскадрилий взяли практику в противолодочном патрулировании и разведывательных полётах, но опыта действий против кораблей ВМФ в открытом море у них не было.

В апреле 1940 г., с началом Норвежской операции, обстановка изменилась. Адмиралтейство отозвало в воды метрополии пребывавший ранее в Средиземном море «Глориес», заменить его было нужно «Иглу». Авианосец прибыл в Александрию 27 мая 1940 г. Через несколько недель в войну вступила Италия: боевые действия на Средиземном море начались.

В июне «Игл» совершил три выхода в море. В последний сутки месяца, в то время, когда флот Каннигхема возвращался из похода в Эгейское море, самолёт 824-й эскадрильи нашёл и нападал итальянскую подлодку.

Более важный опыт взяла 813-я эскадрилья. 5 июля она была переброшена на аэропорт Сиди Барани, и той же ночью «суордфиши» нанесли удар по итальянским кораблям и судам в Торбруке: семь из девяти самолётов сумели скинуть торпеды в гавани, итальянцы утратили эсминец «Зеффиро» и транспорт «Манцони» потопленными, эсминец «Эуро» и транспорты «Серенитас» и «Лигурия» поврежденными. Англичане утрат не понесли.

2.1 Действия 6-8 июля

Развёртывание итальянских сил началось вечером 6 июля. Из Неаполя вышли в море транспорты с армиями в сопровождении 2 крейсеров, 4 миноносцев и 4 эсминцев. Ещё один транспорт в сопровождении пары миноносцев вышел из Катаньи на следующий сутки и присоединился к конвою уже в пути.

Остальные силы, снабжающие дальнее прикрытие конвоя, так же покинули базы 7 июля.

Тем же вечером отправились в поход англичане. Уже по окончании выхода в море соединения «С» самолёты 813-й эскадрильи возвратились на «Игл» из береговой командировки. На борту авианосца, кроме 18 штатных «суордфишей», пребывали 3 разобранных истребителя «Си Гладиатор».

Пилотировать их должны были лётчики торпедоносцев из тех, кто раньше имел опыт полётов на истребителях – соответственно, применять истребители возможно было лишь за счёт сокращения числа «активных» «суордфишей».

В 23.39 эсминец «Хасти» нашёл и атаковал подводную лодку, около 01.00 – ещё одну. Атаки не увенчалась успехом, а итальянцы взяли первое сообщение о выходе английского флота в море.

В 06.40 8 июля очередная итальянская субмарина попалась на глаза экипажу самолёта 824-й эскадрильи. Британцы увидели соперника на расстоянии около 5 начал и миль сближение с целью со стороны солнца. В то время, когда расстояние уменьшилась до 0,5 миль, у лейтенанта Тачборна появились сомнения в принадлежности подлодки: он верил в том, что его самолёт увиден, но подлодка не погружалась. По окончании того, как Тачборн подал опознавательный сигнал, итальянцы всё-таки решили уйти под воду.

Прежде, чем это им удалось, самолёт скинул 6 100-фунтовых бомб, из которых взорвались лишь четыре, ближайшая в нескольких метрах от борта подлодки, которая практически сразу после этого ушла под воду. Тачборн обстрелял из пулемёта уже погрузившийся корабль – по его расчетам, корпус был виден на глубине 10 футов – скинул недалеко от контакта дымовую шашку и возвратился на авианосец. Первое столкновение самолётов «Игла» с судами соперника закончилось напрасно.

В 08.07 на «Уорспайте» приняли сообщение английской подлодки «Феникс». В нём говорилось о том, что «Феникс» в 05.15 нашла и нападала – напрасно – силы соперника в составе 2 эсминцев и 4 линкоров, двигавшиеся на юг в точке 35° 36′ N, 18° 28′ Е – приблизительно в 200 милях к юго-востоку от м. Пунта-Стило, на таком же расстоянии к северу от Бенгази, и в 400 милях к западу от «ЖД».

Информации, поступавшей от подводных лодок, было не хватает для трансформации замыслов обеих сторон. Итальянцы, по окончании успешного прибытия конвоя в Тобрук, между 14.30 и 15.20 легли на обратный курс. Каннигхем, со своей стороны, приказав главе ВМБ Мальты адмиралу Форду организовать поиск соперника силами летающих лодок «Сандерленд» 201-й авиагруппы, продолжал перемещение курсом 305° со скоростью 20 узлов.

По пути Средиземноморский флот развлекали итальянские бомбардировщики: англичане насчитали 18 атак -на соединения «А» 5 налётов, «В» 7 налётов и «С» 6 налётов. В конечном итоге, итальянцы выслали к цели 72 бомбардировщика в 13 отдельных группах (23 S.79 и 11 S.81 из базировавшихся на Родосе, 38 S.79 с авиабаз в районе Тобрука). Самолёты скинули 102 250-кг и 331 100-кг бомбу.

Атаки длились с 10.23 до 18.37, единственное попадание на протяжении последнего налёта взял «Глостер»: бомба взорвалась на компасной платформе носовой надстройки, 18 человек (а также капитан корабля и ещё 6 офицеров) были убиты, 9 (3 офицера) ранены, управление кораблём было нужно перенести на кормовой мостик.

Ранее, в 15.57, Каннигхем приобрел новую данные: в 15.00 летающая лодка с Мальты нашла 2 линейного корабля, 6 эсминцев и 7 крейсеров приблизительно в 60 милях от Бенгази, курсом на север. В 16.30 тот же самолёт сказал, что итальянцы движутся курсом 70° со скоростью 20 узлов. Чуть позднее «Сандерленд» должен был прекратить слежение и возвратиться на базу. Каннигхем решил постараться перехватить итальянские суда.

В соответствии с новым замыслом три английских соединения должны были к 06.00 9 июля сосредоточиться в 45 милях к югу от острова Занте (точка рандеву 36° 55′ N, 20° 30′ Е), в 220 милях к востоку-юго-востоку от м. Пунта-Стило. Одновременно с этим мальтийские «сандерленды», «суордфиши» с «подводные» лодки 2 и Игла должны были заняться поиском соперника. Ночью основные силы (соединения «В» и «С») двигались курсом 310° со скоростью 20 узлов.

Крейсера следовали юго-западнее.

Итальянцы, со своей стороны, оценив обстановку, решили принять бой у родных берегов – в том случае, если бы Каннигхем решил к ним приблизиться. Рандеву бессчётных итальянских дивизий было назначено на 14.00 в точке 37° 40′ N, 17° 20′ Е (приблизительно в 60 милях к юго-востоку от м. Пунта-Стило).

2.2 Поиск соперника утром 9 июля

В соответствии с замыслом «Игл» начал взлётно-посадочные операции перед восходом солнца 9 июля [6]. Северо-западный – встречный – ветер скоростью в 6 узлов разрешал поднимать и принимать самолёты, фактически не меняя курса и сохраняя место в строю. В 04.40 в атмосферу встали 4 «суордфиша»: один для ближнего противолодочного патруля, и три – для разведки в секторе 180°-300° на глубину 60 миль.

Итальянцы пребывали дальше к северо-западу, и поиск не дал результатов. В 06.08 «Игл» выполнил вторую серию операций: поменял самолёт ближнего противолодочного патруля; поднял в атмосферу самолёт дальнего противолодочного патруля и принял возвратившиеся разведчики.

К этому времени силы Средиземноморского флота сосредоточились в назначенной вечером 8 июля позиции. Не имея информации об итальянцах, Каннингхем поменял курс с 310° – в направлении Таранто – на 260°, к Мальте. Соединение «А» заняло позицию в 8 милях в первых рядах «Уорспайта», соединение «С» – в 8 милях сзади. Скорость была уменьшена до 15 узлов.

По видимому, к этому времени Каниннгхем утратил надежду поймать соперника.

Обстановка изменилась спустя полтора часа. В 07.32 летающая лодка L.5807 с Мальты передала первое сообщение об итальянцах: 2 линейного корабля, 4 эсминцев и 10 крейсера в точке 37° 14′ N, 16° 51′ Е (практически итальянцы пребывали на пара десятков миль восточнее). В следующие 30 мин. экипаж разведчика послал Каннигхему ещё два сообщения (табл.

3), из которых следовало, что в 08.05 соперник был на расстоянии 145 миль от «Уорспайта» по пеленгу 280°. В 08.10 Каннигхем приказал лечь на курс 305°, и расширить скорость до 18 узлов.

Придхем-Уиппел тем временем распорядился подготовить новую группу разведчиков. В 08.58 «Игл» поднял в атмосферу 3 «суордфиша» с заданием совершить разведку на большую глубину в секторе 260-300°. Тогда же авианосец поменял самолёт ближнего противолодочного патруля, и принял самолёт дальнего противолодочного патруля.

Не ждя новых сведений, в 09.05 Каннигхем приказал разместить на палубе «Иглу» подготовить ударную группу – к 09.45 на палубе авианосца разместили 9 «суорд-фишей» 824-й эскадрильи. Но летающая лодка L.5807 утратила контакт, а разведчики «Игла» ещё не нашли соперника.

Лишь в 11.00, по окончании нескольких невнятных сообщений, самолёт Duty D выдал в эфир «первое в истории флотской авиации сообщение о вражеском линейном флоте». В 11.15 летающая лодка L.5807 опять отыскала итальянцев. Отличие в определении положения соперника палубным и базисными разведчиками составляла порядка 50 миль.

Каннигхем предпочёл поверить «своим» – согласно его точке зрения, совершил ошибку как раз «Сандерленд», «сместивший» итальянцев к западу. Каннингхем был прав.

Одновременно с этим начальник «Игла», кэптен Бридж, пристально смотревший за радиообменом, решил подготовить к взлёту несколько самолётов слежения для того, чтобы прояснить обстановку. На палубу начали поднимать новую партию «суордфишей», но в 11.35 поступило приказание Каннигхема выслать ударную группу. Разведчики было нужно прятать в ангар, в итоге взлёт «страйка» удалось начать лишь в 11.45.

Тогда же была выполнена очередная смена ближнего противолодочного патруля.

2.3 Первая атака торпедоносцев

Итальянцы утром 9 июля найти соперника не смогли. Воздушная разведка велась в предположении, что английский флот направляется к Мальте, исходя из этого самолёты прочёсывали море к югу от судов Каннигхема. Поиск, выполненный крейсерами 1-й и 3-й дивизий, так же не дал результата.

К 11.00 Кампиони ещё не собрал все собственные силы. Но он не желал отказываться от возможности дать бой сопернику. В 11.25, пребывав в нескольких десятках миль от побережья Калабрии, Кампиони решил быстро поменять курс, и двинулся практически строго на юг, ожидая соперника.

Данный манёвр разрешил итальянцам на время оторваться от английских самолётов-разведчиков.

В это же время, 824-я эскадрилья собралась в воздухе и в 11.50 легла на боевой курс. Начальник группы, лейтенант-коммандер Дебенхем взял следующие вводные: в 12.00 соперник будет двигаться на север, пребывав расстоянии 90 миль от «Уорспайта» по пеленгу 296°. «Суордфиши» собрали высоту 11000 футов и полетели прямо к указанной точке.

В 12.26 824-я эскадрилья легла на курс 316° для того, чтобы перехватить соперника к северу и избежать контакта с отрядом крейсеров к востоку от линейных кораблей. В 12.30 Дебенхем увидел многочисленную группу судов слева по носу.

В 12.35 пеленг на соперника – 251°, курс – «по всей видимости, на юг». Начальник группы не видел линейных кораблей, а исходя из этого продолжал перемещение к северу до 12.52 – по окончании чего предположил (верно) что итальянский флот развернул к югу. Дебенхем решил обойти соперника с правого борта и нападать с запада, со стороны Калабрии, в надежде, что итальянцы примут «суордфиши» за собственные самолёты.

В 13.15 англичане пребывали справа позади 2-й эскадры итальянского флота. По рапорту Дебенхема, строй соперника выглядел следующим образом:

«увидел 4 корабля, по всей видимости, крейсера, в кильватерной колонне, за ними, пара позади, 2 более больших корабля, курсом на юг, скорость оценочно 20 узлов. Эту группу сопровождали 5 эсминцев с правого борта и 4-с левого. Слева в первых рядах от них к западу поворачивали ещё приблизительно 6 судов, по всей видимости, крейсеров, в сопровождении 4 эсминцев; другие суда, опознать каковые не удалось, пребывали дальше к югу».

Сейчас итальянский флот двигался практически строго на юг в строю из пяти колонн. Центральную позицию занимали линейные корабли Кампиони, к северо-западу от них пребывали тяжёлые крейсера Паладини – их-то и увидел Дебенхем – а на флангах расположились дивизии лёгких крейсеров. Группе «Игла» не хватило совсем чуть-чуть чтобы найти основную силу итальянского флота.

Дебенхэм решил нападать «срочно» – это разрешало выполнить выход на цель с попутным ветром и сохранить, как наделся начальник 824-й эскадрильи, элемент внезапности. Целью был назначен концевой корабль ближайшей группы – «Больцано».

Обширно распространено вывод, что англичане приняли итальянские тяжёлые крейсера за линейные корабли, но начальник ударной группы не был категоричен: он подчернул, что концевая пара была больше остальных, что суда имели «форштевень линейных кораблей», но их маневрирование и скорость показывали на то, что это были крейсера. Увидим, что «Тренто» и «Больцано» вправду были пара дольше судов типа «Пола», возглавлявших колонну, так что начальник 824-й эскадрильи был скорее прав в собственных оценках.

Летом 1940 г. зенитное оружие итальянских тяжёлых крейсеров включало 6?2 100-мм универсальных орудий, 4?2 37-мм автомата и 4?2 13,2-мм пулемёта. Шесть судов, идущих в едином строю, имели возможность встретить самолёты, атакующие с одного из бортов, достаточно сильным зенитным огнём. На деле эффективность стрельбы итальянцев выяснилось нулевой.

Они начали стрелять из 100-мм зениток в тот момент, в то время, когда «суордфиши» снизились до 6000 футов. Разрывы снарядов Дебенхем оценил как трёхдюймовые, причём стрельба соперника, согласно его точке зрения, была через чур неточной, дабы воображать угрозу. В то время, когда расстояние уменьшилось до 2 миль, в дело включились пулемёты и зенитные автоматы, но и это не произвело сильного впечатления на атакующих.

Фаворит третьего звена сломал строй и, опередив другие самолёты, первым скинул торпеду – с курсового угла 70° правого борта, с расстояния в 1100 ярдов. Уклоняясь от атаки, «Больцано» развернул влево. Исходя из этого три самолёта первого звена атаковали противника уже с левого борта, скинув торпеды на расстоянии в 1000-1200 ярдов: две практически на траверзе и одну с кормовых курсовых углов.

Самолёты второго звена скинули торпеды с пара меньшей дистанции (фаворит – с 800 ярдов), с курсовых углов 90-100° и, так же как и самолёты первого звена, фактически в один момент. «Больцано» избежал попаданий.

Два самолёта третьего звена отстали, и выбрали другие цели. Один бесполезно нападал второй с конца корабль («Тренто» под флагом начальника 3-й дивизии адмирала Каттанео), в то время, когда тот поворачивл вправо. Второй же, пройдя на протяжении линии эсминцев, нападал головной крейсер – «Пола», флагман командующего 2-й эскадрой адмирала Палладини – с расстояния в 800 ярдов, скинув торпеду на носовых курсовых углах – но и это не принесло успеха.

Самолёты «Игла» выходили из атаки на высоте 100 футов. Потому, что суда противоборствующих флотов за время полёта группы Дебенхема успели сблизиться, 824-я эскадрилья уже в 14.00 барражировала над родным авианосцам, ожидая разрешения на посадку.

2.4 Поиск соперника до контакта основных сил

В 12.15 с «Игла», наконец, взлетела пара самолётов слежения. Они взяли задание обследовать сектор 295°-307° на глубину 60 миль. Одновременно с этим (12.15-12.20) летающая лодка L.5803 передала два сообщения о эсминцах и крейсерах соперника, но новой информации о положении линейных кораблей не было.

В 12.35 на «Игл» сел разведчик Duty D, видевший главные итальянски

Оперативно-тактическая и морская авиация ЗВО уничтожила цели ракетными ударами

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: