Юрий пашолок. удивительный танк strv 103

      Комментарии к записи Юрий пашолок. удивительный танк strv 103 отключены

Визитка шведской танковой индустрии — Strv 103, он же S-Tank. Вот только часть изюминок данной автомобили: отсутствие башни, жёстко закреплённое в корпусе орудие с автоматом заряжания, регулируемая подвеска, три места управления (по одному на каждого танкиста в экипаже). В общем, шведские конструкторы смогли поразить мир.

Strv 103 не показался сам по себе, по наитию. Большая часть компонентов, из которых позже «сложили» данный танк, ранее были составными частями прошлых экспериментальных боевых автомобилей. Как же шведы собирали данный «индустриальный конструктор»?
Варяги призывают «Центурионов»

В 50-годы Швеция входила в состояние «танкового голода». Ветхие разработки на фоне техники потенциального соперника были слабоваты, новых успешных автомобилей до тех пор пока создать не получалось. Армейские, пробуя если не решить проблему танков в шведской армии, то хотя бы задвинуть её на второй план, вынуждены были обратить внимание на зарубежную технику.

По окончании нескольких лет переговоров их выбор пал на английский средний танк Centurion Mk.3.

Наряду с этим «Центурион» слабо вписывался в тактико-технические требования, сформулированные Департаментом оружий Королевской армии (KATF, Kungliga Armeforvaltningens Tygavdelning) к перспективному танку. Армейские желали машину боевой массой 25–30 тысячь киллограм, вооружённую пушкой калибра 75–105 мм и имеющую удельную мощность около 20 л.с. на тонну.

В требованиях отмечалось кроме этого, что танк должен быть низким.

Юрий пашолок. удивительный танк strv 103

Свен Берге, создатель Strv 103 и одна из главных фигур в шведском танкостроении

50-тонный и трёхметровый в высоту «Центурион», развивавший большую скорость до 35 км/ч, из шведских тактико-технических требований выбивался совсем. Но он производился серийно. Это и выяснило выбор армейских, каковые принимали ответ о закупке английской военной машины.

Первые Centurion Mk.3 прибыли в Швецию в мае 1953 года.

Минус башня

А что шведские конструкторы? А они сейчас трудились над проектом нового танка, взявшим обозначение EMIL.

В то время проект нового танка пережил уже множество метаморфоз. Изначальный проект предполагал боевую массу 28 тысячь киллограм, 120-мм пушку с автоматом заряжания (два магазина по 8 выстрелов), и лобовую броню толщиной порядка 120 мм и большую скорость 55 км/ч. По результатам дискуссии, проходившего в первой половине 50-ых годов двадцатого века, проект серьёзно переделали. Он стал заметно больше, а его боевая масса выросла практически до 42 тысячь киллограм.

Было решено вместо пушки калибра 120 мм разрабатывать два вторых орудия — калибров 105 и 150 мм.

Все это не только оттягивало дату изготовления опытных образцов, но и создало последовательность неприятностей, часть из которых были неразрешимыми. При с самим танком, что с 1956 года начал обозначаться KRV (Kranvagn, другими словами «автокран»), всё было не так не хорошо. Все переделки сместили дату изготовления опытного образца на осень 1957 года, но в целом машина была в полной мере успешной.

Неприятность в том, что ни башни, ни оружия KRV так и не дождался.

Неспециализированный принцип работы регулируемой подвески, эскиз Свена Берге

Свен Берге, что курировал разработку KRV со стороны KATF, замечательно осознавал глубину кризиса, в которой находится программа перспективного танка. Исходя из этого параллельно с разработкой «Кранвагна» он начал прорабатывать новую концепцию военной машины. Во многом она соответствовала исходным тактико-техническим требованиям начала 50-х годов.

В соответствии с им, машина должна была иметь боевую массу 30 тысячь киллограм, 105-мм пушку в качестве главного оружия, автомат заряжания, и владеть высокой подвижностью и защищённостью. Неприятность была в том, что к середине 50-х годов соблюсти эти требования и не выйти за пределы 30 тысячь киллограм боевой массы не представлялось вероятным.

Берге отыскал очень неординарный выход: убрать из конструкции танка башню. Прорабатывать это направление инженер стал в последних числах Августа 1956 года. Причём он внес предложение не только убрать башню, а в принципе лишить орудие подвижности. Роль башни должен был делать целый танк.

Для этого употреблялась регулируемая подвеска, разрешавшая не только наводить орудие по вертикали, но и «приседать». В исходной концепции Свен Берге предлагал применять подвеску совокупности Хорстмана, модифицированную так, дабы она имела возможность «ходить» вверх-вниз. Между тележками предполагалось применять особый штырь, что при опускании играл роль опоры.

Наглядная демонстрация преимуществ танка без башни

Шведы делают выбор

На разработку концепции безбашенного танка Берге израсходовал одни выходные, каковые он совершил на рабочем месте. Уже в понедельник инженер продемонстрировал собственные наработки сотрудникам из KATF. Те пожали плечами, и лишь Эрик Гиллнер, руководитель Берге, показал интерес. С августа до октября Берге доводил идею до ума, дабы 22 октября 1956 года наконец-то продемонстрировать её управлению.

Не обращая внимания на скептическое отношение других инженеров, Гиллнер решил включить безбашенную машину Берге в неспециализированный замысел.

Выбор между танковыми концепциями был непростым

В это же время KATF начал прорабатывать очередную концепцию перспективного танка. Это случилось на фоне откровенной неудачи с оружием KRV. Кроме этого, к шведам начала поступать информация о разработке немцами нового танка. Что характерно, он кроме этого был в 30-тонном классе.

Шведы начали работату с весны 1957 года, причём в трёх направлениях сходу. Все три варианта танка должны были быть вооружены 105-мм пушкой.

Первое направление, Strv A («A» — Англия-Америка), воображало собой явное ориентирование на англо-американскую школу танкостроения. Предполагалось, что это будет танк массой 42,5 тонны, с достаточно удельной мощностью и крупным силуэтом двигателя 20 л.с. на тонну. В роли автомобили второго направления выступал Strv T («T» — Tyskland, Германия).

Кроме этого в переписке данный вариант именовали немецко-французским, потому, что именно сейчас была запущена совместная программа Europanzer. Данный путь развития подразумевал создание танка с боевой массой 32,5 тонны и удельной мощностью более 30–35 л.с. на тонну. Платой за низкую высокую подвижность и боевую массу, очевидно, была достаточно узкая броня.

Наконец концепцию Свена Берге утвердили под обозначением Strv S («S» — Sverige, другими словами Швеция). За счёт больших углов наклона лобовых страниц толщина брони выяснялась эквивалентна Strv A, подвижность оценивалась на уровне Strv T, а боевая масса — в 30 тысячь киллограм. Необходимо подчеркнуть, что все три проекта вёл Берге, а в качестве потенциального соперника выступали не тяжёлые советские ИС-3 либо Т-10, а средний Т-54.

К этому времени шведы ещё не приняли решения относительно того, какую концепцию нового танка выбрать.

САУ Ikv 103, переоборудованная для изучения работы регулируемой подвески

В работах над Strv S сначала задействовали переоборудованную соответствующим образом самоходную установку Ikv 103. Позднее (весной 1959 года) в качестве испытательного стенда применяли переоборудованный Medium Tank M4A4. На обеих автомобилях прорабатывалась сама возможность наведения пушки лишь при помощи корпуса.

Применение аналогичных лабораторий разрешило свести к минимуму затраты: на отработку концепции Strv S конструкторы израсходовали всего 5 тысяч шведских крон.

Окончательное обсуждение выбора концепции прошло в апреле-мае 1958 года. Проходило оно на фоне появления информации о советском тяжёлом танке Т-10 и глубокого анализа состояния мирового танкостроения, и долговременных потребностей шведской армии в танках.

Новый танк разрабатывался в рамках долговременной программы перевооружения, охватывавшей период с 1965 по 1975 год и имевшей ужасный для Швеции бюджет — полмиллиарда крон. В следствии шведы выбрали Strv S, не смотря на то, что и с некоторыми поправками. К примеру, боевая масса танка начала оцениваться в 37 тысячь киллограм.

Помимо этого, от идеи Strv A шведы также пока не отказывались.

О том, что тема Strv S совсем была утверждена как главная, лишний раз говорит подача Свеном Берге 2 мая 1958 года заявки на патент совокупности регулируемой подвески. Авторское свидетельство номер US2966828 он взял 3 января 1961 года.

С рогами и без

Разработкой Strv S занималась компания Bofors, а не Landsverk, не смотря на то, что последняя участвовала. Неспециализированное управление осуществлял KATF и лично Свен Берге. Параллельно Bofors некое время занималась и Strv A. Первые концептуальные наработки по обоим проектам компания представила Департаменту оружий в октябре 1958 года.

В первую очередь, Bofors занималась проработкой оружия. При с Strv A кроме этого обращение шла и о башне. По расчётам, она должна была иметь лобовую броню толщиной 150 мм под углом 30 градусов, толщина бортов составляла 60 мм. В башне предполагалось разместить 30 выстрелов, плюс ещё 50 в корпусе.

При с Strv S боезапас, по предварительным расчётам, составлял 50 выстрелов.

Так изначально смотрелся Strv S, август 1959 года

Самым увлекательным элементом конструкции обеих проектов на раннем этапе разработки выяснилось фактически оружие. Клиенты сделали Bofors замечание о том, что 105-мм орудие, которое компания разрабатывала для KRV, владеет недостаточным бронепробитием. Компания приняла меры. Ствол пушки, которая в варианте для Strv S обозначалась как Kv 105 x 59, а в варианте Strv A — KT 105 x 60, удлинили до 85 (изначально до 90) калибров.

Именно поэтому начальная скорость бронебойного боеприпаса достигла 1100 м/с, а подкалиберного — 1455 м/с.

Кстати, шведы так же, как и прежде думали, что орудие башенного танка должно быть оснащено автоматом заряжания. Его конструкцию инженеры деятельно обсуждали с февраля 1959 года. По предварительным расчётам, скорострельность пушки, оснащённой этим автоматом, должна была составлять 20 выстрелов в 60 секунд.

Мало-помалу стало ясно, что работы над Strv A снова входят в тупик. Ствол орудия был через чур долгим: кроме того в танке с безбашенной компоновкой он выходил далеко за габариты корпуса, что сказать о машине хорошей компоновки! Вследствие этого 23 марта 1959 года шведы подняли вопрос ещё об одной другой версии танка, обозначенного в документах как Strv K, где буква К означала, что машина будет базироваться на шасси KRV.

На него планировали установить башню английского танка Centurion Mk.10. Скоро программу закрыли — именно вследствие того что Швеция закупила те самые «Центурионы».

Неспециализированная компоновочная схема танка

Первый эскизный проект Strv S Bofors представила в первых числах Августа 1959 года. Уже по нему становилось ясно, что конструкция танка окажется неординарной. По длине корпуса новая машина была практически равна проекту EMIL.

Но, не считая количества и длины корпуса опорных катков, неспециализированного между ними было мало. Strv S был на 70 см шире, а высота его корпуса была на 40 см больше. По прикидкам Bofors, боевая масса новой автомобили должна была составить 31 тонну.

Как и на первых эскизах Свена Берге, танк имел клиновидную форму корпуса. В носовой части размешалось моторно-трансмиссионное отделение, причём сначала шведы сделали вывод, что силовая установка должны быть комбинированной. В неё входили дизельный двигатель мощностью 300 л.с. и газовая турбина мощностью 200–300 «лошадей».

Суммарно они должны были дать танку удельную мощность приблизительно 20 л.с. на максимальную скорость и тонну около 60 км/ч.

Патент Свена Берге на ограждение для защиты пушки от повреждений

Оружие Strv S также смотрелось необычно. Пушка, без движений закреплённая в корпусе, была оснащена автоматом заряжания, что питался от нескольких магазинов в кормовой части танка. В соответствии с требованиям, боезапас оценивался в 50 выстрелов. Главная неприятность на этапе проектирования была, как ни необычно, в самой пушке.

85-калиберное орудие так и не поставили, его место должна была занять пушка наподобие той, что предполагалась для KRV. Однако и она была весьма долгой — 67 калибров (7 метров). Вылет за габариты корпуса наряду с этим превышал 3 метра.

Это конструкторы осознали ещё в июне.

В качестве альтернативы KATF и Bofors решили установить 20-фунтовую (84 мм) пушку. Помимо этого, Свен Берге стал безотлагательно проектировать особое ограждение, которое защитило бы орудие от столкновения с различными препятствиями и землёй. Его он, кстати, позднее запатентовал.

Кроме пушки, Strv S приобретал 20-мм автоматическую пушку Automatkanon m/45B, установленную на дистанционно управляемой турели. Турель вместе с командирской башенкой проектировщики позаимствовали у БТР PBV 301, что именно сейчас разрабатывали. Помимо этого, в левой части корпуса был курсовой пулемёт.

Переработанный вариант Strv S, август 1960 год

По окончании дискуссии проекта, проходившего в августе 1959 года, конструкторы сделали вывод, что нужно отказываться от через чур долгого орудия. самая простой заменой была британская 105-мм пушка L7, которая ставилась на Centurion Mk.10 (он же Strv 101). Действительно, шведы решили не применять её в исходном виде, а запустили разработку собственной пушки на базе британского орудия.

Протяженность ствола у шведской версии должна была составлять 62 калибра.

Было кроме этого большое количество замечаний по танку в целом. Стало ясно, что для обычного размещения агрегатов, и экипажа он маловат. В итоге танк очень сильно перепроектировали. В августе 1960 года был представлен переработанный вариант автомобили.

Её боевая масса выросла на 4 тонны. Корпус «растянулся» в длину практически на метр, а в высоту — на 15 сантиметров. За счёт этого шведы смогли уменьшить вылет ствола за габариты танка до 2 метров. Но опасения по поводу высокой возможности повреждения ствола о препятствия остались, так что инженеры предусмотрели установку особого защитного ограждения.

Число курсовых пулемётов увеличилось до четырёх (!), их планировалось устанавливать на верхнем лобовом странице.

Переоборудованный KRV, на котором испытывалась новая совокупность подвески

На этом доработка Strv S не остановилась. Параллельно инженеры занялись переработкой концепции регулируемой подвески. Дело в том, что исходный её вариант занимал много места. Исходя из этого вместо тележек, перемещавшихся в вертикальной плоскости, как на танке Centurion, шведы стали конструировать гидропневматическую подвеску. Новая совокупность была заметно компактнее и несложнее: вместо всех четырёх опорных катков появились задействованы лишь первый и четвёртый.

Элементы подвески конструкторам удалось убрать вовнутрь корпуса. Для проверки работы новой совокупности во второй половине 1960 года был переоборудован опытный образец KRV. Танк лишился крайних опорных катков, соответствующим образом переделали подвеску, в первых рядах установили пушку.

Опробования подтвердили правильность идеи.

Полноразмерный макет Strv S, 1960 год. В таком виде танк позднее изготовили в металле

К концу 1960 года вид Strv S наконец-то сформировался совсем. Совершённые опробования развеяли опасения по поводу того, что танк будет цеплять стволом препятствия. Выстроенный полноразмерный макет уже не имел защитного ограждения. Как раз в таком виде танк и утвердили к постройке.

Кстати, машина унаследовала кое-какие элементы от KRV, к примеру траки гусениц.

На пути к серийному производству

В соответствии с договору, что KATF заключил c Bofors в ноябре 1959 года, разработка Strv S подразумевала изготовление двух опытных образцов. Оба предполагалось выстроить в первой половине 60-ых годов XX века. Бюджет программы безбашенного танка, уточнённый в первой половине 60-ых годов двадцатого века, составил 15 миллионов шведских крон.

Сумма весьма внушительная, но стоит иметь в виду, что с стоимостями армейского периода эти деньги сравнивать запрещено. Приблизительно столько же для Швеции стоили меньше двух десятков британских «Центурионов». К слову, опорные катки на Strv S1 и S2 употреблялись именно от Centurion Mk.3.

Опробования Strv S1, лето 1961 года. Из-за секретности корпус обшит листовым металлом

2 января 1961 года Свен Берге утвердил замысел, подразумевавший постепенную эволюцию обоих образцов собственного танка. Strv S1, первый опытный образец, являлся демонстратором ходовой части. Вместо штатного мотора он взял электродвигатель, а в качестве оружия была установлена британская пушка L7. В таком виде танк вышел на первые испытательные заезды. Кстати, S1 стал единственным танком из семейства Strv S, взявшим турельную установку с 20-мм пушкой automatkanon m/45B.

Из-за секретности корпус Strv S1 обшили листовым металлом.

Конфигурация Strv S по итогам первых опробований. Как возможно подметить, от турели с 20-мм пушкой automatkanon m/45B конструкторы уже отказались

Параллельно с работой над самим танком шведы разрабатывали для него элементы и вооружение силовой установки. Планировалось, что умелые танки должны взять в качестве силовой установки 6,5-литровый бензиновый двигатель Rolls-Royce B 81 мощностью 230 л.с. Но, уже в середине января 1961 года KATF и Bofors решили о том, что на нулевой серии (с третьей автомобили) покажутся совсем другие моторы.

То же самое касалось и умелых автомобилей. Двигатель B 81 на S1 предполагалось применять до середины 1962 года, а S2 приобретал новый двигатель ещё раньше — в середине 1961-го. И в том и другом случае шведы планировали использовать в связке с ними газотурбинный мотор Boeing 502–10, танковую версию Boeing T50, ставившегося на последовательность американских вертолётов. Что касается оружия, то опробования турели с 20-мм пушкой не задались.

Боекомплект всего из 40 снарядов и недостаточные углы наведения стали обстоятельством того, что скоро она провалилась сквозь землю из конструкции Strv S1.

Strv S2 на опробованиях, зима 1961 года. Танк уже имеет пушку с длиной ствола 62 калибра, но эжектор на неё ещё не установлен

Второй опытный образец, Strv S2, сначала мало отличался от собственного собрата. Он сходу взял полный набор силовой установки и командирскую башенку без турели. Предназначался данный танк для ходовых опробований, и для опробования оружия.

Весьма скоро 105-мм пушка L7 была заменена на орудие с длиной ствола 62 калибра. Как раз с данной пушкой танк испытывался осенью-зимой 1961 года. С конца 1961 года к ходовым опробованиям присоединился и первый опытный образец. Обе автомобили всегда переделывали.

К примеру, на второй умелой машине конструкторы отрабатывали установку ручного пулемёта Kulspruta 58 (шведская версия FN MAG) вместо турели на командирской башенке. Разные переделки длились до весны 1963 года. По результатам Strv S1 довели до отметки Strv S1C, а Strv S2 — до Strv S2B.

Первый танк нулевой серии должен был сойти с конвейера 1 октября 1963 года. И в этом случае шведы сроки выдержали, не обращая внимания на то что в конструкцию танка вносились трансформации.

Эволюция внешнего вида Strv S нулевой серии, начало 1962 года

9 февраля 1962 года Bofors представил эскизный проект танка установочной партии. Машина снова взяла дульный тормоз и ограждение орудия, но эти трансформации отнюдь не главенствовали . По нескольким обстоятельствам конструкторы были вынуждены переделать корпус танка.

Его высота по крышу выросла до 1900 мм, а основное — изменилась сама форма корпуса. Не в последнюю очередь это случилось ввиду того, что на танк решили ставить водоходное оборудование.

Идею с ОПВТ (оборудованием подводного вождения танка), которую испытывали на Strv m/40 и Strv m/42, признали неудачной. Вместо неё шведы создали совокупность, весьма похожую на ту, которую Николас (Миклош) Штраусслер создал во время второй мировой. Танк взял раскладную коробчатую конструкцию, снабжавшую ему плавучесть.

Вместо двух люков для его-помощника и механика водителя сделали единую конструкцию. Необходимо подчеркнуть, что руководить танком имели возможность все три члена экипажа, а наводить и стрелять — двое (механик и командир-водитель). Параллельно был предложен и второй вариант переделки танка, что не имел ни дульного тормоза орудия, ни защитного ограждения.

Его и приняли в выполнение.

Опробования верхнего лобового страницы с наварками, каковые были очень действенным средством «торможения» снарядов

Параллельно шведы трудились над усилением бронирования автомобили. Толщина брони у умелых танков и у установочной партии не различалась. Верхний лобовой лист имел толщину всего 40 мм при угле наклона 78 градусов. Нижний лобовой лист той же толщины имел угол наклона 72 градуса. Однако в июле — августе 1963 года были совершены опробования страниц со особыми наварками. Стало известно, что они лучше защищают от снарядов.

Но, это новшество было внедрено не сходу.

Первая машина нулевой серии

10 танков нулевой серии, выстроенные с осени 1963 по начало 1964 года, всегда подвергались переделкам. В изначальной конфигурации у них не было устройства для преодоления водных рубежей, командирские башенки были подобны умелым танкам, а количество курсовых пулемётов сократилось до двух. Но, некое время шведы думали установить с правой стороны крупнокалиберный пулемёт, но дальше макетов дело не продвинулось.

Кроме этого танки взяли дополнительный узел крепления пушки, что переделывался как минимум один раз.

Автомобили взяли опорные катки от Centurion Mk.10, кроме этого ввели новые траки с резиновыми подушками. Сейчас KATF и Bofors продолжали обсуждение предстоящего совершенствования танка. В частности, вместо британского двигателя желали установить турбированный дизель Volvo TD96 от грузовика Volvo Titan.

От идеи отказались, потому, что мотор был больше, но не сильный.

У этого танка уже имеется позади коробки ЗИП, а на правом коробе виден макет курсового пулемёта (либо автоматической пушки)

испытания и Дальнейшие исследования стали причиной тому, что вид Strv S нулевой серии неспешно изменялся. Само собой разумеется, про новый корпус речи уже не шло, но последовательность мелочей конструкторы переделали. К примеру, опробования продемонстрировали, что командирская башенка имеет неидеальную форму.

Переделанная башенка взяла одновременно и турельную установку ручного пулемёта. От идеи ещё двух курсовых пулемётов конструкторы отказались совсем, вместо них сделали ящик ЗИП. Дополнительные коробки разместили на корме.

По ходу продвижения разработки танка к нему стали проявлять интерес в других государствах. К примеру, взять Strv S на опробования желала Англия. А с Норвегией всё зашло ещё дальше: в 1966 года эта страна пожелала закупить себе такие автомобили.

Но, именно сейчас шли опробования Leopard 1, и в итоге норвежцы выбрали как раз их. При с Strv S отказ Норвегии не в последнюю очередь был связан с ценой: за одного безбашенного шведа возможно было приобрести два «Леопарда».

Шведское ноу-хау

В марте 1966 года работы над улучшением Strv S наконец-то закончились. Через год, 7 сентября 1967 года, танк был принят на вооружение шведской армии. Он взял обозначение Strv 103, не смотря на то, что в документах Bofors ещё некое время обозначался как Strv S. Десять лет разработки не остались без следа: шведские армейские взяли очень необыкновенную, но наряду с этим технически идеальную машину, идеально подходящую для условий Скандинавии.

Strv 103A. Танки первой производственной серии не имели водоходного оборудования

Заказ на первую большую серию, взявшую обозначение Strv 103A, составил 70 экземпляров. Эти военные машины отправились в танковые полки P2 и P5. По результатам переделок боевая масса танка выросла до 37 тысячь киллограм. С позиций силовой установки Strv 103A остались равноценны автомобилям нулевой серии. Очевидно, рост боевой массы не имел возможности не сказаться на динамических чертях: большая скорость танка составила 50 км/ч.

Подобное положение дел не осталось без внимания KATF: ещё до запуска Strv 103 в серию начались работы по поиску более замечательной силовой установки.

Очевидно, у серийной автомобили было много отличий от предсерийных танков. Конструкцию коробок в лобовой части корпуса, где пребывали курсовые пулемёты и ЗИП, поменяли. Переделали кроме этого светотехнику и её ограждение. Куда более значительным трансформацией стало появление «гребёнки» на надмоторных плитах.

Рост боевой массы кроме этого не был случайным — это случилось за счёт усиления бронирования. Кстати, танки первой серийной модификации так и не взяли оборудование для преодоления водных рубежей.

Опробования противокумулятивных экранов

Именно на танках первой серии шведы начали обкатывать ещё одно ноу-хау. В отыскивании способов дополнительной защиты ещё во второй половине 60-ых годов двадцатого века в Швеции начали разработку противокумулятивных экранов. Начальная мысль пребывала в установке бортовых экранов, но в будущем она начала видоизменяться.

Для Strv 103A создали конструкцию, которая состояла не только из бортовых экранов, но и из двух секций в лобовой части. В будущем она трансформировалась в очень необыкновенную совокупность из штырей, каковые вставлялись в переднюю оконечность корпуса. Эта совокупность действенно боролась с кумулятивными боеприпасами.

Конструкцию приняли на вооружение, но наряду с этим засекретили, гриф сняли лишь в первой половине 90-ых годов двадцатого века. По данной причине экраны не видятся на «официальных» фотографиях впредь до начала 90-х годов.

Strv 103B, главная версия этого танка

По результатам эксплуатации Strv 103A был составлен перечень трансформаций, что реализовали в более поздней машине — Strv 103B. Данный танк стал главным в серии, всего их изготовили 220 штук. Поставки начались в первой половине 70-ых годов XX века, приблизительно одвременно с этим до отметки Strv 103B стали доводить ранее выпущенные Strv 103A.

Совсем шведская армия была укомплектована Strv 103 к концу 1971 года.

Разложенная совокупность для преодоления водных рубежей

Кроме всего другого, Strv 103B стал значительно более подвижным. Вместо 300-сильного Boeing 502–10 на него установили газотурбинный двигатель Caterpillar 553 мощностью 490 л.с. Масса танка выросла до 39,7 тонны, но удельная мощность увеличилась до 18,4 л.с. на тонну.

Кроме этого танк взял полный набор оборудования для преодоления водных рубежей. Конструкция траков изменилась: они возвратились к концепции KRV, кроме этого предусматривались съёмные резиновые подушки. Чуть позднее показалась дополнительная бронезащита кормового страницы.

Неспециализированная компоновочная схема Strv 103B

О том, как успешной машиной оказался Strv 103, свидетельствует срок его работы. С оружия эти танки стали снимать лишь во второй половине 90-ых годов двадцатого века, другими словами прослужили они 30 лет. Непременно, машину неоднократно модернизировали, но факт в том, что нехороший танк столько времени в армии не продержится.

Остаётся лишь поаплодировать Свену Берге, доказавшему, что танк и без башни возможно хорошей военной машиной.

Создатель высказывает громадную признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster), Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Источник – http://warspot.ru/7905-udivitelnyy-tank-strv-103

Stridsvagn Strv. 103 S-Tank — Extraordinary Tank of the 20th Century. PART-1

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: