Виттман против «крыс пустыни»

      Комментарии к записи Виттман против «крыс пустыни» отключены

Сражение за мелкий нормандский город Вильер-Бокаж 13 июня 1944 года, несомненно, считается самым известным боем германского танкового аса оберштурмфюрера СС Михаэля Виттмана. Германская пропаганда объявила, что в данный сутки Виттман стёр с лица земли 25 танков соперника, 2 множество и противотанковых орудия легкой военной техники. Помимо этого, его решительные действия предотвратили окружение всей германской группировки, защищавшей город Кан.

Но более сопоставление воспоминаний и скрупулёзное изучение документов участников с бессчётными кино- и фотоматериалами заставляют усомниться как в достоверности общепринятого описания сражения, так и в справедливости личного счета Виттмана за данный сутки.

Союзные армии высадились на побережье Нормандии 6 июня 1944 года. Руководство союзников рассчитывало, что в сутки «Д» будут захвачены пара главных пунктов, игравшихся ключевую роль в созданных генералом Монтгомери замыслах вторжения. Одним из них был город Кан. Но, ни фронтальная атака города, ни последующий обходной маневр в направлении Тилли-сюр-Селль не дали ощутимых результатов.

Кан оставался в руках немцев, каковые действенно применяли «бокаж» — своеобразный ландшафт Нормандии: маленькие поля, обнесенные со всех сторон густым кустарником. Обстановка изменилась лишь 12 июня. В данный сутки в смежном американском секторе высадки, обескровленная семь дней не прекращавшихся боев 352-я пехотная дивизия вермахта откатилась к Комо-ну, обнажив левый фланг оборонявшей Кан Учебной танковой дивизии.

Мобильный резерв англичан — 7-я бронетанковая дивизия, — взял возможность нанести «правый хук» в обход позиций соперника и захватить в качестве первого шага ответственные высоты у Вильер-Бокаж и Мезонсель Пельвей. Размеры бреши в германской обороне не разрешали ввести в прорыв всю дивизию, и потому роль тарана была поручена 22-й бронетанковой бригаде бригадира Роберта Хинда.

7-я бронетанковая дивизия «Крысы пустыни» считалась «старой гвардией» Монтгомери. В первых числах Января 1944 года ее передислоцировали из Италии в Англию. В Англии персональный состав выяснил, что их подразделение будет оснащено не «Шерманами», а новыми английскими танками «Кромвель».

В дивизии это решение было воспринято скептически. «Кромвель», согласно точки зрения ветеранов, проигрывал «Шерману». То, что английские и американские танки отстают по мощности и бронированию орудия от германских образцов, ни для кого не было секретом. Однако, часто вера экипажа в возможности собственной автомобили имела возможность без шуток оказать влияние на баланс сил на поле боя.

Возможно, оснащение танками «Кромвель» какого-нибудь сравнительно не так давно созданного подразделения никак не отразилось бы на боевом духе офицеров и солдат, но при с «Крысами пустыни» это был тяжелый удар.

Подготавливая «правый хук», англичане исходили из данных разведки, в соответствии с которым авангард 7-й бронетанковой дивизии не должен был встретить важного сопротивления. Это не соответствовало действительности. На пути к Вильер-Бокаж был элитный 101-й тяжелый танковый батальон СС, взявший приказ маршем выдвинуться в Нормандию еще 7 июня. ужасные авиации дороги и Налёты союзников стали обстоятельством выхода из строя большого числа танков батальона.

Однако, к финалу дня 12 июня в намеченные районы развертывания на левом фланге 1-го механизированного корпуса СС прибыли 10 «Тигров» 1-й роты и 6 автомобилей 2-й роты. Первый отряд, под руководством гауптштурмфюрера СС Рольфа Мебиуса, разместился в Нуайе-Бокаж, на 10 км северо-восточнее Вильер-Бокаж. Вторым отрядом руководил известный ас Михаэль Виттман. Его танки остановились на ночь на склоне возвышенности Кот де Ланд, обозначенной на английских картах как «высота 213».

Начальниками шести «Тигров» отряда были унтерштурмфюреры СС Георг Хантуш, Герберт Штиф и Курт Сова, обершарфюреры СС Юрген Георг и Брандт Лоцш и оберштурм-фюрер СС Юрген Вессель. Танк Весселя Виттман сразу же послал в Жювиньи на поиски подразделений Учебной танковой дивизии. Сам Виттман прибыл в Вильер-Бокаж «безлошадным» — его «Тигр» №205 вышел из строя и Виттман пересел на «Швиммваген».

Виттман против «крыс пустыни»

Виттману было известно о том, что соперник деятельно нащупывает брешь в германской обороне. Не нужно было владеть громадной проницательностью, чтобы выяснить, что непременно англичане постараются ударить в тыл Учебной танковой дивизии. Штаб 1-го механизированного корпуса СС оперативно известил по радио о вероятной попытке прорыва 1-ю и 2-ю роты 101-го ттб, и подразделения 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд». Как отметил Виттман в кратком рапорте за сутки, составленном в ночь с 12 на 13 июня, его отряд взял задачу

«готовься нападать и уничтожать каждые подразделения соперника, пробующие прорваться с северо-северо запада и-востока».

Авангард 22-й британской бронетанковой бригады вошел в Вильер-Бокаж приблизительно в четверть восьмого утра по английскому времени. Не задерживаясь в городе, авангард направился к высоте «213», расположенной приблизительно в 2 километрах северо-восточнее. Виттман следил за прохождением английских танков по национальному шоссе №175 с импровизированного НП, оборудованного у проселочной дороги, известной как Ветхий Канский тракт.

Данный тракт проходил практически параллельно шоссе — две дороги разделяло приблизительно 200 метров. Не смотря на то, что часто утверждается, что 13 июня Виттман в одиночку сцепился чуть ли не со всей 7-й бронетанковой дивизией, в конечном итоге захват Вильер-Бокаж и высоты «213» был задачей одного танкового полка 22-й бронетанковой бригады — 4-го полка Йоменов графства Лондон, поддержанного пехотной ротой 1-го батальона Стрелковой бригады. Разглядим кратко, что воображали из себя эти подразделения.

4-й полк Йоменов имел в собственном составе три танковых («А», «В» и «С») и один штабной эскадрон. Танковые полки в составе английских бронетанковых бригад были эквивалентны батальонам армий других государств, а их эскадроны соответствовали танковым ротам.

Штатно полк включал в себя 61 средний танк (по 19 танков в каждом из трех танка и танковых 4 эскадронов в штабном эскадроне), 11 легких танков «Хани» (английское прозвище американского легкого танка М3А3 «Стюарт»), 6 зенитных танков «Крусейдер АА» Mk.II и 9 бронемашин «Хамбер». Большинство средних танков составляли «Кромвели» с 75-мм орудием. В каждом танковом взводе имелся один «Шерман Файрфлай», оснащенный замечательным 17-фунтовым орудием, талантливым пробивать броню германских тяжелых танков.

На вооружении роты «А» 1-го батальона Стрелковой бригады были полугусеничные бронетранспортеры М9А1 (по 4 в каждом из трех пехотных взводов), и гусеничные бронетранспортеры «Универсал» Mk. II и колесные бронеавтомобили «Даймлер». Роте «А» был придан кроме этого противотанковый взвод, имевший 4 гусеничных тягача «Карден-Ллойд» и два 6-фунтовых орудия.

В битвах за Тилли-сюр-Селль 10 и 11 июня 4-й полк Йоменов понес утраты, каковые на момент проведения «правого хука» восполнены не были. Полк лишился 7 «Кромвелей» и 1 «Шермана Файрфлай». Рота «А» Стрелковой бригады кроме этого действовала в неполном составе — ее разведывательный взвод (11 БТР «Универсал» Mk.II), приписанный к второму транспортному кораблю, прибыл в Нормандию с опозданием и еще не присоединился к роте.

Помимо этого, анализ фотоснимков разрешает высказать предположение, что 13 июня в роте отсутствовал кроме этого один БТР М9А1.

Перед германской атакой эти силы англичан размешались вдоль дороги №175 — на достаточно протяженном участке между западной «213» окраиной и высотой Вильер-Бокаж, — и дальше по дороге, ведущей из Вильер-Бокаж в Амей-сюр-Селль. Диспозиция английских армий выглядела следующим образом:

  • — Три взвода эскадрона «А» 4-го полка Йоменов — конкретно на высоте «213». Танки 2-го и 3-го взводов рассредоточились на прилегающих полях и в садах, образовав оборонительный периметр. Автомобили 4-го взвода остались на шоссе в районе фермерского дома, где начальник 4-го полка Йоменов полковник Артур Крэнли организовал временный КП. Вместе с полковником на КП пребывали начальник эскадрона «А» майор Питер Скотт и командир роты «А» майор Джеймс Райт. В 50 метрах от гребня высоты остановился «Кромвель» корректировщика огня 5-го полка Королевской конной артиллерии (ККА) капитана Роя Данлопа.
  • — В 200-300 метрах ниже гребня высоты -3 танка штабного взвода эскадрона «А». Чуть ниже по дороге двигался «Кромвель» с собственным именем «Shufti Cush» из 2-го взвода. Данный танк отстал от колонны и сейчас торопился догнать собственный взвод.
  • — У перекрестка шоссе №175 с проселочной дорогой, ведущей к ферме Ля Сидри, пребывали 2 «Кромвеля» и 1 «Шерман Файр-флай» арьергардного 1-го взвода эскадрона «А». «Шерман Файрфлай» имел собственное имя «Blondie».
  • — Ниже по склону возвышенности по шоссе двигались 3 полугусеничных БТР М9А1 с сержантами и офицерами роты «А» Стрелковой бригады. По стечению событий, незадолго до атаки Виттмана комсостав роты получил приказ майора Райта прибыть на заседание на временный КП на высоте №213. Четвертый БТР с офицерами отстал и приближался к слиянию шоссе с аллеей, ведущей к ферме Ле 0 Ван.
  • — Еще приблизительно в 150 метрах ниже остановились 5 БТР «Универсал» роты «А». Эти автомобили были переданы роте, дабы как-то компенсировать отсутствие разведывательного взвода.
  • — Другая военная техника роты «А» размещалась на правой обочине дороги на протяжении 300-метрового отрезка шоссе впредь до слияния с дорогой на Тилли-сюр-Селль. Тут пребывали 7 БТР М9А1, два БТР «Универсал», четыре тягача «Карден-Ллойд» и два 6-фунтовых орудия противотанкового взвода лейтенанта Роджера Батлера. Персональный состав роты получил разрешение спешиться, а тот факт, что большинство и офицеры сержантов отправились на высоту «213», без шуток ослабил бдительность английских солдат.
  • — В 20 метрах ниже по шоссе размешались 2 легких танка «Хани» разведывательного взвода 4-го полка Йоменов.
  • — На окраине Вильер-Бокаж — на участке между фермами Лемонье и Геру, — пребывала военная техника штаба 4-го полка Йоменов. На правой обочине дороги остановились четыре «Кромвеля» штабного эскадрона и бронемашина взвода связи. На левой обочине был припаркован «Хамбер» лейтенанта Чарльза Пирса.
  • — В нескольких десятках метров ниже изгиба основной улицы, наоборот отеля «Бра д’Ор», находились 2 танка корректировщиков огня 5-го полка ККА. Орудие в башне «Шермана ОР» майора Дэнниса Уэллса было заменено древесным муляжом. Вторым танком был «Кромвель» капитана Пэдди Виктори.
  • — Еще ниже по рю Клемансо расположились еще 5 танков «Хани» разведывательного взвода полка Йоменов, «Хамбер» комвзвода капитана Джона Филиппа-Смита и БТР М9А1 офицера медицинской работы капитана Маклина.
  • — Следующий английский танк был на северной оконечности площади Жанны д’Арк. Это была головная машина эскадрона «В» 4-го полка Йоменов — «Шерман Файрфлай» сержанта Стэна Локвуда. Другие автомобили эскадрона «В» размещались уже за пределами Вильер-Бокаж — на протяжении дороги на Амей-сюр-Селль. В том месте же, но еще дальше на северо-запад, спешился эскадрон «С» полка.

Как видим, в конечном итоге Виттману противостояла не бронетанковая дивизия а также не полк, а один танковый эскадрон (рота), плюс пехотная рота на невооруженных бронетранспортерах и часть штаба полка. Нужно отметить кроме этого, что Виттман физически имел возможность видеть со собственного НП лишь танки эскадрона «А» и те пара БТР роты «А», что направлялись на высоту «213». Очевидно, он осознавал, что это не более чем авангард английских армий, но о том, какие конкретно силы следуют за авангардом, Виттман имел возможность лишь догадываться.

Посчитав, что заметил достаточно, Виттман покинул НП и ринулся к ближайшему «Тигру» собственного отряда. Это был танк, которым руководил унтершарфюрер Штиф. Виттман послал Штифа поднимать по тревоге экипажи остальных танков, а сам занял его место и приказал выдвигаться к шоссе. Но, на большом растоянии он не уехал, потому, что двигатель танка был неисправным. Раздосадованный Виттман покинул машину и устремился к следующему танку.

Штиф уже ввел в курс дела экипаж этого «Тигра», и танк медлительно выбирался с проселочной дороги на прилегающее поле. Командира экипажа унтершарфюрера Сова постигла та же участь, что и, чуть раньше, Штифа. Кстати, по штатному расписанию батальона Сова руководил танком №222. По всей видимости исходя из этого, многие авторы склонны вычислять, что именно на «Тигре» №222 Виттман совершал собственную известную набег.

Но один из авторов данной статьи Ян Жуо, скрупулезно изучив особенности камуфляжного рисунка автомобилей 101 ттб, еще в 2000 году конкретно доказал, что Виттман сражался 13 июня на «Тигре» с №212. Любопытно, что по штатному расписанию начальником этого танка был унтершарфюрер СС Бальтазар Волль, служивший на Восточном фронте наводчиком в экипаже Виттмана. Часто Волля записывают в экипаж Виттмана и в сражении у Вильер-Бокаж.

Разумеется, но, что Волль в бою за Вильер-Бокаж участия не принимал ни как командир экипажа, ни, уж тем более, как наводчик в танке Виттмана. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что германская пропаганда, расхваливая подвиг Виттмана, ни единым словом не упомянула о Волле, не смотря на то, что прежде известный наводчик в обязательном порядке приобретал собственную порцию славы. Нет Волля и в перечне награжденных по итогам этого боя.

Помимо этого, переживший войну Волль ни при каких обстоятельствах не заявлял о собственной причастности к событиям 13 июня.

Разумеется, сержант роты «А» О’Коннор первым из англичан увидел приближающийся к шоссе «Тигр». Он пребывал в одном из БТР, направлявшихся на высоту «213». Благодаря изюминкам ландшафта, танк Виттмана сейчас преодолел уже половину расстояния, разделявшего Ветхий Канский тракт и шоссе №175.

Сержант О’Коннор, не вспоминая, нарушил радиомолчание. Но его яркий начальник лейтенант Олфи де Пас счел это сообщение неточностью. Выстрел 88-мм орудия скоро расставил все по местам.

В первоначальный момент атаки в поле зрения Виттмана пребывали лишь два английских танка — «Кромвель» и «Шерман Файрфлай» 1-го взвода эскадрона «А». Первым же выстрелом был стёрт с лица земли «Кромвель», вторым — «Файрфлай». Случилось это так скоро, что экипажи обоих танков кроме того опоздали осознать, что произошло.

Третий танк взвода, находившийся на противоположной обочине шоссе, Виттман нашёл лишь по окончании того, как его «Тигр» подошел к дороге. К этому времени дым горящего «Файрфлая» уже без шуток затруднял видимость в направлении высоты «213». По окончании того, как был стёрт с лица земли и третий танк 1-го взвода, участок шоссе, ведущий к гребню высоты, из танка Виттмана уже фактически не просматривался. Но сейчас аккумуляторная имел возможность обозревать колонну военной техники роты «А» Стрелковой бригады.

Наверное, первоначально Виттман собирался нападать лишь авангард бронетанкового полка, стремясь отсечь его от главных сил, а ответ направиться к Вильер-Бокаж было принято спонтанно, в то время, когда танковый ас нашёл не сильный место в порядках англичан.

Три БТР с сержантами и офицерами роты «А» Стрелковой бригады успели проскочить на высоту «213» в тот момент, в то время, когда Виттман расстреливал танки арьергардного взвода Йоменов. Четвертому М9А1 для того чтобы шанса не представилось, и он стал первым бронетранспортером роты «А», подбитым на протяжении атаки Виттмана. После этого наступил черед и остальных бронемашин роты. Ведя пламя из орудия и пулемётов, танк Виттмана методично уничтожал их, неспешно приближаясь к слиянию шоссе с дорогой на Тилли.

Английские пехотинцы бежали кто куда, не имея возможности что-то предпринять. Если судить по воспоминаниям сохранившихся пехотинцев роты, по ним велся шквальный пулеметный пламя. Вряд ли такую плотность имел возможность обеспечить один лишь танк Виттмана. Разумеется, что технику роты «А» кроме «Тигра» Виттмана обстреливал еще, как минимум, один танк его отряда, к примеру, машина Брандта, что записал на собственный счет в данный сутки три «Шермана» и множество легкой военной техники.

Но и это еще не все.

В издании радиопереговоров 30-го корпуса зарегистрировано, что по авангарду колонны вели пламя четыре «Тигра»: три из них пребывали южнее шоссе (и, без сомнений, относились к отряду Виттмана), а один — севернее. Про участие в бою этого танка с номером «231» в бессчётных описаниях смелой вылазки Виттмана в большинстве случаев не говорится ни слова. Если судить по воспоминаниям очевидцев, данный «Тигр» занимал позицию рядом от слияния дорог — в яблоневом саду сходу за распятием.

Машина не принадлежала к отряду Виттмана и прибыла в назначенный район позднее, фактически без горючего. Экипаж танка решил дождаться утра, укрыв танк под деревьями рядом от въезда в город. Данный «Тигр» был выведен из строя английским противотанковым орудием, причем механик-водитель танка роттенфюрер СС Ойген Шмидт был убит. Пока не удалось совершенно верно установить, в то время, когда был подбит данный танк: перед тем, как Виттман проследовал через слияние дорог либо уже по окончании.

В случае если верен второй вариант, персональный счет Виттмана в Вильер-Бокаж значительно уменьшается на одно стёртое с лица земли противотанковое орудие.

Покончив с военной техникой роты «А», Виттман направился конкретно в Вильер-Бокаж. Возможно спорить, разумным ли было его ответ войти в город. Разумеется, собственную роль сыграло то, что до этого момента никакого важного сопротивления со стороны соперника он не встретил.

Танки «Хани» разведывательного взвода не могут были причинить «Тигру» вреда, кроме того ведя пламя в упор. Виттман расправился с ними без особенных неприятностей. После этого наступила очередь танков штаба полка Йоменов. Не имея ясного понимания, что именно происходит, их экипажи любой по-своему пробовали спасти собственные автомобили. «Кромвель» замкомандира полка майора Артура Карра двинулся вперед и свернул с дороги направо.

Нельзя исключать, что он пробовал уйти от огня «Тигра», укрытого в саду за распятием. Но вероятно кроме этого, что майор Карр увидел приближающийся танк Виттмана и предпринял обходной маневр, осознавая, что атака «Тигра» в лоб сродни суициду. Остальные танки штаба задним ходом отступали по шоссе в надежде отыскать спасение за изгибом дороги.

В то время, когда «Тигр» Виттмана показался из клубов дыма, испускаемых горящими «Хани», наводчик майора Карра открыл огонь и успел сделать пара выстрелов, но броня «Тигра» выдержала попадания 75-мм снарядов. Башня «Тигра» медлительно повернулась влево. Воспользовавшись тем, что орудие «Тигра» наблюдает в сторону, лейтенант Пирс приказал водителю собственного «Хамбера» гнать в город на большой скорости.

Стёрши с лица земли танк майора Карра, а заодно и следовавший за ним бронеавтомобиль взвода связи, Виттман продолжил собственный сокрушительный рейд.

«Кромвель» начальника штабного эскадрона лейтенанта Джона Клаудсли-Томпсона задним ходом съехал с шоссе на луг Лорейна. Танк уже взял попадание 88-мм боеприпаса, в следствии чего вышло из строя орудие, а сам его радист и лейтенант были контужены. С дистанции менее 40 метров «Кромвель» был подбит и загорелся, но целый его экипаж сумел выбраться наружу.

Танк адъютанта полка капитана Пэта Дайса ушел задним ходом в сад усадьбы Джеймса. В башне «Кромвеля» отсутствовал наводчик, и Дайс имел возможность только замечать, как «Тигр» проследовал в город всего в нескольких метрах от него. Четвертый «Кромвель» штабного эскадрона был остановлен 88-мм боеприпасом, в то время, когда до спасительного изгиба дороги оставалось не больше 25 метров.

Английские подразделения, размещенные на рю Клемансо, осознали, как близок неприятель, лишь в то время, когда мимо них промчался бронеавтомобиль лейтенанта Пирса. Капитан Филипп-Смит принялся спешно уводить автомобили разведвзвода на боковые улочки. Капитан Виктори направил собственный танк задним ходом к перекрестку с улицей рю Кюри, где он рассчитывал развернуться. Только «Шерман ОР» майора Уэллса остался недвижим. В нем был лишь механик-водитель Чарли Рэй.

Остальные члены экипажа готовили чай на походном примусе во дворе отеля «Бра д’Ор». «Шерман ОР» попал в прицел «Тигра», чуть то

Собаки уничтожают гнездо крыс / Dogs clear out rat's nest

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: