Первенец — тяжелый танк fcm 1a. франция

Мало кому как мы знаем, что французская программа строительства танков началась раньше британской и, если бы не досадные неточности разработчиков, бронированные автомобили Франции имели возможность выйти на поля сражений ещё в 1915 г. Как уже многократно упоминалось, французские конструкторы решили пойти по пути мельчайшего сопротивления, что стало причиной созданию танков Saint-Chamond и CA-1 Schneider, выполненных на базе тракторного шасси с размещением пушки в лобовом странице либо в боковом спонсоне. При пара защищенности и лучшем бронировании ходовой части эти танки по боевой эффективности не шли ни в какое сравнение с британскими автомобилями подобного класса, что и предопределило их судьбу.

В течении 1918-1919 гг. их всецело заменили легкие танки Renault FT-17 и тяжелые Mk.V*. Значительно лучше на этом фоне смотрелся проект, представленный “Средиземноморским Обществом Железноделательных верфей и заводов” (F.C.M.).

Необходимость в тяжелом «танке прорыва» была понята французскими экспертами уже в конце 1916 г. по окончании первых боев британских танков, но на протяжении войны дело не вышло из стадии опытов. 30 декабря 1916 г. в Консультативный комитет по артиллерии особого назначения поступил проект 38-тонного танка со 105-мм пушкой и 30-мм броней, предложенный «Средиземноморским обществом железоделательных верфей и заводов» (F.C.M.).

Задание на разработку тяжелого танка поступило от начальника DSA (Directeur des Service Automobiles – Управление Автомобильной Работы) М.М.Савитье ещё в июле 1916 года. Сразу после получения информации о боевом применении танков Mk.I эксперты компании F.C.M. создали проект танка массой 38 тысячь киллограм, вооруженного 105-мм пушкой и оснащенного 30-мм броней. Двигатель мощностью 200 л.с. должна была дать компания Renault.

Очень не так долго осталось ждать — 30 декабря 1916 года, проект называющиеся Char Lourd А предоставили на рассмотрение Консультативному комитету штурмовой артиллерии. В целом, старания инженеров от F.C.M. оценили положительно, но на следующем совещании, совершённом 17 января 1917 г., выводы были не столь оптимистичными. Предварительная оценка проекта показывала, что при 30-мм бронировании и полном комлекте оружия с топливом и боезапасом, масса танка будет равна примерно 40 тысячь киллограм.

При существовавших тогда разработках создать надежную и эргономичную в экспуатации трансмиссию механического типа не представлялось вероятным, исходя из этого было рекомендовано создать трансмиссию электрического типа, как на танке Saint-Chamond M16. Этот процесс был развит генералом Этьеном, что в феврале 1917 г. внес предложение сходу два других варианта танка с 75-мм разными типами и пушкой трансмиссий – механической и электрической.

К этому времени комитет наконец определился с требованиям к бронированию – защита танка должна была выдерживать попадание 77-мм германских полевых пушек, так опять подводя его к начальной отметке в 30 мм. Опыт боевого применения французских танков показывал, что без размещения главного оружия во вращающейся башни никак не обойтись, потому, что тот же Saint-Chamond имел возможность наводить собственное орудие в очень сильно ограниченных секторах и потом употреблялся в качестве САУ. С данной позиции проект компании F.C.M. смотрелся достаточно перспективно, тем более что летом 1917 г. был спроектирован новый танк Char Lourd 1А.

Ходовая часть тяжелого танка не отличалась особенной оригинальностью. В соответствии с требованиям на штурмовой танк её было нужно сделать высокой, практически в человеческий рост. Подвеска опорных катков малого диаметра была блокированной, но жесткость хода частично компенсировалось их числом. Ведущие колеса размешались спереди, направляющие гребневого зацепления – позади.

Все открытые элементы ходовой части были закрыты бронещитом.

Первенец - тяжелый танк fcm 1a. франция

Изготовление опытного образца тяжелого танка FCM 1A

Компоновка танка 1А была хорошей. В передней части корпуса размещалось отделение управления, где пребывали его механика-помощника и места водителя. Потом размешался боевой отсек, по бортам которого были сделаны по две амбразуры для стрельбы из пулеметов и по одному смотровому прибору.

Тут размещалось сходу пять танкистов: начальник, наводчик, заряжающий, моторист и пулемётчик.

Моторный и трансмиссионный отсек пребывали в кормовой части корпуса, занимая более 50% его длины.

Бронирование было выполнено дифферинцированным. башня и Лобовая часть корпуса изготовлялась из 35-мм брони, борта и корма корпуса — из 20-мм брони, днище и крыша — из 15 мм. Устройств наблюдения было мало. В корпусе было сделано четыре смотровые щели защищенные бронестеклами (две в первых рядах и две по бортам).

Начальник имел возможность вести наблюдение за местностью посредством командирской башенки (устанавливалсь на крыше основной башни) либо телескопического орудийного прицела.

Состав оружия был очень сильным. В башне танка конической формы, которая устанавливалась на крыше боевого отделения, разместили 105-мм орудие и 8-мм пулемет Hotchkiss. По проекту и на макете ещё один пулемет пребывал в шаровой установке в лобовой части корпуса с маленьким смещением к левому борту, но на прототипе он не показался.

В укладке перевозилось ещё четыре 8-мм пулемета.

Перед началом изготовления прототипа был выстроен древесный макет в натуральную величину. Макетная рабочая группа осталась довольна — внешний вид танка 1А был очень внушительным и наряду с этим он владел башней с круговым вращением и более сильным бронированием, чем любой из английских ромбов.

Тяжелый танк FCM 1A на опробованиях

На ходовые опробования, каковые проводились недалеко от города Сейне (Seyne), опытный образец 1А вышел 10 декабря 1917 года. Официальный испытательный цикл начался 21-22 декабря с пробега по дороге между городами Сейне и Саблетте (Sablettes), по окончании чего танк отправился на песчаный пляж.

Благодаря высокой ходовой части 1А легко преодолевал все главные препятствия, такие как траншея шириной 2 метра, вертикальная стена высотой 0,9 метра, яма диаметром 3,5 метра, проволочные заграждения, эскарп, маленькие воронки от снарядов и горки расположенные на расстоянии 3,5 метра друг от друга. На полном ходу танк имел возможность свалить дерево диаметром 35 см. Единственное не сильный место в отношении подвижности 1А стала трудность его управления на поворотах.

Иначе говоря танк прекрасно двигался лишь по прямой. При попытке “заложить вираж” танк, из-за громадной длины ходовой части, конструкции гусеничных траков и недоработанной механической трансмиссии, чуть двигался кроме того на жёсткой поверхности.

Огневые опробования кроме этого прошли в полной мере удачно. Стрельба из 105-мм орудия подтвердила её высокую эффективность, но на серийных танках решили устанавливать однако 75-мм пушку. Выбор в пользу менее замечательного орудия был обусловлен сходу несколькими факторами: меньшая отдача при выстреле, больший боекомплект и меньшие габариты.

В случае если для 105-мм орудия планировалось 120 снарядов, то для 75-мм их возможно было загрузить уже 200 штук. Для каждого их пяти пулеметов надеялось 2500-3000 патронов.

Не обращая внимания на положителные результаты работы по проекту 1А были прекращены в пользу более перспективного Char Lourd 1B, более тяжелого и лучше вооруженного. А ведь неспециализированная цена работ по изготовлению и проектированию опытного образца 1А составила 600.000 франков, что для разоренной войной Франции было немаленькой суммой. Прототип танка 1В так и не был выстроен, поскольку 11 ноября 1918 года война закончилась.

Одновременно с этим, вариант с электрической трансмиссией Char Lourd 1C, представиленной в 1917 компанией Establishment Experementale Francais, приобрел помощь. Данный проект смотрелся более монструозно – протяженность около десяти метров, экипаж 10 человек, бронирование 45 мм. Потому, что боевая масса танка превысила 50 тысячь киллограм в качестве силовой установки планировалось применять два 250-сильных мотора.

Опытный образец тяжелого танка FCM 1С

Но и тут комитет очень не спешил с ответом о начале постройки хотя бы одного прототипа. Дело все в том, что в 1917 г. британцы внесли предложение 77 собственных танков Mk.IV вместо на французские FT-17, что разрешило временно покрыть недочёт в тяжелых танках яркой помощи пехоты. Чуть позднее, в декабре того же года правительство дало разрешение на постройку танков Mk.VIII, англо-американской разработки прототип которого кроме того не был выстроен.

Все эти факторы, плюс сомнения в толщине брони и выборе вооружения имели возможность привести к срыву собственной программы строительства танков прорыва.

И все же 9 февраля 1918 г.Этьену удалось убедить комитет в правильности его мнения. Выступая со особым докладом в поддержку автомобилей с бронированием и мощным вооружением (другими словами тем, чем не могли похвастаться британские танки), он убедительно доказал, что «как раз тяжелые танки должны возглавлять атаку» пехоты . Довод был весомым и 21 февраля танки были включены в производственную программу. Официальное ответ о постройке французских тяжелых танков было принято 13 июня, и F.С.М. был выдан заказ на 300 танков типа 1С со сдачей в 1919 г.

Бессчётные проволочки стали причиной тому, что строительство первого умелого танка 1С завершилось только летом 1918 года, в то время, когда актуальность в наличии тяжелой штурмовой автомобили очень сильно снизилась.

Германская армия начала полномасштабное отступление и скоро Германия сама попала в водоворот революционных событий, приведших к её капитуляции. Однако, в течении нескольких месяцев проводились усиленные опробования 1С. Грубо говоря, данный танк воображал собой утяжеленную версию модели 1А, у которой до 45 мм была усилена броня лобовой части башни и корпуса (незначительно модифицированной), а 75-мм пушка стала стандартной.

расположение и Состав легкого стрелкового оружия сохранили, но уже тогда был поднят вопрос и более рациональном его распределении, поскольку кормовая часть танка оставалась незащищенной от атак пехоты. Так, было решено, что в кормовой части танка должна быть установлена малая башня с одним 8-мм пулеметом. На единственном прототипе 1С эту идею не реализовали, потому, что это привело бы к большому трансформации конструкции корпуса.

Кстати, на прототипе применяли трофейные германские двигатели Mercedes, использовавшиеся ранее на дирижаблях, причем их количество возросло на одну единицы. В сумме, силовая установка и электрическая трансмиссия суммарной мощностью 500 л.с. должны были улучшить ходовые качества танка, но практически этого не случилось. По тактико-техническим параметрам модели 1А и 1С были практически равноценны, если не учитывать возросшую до 8-10 км\ч большую скорость позднего варианта танка.

Потомок 1А и 1С — тяжелый танк 2С

Танки 1А и 1С не стал серийными, но опыт по их постройке и проектированию не пропали бесплатно. В начале 1918 года была создана новая версия танка прорыва, названная Char Lourd 2С. Это был проект, в котором попытлись исправить кое-какие конструктивные недочёты прошлых моделей, что стало причиной возрастанию боевой массы до 70 тысячь киллограм, тогда как состав экипажа увеличился до 12 человек.

Оружие сейчас размещалось в двух башнях и по бортам корпуса. С целью повышения преодоления препятствий гусеницы танка обхватывали корпус, что стало причиной повышению высоты до 4,15 м.

Японские средний и 2587 тяжёлый танк 2591

Для собственного времени это был весьма передовой проект, повлиявший на конструкторскую идея — достаточно отыскать в памяти проекты советских танков ГУВП либо японские средний и 2587 тяжёлый танк 2591 (Тип 91). Последние два строились под явным французским влиянием.

Иначе, участь штурмовых танков компании F.C.M. была не столь уж весёлой. Сначала многократно был сокращен заказ, что в финальном варианте ограничился 10 автомобилями. Постройка тяжелых танков затянулась до 1922 года, а поддерживать в боеспособном состоянии все 10 танков получалось не каждый год. Работа танков 2С выдалась достаточно мирной.

в течении 1922-1936 гг. они иногда привлекались к маневрах и разным смотрам, пока их не послали в резерв. К началу 2-й Всемирный войны сохранились все танки 2С, но два из них было нужно разобрать в виду полного износа конструкции. В мае 1940 года, в то время, когда обстановка на фронте стала критической, руководство французской армии решилось применять 2С в боевых условиях.

Результат этого предприятия был вплоне закономерным — все 6 танков посланных на фронт были стёрты с лица земли собственными экипажами в 40 км от станции Нофшато.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛЫХ ТАНКОВ FCM 1А и 1C примера 1917\1918 гг.

FCM 1A (1917 г.)

FCM 1C (1918 г.)

БОЕВАЯ МАССА, кг

41000

60000

ЭКИПАЖ, чел.

7

12

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм

Протяженность

8350

9200

Ширина

2840

2950

Высота

1980

3350

ОРУЖИЕ

Пушки

1 х 105-мм либо 1 х 75-мм

1 х 75-мм

Пулеметы

5 х 8-мм

5 х 8-мм

БОЕКОМПЛЕКТ

120 выстрелов для 105-мм орудия либо 200 выстрелов для 75-мм орудия, 12500-15000 патронов для пулеметов

125 патронов и 10000 выстрелов

УСТРОЙСТВА ПРИЦЕЛИВАНИЯ

телескопические орудийные прицелы и оптические пулеметные прицелы

БРОНИРОВАНИЕ, мм

Башня

35

35

Лоб корпуса

35

45

Борт корпуса

20

20

Корма корпуса

20

20

днище и Крыша корпуса

15

15

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Двигатель

Renault V12

Mercedes-Benz G IIIa

Тип

карбюраторный, 12-цилиндровый

карбюраторный, 8-цилиндровый

Мощность, л.с

200

250

Неспециализированная мощность , л.с

200

500 (2 х 250)

ТРАНСМИССИЯ

механическая

электрическая

СКОРОСТЬ, км/ч

6

6

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км

160

160

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, м

Высота стены

1,22

1,22

Ширина рва

2

4,15

Глубина брода

1,22

н/д

СРЕДСТВА СВЯЗИ

отсутствовали

отсутствовали

источники:
Федосеев С.Л. Танки Первой Мировой. Иллюстрированный справочник.
http://tankibtr.narod.ru/tanki/france_1a.html,
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/france/fcm1c.htm.

НЕ ПОКУПАЙ AMX M4 MLE. 49, ПОКА НЕ ПОСМОТРИШЬ ЭТОТ ОБЗОР WOT!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: