Несчастливые три семёрки. проект тяжелого танка объект 777. ссср

      Комментарии к записи Несчастливые три семёрки. проект тяжелого танка объект 777. ссср отключены

Увлекательная статья глубокоуважаемого Юрия Пашолока, которая, думаю, заинтересует сотрудников.

Проекты советских послевоенных тяжёлых танков Объект 752 и Объект 777 по меркам собственного времени отличались смелостью и оригинальностью. Разработчикам было нужно балансировать между требованиями по усилению бронирования и растущими ограничениями по массе. Это стало причиной созданию концепции компактных и прекрасно защищённых боевых автомобилей с плотной, но рациональной компоновкой.

Но время тяжёлых танков уходило, и дальше макетов работа по этим примечательным автомобилям не продвинулась.

Замена новому танку

Опыт разработки тяжёлых танков ИС-4 и ИС-7 распознал один очень неприятный факт: какой бы идеальной ни была техника, выход её боевой массы за пределы 50 тысячь киллограм делается путём в никуда. Обстоятельств тому, что ИС-7 в серию не отправился, пара, но боевая масса практически в 70 тысячь киллограм в этом перечне далеко не последняя. В итоге от серийного производства ИС-7 отказались. Вместо него общими усилиями СКБ-2 ЧКЗ (г. Челябинск) и НИИ-100 (г.

Ленинград) весной 1949 года был создан танк 50-тонного класса, что впитал в себя самые прогрессивные наработки по ИС-4 и ИС-7. Заводское обозначение у автомобили было Объект 730, изначально она носила индекс ИС-5, улучшенная версия взяла индекс ИС-8, а в серию она отправилась под обозначением Т-10.

Да, Т-10 был менее защищён и владел нехорошей, если сравнивать с ИС-7, пушкой, но с принятием на вооружение у данной автомобили, созданной для ИС и-2 замены ИС-3, особенных неприятностей не появилось, что и случилось 15 декабря 1953 года.

В это же время, ещё в то время, когда ИС-8 проходил программу опробований, уже появились беседы о том, что пора этому танку создавать замену. Такая постановка вопроса многих поразит, но в ней нет ничего необычного. Вторая добрая половина 40-х, да и все 50-е годы были временем стремительного взлёта в развитии танкостроения.

Дополнительно подстегнула танкостроителей война в Корее, наглядно продемонстрировавшая, что паузы в развитии танков не предвидится.

До тех пор пока за границей создавали военные машины, талантливые бороться с ИС-3, столь поразившим западных военных на параде в Берлине в сентябре 1945 года, в СССР успело смениться два поколения тяжёлых танков. С данной точки зрения, быть может, было бы верным разрешить войти по Красной площади пара прототипов ИС-7: подобная демонстрация имела возможность бы стать настоящей бомбой и вызвать Запад на создание ответных бронированных чудовищ. Но об информационной войне для того чтобы рода тогда очень не думали, поскольку армии требовались «настоящие» военные машины.

Несчастливые три семёрки. проект тяжелого танка объект 777. ссср
Продольный и поперечный разрезы тяжёлого танка Объект 752, 1953 год

Дополнительно смену поколений танков подстёгивали результаты работ организаций наподобие НИИ-48, занимавшегося вопросами бронезащиты. Сотрудники этого НИИ создали последовательность новаторских ответов, каковые разрешили серьёзно расширить уровень броневой защиты без резкого повышения массы корпуса. Среди них – «щучий шнобель», дифференцированное бронирование башни, V-образная конструкция нижней части корпуса. С данной точки зрения Т-10 смотрелся устаревшим ещё на момент создания.

Да, танк владел целым рядом новаторских ответов, унаследованных с ИС-3 и ИС-7, но это были решения, датированные ещё серединой 40-х годов.

Не находились на месте и артиллеристы. По многим причинам ИС-8 взял в качестве главного оружия 122-м пушку Д-25Т, которая не устраивала армейских уже в начале 1944 года. Помимо этого, советская разведка пристально смотрела за последними достижениями возможного соперника, и особенно за созданием тяжёлого танка T43 (будущий M103 Heavy Tank).

Одним словом, разработка преемника ИС-8 была насущной необходимостью.

Работы по созданию нового тяжёлого танка были инициированы Министерством транспортного машиностроения в последних числах Июня 1952 года. В качестве разработчика было выбрано СКБ-2 ЧКЗ под управлением М. Ф. Балжи. С февраля 1953 года его поменял П. П. Исаков.

Первые эскизные наработки по новому танку готовься в конце 1952 года, а в июне 1953, спустя год по окончании получения задания, СКБ-2 представило проект в готовом виде. Правильнее, обращение шла уже о проектах, потому, что на протяжении разработки он разделился на два варианта. Первый, объект 752, прорабатывался в весовых параметрах ИС-3, а второй вариант, взявший обозначение Объект 777, был выполнен в весовых параметрах ИС-8.

Корпус Объекта 752 изготовлялся способом литья с вваркой крыши и днища

Сначала у коллектива СКБ-2 ЧКЗ стояла очень непростая задача – создать танк, что при массе, не превышающей 50 тысячь киллограм, по всем статьям превзошёл бы ИС-8. Похожие задачи, но, коллективом уже с успехом решались: достаточно отыскать в памяти ИС-3, что существенно превзошёл по защищенности ИС-2, превышая его по массе всего на тонну. Со снова создаваемыми танками обстановка повторилась, и благодаря новым научным подвигам конструкторов корпуса.

При разработке Объектов 777 и 752 была создана новая концепция бронезащиты, ставшая заметной вехой в мировом танкостроении. Применительно к этим танкам дифференцированное бронирование корпуса означало не просто установку страниц различной толщины. Сами отдельные страницы имели весьма важные перепады толщины, благодаря чему удалось достигнуть запредельных для того времени черт при сохранении массы конструкции в пределах заданных параметров.

Объект 752

Тяжёлый танк Объект 752 оказался «спокойнее», чем его более тяжёлый собрат. Однако, машина эта очень любопытная. Плотная компоновка стала причиной тому, что высота танка составила всего 2300 мм (на 150 мм ниже, чем и без того не через чур большой ИС-8). Наряду с этим речь заходит о полноценном тяжёлом танке, всецело соответствующем собственному классу и по оружию, и по броневой защите, и по массе.

В случае если на Западе средние танки уже к 1950 году достигли боевой массы, приблизившейся (а при с Centurion и превзошедшей) к планке в 50 тысячь киллограм, то в СССР классификация не поменялась, и танк с боевой массой 45,3 тонны (столько весил по проекту Объект 752) конкретно считался тяжёлым.

По уровню бронирования 45-тонный Объект 752 догнал а также мало перегнал ИС-7

С технической точки зрения Объект 752 не воображал из себя что-то очень революционное. Это была хорошая для советской танкостроительной школы военная машина тяжёлого класса, имевшая по шесть опорных катков с торсионной подвеской на борт, гидромеханическая трансмиссия и силовая установка которой пребывали в кормовой части. В качестве силовой установки предполагалось применять 800-сильный двигатель В-12–6, использовавшийся на ИС-8.

В соответствии с проекту, большая скорость танка предполагалась на уровне 50 км/ч по шоссе, по грунту средняя скорость оценивалась в 30 км/ч. Весьма интересно был решён вопрос с ходовой частью. Проект предполагал в качестве варианта и гидравлическую подвеску, а опорные катки больше напоминали те, что использовались на ИС-7.

Проект механизма заряжания, что предлагался в качестве альтернативы досылателю

Значительно увлекательнее дело обстояло с конструкцией корпуса. В статье уже акцентировалось внимание на работе корпусников, и неспроста. Благодаря новой конструкции корпуса, Объект 752 по уровню защищённости близко подошел, а по некоторым параметрам кроме того превзошёл ИС-7. Толщина брони в лобовой части корпуса достигала 215 мм, другими словами кроме того больше, чем у германских Pz.Kpfw.

Maus и E-100. На всякий случай напомню, что речь заходит о танке массой 45,3 тонны.

Таких умопомрачительных результатов удалось достигнуть за счёт применения литья, разрешившего изготовить подробности переменной толщины. В самом узком месте толщина лобовой части составляла 90 мм, но наряду с этим пребывала под таким углом наклона, что пробить её возможно было только с пикирования. Толщина бортов достигала 125 мм, наряду с этим они пребывали под громадными углами наклона и гарантированно защищали от огневого действия 88-мм пушки Pak 43.

Стоит подметить, что наклон бортов был выполнен в разумных пределах, и в оставалось хватает места для размещения агрегатов. Это выгодно отличало проект от разработок НИИ-100, где рациональные углы наклона часто создавали громадные компоновочные неприятности. Башня Объекта 752 была значительно спокойнее по конструкции и во многом напоминала башню ИС-8.

Толщина бронирования её лобовой части составляла 260 мм, а бортов 150 мм.

Хватало революционных ответов и в области оружия. В качестве «главного калибра» Объект 752 приобретал 122-мм пушку М-62–2Т с начальной скоростью боеприпаса 950 м/с. Челябинский проект стал первым, что должен был применять её в качестве оружия.

Ввиду плотности компоновки от спаренного пулемёта отказались. Для защиты от низколетящей авиации на люке заряжающего крепилась раскладная турель с 14,5-мм пулемётом КПВТ.

Создатели Объекта 752 предусмотрели механизацию заряжания. Полноценным автоматом заряжания предусмотренная совокупность не являлась, но и в таком виде заметно ускоряла процесс перезарядки. Не обращая внимания на весьма плотную компоновку боевого отделения, в танка нашлось место для сорока 122-мм выстрелов – это было на десять больше, чем у ИС-8. Существовал и другой вариант укладки, сочетавшийся с фактически полноценным механизмом заряжания.

В этом случае по периметру башни размещалось 28 снарядов (15 бронебойных и 13 осколочно-фугасных), и заряжающему оставалось лишь подавать заряды. Недочётом механизма было снижение объёма и уменьшение боекомплекта боевого отделения.

Качающаяся башня, напоминающая французские танки AMX-13 и AMX-50

Создатели танка создали и другой вариант оружия Объекта 752, значительно более уникальный. Вместо башни по типу ИС-8 СКБ-2 ЧКЗ создала качающуюся башню, напоминающую ту, что французская FAHM создала для лёгкого танка AMX-13 и тяжёлого AMX-50. Как на это решение повлияли французы – вопрос открытый.

Но возможно высказать предположение, что публичная демонстрация AMX-50 в июле 1951 года не прошла незамеченной для советской разведки.

Справедливости для направляться заявить, что роднит эти башни лишь неспециализированная концепция. От барабанного размещения снарядов инженеры СКБ-2 ЧКЗ отказались, сохранив концепцию частичной механизации подачи. Остался на месте и заряжающий. Наряду с этим внутренний количество башни заметно сократился.

Любопытно, что в варианте с качающейся башней от зенитного пулемёта отказались, но возвратился на место спаренный СГ-43. С новой башней неспециализированная высота Объекта 752 снизилась до 2150 мм – он стал кроме того ниже, чем, к примеру, Т-26.

Объект 777

Более тяжёлый Объект 777 оказался значительно более революционным, чем его собрат. Если судить по тому, как воображали проекты, именно на эту машину делался главный акцент. В отличие от Объекта 752, в котором попытались максимально применять имеющиеся агрегаты и узлы, Объект 777 был более концептуален.

Неспециализированный вид тяжёлого танка Объект 777 с двигателем воздушного охлаждения

Проектировался он под перспективную силовую установку с двумя вариантами выполнения – жидкостного и воздушного охлаждения. Обоими проектами силовой установки, носившей индекс В-7, занимался коллектив КБ ЧКЗ по двигателестроению под управлением И. Я. Трашутина. Приоритетным считался вариант с воздушным охлаждением, потому, что он получался наименее габаритным.

Компоновка Объекта 777 с двигателем воздушного охлаждения

Для сравнения, протяженность МТО у танка ИС-8 составляла 3480 мм, у Объекта 752 – 2410 мм, а у Объекта 777 с водяным и воздушным охлаждением — 2300 и 2100 мм соответственно. Уменьшить практически в полтора раза длину МТО удалось благодаря поперечному размещению силового агрегата. Подобная компоновка на тяжёлых танках была реализована в первый раз.

Именно поэтому удалось сместить башню максимально к центру корпуса, что положительно повиляло на развесовку танка и, в конечном счёте, на точность стрельбы, в особенности на ходу.

Компоновка Объекта 777 с двигателем водяного охлаждения. Заметно, что отличаются не только двигатель, но и форма кормы

Использование перспективных силовых установок – это только одна из изюминок Объекта 777. Танк с боевой массой 49 800 кг впитал в себя целую массу новаторских ответов. Более лёгкий Объект 752 отличался низким для тяжёлого танка силуэтом, но Объект 777 был ещё ниже.

Высота по люкам составила 2100 мм, другими словами тяжёлый танк оказался ниже, чем Т-64, Т-72 и Т-80!

Благодаря более замечательному (850 л.с. по проекту) двигателю скоростные характеристики остались на уровне Объекта 752, наряду с этим Объект 777 должен был владеть большей плавностью хода. Достигалась плавность за счёт повышения на один опорный каток длины опорной поверхности гусеницы и более успешной развесовки. Для танка создали пара вариантов гидравлической подвески, и торсионную и гидропневматическую подвески.

Помимо этого, для танка создали планетарную 7-скоростную трансмиссию.

Корпус Объекта 777 по собственной конструкции во многом повторял Объект 752. Наряду с этим кое-какие значительные трансформации однако имели место. Большую толщину лобового страницы сократили до 175 мм, но углы наклона увеличили, что дало сокращение массы при том же уровне защищённости.

Как и при с Объектом 752, место механика-водителя было смещено мало влево. Это облегчало попадание вовнутрь автомобили, к тому же ствол не угрожал мехводу ударом по макушке при перемещении по-походному.

Толщину лобовой подробности у Объекта 777 сократили, но если сравнивать с Объектом 752 углы наклона увеличили

Необходимо подчеркнуть, что варианты с воздушным и жидкостным охлаждением друг от друга пара отличались и снаружи. На крыше надмоторной плиты Объекта 777 с воздушным охлаждением двигателя был характерный воздухозаборник для центробежного воздухоочистителя. Что касается варианта с жидкостным охлаждением, то он отличался формой кормового страницы и надмоторной плиты, потому, что радиатор настойчиво попросил большего внутреннего пространства.

Башня по большей части повторяла башню Объекта 752, но с рядом трансформаций. Толщину её лба снизили до 195 мм, но за счёт более рациональной формы защита осталась приблизительно на том же уровне. Иначе, борта усилили до 215 мм, сделав их непробиваемыми для 128-мм германской пушки, которая устанавливалась на Pz.Kpfw.Maus. Большие трансформации претерпело и внутреннее оборудование башни. От досылателя отказались. На Объекте 777 нашлось место для спаренного пулемёта СГ-43.

Отдельного упоминания хороша зенитная установка. Вариант с водяным охлаждением двигателя имел ту же турель, что и Объект 752, а версия с воздушным охлаждением взяла дистанционно управляемую установку, размещённую в кормовой части.

Древесный макет тяжёлого танка Объект 777. Увы, работы по машине дальше данной стадии не продвинулись

Оба проекта были в июне 1953 года направлены в Министерство транспортного машиностроения. На протяжении дискуссии была поменяна компоновка Объекта 777. Была кроме этого изготовлена его древесная модель в масштабе 1:10.

Работы по этому очень увлекательному проекту длились до 1954 года, но, увы, дальше макетных работ дело не пошло.

Но, сказать о том, что работа прошла впустую, не следует. Наработки по этим проектам стали базой для лучшего советского послевоенного танка, взявшего индекс Объект 770. башни и Форма корпуса, и ходовая часть Объекта 770 очень сильно напоминает предшественника. Помимо этого, опыт по этим проектам употреблялся при модернизации ИС-8/Т-10.

А во второй половине 50-ых годов XX века в серию отправился Т-10М, вооружённый 122-мм пушкой М-62.

Xарактеристики танка «Объект 777»

Боевая масса, т

49,80

Экипаж, чел.

4

Габариты, мм:

3400

— ширина (по гусеницам)

— высота (без зенитного пулемета)

2100

— протяженность (с пушкой вперед)

9800

— протяженность (с пушкой назад)

9800

— клиренс

455

Оружие:

— пушка

марка

М62-Т2

калибр, мм

122

начальная скорость БрС, м/с

950

высота линии огня, мм

1605

боекомплект, (БрС/ОФС) шт.

15/25

— спаренный пулемет

марка

СГ-43

калибр, мм

7,62

боекомплект, шт.

3000

— зенитный пулемет

марка

КПВТ

калибр, мм

14,5

Броневая зашита:

— верхняя лобовая часть корпуса, мм/град.

132 / 70

— нижняя лобовая часть корпуса, мм/град.

174 /40

— верхняя бортовая часть корпуса, мм/град.

115/ 62

— нижняя бортовая часть корпуса, мм/град.

105 / 0

— кормовая часть корпуса, мм/град.

45/ 60

— лобовая часть башни, мм/град.

195 / 52

— бортовая часть башни, мм/град.

215/ 33

— кормовая часть башни, мм/град.

90 / 40

тип корпуса

литой

тип башни

литой

Силовая установка:

марка

В-7

тип двигателя

V-образный

количество цилиндров

12

мощность двигателя, кВт (л.с.)

625(850)

удельная мощнocть, кВт/т (л.с./т)

12,5 (17)

подогреватель двигателя, тип

газотурбинный

Ходовые характеристики:

большая скорость по шоссе, км/ч

50

средняя скорость по грунту (предполагаемая), км/ч

30

запас хода по шоссе (с учетом дополнительных баков), км

250

преодолеваемые препятствия

— подъем, град

35

— спуск, град.

35

— крен, град.

30

— брод (с ОПВТ), м

4

Топливная совокупность:

емкость топливных баков (забронированных), л

650

неспециализированная емкость топливных баков, л

1000

Трансмиссия:

тип

планетарная

количество скоростей

7

Совокупность управления:

тип

гидравлический

Подвеска:

тип

гидравлический

динамический движение катка, мм

160

диаметр катка, мм

750

количество катков на борт, шт.

7

ширина гусеницы, мм

700

амортизаторы, тип

гидравлический

среднее давление на грунт, кПа (кгс/см?)

73,5 (0,75)

гарантийный срок работы, км

2000

Радиостанция:

PTУ («Ясень»)

Переговорное устройство:

ТПУ-5 (Бисер)

источники:

  • http://warspot.ru/4590-neschastlivye-tri-semyorki
  • http://warfiles.ru/show-73117-opytnyy-tank-obekt-777-sssr.html

Объект 777 в ГВТ. ТТ, который быстр и смел.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: