Время от времени возможно встретить упоминание о самолёте Р.50 “Jastrzab”. А ведь были и другие, не меньше занимательные разработки. одной из которых был легкий одномоторный истребитель PZL-39.
С принятием на вооружение истребительных эскадрилий польских ВВС PZL P.11c в 1934-1935 гг. начались предварительные проектные работы по поискам его преемника. Планировалось что таковой заменой станет двухмоторный истребитель PZL-38 Wilk, предназначавшийся для исполнения функций перехватчика (борьба с вражескими самолетами на громадных высотах), дальнего разведчика и пикирующего бомбардировщика. Но это был не единственный истребитель, разрабатывавшийся сейчас.
У Wilk’а была через чур маленькая маневренность, дабы делать роль хорошего истребителя и исходя из этого он не имел возможности рассматриваться в качестве единственного преемника P.11c. Более того, в соответствии с концепции командующего польскими ВВС Людомила Райского истребительные эскадрильи должны были поделены на так именуемые верхние — оснащенные самолетами, талантливыми трудиться на громадной высоте и нижние — самолетами, предназначенными для работы на малых высотах.
PZL-38 Wilk должен был стать стандартным истребителем «верхних» эскадрилий. Скорее в всего во второй половине 1935 года на национальном авиационном заводе (Panstwowe Zaklady Lotnicze) начались предварительные проектные работы по легкому истребителю PZL-39, что должен был дополнять PZL-38 и поступать в нижние эскадрильи для борьбы с вражескими самолетами на малых высотах.
Рисунок предполагаемого внешнего вида истребителя PZL-39 с базисной версией двигателя PZL Foka (создатель Анджей Гласс (Andrzej Glass))
Автором проекта легкого истребителя PZL-39 был инженер Збыслав Цёлкош (Zbyslaw Ciolkosz). Предварительные проектные работы начались, возможно, во второй половине 1935 года (по данным А. Моргала (А. Morgal Samoloty wojskowe w Polsce 1924-1939, Dom Wydawniczy Bellona, Warszawa, 2003) работы начались в первом полугодии 1934) применяя опыт, накопленный на протяжении создания прошлого проекта тренировочного истребителя PZL-33.
Данный самолет должен был быть одноместным монопланом древесной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси (заявка патент Цёлкоша — см. рисунок ниже). Оружие самолета должно было составлять 2 пулемета. Истребитель должен был быть оснащен приемопередающей радиостанцией, но по не весьма понятным обстоятельствам, не имел возможности функционировать в ночных либо зимних условиях (с заснеженных аэропортов).
Крыло с узким профилем (10% относительной толщины) как в пректе PZL-33 должно было быть усилено нитями металлической проволоки. В качестве силовой установки планировалось использование английского 12-цилиндрового рядного двигателя De Havilland Gipsy Twelve мощностью 420 л.с. и с двухлопастным железным винтом с переходом на находящийся в разрабатке 8-цилиндровый рядный двигатель типа PZL Foka.
Фрагмент технического чертежа патента № 24994, показывающий совокупность складывания шасси, созданную и запатентованную Збыславом Цёлкошем. Такое шасси было создано для применения на учебном истребителе PZL-33 и после этого на PZL-39. Базой для патентного чертежа был проект PZL-33 с двигателем G-1620bis Wydra (Mors B). На рисунке продемонстрирован самолет PZL-33 с убранным шасси на виде спереди (рис. 4) и уборка подробностей механизма шасси (рис.5).
Шасси изображены непропорционально, дабы продемонстрировать подробности.
В начале 1936 года инженер Цёлкош перешел на только что выстроенный люблинский авиазавод (Lubelskа Wytwornа Samolotow), где продолжил работу над проектом PZL-39, взявшим обозначение PZL-39/LWS-1 либо коротко LWS-1. Обозначение LWS-1 скоро перешло двухмоторному гидросамолету-торпедоносцу Lublin R-XXA, производство которых началась по окончании приобретения LWS компаний Механические фабрики Плаге и Ласькевича (Zaklady Mechaniczny Plage i Laskiewicz). Исходя из этого проект истребителя приобрел новое обозначение LWS-4 (PZL-39).
Конструкция проекта самолета была мало поменяна — из цельнодеревянной она должна была стать смешанной: крыло должно остаться древесным, в то время как фюзеляж должен был быть изготовлен в виде фермы из сварных металлических труб. Скорость самолета должна была уменьшиться с 400 км/ч (PZL-39/LWS-1) до 380 км/ч (LWS-4). По некоторым данным конструкция крыла сменилась с подкосной на свободнонесущую.
Значение большой скорости имело возможность стать некоторым сюрпризом, но для самолета LWS-4 рабочий потолок был установлен в 1500 м и скорость была указана для него. На данной высоте истребитель P.11c развивал скорость 300 км/ч, исходя из этого рост скорости на 70-80 км/ч был не таким уж и мелким.
Рисунок предполагаемого внешнего вида истребителя PZL-39 (LWS-1, LWS-4) с базисной версией двигателя PZL Foka (создатель Ежи Б. Цинк (Jerzy B. Cynk)/ рисунок: Вацлав Клапацкий (Waclaw Klepacki))
Не смотря на то, что самолет LWS-4 (PZL-39) так же, как и прежде не доходил для применения ночью и в зимних условиях (с заснеженных аэропортов), однако он привёл к некоторому интересу в Департаменте авиации. 26 июня 1936 года полковник Януш Борайн (Janusz Beaurain) сделал запрос главе генштаба прося согласиться на создание прототипа LWS-4 (PZL-39).
Из его письма следовало, что департамент авиации собирался применять его для защиты собственных борьбы и самолётов поддержки с вражескими самолетами на малых высотах, а также в качестве учебного самолета для обучения пилотов скоростных истребителей. Машина должна была оснащаться двигателем Foka, но потому, что его не было, планировалась установка американского мотора Ranger V-770 мощностью 350 л.с.
Цена планера оценивалась в 135000 злотых, а приобретение двигателя — в сумму около 50000 злотых. Другие документы говорят о том, что в июле 1938 года планировалось выпустить на LWS 130 истребителей. Вероятнее это был LWS-4, т.к. никакой второй истребитель в то время еще не был создан.
Планировалось, что массовое производство начнется в январе 1937 года, и первые четыре автомобили должны были готовься в апреле того же года. Со своей стороны, в сентябре 1938 года планировалось дать заказ национальному авиазаводу WP2 PZL в Мельце (Mielec) на производство 80 автомобилей со сроком поставки к концу января 1939 года.
Проект LWS-4 (PZL-39) не был реализован и, возможно, по нескольким обстоятельствам. Глава Генштаба не решил без переговоры с Комитетом по делам оборудования и вооружений (KSUS). В это же время, 13 октября 1936 года на заседании KSUS было издано постановление о необходимости легкого истребителя с большой скоростью 450 км/ч и оружием из четырех пулеметов. Истребитель LWS-4 не соответствовал указанным требованиям.
Помимо этого, по окончании трагедии прототипа бомбардировщика PZL-30/IIB Zubr LWS покинул инженер Цёлкош, важный за программы бомбардировщика Зубр и истребителя LWS-4. Наконец, третьей обстоятельством неудачи проекта истребителя стало отсутствие подходящих двигателей. Двигатели Foka на готовься и во второй половине 30-ых годов XX века, что ставит под сомнение возможность их применения на истребителях LWS-4.
Из-за неприятностей с двигателем истребитель LWS-4 уже в первой половине 1937 года планировалось переделать под новый звездообразный двигатель PZL G-1620cis, являвшийся развитием двигателя G-1620bis Wydra (Mors B). Работы над этим двигателем начались во второй половине 30-ых годов XX века, и весной этого года работы над новой версией истребителя пребывали в стадии предварительного проектирования. Самолет взял обозначение LWS-5 и, в соответствии с Анджею Глассу, в середине 1937 года в докладе генштаба использовалось как раз такое обозначение легкого истребителя.
Не известна дата окончательного отказа от проекта LWS-4 (PZL-39), но, наверное, это должно было произойти сразу после ухода Збыслава Цёлкоша из LWS. Во второй половине 1937 года обозначение LWS-5 употребляется для поплавковой версии бомбардировщика Zubr, строившийся для авиационного дивизиона ВМФ, исходя из этого данную дату нужно считать временем окончательного отказа от продолжения работ по легкому истребителю LWS-5. Выбор данной даты тем более оправдан, что моторостроительный завод PZL снял на неизвестный срок программу создания двигателя G-1620cis, следовательно, лишив легкий истребитель выбора какого-либо двигателя.
Концепция легкого истребителя в середине 30-х годов показалась благодаря формированию проекта PZL-39 и из-за неприятностей с двигателем Foka привелок задержкам в реализации проекта самолета преследования PZL-38 и провалу проекта PZL-39. В конечном счете это стало причиной обстановке, в то время, когда прольские ВВС были к 1939 году без современных истребителей как хороших, так и преследования.
Предложенные последовательно PZL-45 Sokol, PZL-50 Jastrzab, PZL-53 Jastrzab II, PZL-56 Kania либо PZL-62, двухмоторные PZL-48 Lampart i PZL-54 Rys не вышли за рамки проектных работ либо стадии прототипов. Кроме этого как и выстроенный на авиазаводе в Подлясье (Podlaska Wytwornia Samolotow) PWS-42 либо его соперника из экспериментальных авиационных мастерских (Doswiadczalne Warsztaty Lotnicze) RWD-25.
Первая информация об истребителе показалась в польской литературе только в конце 80-х годов благодаря изучениям врача Эдуарда Малака (Edward Malak). Не смотря на то, что до сих пор не известны все конструктивные подробности этого проекта (либо, скорее, проектов), а также окончательный внешний вид всех вариантов (в некоторых публикациях (Анджей Гласс) возможно встретить лишь чертежи воспроизводящие предполагаемый внешний вид первого проекта PZL-39. Кроме этого в книге у Анджея Гласса возможно отыскать фото опробований модели самолета в аэродинамической трубе.
Летно-технические характеристики PZL.39
Модификация |
PZL-39/LWS-4 |
||
Габаритные размеры |
н/д |
||
Масса, кг |
|||
безлюдного |
760 |
||
взлетный |
1110 |
||
Большая скорость, км/ч |
400 |
||
Практический потолок, м |
1500 |
||
Боевой радиус, км |
420 |
||
Силовая установка |
|||
тип двигателя |
De Havilland Gipsy Twelve |
Ranger V-770SS |
PZL Foka |
мощность. л.с. |
1?420 |
1?350 |
1?450 |
неспециализированная мощность. л.с. |
420 |
350 |
450 |
Оружие |
2?7,92-мм PWU wz. 33 |
||
Экипаж, чел. |
1 |
Перечень источников:
- источник: http://www.samoloty.ow.pl/str164.htm,
- http://menstream.pl/lotnictwo/pzl/pzl-39%253Blws-1%253Blws-4%253Blws-5,1…,
- http://pl.wikipedia.org/wiki/PZL.39.
Здравствуй, Новый 1938 год!
Увлекательные записи:
- Британские ласточки. альтернативные истребители avro 675 swallow. великобритания
- Несколько прототипов мирного времени. опытный транспортный самолет armstrong-whitworth awana. великобритания
- Рекордный самолет fiat a.r.f.. италия
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Проект истребителя p.z.l. p.62. польша
Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы проекта истребителя Ежи Домбровского (Jerzy Dabrowski), поднятой в статье «Умелый истребитель…
-
Проект палубного истребителя supermarine type 543. великобритания
Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье глубокоуважаемого коллеги p_d_m «Эластичная палуба. Часть 1». Самые ранние…
-
Экспериментальный истребитель г-26 гроховского (проект).
Разработчик: Гроховский Страна: СССР Проект 1934 г. По требованию помощника министра по морским делам и военным и начальника оружий РККА маршала…
-
Этот материал был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF и мало доработан мной. Перевод был выполнен в апреле 2016 года. Желаю выразить громадную…
-
Bloch mb-700 – последний из … компании spad. опытный легкий истребитель bloch mb-700. франция
Предисловие редакции: Данный маленький французский истребитель 1940 года оставался малоизвестным и вот из-за чего. Во второй половине 30-ых годов…
-
Последний поршневой истребитель эмиля девуатина. проект истребителя hispano-suiza hs-50. испания
Предисловие редакции: В первой половине 40-ых годов двадцатого века в Испании Эмиль Девуатин собирался создать истребитель, что стал бы предстоящим…