Экспериментальный истребитель г-26 гроховского (проект).

Экспериментальный истребитель г-26 гроховского (проект).

Разработчик: Гроховский
Страна: СССР
Проект 1934 г.

По требованию помощника министра по морским делам и военным и начальника оружий РККА маршала М.Н.Тухачевского на базе Осконбюро (Особенное конструкторское бюро), занимавшегося разработкой парашютной и воздушно-десантной техники, был организован особый НИИ по вопросам воздушного десантирования армий (Экспериментальный университет НКТП).

Этому университету, что возглавлял Павел Игнатьевич Гроховский, летом 1934 года поручили создать боевой самолет, талантливый развивать скорость более чем 400 км/ч. Разработка проекта истребителя-перехватчика началась под управлением ведущего конструктора Бориса Дмитриевича Урлапова. Самолету присвоили обозначение Г-26, которое первоначально принадлежало проекту летающего автомобиля на базе автомобиля Форда примера 1934 года.

На крыше автомобиля крепилось крыло с двумя двигателями М-11 и топливным баком. Самолет-автомобиль был спроектирован по схеме «бесхвостка», управление им осуществлялось посредством штурвала со второго сиденья автомобиля. Потому, что проект самолета-автомобиля не реализовывался, обозначение Г-26 передали проекту истребителя.

Летающий автомобиль Г-26.

Середина 1930-х годов стала апогеем битвы авиаконструкторов, искавших удачнейшие дороги быстрого повышения скорости, приблизительно для того чтобы же, как по окончании появления убирающегося шасси. Ставка на новые двигатели мало, что давала, потому, что оказавшиеся избытки мощности шли на преодоление высокого лобового сопротивления. В условиях ограниченного выбора силовых установок облагораживание аэродинамики казалось наиболее приоритетным.

По этому пути и пошли конструкторы Экспериментального университета.

Самолет вспоминал как перехватчик смешанной конструкции с деревянным фюзеляжем и металлическим крылом под двигатель «Hispano-Suiza» 12Ybrs, развивавший 860 л.с. с водяной рубахой, но с паровым (испарительным) охлаждением. С 1935 года лицензионный вариант этого двигателя выпускался в СССР под маркой М-100, мощность его наряду с этим, действительно, пара уменьшилась. Оружие планировалось из двух пулеметов ШКАС, размещавшихся в крыле и стрелявших вне диска винта.

вес и Небольшие размеры, замечательный, но одновременно с этим легкий (всего 470 кг) мотор, одноколесное, и исходя из этого также легкое, убирающееся шасси, хорошая аэродинамика — все это разрешало разработчикам сохранять надежду на достижение скорости 565 км/ч (по другим сведеньям — более 600 км/ч). Для уменьшения посадочной скорости, крыло самолета оснащалось закрылками, занимавшими всю заднюю кромку между элеронами.

Редкое для одномоторных самолетов велосипедное шасси вызывает ассоциации с самолетами Р.Л.Бартини. По окончании опробований «Сталь-6» в первой половине 30-ых годов XX века Бартини взял задание спроектировать на его базе полноценный истребитель «Сталь-8». Данный самолет должен был иметь мотор М-100 и большую скорость 630 км/ч. Оружие складывалось из двух синхронных ШКАСов.

Но «Сталь-8» не достроили — работы по нему прекратили в 1935 году, поскольку проектировавшийся в НИИ ГВФ истребитель был «чужим» и для ГВФ, и для ВВС. Борис Урлапов не имел возможности не знать об этих работах, а участвовавший в них П.А.Ивенсен, не без помощи первого, перешел к Гроховскому, где начал заниматься легким крейсером Г-38. Сравнивая истребители Бартини и Урлапова, напрашивается вывод, что, возможно, Г-26 отводилась освободившаяся по окончании прекращения разработки «Стали-8» «ниша».

Но Г-26, при фактически однообразном со «Сталью» взлетном весе, имел несущую плоскость намного меньшей площади. Нагрузка на нее наряду с этим возросла до 183 кг/м2, вместо 104 кг/м2 у самолета Бартини. Столь необыкновенная величина данного параметра стала платой за высокую скорость и сознательным риском конструкторов Экспериментального университета.

Напомним, что для серийных истребителей того периода нагрузка на крыло пребывала в пределах 100-115 кг/м2 и только у двухмоторного «легкого крейсера» Гроховского Г-38, строившегося в том же году по проекту П.Ивенсена, она достигала 160.

Постройка Г-26 продвинулась дальше, чем истребителя Р.Бартини. За год его готовность достигла 90-95%. Но и ему не довелось взлететь. Экспериментальный университет передали в Основное управление авиационной индустрии (ГУАП).

Новое руководство сразу же вывело из подчинения Гроховского 47-й завод и сократило вдвое фонды и финансирование.

Из-за отсутствия средств работы по Г-26 и Г-38 остановились. Прибывшая скоро на предприятие рабочая группа ГУАП вынесла ответ: постройка самолетов в университете Гроховского — нецелесообразна, а практически готовые самолеты подлежат уничтожению как бесперспективные. На глазах сотрудников Гроховского обе автомобили оттащили в дальний финиш заводского аэропорта, облили бензином и подожгли.

Если бы заявленные параметры Г-26 подтвердились в испытательных полетах, то его, точно, ожидала бы участь экспериментальной автомобили. Ухудшившиеся взлетно-посадочные характеристики и возросшая практически в два раза нагрузка на грунт (шасси одноколесное) потребовали большого расширения сети аэропортов с неестественным покрытием. Последнее событие было совсем неприемлемо для СССР в 1930-е годы.

Скоро закрыли и Экспериментальный университет, а Гроховского и его работников, занимавшихся парашютно-десантной тематикой, перевели в КБ-29, дислоцировавшееся в подмосковных Подлипках. Завод № 47, на котором строились самолеты Гроховского, начал с 1937 года серийно производить УТ-1. Б.Урлапов кинул конструкторскую работу, поступил в высшее учебное заведение и позднее стал инженером-испытателем десантных планеров, помощником главного инженера авиации ВДВ.

ЛТХ:

Модификация: Г-26
Размах крыла, м: 7,00
Протяженность, м: 6,33
Площадь крыла, м2: 8,96
Масса, кг
-безлюдного самолета: 1292
-обычная взлетная: 1640
Двигатель: 1 х ПД Испано-Сюиза 12Ybrs
-мощность, л.с.: 1 х 860
Макс. скорость, км/ч
-у почвы: 490
-на высоте: 565
Практическая дальность, км: 750
Практический потолок, м: 8000
Экипаж, чел: 1
Оружие: 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС.

Модель истребителя Г-26.

Сборка фюзеляжа самолета Г-26.

Каркас крыла истребителя Г-26.

Проекции Г-26 Гроховского. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Издание «Крылья Отчизны» 12-2000. Михаил Орлов. Один из шестнадцати. О сверхскоростном истребителе Г-26.

Отзыв о курсе Леонида Гроховского Продвижение порталов и интернет магазинов 3

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: