Поршневой авиационный двигатель «дека» м-100.

      Комментарии к записи Поршневой авиационный двигатель «дека» м-100. отключены

Разработчик: инж. Воробьев
Страна: Россия
Год постройки: 1916 

В августе 1916 года на пребывавшем в Александровске (с 1921 года — г. Запорожье) заводе Петроградского «Акционерного общества «Дюфлон, Константинович и Ко» (сокращенно «ДЕКА») был испытан первый авиамотор «ДЕКА» М-100 — вертикальный, шестицилиндровый, однорядный, водяного охлаждения, типа «Mercedes». Его чертежи создали под управлением инженера Воробьева. Весьма интересно подчернуть, что в данной работе учавствовал студент Столичного Императорского высшего технического училища Владимир Климов, будущий главный конструктор двигателей «ВК», основатель ОКБ-117 (сейчас ОАО «Климов», Петербург), проходивший в то время заводскую практику.

Первые пять шестицилиндровых однорядных моторов «ДЕКА» М-100 с запчастями и одним дополнительным набором нужно было сдать к концу августа 1916 года. Дело выяснилось весьма непростым: германская конструкция «не стыковалась» ни с принятой у нас системой и технологией посадок и допусков, ни с возможностями русских и американских станков.

Нужно было разобраться в использованных германскими конструкторами материалах и подобрать им замену отечественного производства с учетом необходимости обеспечения прочности, жаро- и износостойкости, и фрикционных особенностей. Возглавил работу по «адаптации» мотора «Mercedes» к нашему производству всё тот же инженер Воробьев, а освоением более замечательного двигателя «Benz» занимался инженер Киреев.

Как указывается выше завод Петроградского «Акционерного общества «Дюфлон, Константинович и Ко» со сборкой первого двигателя «ДЕКА» справился. Генерал Пневский доложил в Санкт-Петербург: «…первый стосильный мотор, сделанный полностью из русских материалов, был разрешён войти в движение и дал в полной мере удовлетворительные результаты.» Завод приступил к исполнению соглашения полностью.

И не смотря на то, что к тому времени канцелярии Управления воздушного флота удалось навести определенный порядок в собственной «бухгалтерии», вынудить сделать это производителей аэропланов не удалось. Да и в последовавших в 1917 событиях погибли многие и многие архивные дела. Исходя из этого, к сожалению, нереально найти данные о том, на какие конкретно конкретно экземпляры самолета «Илья Муромец» были установлены первые моторы «ДЕКА».

Поршневой авиационный двигатель «дека» м-100.

Двигатель «ДЕКА» М-100.

Двигатель «ДЕКА» М-100.

Двигатель «ДЕКА» М-100 на стендовых опробованиях.

Монтаж двигателей «ДЕКА» на самолет «Илья Муромец».

.

.

Перечень источников:
И.Иванов. История завода «Мотор-Сич».
С.Г.Холод. Пламенное сердце для «Ильи Муромца». Журна «Наука и Техника» № 8 за 2012 г.
Фотоархив Петра Заики.

Теория ДВС: Авиационный двигатель АШ-62 (просто видео)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: