Планер г-9.

Разработчик: Грибовский
Страна: СССР
Первый полет: 1932 г.

В осеннюю пору 1931 года В.К.Грибовский организует экспериментальные буксирные полеты уже в полной мере распространенного планера Г-2бис за самолетом У-1. В один момент он обучает правилам буксировки еще нескольких планеристов и лётчиков.

Благодаря накопленному опыту зимний период 1931-1932 годов конструктор приступил к проектированию планеров Г-9 и Г-11, конструктивно и технически приспособленных для полетов на буксире за самолетом.

Г-9 воображал собой одноместный подкосный высокоплан, предназначенный для фигурных полетов.

В один момент с его созданием Грибовский задумывает организацию дальнего буксировочного полета на этом планере. Для принятие участия в опыте он приглашает собственного хорошего привычного и приятеля, известного летчика В.А.Степанчонка. Конечной целью перелета являлся Коктебель, где Г-9 предстояло учавствовать в 8-м Всесоюзном слете планеристов и пройти опробования на пилотаж.

29 сентября 1932 года воздушный поезд в составе самолета У-2, пилотируемого Грибовским, и планера Г-9, пилотируемого Степанчонком, встал с Тушинского аэропорта и скоро прибыл в Крым. Данный первый дальний перелет своим успешным завершением всецело подтвердил возможность применения буксируемых планеров для транспортных перевозок.

В Коктебеле Г-9 прошел дополнительные опробования на верховный пилотаж. В итоговых материалах слета, помещенных в издании «Самолет» № 1 за 1933 год, планеру давалась следующая черта: «Г-9 конструкции Грибовского явился выдающимся планером слета. Громадный запас прочности специально для буксировочных и фигурных полетов незначительно утяжелил планер и не лишил красивых летных качеств.

лёгкое управление и Прекрасная устойчивость сделали его любимым планером слета».

Высокие полетные и эксплутационные качества предопределили судьбу Г-9. Впредь до 1939 года данный планер строился серийно и считался главным тренировочным аппаратом при исполнении буксирных и пилотажных полетов.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века серийное производство Г-9 развернулось и в Турции, где советские эксперты среди другого помогали организовывать спортивный планеризм.

В послевоенные годы, в то время, когда пригодился надежный и прочный аппарат для тренировок пилотов тяжелых десантных планеров, о Г-9 отыскали в памяти снова. На базе одного из сохранившихся экземпляров были восстановлены чертежи, по которым выстроили маленькую серию Г-9.

В ходе эксплуатации Г-9 на нем установили пара рекордов и выполнили большое количество разных опытов. Планерист Симонов в первой половине 30-ых годов XX века установил всесоюзный рекорд длительности полета, налетав без посадки 35 часов 11 мин.. Он же, в течение 5 часов выполнил на Г-9 314 фигур высшего пилотажа, а также 300 переворотов и 10 петель.

Узнаваемый коммунистический планерист, потом летчик-испытатель, Герой Советского Союза, С.Н.Анохин вместе с планеристом Гавришем выполнили на Г-9 верховный пилотаж и буксировку в перевернутом полете, ни при каких обстоятельствах ранее не выполнявшиеся.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века, летчик-испытатель П.М.Стефановский на Г-9, буксируемом истребителем И-15, поднялся на высоту 10360 м. В будущем году, планерист Флеров превысил это достижение, поднявшись на высоту 12105 м. В этом полете буксировщик P-Z шел на высоте 8500 м, а планер имел превышение над самолетом в 3605 м. Возможность таковой буксировки обеспечивалась особой лебедкой, созданной конструктором А.Я.Щербаковым. В момент старта планер с самолетом связывал обычный трос длиной 100 м. По окончании комплекта определенной высоты, где воздушная среда была достаточно спокойной, включалась лебедка, которая разматывала узкую металлическую проволоку диаметром 0,2 мм, разрешавшую расширить длину буксира до 7000 м.

Для проверки возможности применения планеров в качестве отделяемой кабины стратостатов на случай их аварии кроме этого применяли Г-9. Первый опыт прошёл в 1936 году, в то время, когда планер с пилотом Бородиным был поднят на высоту около 2500 м.

Во второй раз, 4 июля 1938 года, Г-9 с пилотом В.Ильченко отбуксировали субстратостатом «СССР ВР-61» на высоту 5100 м, по окончании чего случилась возвращение планёра и благополучная отцепка к месту старта.

5 мая 1934 году в Самаре был осуществлен подхват Г-9 с почвы самолетом У-2, летевшим на скорости 120 км/ч. Планером руководил летчик Юдин, самолетом — Боровков. Позднее, в Тушино проводились испытания по подхвату планера на буксир в воздухе.

Летали летчики-планеристы Бородин и Васянин.

Продолжились и опыты по буксировке. В первой половине 30-ых годов XX века планерист Юдин на Г-9 осуществил буксировочный перелет протяженностью 3550 км. Во второй половине 30-ых годов XX века на авиационном празднике в Тушино демонстрировался «воздушный поезд», составленный из девяти планеров Г-9, буксируемых самолетом ТераБайт-1.

Еще через год количество планеров, буксируемых одним самолетом, довели до большого значения — 11 экземпляров.

Подводя результат, возможно утверждать, что Г-9 стал одним из лучших советских довоенных планеров и самый известным среди вторых конструкций Грибовского.

ЛТХ:

Модификация: Г-9
Размах крыла, м: 12,1
Протяженность, м: 5,77
Высота, м: 1,45
Площадь крыла, м: 13,0
Удельная нагрузка, кг/м2: 17,7
Удлинение: 11,3
Профиль крыла: Р-II
Масса, кг
-безлюдного: 152
-большая взлетная: 230
Макс.аэродинамическое уровень качества: 17,5
Экипаж: 1

Планер г-9.

Планер Г-9.

Планер Г-9.

В.А.Степанченок и В.К.Грибовский у планера Г-9.

Аэропоезд в составе ТераБайт-1 и 9-ти планеров Г-9.

Г-9. Схема 1.

Г-9. Схема 2.

.

.

Перечень источников:
Космонавтика и Авиация. Михаил Маслов. Легкие крылья Грибовского.
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
В.В.Шушурин. Атлас конструкций планеров. 1938 г.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Грибовский Г-9».

Копия планера SZD 9 Чертежи # 80

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планер г-2.

    Разработчик: Грибовский Страна: СССР Первый полет: 1927 г. Задавшись целью самостоятельно выстроить планер, зимний период 1924-1925 годов В.К.Грибовский…

  • Десантный планер ц-25.

    Разработчик: Цыбин Страна: СССР Первый полет: 1944 г. В случае если центром горного (в потоках обтекания) планеризма в 1920-е годы был Коктебель, то с…

  • Планер г № 7.

    Разработчик: Г.Ф.Грошев Страна: СССР Первый полет: 1936 г. Планер Г № 7 является паритель скоростного типа, конструкции Г.Ф.Грошева, приспособленный для…

  • Планер ш-17.

    Разработчик: Шереметев Страна: СССР Первый полет: 1950 г. Б.Н.Шереметев — ветшайший работник авиации, конструктор экспериментальных самолетов и…

  • Транспортный планер г № 8.

    Разработчик: Грошев Страна: СССР Первый полет: 1936 г. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века работы над транспортными планерами все же привлекли…

  • Экспериментальный планер лс.

    Разработчик: ЦАГИ Страна: СССР Первый полет: 1942 г. В конце тридцатых — начале сороковых годов в научно-исследовательских центрах различных государств…