Ледовый разведчик ил-24н.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1980 г.Ледовый разведчик ил-24н.

Кое-какие идеи, отработанные на Ил-20, нашли использование и в интересах народного хозяйства. Еще в 1965 году Управлением полярной авиации Министерства гражданской авиации СССР было заказано оснащение самолета Ил-18 особой радиолокационной аппаратурой, которая имела возможность бы употребляться для ведения ледовой разведки при проводке караванов судов по Северному морскому пути.

В ленинградском ВНИИРЭ под управлением главного конструктора В.М.Глушкова была создана и во второй половине 60-ых годов XX века выдержала национальные опробования на самолете Ан-24ЛР радиолокационная аппаратура «Торос» для дистанционного зондирования ледового покрова. Но до установки ее на Ил-18 дело тогда не дошло. К идее применения модифицированного Ил-18 в качестве ледового разведчика возвратились лишь в конце 70-х годов.

12 июня 1979 года вышло Распоряжение советского правительства о создании на базе Ил-18Д специального самолета Ил-24Н с радиолокационной аппаратурой инструментальной ледовой разведки «Нить-К». Совокупность разрабатывалась тем же ВНИИРЭ НПО «Ленинец» (начальник работ В.М.Глушков, основной конструктор РЛС С.Е.Конторов). Разместить «Нить» решили в подфюзеляжной гондоле — совершенно верно такой же, как на самолете-разведчике Ил-20 с РЛС «Игла».

Информация от радиолокационной станции «Нить-К» отображалась на особых индикаторах на рабочих местах шести операторов в пассажирской кабине самолета. Не считая РЛС «Нить-К» Ил-24Н оснащался современным навигационным комплексом «Мальва-4» и аппаратурой комплекса «Ирис» с РЛС ближней и дальней навигации, управлявшимися цифровыми бортовыми вычислителями.

Самолет Ил-24Н предназначался чтобы получить информацию о ледовом покрове Северного Ледовитого океана для обеспечения транспортного мореплавания в замерзающих морях и Арктике умеренных широт, и для геологического изучения территории СССР. Работы по самолету были начаты во второй половине семидесятых годов прошлого века под управлением главного конструктора Г.В.Новожилова.

Получение нужной информацим о состоянии ледового покрова снабжала совокупность инструментальной ледовой разведки «Нить», созданная под управлением В.М.Глушкова. Совокупность «Нить», созданная на базе радиолокационных станций бокового обзора, складывалась из радиоэлектронного комплекса «Нить-К», размещаемого на самолете и совокупности «Нить-Л», устанавливаемой на корабельном приемном пункте.

Совокупность «Нить» снабжала получение детального изображения земной поверхности и ледового покрова независимо от освещенности и днем и ночью, а также в любых погодных условиях: в туман, при целой облачности. Это разрешало заблаговременно планировать получение информации о ледовой обстановке, нужной для успешной круглогодичной навигации в Арктике.

На самолете Ил-24Н комплекс «Нить» с антеннами размещался снаружи самолета в нижнем обтекателе-гондоле, таком же как на самолете Ил-20. Для контроля радиолокационного изображения ледового покрова в носовой части гондолы установили аэрофотоаппарат, объектив которого был направлен вниз и закрывался сдвижным люком.

Информация, приобретаемая совокупностью «Нить», воспроизводилась на своевременных индикаторах, размещенных на шести рабочих местах операторов в пассажирской кабине самолета. В заднем салоне самолета оборудовали помещение отдыха.

Для обеспечения автоматизированного самолетовождения над безориентирной местностью: над льдами Арктического бассейна либо открытой водной поверхностью — и вывода самолета в заданную точку маршрута Ил-24Н оснастили навигационным комплексом «Мальва-4». Помимо этого, на самолете имелась аппаратура комплекса «Ирис» с радиолокационными станциями ближней и дальней навигации, с цифровой счётной машиной.

При ледовой разведке самолетами Ил-24Н радиолокационную данные совокупности «Нить» обрабатывали на борту самолета в ходе полета эксперты-гидрологи. По взятой информации операторы делали карту ледовой обстановки по курсу полета — широкой полосы с обозначением толщины льда, других особенностей и зон торошения ледовых полей, нужных капитанам морских судов. Взятую данные о ледовом покрове передавали на намерено оборудованные корабельные приемные пункты, каковые имели возможность пребывать на удалении в много километров.

По типу Ил-24Н в начале 80-х годов было переоборудовано два серийных пассажирских самолета Ил-18Д (№№10004 и 10403, регистрационные номера СССР-75449 и СССР-75466). В мае 1987 года самолет Ил-24Н с бортовым номером СССР-74449 вел ледовую разведку для ядерного ледокола «Сибирь», шедшего к Северному полюсу для эвакуации дрейфующей станции «Северный полюс-27». Летный экипаж самолета складывался из испытателей ГосНИИ ГА. Начальником экипажа был заслуженный пилот СССР Б.Грубий, навигатором А.Лалыкин.

Длительность полетов ледовой разведки для ледокола «Сибирь» составила около 9 ч. Оптимальной для работы аппаратуры совокупности «Нить» являлась высота 6500 м. Самолет вел ледовую разведку и по окончании завершения эвакуации дрейфующей станции — при возвращении атомохода в Мурманск.

На самолетах Ил-24Н большое количество летали умелые экипажи летчиков-испытателей ГосНИИГА. Но широкого применения в полярной авиации самолеты Ил-24Н так и не взяли. Изменение экономической обстановке в стране стало причиной тому, что возможности воздушных ледовых разведчиков до конца пользуются спросом так и не были.

ЛТХ:

Модификация: Ил-24Н
Размах крыла, м: 37,42
Протяженность самолета, м: 35,90
Высота самолета, м: 10,17
Площадь крыла, м2: 140,0
Масса, кг
-снаряженного самолета: 33760
-большая взлетная: 64000
Тип двигателя: 4 х ТВД АИ-20М
-мощность, л.с.: 4 х 4250
Большая скорость, км/ч: 685
Крейсерская скорость, км/ч: 610
Практическая дальность, км: 6500
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 5.

Ледовый разведчик Ил-24Н на стоянке.

Ледовый разведчик Ил-24Н на стоянке.

Ледовый разведчик Ил-24Н на стоянке.

Ледовый разведчик Ил-24Н на стоянке.

Ил-24Н заходит на посадку.

Буксировка Ил-24Н на стоянку.

Самолеты ледовой разведки Ил-24Н на стоянках.

Ил-24Н. Рисунок.

Ил-24Н. Схема.

.

.

Перечень источников:
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Михаил Сунцов. Армейские профессии известного самолета.
Крылья Отчизны. Сергей Цветков. Смена репертуара.

Арктика — Наша! Российские Военные Строят Новые Объекты!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Фронтовой разведчик як-9р.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1943 г. Як-9Р (разведчик) с двигателем ВК-105ПФ и винтом ВИШ-61П воображал собой модификацию…

  • Фронтовой разведчик ту-2р.

    Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1942 г. Шла солдата и армия потребовала от ВВС данных воздушной разведки. Специальных самолетов с…

  • Морской ближний разведчик мбр-5.

    Разработчик: ОКБ Бериева Страна: СССР Первый полет: 1935 г. В первой половине 30-ых годов XX века Георгия Михайловича Бериева прописали главой бригады №…

  • Опытный легкий бомбардировщик/разведчик breda ba.75. италия

    По прошествии судьбы одного поколения возможно сообщить (не смотря на то, что и с некоей долей цинизма), что с технической точки зрения гражданская война…

  • Стальные разведчики

    С незапамятных времен про разведку говорят, что она глаза и уши армии, что она острие разящего меча армии. Не устарело это крылатое выражение и в XXI…

  • Морской дальний разведчик мдр-5.

    Разработчик: ОКБ Бериева Страна: СССР Первый полет: 1938 г. Отечественные дальние гидросамолеты продолжительное время оставались только в умелых…