Авиационная аэробаллистическая ракета х-15 («изделие 115», ркв-15).

Разработчик: МКБ «Радуга»
Страна: СССР
Начало разработки: 1974 г.
Серийное производство: 1978 г.
Принятие на вооружение: 1988 г.

Развитие ПВО потребовало создания средств защиты дальних бомбардировщиков. В первой половине 70-ых годов XX века в МКБ «Радуга» началось проектирование ракеты, предназначенной для уничтожения ЗРК громадной дальности типа «Патриот» и стационарных наземных целей. Компоновка ракеты с несущим корпусом в виде тела вращения была выбрана аналогичной американской УР AGM-69 SRAM.

Она взяла инерциальную навигационную совокупность. Оборудование носителя фиксировало работу РЛС соперника, определяло ее координаты и создавало их ввод в совокупность управления пуском СУРО-1. Характеристики оборудования и высокая скорость ракеты (соответствует числу М=5) разрешает оперативно реагировать на появившуюся угрозу.

Ракета создана в МКБ «Радуга» под управлением главного конструктора И.С.Селезнева. Опытные образцы X-15 были изготовлены НПО «Радуга» во второй половине 70-ых годов двадцатого века. Опробования Х-15 с борта самолета Ту-22М3 проводились в конце 70-х годов.

Базисный вариант X-15 с ядерной боевой частью принят на вооружение в первой половине 80-ых годов двадцатого века. Серийное производство организовано на Дубненском машиностроительном заводе — ДМЗ (до 1982 года ДМЗ входил в ПО «Радуга»).
Самолетами-носителями ракеты Х-15 стали Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. Усовершенствованный вариант ракеты Х-15П оснащается пассивной радиолокационной головкой самонаведения (ПРГСН) и осколочно-фугасной боевой частью и рекомендован для поражения РЛС соперника. Ракета Х-15П принята на вооружение дальней авиации ВВС СССР во второй половине 80-ых годов двадцатого века.

Авиационная аэробаллистическая ракета х-15 («изделие 115», ркв-15).

Проекции ракеты Х-15. Схема.

Как не владевшая стратегическими возможностями, совокупность Х-15 не подпадала под воздействие интернациональных ограничительных контрактов и ее существование не обнародовалось кроме того в эру гласности до самого марта 1992 года, в то время, когда эти ракеты были представлены на правительственном показе новой техники на аэропорте Мачулищи. Любопытно, что на первых публичных показах эти Х-15 назывались значительно заниженными и ее дальность считалась не превышающей 150 км — в два раза ниже настоящей.

До предполагавшегося оснащения Х-15 тяжелых бомбардировщиков Ту-160 дело не дошло. В комплексе оружия самолет имел возможность нести до 24 ракет на четырех МКУ в двух грузоотсеках, но приоритет был дан крылатым ракетам громадной дальности X-55, более отвечающим стратегическому назначению автомобили.

Ракета Х-15 имеет несущий корпус цилиндрической формы и три аэродинамических руля. Грузовой и приборный отсеки ракеты выполнены в виде цельносварной конструкции из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5. Хвостовая часть — из ОТ4-I и ВТ-5. Отсеки фюзеляжа имеют наружную теплоизоляцию ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию. Рули всецело поворотные, изготовлены из титанового сплава ОТ-4 с наружным теплозащитным покрытием.

Носки рулей изготовлены из жаропрочного вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов — из жаропрочной стали ВЖ-100. Обтекатель оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2.

Поверхность планера ракеты имеет металлизированное покрытие для улучшения отражательных черт при радиолокационном облучении.

Ракета Х-15 в экспозиции музея Дальней авиации.

При освоении ракеты в производстве во второй половине 70-ых годов двадцатого века был внедрен новый технологический процесс по изготовлению обтекателей двухслойной конструкции в твёрдых прессформах способом пропитки под давлением с одновременной запрессовкой на клее ВК-20 двух железных рам. Помимо этого, был внедрен технологический процесс нанесения теплозащитного материала МКТ конкретно на железные отсеки в твёрдых прессформах способом пропитки под давлением, и процесс нанесения теплозащитного материала на рули способом автоклавного вакуумного формования.

Отрабатывался и технологический процесс по изготовлению обтекателя трехслойной конструкции на связующем материале К-9-70. Сперва формовался слой из ткани ТС-8/3-КТО, второй слой — из Т-11-Р и третий из ТС-8/3-КТО. Любой слой потребовал собственной термической обработки.

Громадные трудности были при обработке разработки теплоизоляции гаргротов изделия. Сущность в том, что по окончании нанесения теплозащитного слоя была нужна его термическая обработка, в ходе которой нарушались геометрические размеры подробностей из стеклопластика.

Тогда было издано постановление об изготовлении железных подробностей не по конструкторскому чертежу, а по технологическому с упреждением размеров на величину деформации при прессовании в твёрдой прессформе. Появилась необходимость изготовления и крупногабаритных металлических подробностей, требующих весьма твёрдых условий термической обработки. Оборудования подходящего не было.

Была создана и выстроена первая печь ПАП — крупногабаритная, высокотемпературная печь с перепадом температур по территориям ±5°С. Это разрешило как следует проводить термообработку подробностей (без остаточной деформации), а время от времени в твёрдых приспособлениях (термокалибровка). Таким способом обрабатывались обе чайки из сплава ВТ-20.

В ходе отработки разработки изготовления обтекателей, отсеков планера ракеты, гаргротов, нанесения наружного теплозащитного покрытия этих агрегатов и в опробованиях активное участие принимали эксперты МКБ «Радуга» С.Н.Озеров, Б.И.Маков, А.А.Осоченко, В.С.Солдатенков, М.А.Харченко, С.А.Куманькова. Очень важная работа была совершена с университетом им. Патона по оснащению и разработке производства металлическими отливками конусов способом центробежного электрошлакового литья (ЦЭШЛ).

Но, к громадному сожалению, эту работу закончить не удалось ввиду конверсии.

Бортовая совокупность управения ракетным оружием самолета-носителя СУРО (к примеру, Ту-22М3) снабжала целеуказание, подготовку к стрельбе и управление пусковыми установками. ввод и Обнаружение целей их координат имел возможность осуществляться как заблаговременно так и по время полета носителя с применением бортовых средств обнаружения целей. Применяя навигационные эти от навигационного комплекса самолета-носителя СУРО создавала ввод и подготовку полетного задания в инерциальные совокупности управления ракет.

Новшеством стал твердотопливный двигатель уникальной конструкции, в первый раз в СССР использованный на ракете для того чтобы класса. Двигатель — двухсекционный двухразового включения РДТТ-160 (9А2001) разработки Моторостроительного Проектного Бюро (с 1986 года ОКБ «Альянс»). Двигатель включал в себя две секции — стартовую и маршевую, поделённые перегородками и оснащенные любая собственной совокупностью зажигания.

Горючее — смесевое, с отливкой конкретно в корпус двигателя с профилированным внутренним каналом звездообразного сечения.

На стратосферном участке траектории ракета управлялась двигательной установкой реактивной стабилизациии (ДУРС) «161» («160.10», 9Ж2001), сопла которой (на компоновочной схеме обозначены как пиросвечи ДУРС) были установлены параллельно аэродинамическим рулям и качались вместе с ними. ДУРС воображал из себя собственного рода треугольник, образованный тремя газовыми колонками, соединёнными коллектором.

Снизу к колонкам присоединялись газогенераторы, кроме этого соединённые треугольником посредством особых кронштейнов. Газогенераторы запускались посредством пиросвечей ПС-410, заимствованных с макеевских ракет. Сопла крепились по три в ряд параллельно плоскости аэродинамических рулей на трубках-газоводах, свёрнутых в спиральную пружину и припаянных к колонкам.

Сопла наворачивались на резьбовые втулки, каковые крепились на неспециализированной колодке, в которую впаивались трубки.

Компоновочная схема ракеты Х-15.

Предполагалось использование ракеты по различным типовым траекториям от полета на малой высоте до баллистического высотного полета на большой скорости. Ракета Х-15 сбрасывается с пусковой установки, по окончании чего производится запуск двигателя. Двигатель, трудящийся на стартовом режиме, снабжает разгон ракеты с комплектом высоты до сорока километров.

В будущем двигатель переходит на маршевый режим работы, а ракета движется по траектории близкой к баллистической, разгоняясь до гиперзвуковой скорости. Включение совокупностей самонаведения ракет Х-15П и Х-15С осуществляется на конечном участке траектории. При утраты цели и при выключении РЛС соперника перемещение осуществляется в точку прицеливания посредством инерциальной совокупности управления.

Полет Х-15 к цели на удалении 200 км занимает около 180-200 сек., фактически не оставляя сопернику времени на реагирование, а высотный профиль полета делает ее недосягаемой для ЗУР и истребителей.

Схема наведения ракеты Х-15.

Схема наведения ракеты Х-15С.

Модификации:
Х-15 — базисный вариант, ядерная боевая часть, совокупность наведения инерциальная без коррекции.
Х-15П — предназначена для противодействия радарам совокупностей ПВО соперника. Боевая часть осколочно-фугасная. Совокупность коррекции наведения пассивная, по радиолокационному лучу от цели.
Х-15С — противокорабельная ракета. Боевая часть кумулятивно-фугасная. Совокупность коррекции наведения активная, радиолокационная.

Большая дальность пуска зависит от размеров цели и образовывает 60-150 км.

ТТХ:

Модификация: Х-15 / Х-15П / Х-15С
Протяженность, мм: 4780
Размах крыла, мм: 800 / 800 / 920
Диаметр корпуса, мм: 455
Вес, кг: 1100 (1200) / 1200 / 1200
Двигатель: РДТТ-160
Совокупность наведения: инерциальная / инерциальная + пас. РЛГСН / инерциальная + акт. РЛГСН
БЧ: термоядерная, 350 кТ / осколочная / проникающая
Вес БЧ,кг: 250 / 150 / 150
Дальность, км: 50-280 / до 150 / 50-150
Скорость полета, М: 5
Скорость носителя, м/с: 300-600
Высота пуска, км: 0,3-22
Высота полета, км: до 40
Самолет-носитель: Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160 / Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160 / Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160, Су-27К, Су-27ИБ.

Ракета Х-15 на транспортной тележке.

Ракета Х-15 на транспортной тележке.

 Ракеты Х-15 на револьверной пусковой установке МКУ-6-1.

Ракета Х-15С.

Проекции ракеты Х-15П. Схема.

.

.
Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты громадной дальности.
космонавтика и Авиация. № 9 за 2005 г. В.Марковский, К.Перов. Ракеты типа Х-15.

Отделение спутников Iridium от разгонного блока (смоделировано в EULER)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: