Планер авф-20.

      Комментарии к записи Планер авф-20. отключены

Разработчик: А.С.Яковлев
Страна: СССР
Первый полет: 1925 г.

К третьим планерным соревнованиям Яковлев спроектировал усовершенствованный тренировочный планер АВФ-20, отличавшийся от АВФ-10 улучшенными обводами. Сейчас уже практически все чертежи и расчёты были сделаны самим Яковлевым. Для этого было нужно проработать соответствующую литературу.

Планер строился в мастерских АВФ товарищами Яковлева — мотористами летного отряда Академии. Планер отличался громадной продуманностью конструкции, более чистым исполнением, и прочность его не внушала сомнений.

Осень 1925 года. Наступило время 3-их Всесоюзных планерных состязаний, подготовка к каким велась с мая.

Феодосийские окрестности снова запестрели долгими телегами — «мажарами» с планерами, следующими на известную гору Узун-Сырт, которая приобрела новое наименование — «гора Клеменьева». Она была названа в память о погибшем 11 сентября 1924 года на II опробованиях морском летчике П.В.Клементьеве, пилоте и конструкторе планера АВФ-11 «Комсомолец». Один из планеров назвали «Морлет Клементьев».

Флаг на старте был поднят 14 сентября, но в первые дни дул не сильный ветер и потому с 16 по 26 сентября проходили только маленькие тренировочные полеты. Только 27 сентября подул резкий северный ветер и начались состязания, длившиеся до 11 октября.

Технический комитет создавал опробования на прочность, загружая автомобили песком по установленным нормам, по окончании чего планер выходил на балансировку и после этого уже передавался в тот либо другой отдел для полетов. Наряду с этим машине выдавался формуляр, где указывалась категория планера, и сила и порывистость ветра, при которых этот планер может летать.

Всего прибыло 47 планеров, включая семь германских. Из них 22 рекордных, 5 тренировочных, 11 учебных и 9 экспериментальных.

Одноместный АВФ-20 относился к самой немногочисленной категории тренировочных автомобилей и имел на киле букву «Т». На руле высоты стоял стартовый номер «2», и планер вторым был выпущен в атмосферу 16 сентября 1925 года. АВФ-20 продемонстрировал хорошие летные качества уже в первые дни.

Он выполнил много полетов и парил при маленьком ветре. 3 октября на АВФ-20 испытывался «прибор, показывающий угол атаки крыла и крены».

АВФ-20 пользовался громадным успехом у летчиков, и по окончании соревнований Яковлев был отмечен грамотой и денежным призом Авиахима «За лучшую конструкцию тренировочного планера». Грамоту подписал И.С.Уншлихт, глава бюро Президиума Альянса Авиахим СССР. Уншлихт в 1925-1930 годы был помощником главы Революционного военсовета СССР и помощником наркома во армейским и морским делам.

В грамоте говорилось, в частности: «Ваше участие в этих состязаниях помогало их высокому подъёму и успеху уровня публичных и технических достижений советского планеризма: Президиум Альянса Авиахим СССР приносит Вам искреннюю признательность за Вашу плодотворную работу и требует продолжать ее в будущем».

Кстати, для опробований АВФ-20 Яковлеву представили молодого военного летчика. Это был Павел Яковлевич Федрови, будущий испытатель истребителей «Як» во время Отечественной войны. Вот как об этом вспоминал сам Яковлев:

«В 1925 году, на планерных состязаниях в Коктебеле, мне представили сухощавого черноволосого молодого человека в форме армейского летчика.
— Вот летчик для опробований вашего планера, Павел Яковлевич Федрови, познакомьтесь.
Юность летчика, назначенного на мой планер, меня пара смутила. Если сравнивать с мастерами летного дела того времени, такими, как Арцеулов, Юнгмейстер, Кудрин и другие, Федрови смотрелся не хватает солидно. Да и в общении с ним другие летчики держали себя покровительственно, как с юношей, обращаясь к нему не по имени-отчеству, а просто Паша. А кое-какие именовали его кроме того Пашка-цыган, за смуглость.

Но ничего не сделаешь, раз назначен, мне, как конструктору, необходимо было познакомить его с планером и договориться по поводу полетов.

Наконец все приготовления и необходимые разговоры были закончены. И все же меня мучили сомнения по поводу Пашиной квалификации. Уже перед самым полетом я задал вопрос его, на каких самолетах он летает. На это он, не вспоминая, лихо ответил:
— Как на каких?! На всех. Не считая заграничных, само собой разумеется, — добавил он.
Лучше бы мне и не задавать ему этого вопроса. Его ответ неординарно взволновал меня. Так как в то время, в 1925 году, у нас еще не было собственных отечественных конструкций самолетов и отечественные летчики по большей части летали на заграничном трофейном старье. Но делать было нечего. Планер стоял на старте.

Команда растягивала амортизаторы, а Федрови привязывался ремнями к сиденью.
— Готово, давай! — крикнул Паша.
Амортизатор натягивался все больше, стартер взмахнул флажком, планер покатился, медлено отделился от почвы, пролетел некое время, внезапно завилял хвостом, накренился, стукнулся правой стороной шасси о почву, чиркнул крылом, сильно развернулся и был на брюхе, со сломанным шасси.
— Так я и знал! — крикнул я в отчаянии, подбегая к распластавшемуся на земле планеру и готовый избить незадачливого летчика-испытателя.
— Какой вы летчик? Вы, товарищ, подлец, а не летчик! — не выдержал я чуть не плача.
— Всяко не редкость, — сообщил Паша. — Ничего, не переживайте, чините шасси, попытаемся еще разок.
Шасси мы, действительно, скоро починили. Позже на планере различными летчиками было совершено большое количество успешных полетов, но Паше, ясно, летать на нем уже не было нужно».

История АВФ-20 взяла продолжение на IV Всесоюзных планерных состязаниях 1927 года, где он, не участвуя в главных соревнованиях, активно применялся как тренировочный. На нем был выполнен 41 полет.

По воспоминаниям П.В.Флерова, на нем летали сперва С.А.Корзинщиков (будущий летчик-испытатель) и Е.С.Птухин (будущий Герой Советского Союза, сражавшийся в Испании). Позже их перевели на другие планеры, а АВФ-20 передали тренировочной группе, в которую входил С.П.Королев, помощник директора планерной школы.

Это первенствовал выпуск Столичной планерной школы, направленный в Крым, поскольку изучалась возможность обучения полетам, начиная с планеров. Сам Королев на АВФ-20 не летал, а летали на нем А.А.Сеньков, В.М.Ефимов, П.В.Флеров.

По окончании того как Флеров разбил планер на посадке, его вернули и на нем летал А.А.Сеньков. На снимках 1927 года АВФ-20 уже с заостренной носовой частью.

Об изюминках АВФ-20 говорит следующая записка А.С.Яковлева, датированная 1925 годом.

«В жюри конкурса планеров.

Планер АВФ-20, что я воображаю на конкурс, в аэродинамическом отношении ничем не отличается от прошлогоднего моего планера АВФ-10. Так как по отзывам летчиков, АВФ-10 по управляемости, устойчивости и полетным качествам в переделке не испытывает недостаток, я решил поменять в нем кое-какие конструкции и нерациональные детали.

Главные конструктивные трансформации следующие:
-Крылья крепятся к маленькому центроплану, лежащему на фюзеляже, что упрощает сборку. (В прошедшем сезоне крылья скреплялись и накладывались на фюзеляж).
-Поменяна конструкция лонжеронов крыла. Лонжерон коробчатого сечения забит 1 мм фанерой, через каждые 75 см стоит бобышка.
-Кабанчик трехстоечный без расчалки.
-Управление самолетное облегченное.
-Поменяна схема управления.
-Увеличено сечение стоек и лонжеронов фюзеляжа.
-Поменяно крепление всех рулей.
-Поменяны кабанчики.

Вышеозначенные трансформации существенно упростят сборку и при надлежащем исполнении дадут уверенность летчику, что планер не рассыплется в воздухе.
Аэродинамического расчета не воображаю, поскольку полеты, идеальные на планере АВФ-10 обосновывают его хорошие качества лучше всякого расчета.

Планер рекомендован для тренировочных и учебных полетов. Перегрузочные коэффициенты при расчете на прочность забраны как для тренировочного планера.»

ЛТХ:

Модификация: АВФ-20
Размах крыла, м: 12,00
Протяженность, м: 6,70
Высота, м: 2,88
Площадь крыла, м2: —
Масса, кг
-безлюдного: 132
-полетная: —
Макс. аэродинамическое уровень качества: —
Экипаж, чел: 1.

Планер авф-20.

Планер АВФ-20. Узун-Сырт, Коктебель. Сентябрь 1925 г.

Планер АВФ-20. Узун-Сырт, Коктебель. Сентябрь 1925 г.

Несколько планеристов на фоне АВФ-20. Слева направо: Карапалкин, Крысанов, Королев, Ефимов, Гродзянский, Сеньков, Люшин, Венслав, Флёров, Моисеев. IV Всесоюзные планерные состязания.

Коктебель. Сентябрь 1927 г.

Планер АВФ-20 на взлете. III Всесоюзные планерные состязания. Коктебель. Сентябрь 1925 г.

Планер АВФ-20 в полете. III Всесоюзные планерные состязания. Коктебель. Сентябрь 1925 г.

Планер АВФ-20 с поменянной, по окончании ремонта, носовой частью. IV ВПС. Коктебель. Сентябрь 1927 г.

Планер АВФ-20 в полете. IV Всесоюзные планерные состязания. Коктебель. Сентябрь 1927 г.

Планер АВФ-20 в полете. IV Всесоюзные планерные состязания. Коктебель. Сентябрь 1927 г.

Планер АВФ-20 заходит на посадку. Коктебель. Сентябрь 1927 г.

Несколько планеристов у планера АВФ-20. Коктебель. Сентябрь 1927 г.

АВФ-20 (до ремонта). Рисунок.

АВФ-20. Схема 1.

АВФ-20. Схема 2.

АВФ-20. Схема 3.

.

.

Перечень источников:
Ю.Засыпкин, К.Удалов. Планер АВФ-20.
Авико Пресс. Ю.Засыпкин, К.Удалов. Самолеты АИР.
Авиако Пресс. Иллюстрированная энциклопедия самолетов ОКБ А.С.Яковлева.
А.П.Красильщиков. Планера СССР.

Monster Planer

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планер авф-10.

    Разработчик: А.С.Яковлев Страна: СССР Первый полет: 1924 г. В первой половине 20-ых годов двадцатого века 15-летний школьник Александр Яковлев прочел…

  • Планер бич-2 «парабола».

    Разработчик: Б.И.Черановский Страна: СССР Первый полет: 1924 г. По окончании неудачного дебюта с планером БИЧ-1, Б.И.Черановский выстроил новый планер —…

  • Планер л-1 «тандем».

    Разработчик: И.А.Лойко Страна: СССР первый полет: 1925 г. III Всесоюзные планерные состязания состоялись на горе Клементьева в 1925 году. В них…

  • Планер ск-9.

    Разработчик: С.П.Королев Страна: СССР Первый полет: 1935 г. Назначение: двухместный планер для дальних полётов и буксировочных перелётов на дальность на…

  • Десантный планер ц-25.

    Разработчик: Цыбин Страна: СССР Первый полет: 1944 г. В случае если центром горного (в потоках обтекания) планеризма в 1920-е годы был Коктебель, то с…

  • Планер а-9.

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1948 г. А-9 — одноместный рекордный планер-паритель конструкции О.К.Антонова. Выстроен во второй…