Планер авф-10.

Разработчик: А.С.Яковлев
Страна: СССР
Первый полет: 1924 г.

В первой половине 20-ых годов двадцатого века 15-летний школьник Александр Яковлев прочел книгу по истории техники. В одной из глав говорилось о происхождении авиации, имелось описание модели планера и была приложена ее схема. И вот, как вспоминает А.С.Яковлев в собственной книге «Рассказы авиаконструктора»: «…квартира перевоплощена в мастерскую.

Пахнет клеем, пол завален обрезками и стружками бумаги. Никаких игр, прогулок, развлечений. Больше месяца строил я модель планера из узких сосновых планок, обтянутых бумагой и скрепленных клеем и гвоздями. Модель имела два метра в размахе, и дома, очевидно, испытать ее было нереально.

Было нужно разобрать модель и перенести в школу.

В громадном зале, при праздничной тишине, в присутствии множества интересных я запустил собственный первый летательный аппарат, и он пролетел метров пятнадцать. Эйфории не было финиша. Беспокойство охватило всех. Модель парила, летала, я почувствовал ее перемещение, жизнь!

И тут появилась моя страсть к авиации».

В августе 1923 года А.Яковлев организовал первую в Москве школьную ячейку Общества друзей воздушного флота — ОДВФ. Энтузиасты авиации школы № 50, а их набралось около 60 человек, строили модели, а позже приступили к изготовлению планера. К тому времени организатор кружка окончил школу, принимал участие в постройке планера «Макака» Н.Д.Анощенко и в осеннюю пору 1923 года помогал испытывать его на первых Всесоюзных планерных опробованиях в Коктебеле.

В том месте и пришло решение — посвятить собственную жизнь авиации.

Появилась идея попытаться самому сконструировать настоящий планер. Было нужно осваивать теорию проектирования, расчет на прочность — по книгам, по конспектам слушателя Академии воздушного флота С.В.Ильюшина, что с радостью помогал советом, разъяснял непонятное.

В начале 1924 года проект готов. (Начальный эскиз А.С.Яковлева сохранился у М.К.Тихонравова и по сей день экспонируется в музее Н.Е.Жуковского.)

чертежи и Расчёты рассмотрены и утверждены к постройке в техбюро планерного кружка Академии воздушного флота имени Н.Е.Жуковского — АВФ (с апреля 1925 года — Военная воздушная академия). Сейчас возможно приступить и к изготовлению. Дабы отыскать средства на приобретение нужных материалов и инструментов кружковцы организовали платный ученический вечер ОДВФ. Пара школьников сделали доклад на неспециализированную тему «От обоготворения и таинственности природы к ее порабощению».

В планерный кружок, созданный ячейкой ОДВФ школы № 50, записалось более 20 работа и человек закипела.

Материалы добывали на авиационном заводе, но все до последней мелочи делали сами. Неспешно в гимнастическом зале школы начал вырисовываться каркас планера. Девочки обшили его перкалем.

Особая рабочая группа дала хорошее заключение.

Яковлев и его ближайшие ассистенты Гришин и Гуща вместе с планером отправились в Коктебель на Всесоюзные планерные опробования. (Потом А. Гуща стал армейским летчиком. Гришин, либо как он сам себя именовал не обращая внимания на юный возраст «Александр Павлович Гришин», — худощавый курносый 14-летний парнишка. Дальнейшее его будущее малоизвестна. в один раз А.С.Яковлев упомянул, что настоящая фамилия «Гришина» — Свобода и он чех по национальности). Это были грандиозные по тем временам соревнования.

С различных финишей СССР прибыло 49 планеров — невиданное ни для одних зарубежных состязаний количество.

За маленькое время по окончании первого слета, проводившегося всего за девять месяцев до этого с участием девяти планеров, молодежи удалось при ничтожных технических возможностях и по большей части кустарным методом выстроить много хороших планеров.

Главой комитета по проведению опробований был слушатель АВФ С.В.Ильюшин. Перед сборкой подробности каждого планера подвергались обследованию технической рабочей группой, которую возглавлял доктор наук В.П.Ветчинкин.

Взял первенец и окончательное одобрение А.С.Яковлева — тренировочный планер, названный АВФ-10 (т.е. 10-й планер Академии воздушного флота).

11 сентября планер со стартовым номером «16» на киле и надписью на фюзеляже «АВФ-10», сделанной характерным для того времени угловатым шрифтом, был доставлен на гору Кара-Оба. Это одинокий бугор высотой 60-70 м над окружающей равниной, с пологими склонами, удобными для пробных и учебных полетов. Летчик В.Е.Сергеев привязался ремнями и стартовая команда выпустила планер в его первый, балансировочный полет. Для планера таковой полет равносилен подлету самолета.

Летчик не отцепляет буксирного троса, а стартовая команда бежит рядом с планером, держась за веревки, привязанные к финишам крыла и хвосту. Установив, что аппарат центрирован верно, разрешали свободный полет.

Первый свободный полет В.Е.Сергеева на АВФ-10 состоялся 15 сентября 1924 года на Кара-Оба и привлек общее внимание. Он был рекордным по длительности из всех полетов с пологого склона — 1 60 секунд 46 секунд. В планер поверили и с 18 сентября он начал летать практически каждый день не только с Кара-Оба, но и с северных склонов горы Узун-Сырт.

АВФ-10 пользовался громадной популярностью и летал неоднократно. В отчете о соревнованиях летчик Шмелев именовал его «очень летучим» и писал, что на нем «…множество летчиков, включая автора отчета, вылетался в планеристов. Практически при полном безветрии, с самым малым превышением места взлета над местом посадки, на этом планере получалось за время минутных полетов проходить расстояние по прямой до 600 м».

И потом: «Целый планер отличается очень успешными, в смысле аэродинамических качеств, формами. За время очень бессчётных полетов планер показал громадную летучесть, свойство взлетать при самом малом ветре (3 м/с), устойчивость и управляемость… Летая на АВФ-10, невольно поражаешься, как может столь неприхотливый аппарат, взлетая при ничтожном ветре на малой возвышенности, проходить расстояние, многократно превышающее то, которое думаешь пройти, направляясь в полет. В воздухе планер медлено и настойчиво идет вперед, как бы влекомый каким-то невидимым бесшумным мотором, в полной мере повинуясь перемещению рулей».

направляться заявить, что в собственном начальном виде АВФ-10 владел некоторыми конструктивными недочётами, к примеру в креплениях тросов, в схеме управления. Но, как отмечал один из участников соревнований инженер Е.И.Майоранов, «во время летной работы тов. Яковлев с присущей ему любовью и энергией удалил планер и дефекты имел возможность нести тренировочно-учебную работу».

24 ноября 1924 года в Москве в помещении кинотеатра «Шануар» («Тёмная кошка») проходило чествование участников состязаний. грамотами и Призами были отмечены 15 планеров. В их числе и АВФ-10 Яковлева — «одна из лучших автомобилей переходно-тренировочного назначения».

На базе планера АВФ-10 был начат проектированием, но не выстроен учебный планер АВФ-10бис по схеме «парасоль», т.е. с крылом, поднятым над фюзеляжем.

В следующем, 1925 году на очередных, третьих Всесоюзных планерных состязаниях показался похожий по схеме второй планер А.С.Яковлева АВФ-20, что кроме этого был отмечен грамотой и премией Авиахима, подписанной И.С.Уншлихтом «за лучшую конструкцию тренировочного планера», об этом — в следующей главе. Скоро А.С.Яковлев перешел к постройке спортивных самолетов собственной конструкции и в мае 1927 года Юлиан Пионтковский поднял в атмосферу его первую авиетку АИР-1 (ВВА-3).

«От модели — к планеру, от планера — к самолету» — так начался путь в авиацию Главного конструктора, два раза Героя cоцтруда, лауреата Ленинской и Национальных премий академика Александра Сергеевича Яковлева.

Краткое техописание АВФ-10.

Назначение: тренировочный планер; промежуточный тип — между учебным и рекордным.

Схема: растяжечный моноплан с толстым крылом, лежащим на фюзеляже, с центральной V-образной пирамидой (кабанчиком), расчаленной в продольном направлении двумя парами (спереди и позади) расчалок, каковые крепились к верхним лонжеронам фюзеляжа.

Фюзеляж: обтянутый перкалем древесный каркас из четырех ряда и лонжеронов стоек и распорок (квадратных рам), связанных между собой растяжками из металлической проволоки. На виде сверху сечение прямоугольное, на виде сбоку — сужается к хвосту. Носу фюзеляжа придана удобообтекаемая форма при помощи выгнутых реечек.

Сиденье пилота расположено впереди передней кромки крыла, что дает возможность и хороший обзор «ощущать ветер».

Крыло: складывается из двух лонжеронов коробчатого сечения с вырезами в вертикальных фанерных стенках, распорок, крестообразно расчаленных, и 35 нервюр, из которых пять коробчатых. Крыло обтянуто перкалем. Профиль «Прандтль № 365», постоянный по размаху, с постоянным углом установки.

Хвостовое оперение: расчаленный киль треугольной формы с рулем направления; горизонтальное оперение складывается из одного разгруженного руля высоты.

Шасси: складывается из двух древесных V-образных, укрепленных распорками подкосов, в нижних башмаках которых подвешена на амортизационном шнуре целая ось с парой облегченных колес.

ЛТХ:

Модификация: АВФ-10
Размах крыла, м: 12,00
Протяженность, м: 6,50
Относительное удлинение: 8,00
Высота, м: 1,21
Площадь крыла, м2: 18,00
Масса, кг
-безлюдного: —
-полетная: —
Макс. аэродинамическое уровень качества:-
Экипаж, чел: 1.

Планер авф-10.

Планер АВФ-10. II Всесоюзные планерные состязания. Коктебель. Сентябрь 1924 г.

Планер АВФ-10. II Всесоюзные планерные состязания. Коктебель. Сентябрь 1924 г.

Планер АВФ-10. II Всесоюзные планерные состязания. Коктебель. Сентябрь 1924 г.

Взлет планера АВФ-10. II Всесоюзные планерные состязания. Коктебель. Сентябрь 1924 г.

Планер АВФ-10 в полете. II Всесоюзные планерные состязания. Коктебель. Сентябрь 1924 г.

АВФ-10. Рисунок.

АВФ-10. Схема 1.

АВФ-10. Схема 2.

.

.

Перечень источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Ю.Засыпкин, К.Удалов. Планер АВФ-10.
Авико Пресс. Ю.Засыпкин, К.Удалов. Самолеты АИР.
Авиако Пресс. Иллюстрированная энциклопедия самолетов ОКБ А.С.Яковлева.

AVF-10 Glider Model 1:4

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планер авф-20.

    Разработчик: А.С.Яковлев Страна: СССР Первый полет: 1925 г. К третьим планерным соревнованиям Яковлев спроектировал усовершенствованный тренировочный…

  • Планер бич-2 «парабола».

    Разработчик: Б.И.Черановский Страна: СССР Первый полет: 1924 г. По окончании неудачного дебюта с планером БИЧ-1, Б.И.Черановский выстроил новый планер —…

  • Планер а-9.

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1948 г. А-9 — одноместный рекордный планер-паритель конструкции О.К.Антонова. Выстроен во второй…

  • Планер «коктебель».

    Разработчик: С.П.Королев, С.Н.Люшин Страна: СССР Первый полет: 1929 г. Планер «Коктебель» создан С.П.Королевым совместно с С.Н.Люшиным, выстроен во…

  • Планер авф-17 «одна ночь».

    Разработчик: Н.Н.Леонтьев, Н.Д.Жемчужин Страна: СССР Первый полет: 1924 г. Одноместный тренировочный планер конструкции слушателей АВФ Н.Н.Леонтьева и…

  • Планер а-15.

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1959 г. Планер-паритель А-15 создан в конструкторском коллективе, возглавляемом главным…