Разработчик: ОКБ Антонова
Страна: СССР
Первый полет: 1959 г.
Планер-паритель А-15 создан в конструкторском коллективе, возглавляемом главным конструктором О.К.Антоновым, во второй половине 50-ых годов двадцатого века и был спроектирован с учетом последних достижений планеризма в СССР и за границей. Строился серийно и много лет обширно эксплуатировался в планерных клубах как у нас в стране, так и за границей, к примеру в Голландии и Венгрии. На нем установлено более 20 всесоюзных и мировых рекордов.
Планер является цельнометаллический высокоплан со свободнонесущим крылом, V-образным оперением и одноколесным убирающимся шасси. Относится к открытому классу планеров. Вот какова его конструкция. Крыло однолонжеронной силовой схемы с железной обшивкой, из двух отъемных консолей, имеет у корня ламинарный профиль NACА 643618.
Форма профиля обеспечивается тридцатью нервюрами. Любая складывается из двух частей- носка и хвостика. Носовая часть каждой нервюры для получения большей точности профиля крыла собрана из двух половин — верхней и нижней. Лонжерон крыла балочного типа, складывается из стены и двух полок, выполненных из дюралюминиевых, прессованных профилей таврового сечения. Крыло снабжено выдвижными щелевыми закрылками, зависающими воздушными тормозами и элеронами.
Элероны крыла нещелевые, складываются из двух частей, поделённых по размаху, выполнены с применением пластмассы. Любой подвешен к крылу на шести петлях. Закрылок крыла, имеющий отклонение 18°, щелевой, выдвижной, укреплен на четырех кронштейнах с роликами, каковые ходят по направляюшим, установленным в крыле.
При отклонении закрылков значительно уменьшается скорость полёта и посадочная скорость при парении.
Для повышения угла планирования при посадке и уменьшения скорости пробега помогают тормозные щитки, размещенные за лонжероном каждой консоли между седьмой и десятой нервюрами и складывающиеся из двух половин — верхней и нижней. В то время, когда тормоза закрыты, они вписываются в контур крыла. В то время, когда же они выпущены, то представляют собой пластинки, поставленные под прямым углом к набегающему потоку.
Эти пластинки нарушают плавность обтекания крыла воздухом, что быстро увеличивает воздушное сопротивление планера и приводит к росту скорости его понижения. Пользуясь воздушными тормозами и закрылками. возможно с уверенностью сажать планер на маленькой площадке. По финишам крыла с целью предохранения от соприкосновений с почвой установлены обтекатели, изготовленные из стеклопластика.
Между первой и четвертой нервюрами размещены баки для водобалласта. Фюзеляж конструкции полумонокок складывается из 19 шпангоутов, посадочной лыжи и металлической обшивки.
Соединение обшивки осуществляется точечной электросваркой, на клею и заклепками впотай. В верхней части седьмого и восьмого шпангоутов установлены центральные балки, с которыми состыковано крыло. кабина и Фонарь размещены перед седьмым шпангоутом. Форма фонаря прекрасно вписана в контур фюзеляжа, каркас его выполнен из труб. Сиденье летчика произведено из листового дюралюминия, а каркас спинки сварен из металлических труб. Наклон спинки может регулироваться.
Расстояние от педалей до сиденья кроме этого регулируется по росту летчика. Под фюзеляжем между восьмым и девятым шпангоутами находится ниша шасси, куда убирается колесо, по окончании чего ниша закрывается створками. Воздушные тормоза управляются рукояткой, расположенной в кабине слева. На девятнадцатом шпангоуте крепится костыль, складывающийся из костыльной пятки и амортизатора.
В носовой части фюзеляжа между первым и вторым шпангоутами укреплен буксирный замок, а в самом носке фюзеляжа — приемник указателя скорости. Крыло с фюзеляжем планируют весьма скоро при помощи стыковочных деталей и болтов стыковки управления 8 крыле.
На планере предусмотрена установка радиостанции и кислородного оборудования. Электропитание обеспечивается аккумуляторной батареей. На приборной доске летчика имеются следующие устройства: магнитный компас, авиагоризонт. указатель скорости, двухстрелочный высотомер, высокочувствительный вариометр, индикатор — часы и манометр кислорода. Снизу размещены тумблеры включения оборудования, сверху — ручка буксирного замка.
Оперение V-образное, складывающееся из двух поверхностей, установленных под углом 45° к горизонтальной плоскости. Любая поверхность делится соответственно на две: неподвижную и отклоняемую. Неподвижные поверхности делают функцию стабилизатора и киля.
Отклоняемые трудятся как направления и рули высоты. Одновременное отклонение обеих половин рулей влево и вправо выполняется посредством педалей, вверх и вниз — соответствующим продольным перемещением ручки управления.
Неподвижная часть оперения собрана из нервюр, обшивки и лонжеронов, которая соединена с нервюрами на клею. Рули складываются из лонжерона, обода и нервюр, обшиты полотном. Шасси складывается из колеса 300 х 125 мм, всецело убирающегося в полете. Оно укреплено на вилке на кронштейне, размещенном на восьмом шпангоуте.
выпуск и Уборка шасси осуществляются механически — рычагом, расположенным справа от летчика. Колесо подвешено к вилке на амортизаторе.
ЛТХ:
Модификация: А-15
Размах крыла, м: 18,0
Протяженность, м: 7,20
Высота, м: 1,96
Площадь крыла, м2: 12,30
Масса, кг
-безлюдного: 310
-полетная: 390
Громаднейшее уровень качества планирования: 40
Мельчайшая скорость понижения, м/с: 0,69
Мин. скорость понижения с закрылками, м/с: 0,75
Посадочная скорость, км/ч: 70
Экипаж, чел: 1.
Планер-паритель А-15.
Планер А-15 на стоянке.
Планер А-15. На втором замысле самолёт-буксировщик Як-12.
Планер А-15. Аэропорт Пахомово, 1967 г.
Планер А-15 заходит на посадку.
Планер А-15 в полёте.
Планер А-15 в полёте.
Планер А-15.
Планер А-15 из коллекции авиазавода «Прогресс», г.Арсеньев.
Планер А-15 в музее ВВС Монино.
Планер А-15 в музее ВВС Монино.
Планер А-15. Где-то в Германии.
Кабина планера А-15.
А-15. Схема 1.
А-15. Схема 2.
А-15. Схема 3.
.
.
Перечень источников:
Кирилл Сорокин. Антонов А-15.
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Фотоархив сайта russianplanes.net
Планер ЕЖЕДНЕВНИК Антистресс на кольцах | StasiaCool DIY
Увлекательные записи:
- Дальний бомбардировщик дб-1 (ант-36).
- Легкий многоцелевой самолет як-58.
- Экспериментальный истребитель ла-138.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1957 г. А-11 — одноместный цельнометаллический рекордный планер-паритель конструкции О.К.Антонова….
-
Экспериментальные планеры «дископлан-1, -2».
Разработчик: Суханов Страна: СССР Первый полет: 1950 г. Высоко в небе, на фоне замечательного кучевого облака, показался необычный предмет. Из-за…
-
Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1939 г. Планер А-1 (Ус-4, т.е. «учебный, серии 4») являлся распространенным учебным планером. Кроме…
-
Разработчик: Ошкинис Страна: СССР Первый полет: 1957 г. В летном пути спортсмена-планериста имеются два этапа: первый — процесс обучения, второй —…
-
Экспериментальный планер маи-63.
Разработчик: МАИ Страна: СССР Первый полет: 1964 г. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века студенты самолетостроительного факультета А.Кривомлин,…
-
Разработчик: Пьецух Страна: СССР Первый полет: 1949 г. Планер ПАИ-6 конструкции А.И.Пьецуха был выстроен и прошел опробования во второй половине 40-ых…