Истребитель-перехватчик миг-17пф (сп-7).

      Комментарии к записи Истребитель-перехватчик миг-17пф (сп-7). отключены

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1952 г.Истребитель-перехватчик миг-17пф (сп-7).

24 мая 1952 года вышло Распоряжение Совета Министров СССР № 2460-933сс о разработке перехватчика МиГ-17 с РЛС РП-1 «Изумруд». Эта станция была создана в НИИ-17 под управлением главного конструктора В.В.Тихомирова и в марте 1952 года удачно прошла ГИ на умелом самолете СП-5, созданном на базе МиГ-15бис. Она снабжала автоматическое сопровождение цели, сопрягалась с оптическим прицелом АСП-3НМ и была признана армейскими самая подходящей для применения на одноместных истребителях.

Станция разрешала обнаруживать воздушные цели в пределах ±60° по азимуту и +26°, -16° по вертикали. Дальность обнаружения бомбардировщиков типа Ил-28 и Ту-4 составляла днем 5,6 км и 7,7 км, а ночью — 8,4 км и 11 км соответственно. При сближении с целью на 2 км машинально включалась прицельная антенна, разрешавшая создавать правильную наводку.

Перехватчик, оснащенный радиолокатором «Изумруд», взял в ОКБ-155 внутризаводской шифр «изделие СП-7». Установка новой РЛС и трех пушек НР-23 настойчиво попросила внесения в конструкцию самолета соответствующих трансформаций. Так, в носовой части разместили две антенны локатора: одну — под обтекателем в центре воздухозаборника, вторую — в его верхней «губе».

Если сравнивать с серийным МиГ-17 взлетная масса перехватчика возросла на 225 кг.

Постройка умелого СП-7 завершилась в середине августа 1952 и июля 8 года Седов в первый раз поднял его в атмосферу. Заводские опробования продемонстрировали, что скороподъемность, потолок и большая скорость перехватчика ниже, чем у серийных истребителей, а установленные в носовой части антенны ухудшили обзор. В мае 1953 года завершились Госиспытания, по результатам, которых был сделан вывод, что характеристики самолета приемлемы для принятия его на вооружение.

Перехватчик решили строить на фабриках в Неприятном и Тбилиси. Скоро он взял обозначение МиГ-17П. Самолет стал первым в СССР легким перехватчиком с РЛС, принятым на вооружение.

В январе 1954 года на ГИ была передана умелая машина с двигателем ВК-1Ф, взявшая шифр СП-7Ф с улучшенным размещением РЛС РП-1 «Изумруд». Опробования закончились в апреле с хорошей оценкой. В частности стало известно, что если сравнивать с МиГ-17П скороподъёмность самолёта и максимальная скорость существенно улучшились, но в связи с возросшей массой уменьшились дальность полёта и крейсерская скорость.

Модернизированный перехватчик был внедрен в серийное производство под обозначением МиГ-17ПФ. На нем разместили совокупность «Сирена-2» и навигационный штурманский индикатор НИ-50Б. Оружие складывалось из одной пушки Н-37Д и двух НР-23, или из трех либо двух НР-23. Главные отличия МиГ-17ПФ от МиГ-17:
-поменяны внешние и внутренние обводы головной части фюзеляжа для размещения антенны и блоков РЛС, что повлекло за собой повышение внешнего гидравлических потерь и сопротивления фюзеляжа воздушных каналов на входе;
-установлены тормозные щитки площадью 0,97м2;
-увеличен вес самолета на 225 кг;
-оружие складывается из трех пушек НР-23 с боекомплектом по 100 патронов;
-хвостовая часть подобна МиГ-17Ф.

В середине 50-х годов маленькое количество серийных перехватчиков оснастили радиокомандной совокупностью наведения «Горизонт-1». Такие самолеты взяли обозначение МиГ-17ПФГ.

За ним последовали — МиГ-17ПФ (СП-8) и МиГ-17ПФ с управляемыми ракетами К-13 (Р-3С). МиГ-17ПФ (СП-8)- истребитель-перехватчик с РЛС РП-5 «Изумруд-5». Распоряжением Совета Министров от 9 августа 1954 года и приказом МАП от 23 августа 1954 года установлен срок предъявления на национальные летные опробования — декабрь 1954 года. К разработке темы приступили в июле 1954 года.

Самолет был закончен в производстве и послан на заводские опробования 27 декабря 1954 года. Станция РП-5 представляла собой модернизацию станции РП-1 и имела последовательность трансформаций, разрешивших расширить дальность сопровождения цели и автоматического захвата до четырех километров, и осуществить защиту станции от несинхронных импульсных помех. По окончании успешных опробований РЛС РП-5 «Изумруд-5» была запущена в серийное производство и устанавливалась на самолетах МиГ-17ПФ (на заводе № 31 с декабря 1955 г.) и МиГ-19П.

В соответствии с ответом ГКАТ и ВВС от 21 января 1963 года, согласно соглашению от 24 января 1963 года ОКБ выпущены рабочие чертежи на доработку крыльев и электросхем под крепление пилонов, в производстве изготовлены подробности и в IV квартале 1963 года оборудован самолет МиГ-17ПФ с управляемыми ракетами К-13. На самолете произведен контрольный полет. В первой половине 60-ых годов двадцатого века совместно с заводом № 134 совершены летные опробования, каковые закончились хорошими результатами.

Фронтовые истребители в ограниченном количестве поступали и в авиацию ПВО, где они также завоевали хорошую репутацию, но до появления самолетов с ВК-1Ф очевидно недотягивали по высотным чертям. Но для ПВО предназначались в первую очередь перехватчики, и вот тут при освоении МиГ-17П в строевых частях появились неприятности. Оказалось, что система подготовки наведения и методика лётчиков не соответствовали возросшим возможностям автомобили.

По этому поводу заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Ю.А.Антипов вспоминал: «В середине 50-х годов ПВО Бакинского округа стали частенько тревожить разведчики, прилетавшие со стороны Ирана. Казалось бы, чего несложнее — наводи на них перехватчики МиГ-17П и делу финиш. Но все попытки были тщетны. Разведчик знал, что вся территория Каспийского моря поделена пополам между ПВО Казахстана и Азербайджана, и умело пользовался этим.

Маневрируя с запада на восток, он лишь злил ПВО обоих регионов и, сделав собственную задачу, уходил к себе. Когда разведчик попадал в поле зрения бакинской ПВО, сразу же поднимались перехватчики и наводились на цель, но летчики МиГ-17П ее не видели. Стали грешить на прицеливания и аппаратуру наведения. Для помощи мы с Г.Т.Береговым безотлагательно вылетели в Баку.

Скоро разобравшись в чем дело и сделав последовательность показательных перехватов пилотируемых мишеней Ил-28, поставили диагноз — через чур инертная работа наведения. До тех пор пока по инстанции от рядового оператора РЛС до летчика доходила информация о нарушителе, цель успевала уйти на большое расстояние, к тому же и выполнить маневр. В итоге летчик искал собственного соперника совсем в другом месте».

Много хлопот советской совокупности ПВО доставляли автоматические дрейфующие аэростаты. Не могли остаться в стороне от борьбы с ними и пилоты «семнадцатых». Так, летом 1954 года начальнику отдельной эскадрильи МиГ-17П к-ну Л.И.Савичеву удалось стереть с лица земли под Черновцами АДА, следовавший на высоте 10000 м, причем израсходовать для этого всего девять снарядов.

Через пара дней Савичев снова вылетел на перехват аэростата, но данный шар был на большей высоте, и не смотря на то, что летчик израсходовал целый боекомплект, сбить его не смог.

Остались в биографии встречи-17 и Миг с высотным американским самолетом-разведчиком U-2. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века один из летчиков Столичного округа ПВО, делая полет недалеко от столицы, заметил высоко над собой летательный аппарат незнакомой конструкции, что медлительно проплывал на эшелоне порядка 20 км. Дотянуться его не представлялось вероятным.

Об этом пилот доложил руководству, но ему не поверили — информация о новом разведчике в советскую совокупность ПВО еще не поступила. Операторы наземных РЛС кроме этого не смогли подтвердить факт полета американского самолета. Пара позднее им получалось в течение краткого времени обнаруживать высотную цель, но устойчивое сопровождение отсутствовало. Во второй половине 50-ых годов XX века над Приморьем два МиГ-17П из 17-го ИАП бесполезно пробовали дотянуться U-2.

В том же году летчик 9-го ГИАП недалеко от границы с Узбекистаном снова попытался перехватить U-2, причем смог выйти на потолок собственного «семнадцатого». Но американец тихо проследовал дальше на высоте более двадцати километров.

9 апреля 1960 года с авиабазы в Пешаваре (Пакистан) в очередной разведрейд на U-2 отправился Ф.Пауэрс. Он пересек советскую границу недалеко от Туркмении, на высоте 20-21 км сделал пара заходов над полигоном Армий ПВО недалеко от озера Балхаш, после этого развернулся, облетел полигон Байконур и, пробыв над территорией СССР 6ч. 48 мин., ушел за границу. U-2 остался недосягаем ни для перехватчиков корпуса ПВО, ни для истребителей 73-й Воздушной армии.

В надежде на то, что на обратном пути американский разведчик может снизиться, на его перехват встали два МиГ-17 из 156-го ИАП, базировавшегося на аэропорте Мары-2, причем летчики получили разрешение руководства на пересечение границы Ирана. Преследуя Пауэрса, МиГи углубились на территорию соседней страны до 300 км, но фортуна и на этот раз не помогла советским истребителям. Горючее скоро таяло, и они вынуждены были возвратиться на собственный аэропорт.

Примечательно, что правительство Ирана кроме того не сделало заявлений по поводу нарушения границы советскими самолетами.

С данной страной связаны еще пара эпизодов в биографии МиГ-17. Летом 1963 года со стороны Ирана нарушил воздушное пространство СССР двухмоторный поршневой самолет Aircommander-560. На его перехват начальник 17-й ИАД ПВО п-к А.Д.Котов поднял два МиГ-17П из 156-го ИАП. Перехватчики пилотировали начальник звена к-н Степанов и ст. л-т Судариков.

Летчики предприняли попытку посадить нарушителя, но тот, развернувшись, настойчиво прорывался к границе. Степанову было нужно открыть огонь. Самолет загорелся и упал в километре от границы на иранской территории. Как было установлено позднее, погибли полковник разведки и офицер Ирана американской армии. Интересно, что именно сейчас в Иране с дружественным визитом пребывала делегация СССР во главе с Л.И.Брежневым.

Через год еще один иранский Aircommander-560 пересек советскую границу в районе Серехса. На его перехват было поднято звено к-на Печенкина из того же полка. Истребители вынудили нарушителя приземлиться на один из запасных аэропортов в районе г. Мары.

Экипаж самолета потом был передан иранской стороне.

В противодействии самолетам-нарушителям учавствовали не только летчики ПВО, но и ВВС и авиации ВМФ. Как раз морским пилотам в собственности первая воздушная победа, одержанная на МиГ-17. 29 июля 1953 года в 6 ч. 56 мин. с аэропорта Николаевка была поднята пара 83-го ГИАП ВВС ТОФ в составе ведущего к-на А.ведомого и Рыбакова л-та Ю.Яблонского.

В 07.06 они взяли указание на перехват малоизвестного самолета, пребывавшего в воздушном пространстве СССР над Уссурийским заливом и двигавшегося на высоте 10000 м в направлении о. Аскольд. В 07.11 тихоокеанцы догнали американский стратегический разведчик RB-50 и пошли на сближение с ним. Наряду с этим от оборонительного огня «Боинга» машина Рыбакова взяла пробоины в носовой части и левой плоскости крыла.

В ответ пара МиГ-17 открыла стрельбу и в 07.16 все было кончено: RB-50, развалившись на части, упал в воду в 15 км южнее Аскольда. Из 17 членов экипажа, пребывавших на его борту, сохранился лишь второй пилот л-т Д.Роуг, которого по окончании достаточно продолжительного купания подобрали американские спасатели.

Но далеко не всегда встречи с янки заканчивались столь триумфально. 6 мая 1954 года воздушную границу СССР над Кольским полуостровом нарушили два В-47. На перехват была поднята пара МиГ-17 из 1619-го ИАП авиации Северного флота.

Пламя велся с громадной дистанции и был бесплодным. Вторичная атака еще одного МиГ-17 из 614-го ИАП кроме этого не принесла успеха. Через три дня лучший снайпер авиации Северного флота к-н М.Китайчик пробовал на еще совсем новом МиГ-17ПФ перехватить RB-47 недалеко от Архангельска. Самолеты обменялись выстрелами, но американец сумел уйти.

Ответил за эти неудачи командующий авиацией Северного флота генерал авиации И.И.Борзов, которого сняли с должности.

В том же году случился боевой дебют МиГ-17 за пределами СССР. Летом над Болгарией стал систематично оказаться непрошеный В-26, что, по всей видимости, делал разведмиссии в интересах ЦРУ. Войск СССР в стране уже не было, а болгарам противопоставить этому визитеру в то время было нечего, и они обратились с просьбой о помощи в Москву. В том месте ответ приняли скоро и отрядили в командировку звено МиГ-17ПФ из 3-го ГИАП во главе с ветераном в Корее к-ном А.А.Ждановичем.

Несколько перелетела на один из аэропортов под Бухарестом, потому, что в Румынии еще оставались советские части, и с конца июля начала делать патрульные полеты в болгарском небе. На задания летчики отправлялись по одиночке, а встретиться с американцем выпало самому начальнику. В одну из августовских ночей он нашёл нарушителя, продолжительно гнался за ним и сбил уже у самой границы.

В этом же месяце четверка Ждановича возвратилась в Альянс.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-17ПФ
Размах крыла, м: 9.60
Протяженность самолета, м: 11.68
Высота самолета, м: 3.80
Площадь крыла, м2: 22.60
Масса, кг
-безлюдного самолета: 4151
-обычная взлетная: 5550
-большая взлетная: 6280
-топлива: 1170
Тип двигателя: 1 х ТРД ВК-1Ф
Большая тяга, кН(кгс),
-форсажная: 1 х 33.10 (3380)
-нефорсажная: 1 х 25.50 (2600)
Большая скорость, км/ч: 1121
Практическая дальность, км: 1160
Практический потолок, м: 15850
Макс. эксплуатационная перегрузка: 8
Экипаж, чел: 1
Оружие: 3 х 23-мм пушки НР-23 с боекомплектом по 100 патронов
боевая нагрузка — до 500 кг на 4 узлах подвески.

Истребитель-перехватчик МиГ-17ПФ (СП-7).

Носовая часть МиГ-17ПФ (СП-7).

Серийный истребитель-перехватчик МиГ-17ПФ на стоянке.

Носовая часть серийного МиГ-17ПФ.

МиГ-17ПФ на стоянке.

МиГ-17ПФ. Вид спереди.

Истребитель-перехватчик МиГ-17ПФ заходит на посадку, тормозные щитки и посадочные закрылки выпущены.

МиГ-17ПФ ВВС ГДР на рулежке.

Обслуживание РЛС «Изумруд».

Обслуживание РЛС «Изумруд».

Кабина МиГ-17ПФ.

МиГ-17ПФ ВВС СССР. Рисунок.

МиГ-17ПФ ВВС ГДР. Рисунок.

МиГ-17ПФ ВВС БНР. Рисунок.

МиГ-17ПФ ВВС Египта. Рисунок.

Компоновочная схема МиГ-17ПФ.

МиГ-17ПФ. Схема.

.

.

Перечень источников:
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира.
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Крылья России. самолёты и История ОКБ «МиГ».
Время и Авиация. Ефим Гордон. В тени старшего брата.
Крылья Отчизны. Николай Якубович. 17-й из рода «МиГов».
Авиаколлекция ТМ. Николай Якубович. Истребитель МиГ-17.

Истребитель-перехватчик МИГ-25

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: