Пилотажный самолет як-18пм (пс).

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1965 г.Пилотажный самолет як-18пм (пс).

Первый мировой чемпионат по высшему пилотажу, прошедший в Праге в первой половине 60-ых годов двадцатого века, стимулировал стремительное развитие этого вида авиационного спорта. Еще в 60-х годах верховный пилотаж считался всего-навсего элементом летной подготовки и эффектным показательным номером на воздушных парадах. Сейчас же нужно было на интернациональных стартах защищать авиаспортивный престиж страны.

Чемпионат продемонстрировал, что победа на интернациональных соревнованиях зависит не только от мастерства пилота, но и от его автомобили. Началось стремительное совершенствование самолетов для высшего пилотажа, начали появляться особые акробатические спортивные автомобили.

У нас в то время на базе Як-18А был создан и выстроен одноместный спортивно-пилотажный самолет Як-18АП. Скоро он был модифицирован: кабина перенесена вперед, а шасси выполнено всецело убирающимся, причем стойки главного шасси складывались на протяжении размаха по направлению к фюзеляжу, а не на протяжении хорды крыла, как на Як-18А. Самолет называющиеся Як-18П строился серийно.

Успех отечественных спортсменов, выступавших в Испании на Як-18П, подтвердил, что советские конструкторы находятся на верном пути, но выявились и значительные недочёты летательного аппарата.

Модификация самолета была поручена группе молодых инженеров ОКБ А.С.Яковлева — недавних выпускников Столичного авиационного университета. На самолете, названном Як-18ПМ, поставлен новый двигатель АИ-14РФ мощностью 300 л.с. (вместо АИ-14Р в 260 л.с.), угол V-образности крыла для увеличения поперечной устойчивости в перевернутом полете был уменьшен, усилены кое-какие элементы конструкции и поменяна площадь компенсации рулевых поверхностей.

Кабина пилота была перемещена назад, дабы в полете летчик имел возможность видеть крыло на фоне линии горизонта и почву за задней кромкой крыла. Таковой обзор создавал пилоту неоспоримые тактические преимущества при исполнении комплекса над площадкой ограниченных размеров, заднее размещение кабины потом стало непременным для лучших спортивно-пилотажных самолетов.

Як-18ПМ имел ферменный фюзеляж, сваренный из металлических труб. На ферме крепилась легкая дюралевая опалубка, хвостовая часть обшивалась полотном. Обшивку носовой части составляли громадные съемные дюралевые панели — люки. Они облегчали доступ ко конструкции фюзеляжа и всем элементам оборудования. Двухлонжеронное железное крыло воображало собою центроплан с двумя отъемными консолями, каковые имели внутренние расчалки и обшивались полотном.

Подкосно-расчалочное хвостовое оперение дюралевой конструкции с полотняной обшивкой. Шасси самолета трехколесное с носовым колесом всецело убиралось в крыло и фюзеляж. Самолет снабжался тормозным щитком, расположенным на центроплане, что приводился в воздействие кнопкой на ручке управления.

Потом стало известно, что введение в воздействие тормозного щитка искажает рисунок фигуры, в следствии он был уменьшен, а позже и по большому счету снят.

Пилотажные качества Як-18ПМ удачно демонстрировались на IV чемпионате мира в Москве, прошедшем в 1966 году. Тогда отечественные спортсмены с громадным отрывом опередили собственных соперников. Полным мировым чемпионом стал коммунистический спортсмен В.Мартемьянов.

Среди дам победу одержала Г.Корчуганова. Самолет взял высокую оценку зарубежных лётчиков и специалистов, которым в Тушино по окончании соревнований была предоставлена возможность опробовать Як-18ПМ в воздухе. Эти автомобили интенсивно эксплуатировались в аэроклубах в течение десяти лет.

На базе Як-18ПМ был выпущен самолет Як-18ПС, главные его конструктивные изюминки — хвостовое колесо и предельно сокращенное оборудование. Самолет был на 100 кг легче собственного предшественника. На этих автомобилях летчики-спортсмены СССР участвовали в VI чемпионате мира в Англии.

Полное первенство тогда завоевали отечественные спортсмены — И.Егоров и С.Савицкая.

Модификации:
Як-18ПМ — вариант 1965г. для высшего пилотажа с двигателем Аи-14РФ мощностью 300 л.с., со смещенной назад кабиной, победитель мирового чемпионата по высшему пилотажу 1966г. в Тушино.
Як-18ПС — подобен варианту Як-18ПМ, но оснащен убирающимся шасси с хвостовым колесом, первый полет совершил в 1969 г.

ЛТХ:

Модификация: Як-18ПМ
Размах крыла, м: 10,60
Протяженность самолета, м: 8,00
Высота самолета, м: 2,20
Площадь крыла, м2: 17,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 810
-большая взлетная: 1110
Внутренне горючее, л: 130
Тип двигателя: 1 х ПД Прогресс АИ-14РФ
-мощность, л.с.: 1 х 300
Большая скорость, км/ч: 320
Крейсерская скорость, км/ч: 285
Практическая дальность, км: 400
Практический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 1.

Пилотажный самолет Як-18П.

Як-18П.

Прототип Як-18ПМ.

Прототип Як-18ПМ.

Прототип Як-18ПМ. Вид спереди.

Прототип Як-18ПМ.

Прототип Як-18ПМ в полете.

Прототип Як-18ПМ.

Як-18ПМ на стоянке.

Як-18ПМ на стоянке.

Як-18ПС на стоянке.

Як-18ПС выруливает на старт.

Як-18ПС по окончании взлета.

Як-18ПС. Рисунок.

Як-18ПМ. Схема.

.

.

Перечень источников:
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Крылья Отчизны. Вячеслав Кондратьев. Як-18ПМ.
Сергей Комиссаров. «Летающая парта» послевоенной эры.
Крылья Отчизны. Евгений Подольный. Самолет отечественной молодости.
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Сайт «Уголок неба». 2012 страница: «Яковлев Як-18ПМ».

Яковлев Як-18Т RA-44280 Замечательный пилотаж. 11.06.2016 МАРЗ

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: